Конспект коллаж - Матрёшка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект внеклассного занятия "Умелые ручки"

Тема: Коллаж "Матрёшка"

Цель:

  • познакомить с традиционными народными промыслами России;

Задачи:

- закреплять умения и навыки при работе с тканью;

- развивать аккуратность, координацию, мелкую моторику рук;

- воспитывать любовь к труду и творчеству.

Оборудование:

ТСО (презентация), шаблон матрёшек, клей, кисточка для клея (нужна если клей жидкий), простой карандаш, фломастеры, ножницы, подкладная доска, ткань (2х цветов), шаблон платка, шаблон лица.

Ход занятия

1. Организация занятия

- Сегодня нас ждёт встреча с игрушкой. Игрушка эта не простая: ее должен знать каждый.

Отгадайте загадку:

В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька. (Матрешка)

2. История создания матрёшки

- Давайте узнаем историю нашей красавицы.

  • Матрёшка - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно набирает популярность матрёшка с изображением портрета на ней - портретная матрёшка. Портретная матрёшка - новое направление в искусстве авторской матрёшки, характеризующееся наличием портретного изображения на кукле.

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859-1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве.

Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее- мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.

Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.

Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем бревна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.

К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу - неразборную - делают первой.

Когда матрешка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.

В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется как гуашь, так и масляные краски.

3. Знакомство с поделкой

- Рассмотрим вашу поделку. Из чего она сделана? (она сделана из ткани)

- С помощью чего сцеплены детали? (с помощью клея)

4. Правила техники безопасности

- Сначала повторим правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

  • Правила техники безопасности при работе с ножницами:

  • Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

  • Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край стола, кольцами к себе.

  • При работе внимательно следи за линией разреза.

  • Не работай тупыми ножницами, с ослабленным шарнирным креплением.

  • Не держи ножницы концами вверх.

  • Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

  • Не режь ножницами на ходу.

  • Не подходи к товарищу во время резания.

  • Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, кольцами вперед.

  • Не играй с ножницами, не подноси их к лицу, используй ножницы только по назначению.

  • Правила техники безопасности при работе с клеем:

  • При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

  • Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

  • Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

  • Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

5. Практическая работа

Шаг 1.
Подготовим рабочее место. Нам потребуется: шаблон матрёшек, клей, кисточка для клея (нужна если клей жидкий), простой карандаш, фломастеры, ножницы, подкладная доска, ткань (2х цветов), шаблон платка, шаблон лица. (слайд 2)

Шаг 2.
Если есть готовые шаблоны матрёшки, вырезаем шаблон. Если нет, то можно нарисовать шаблон матрёшки произвольной формы. Вырезаем шаблон матрёшки.

Шаг 3.
Переведём шаблон матрёшки на ткань. Положим ткань лицевой стороной вниз, шаблон придерживаем одной рукой. Обводим его и вырезаем. (слайд 3)

Шаг 4.

Вырежем из шаблона косынку матрёшки. Переведём её на другую ткань. Вырежем. (слайд 4)

Шаг 5. Приклеиваем все заготовки из ткани к основе из картона. (слайд 5)

Шаг 6.
Заготовим лицо. Для этого вырежем из косынки нужную деталь и переведём её на белый картон или альбомный лист. Вырезаем и рисуем лицо матрёшки.
(слайд 6)

6. Итог урока. Рефлексия

  1. Выставка работ.

  2. Анализ готовых работ.

- Какая из работ сделана наиболее аккуратно?

- Какие ошибки были допущены?

c) Рефлексия.

- На столе у вас лежат два смайлика (  и ). Кому понравилось наше занятие поднимите весёлый смайлик, если не понравилось то грустный.

Занятие закончено.



© 2010-2022