- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему
Конспект урока по русскому языку на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Филь О.В. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» с. Дивное
Конкурсный урок русского языка в 3 классе
УМК «Школа 2100»
Тема урока: «Окончание. Основа слова». Урок изучение нового материала. Цель: дать представление об окончании и основе слова. Задачи: Предметные: - формировать у учащихся умения находить окончание и основу слова; - закрепить и систематизировать знания о частях слова; - развивать орфографическую зоркость, стремление к расширению знаний, любознательность; -формировать отдельные приёмы учебно-познавательной деятельности: умение ориентироваться в задании, выполнять необходимые действия, осуществлять самоконтроль. Метапредметные: - определять учебную задачу (подведение к теме урока) -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осознание того, что усвоено и что ещё нужно усвоить; -оформлять свои суждения в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других; - совершенствовать коммуникативные навыки у учащихся; - развивать память, внимание, творческие способности. Личностные: - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; - оценивать результаты работы;
-контролировать выполнение задания;
- развивать самостоятельность, инициативность.
- воспитывать любовь и уважение к Родине, к окружающему миру.
Оборудование:
- Мультимедийное оборудование.
- Презентация к уроку.
- Пазлы из частей слова.
- Геометрические фигуры-схемы.
- Запись музыки.
- Переносная доска.
Оборудование для учащихся;
- Индивидуальные рабочие листы.
- Карточки с заданиями для групповой работы.
- Модели сердец.
Ход урока
Слайд 1
-
Организационный момент. Установка урока.
На фоне музыки: Учитель: - Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Приставим ладошку к груди... Что вы почувствовали? (как бьется сердце)
На партах у вас лежат модели сердец, представьте, что это ваше сердце. Покажите, как оно стучит. Слайд 2 (Показать вместе с детьми) -Я вижу, что оно бьется очень сильно. -Вы волнуетесь, потому что сегодняшний урок русского языка проведу у вас я. А зовут меня Ольга Викторовна. - Но я уверена, что вы все справитесь с трудностями, и к концу урока ваше сердце успокоится. А я вам в этом помогу.
Слайд 3 -Итак, начинаем работу.
- Ребята, работать вы будете на индивидуальных листах. Запишите на первых двух строчках дату - Двадцатое декабря, классная работа. Точки - это начало предложений.
- Сядьте правильно, следите за своей осанкой.
- Самоопределение в деятельности. Мозговой штурм.
- Ребята, скажите что вы видите на доске? (геометрические фигуры) - Какую связь они могут иметь с уроком русского языка? (ответы детей) - Чтобы ответить на этот вопрос, соберём из пазлов предложение.
-Москв- -а - - сердц - - е - нашей -Род- - ин - - ы-
- Обсудите задание в парах.
- Какое предложение у вас получилось? (ответы детей)
Москва - сердце нашей Родины.
- Построим предложение на доске. (У доски работают 2 человека). - Как вы понимаете смысл этого предложения? (спросить 2 человека) - Обратите внимание на знак между словами. Учитель читает и ставит тире.
III. Актуализация знаний. - Запишите это предложение и выделите орфограммы. -Объясните, какие же орфограммы встретились в предложении? - Ребята, вы обратили внимание, что слова в предложении выделены разным цветом. - Что обозначено красным цветом? (корень) - А посмотрите на фигуры. Какая фигура красного цвета? (овал) - Значит, что он обозначает? (корень) Учитель выделяет корень. - Что вы знаете об этой части слова? Ответы детей - Что обозначено зелёным цветом в предложении? (суффикс) - Какая фигура обозначает суффикс? (треугольник) Учитель выделяет суффикс. - Что вы знаете об этой части слова? - А какой части слова нет в предложении? (приставки) - Какая фигура обозначает приставку? (прямоугольник) Учитель выделяет приставку. - Что вы знаете о приставке? -Что обозначено черным цветом? (окончание) - Какая фигура обозначает окончание? (квадрат) - И вы знаете, что такое окончании? (ответы детей) IV. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы. А именно: Слайд 4 - Что такое окончание? √ - Для чего служит окончание? √ - Как найти в слове окончание?
- Я вижу затруднение в ответах. Слайд 5 - И у нас с вами возникла проблема, потому что не все знают ответы на вопросы. -Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с частями слова. Вы узнаете, какие ещё есть части слова.
V. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания. - Для решения возникшей проблемы проведём исследовательскую работу. - Сначала поработаем в группах. Возьми карточку под №1, прочитайте и выполните задание. Слайд 6
√ Родин…
√ без Родин…
√ с Родин…
√ к Родин… - Какое задание вы выполняли? ( Вставляли пропущенные буквы в данных словах) - Прокомментируйте, какие буквы вы вставили? (ответы детей) по щелчку -Это одно и тоже слово или разные слова? (одно и тоже) - Какой вывод вы можете сделать? - Что изменяется в слове? (окончание) - Значит, что такое окончание? (окончание - это изменяемая часть слова) Слайд 7
(на слайде: окончание - это изменяемая часть слова) - Окончание графически обозначается квадратиком. Слайд 8 - Выделите окончание в карточках. - А теперь запишем наш вывод. Найдите предложения с пропусками в рабочих листах. Слайд 9
…… - это ……………. часть слова.
…… - это ……………. часть слова.
- Ребята, так как графически обозначается окончание?(квадратиком) Изобразите первое слово графически. Что вы нарисуете? А какое дальше слово вы вставите. Так какой вывод мы сделали? Слайд 10
- изменяемая часть слова.
…… - это ……………. часть слова. Слайд 11
- Ребята, а какая часть слова не изменялась? Назовите её. (Родин)
- А вы знаете, как она называется?
- Эта часть слова называется ….. основа слова. Слайд 12 - Посмотрите, как она выделяется графически. Похожа на половинку прямоугольника, незаконченный прямоугольник.
( на слайде в словах появляется основа слова).
- Выделите основу. - Так что такое основа - это ……. Слайд 13 (Слайд: основа - это неизменяемая часть слова).
- Какие части слова могут входить в основу? (приставка, корень, суффикс) Учитель на доске выделяет основу на фигурах. -Запишем наш вывод. Посмотрите на второе предложение с пропусками. Слайд 14 Как вы изобразите графически первое слово? - А какое дальше слово вы вставите? Так какой вывод мы сделали? Слайд 15
- изменяемая часть слова.
- неизменяемая часть слова.
- С какими частями слова мы сейчас познакомились?
- Какова тема нашего урока? (Окончание и основа слова) Слайд16
- Продолжим наше исследование и узнаем, для чего служит окончание? - Самостоятельно выполните задание №1 на листочках. Слайд 17 1.Дети на уроке нарисовали морскую звезда. 2. На небе сияют яркие звёзда.
- Как вы исправили ошибки? (изменили окончания в слове звезда) - Прочитайте первое предложение. Слайд 18 - Прочитайте второе предложение. Слайд 19 - Зачем вы поменяли окончания в словах? - А после исправления, что вы можете сказать о предложениях? - Значит, для чего служит окончание? (для связи слов в предложении) Слайд 20 (Слайд - окончание служит… для связи слов в предложении) - В каких ещё значениях может употребляться слово звезда? Небесное тело. Звезда на ёлке. Звезда на груди ветерана. Звезда на Спасской башне. Артист-звезда.
Слайд 21 - Кстати, ребята, а вы знаете, что морские звезды исключительно морские животные, √ в пресных водоемах не встречаются. √ Их размеры - от нескольких сантиметров до 1 метра. √ А ещё морские звезды играют большую полезную роль √ в экологии Мирового океана, да и планеты в целом. √ Эти создания поглощают углекислый газ. - А теперь немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста. -Ребята, в морях и океанах живут не только морские звёзды, а также более 30 тысяч различных видов рыб. Представьте себя рыбками и повторяйте за мной.
VI. Физминутка.
VII. Первичное закрепление. Проговаривание способа решения в громкой речи. Слайд 22 -Ну а теперь научимся находить окончание и основу в словах. Найдите в индивидуальных листах №2 и прочитайте первое слово в этом задании. - Берёзка. (слайд - берёзка) Слайд 23 - Назовите окончание в этом слове? (-а-) - Докажите, почему -а-? Как вы находили окончание? - Вспомните, окончание - это какая часть? (изменяемая) -Значит, что нужно сделать, чтобы найти в слове окончание? (слово изменить) - Давайте его изменим: у_______, под ________, к ___________. (После ответов: березка, у берёзки, под берёзкой, к берёзке) - Что меняется в слове? (окончание) - Значит, в слове берёзка окончание -а-. - Выделите окончание в слове. - Назовите основу слова. (берёзк) - Почему берёзк это основа? (она не меняется) Слайд 24 - Выделите основу. - Хорошо! Молодцы! Прочитайте второе слово. - Полёт (слайд - полёт) Слайд 25 - Какое окончание в этом слове? (Ответы детей) - Докажите. Что нужно сделать? (его изменить) - Давайте изменим: о ________, с _________, для ____________. (После ответов: полёт, о полёте, с полётом, для полёта (по щелчку) - Так какое окончание в слове полёт? - Да, ребята, вы правильно сказали в слове полёт нулевое окончание, т. е. не выраженное звуком. Обозначается пустым квадратиком. √ Выделите окончание. - А какова основа слова? (полёт) - Почему? (эта часть слова не менялась) Слайд 26 -Выделите основу. -Сделайте вывод: как же найти окончание в слове? (нужно слово изменить, изменяемая часть и есть окончание)
VIII. Обобщение полученных знаний. Слайд 27 - Ну а теперь я проверю на сколько вы были внимательны на уроке . Ответьте кратко: «да» или «нет». Если «да» - вы хлопаете, если «нет» - покажите таким движением. - Окончание - часть слова? (да) - Окончание - изменяемая часть слова? (да) - Окончание - часть основы? (нет) - Окончание служит для связи слов в предложении? (да) - У одного у того же слова могут быть разные окончания? (да) - Основа - неизменяемая часть слова? (да) - Молодцы!
IX. Самостоятельная работа. - Примените полученные знания в задании №3 в рабочих листочках. В нем предлагается 2 вида задания. - В 1 задании вы должны в предложенном четверостишье найти и обозначить окончания и основы в выделенных словах. Обратите внимание, выделенные слова обозначены красным цветом.
Лягушка скачет прыг да скок, Присела белка на пенёк . В кустах зайчишка задрожал, По тропке ёжик пробежал. (Стихотворение записано и на доске)
- А ещё есть 2 задание - творческое. Чтобы еще лучше запомнить изученные сегодня части слова, придумайте образ, рисунок, схему, … к понятиям «основа слова» и «окончание». В начале урока мы представили части слова в виде геометрических фигур. А ваша задача придумать другие предметы, которые можно сравнить по форме и по свойствам только с 2 частями - с основой слова и окончанием. Рисовать можно на обратной стороне рабочего листа, используйте цветные карандаши или фломастеры. - Выберите сами задание, которое вам понравилось и по силам. Можно воспользоваться выводами, которые мы сделали на уроке. - Я думаю, уже все определились с выбором. Кто выполнит первое задание у доски? (вызвать одного ученика к доске) - Выполняйте! -Проверим сначала задание у доски. (Маша) комментирует, остальные проверяют, если есть другие варианты ответов, поднимайте руку. - Я вижу творческое задание в процессе выполнения. - Интересно посмотреть, что же вы изобразили дети, которые выполняли второе задание! Дети защищают свои мини-проекты и прикрепляют на доске магнитом. - Ребята, а посмотрите, как другие ученики представили эти части слова.
Показать рисунки.
- Ребята, какая же тема нашего урока? Слайд 28
- Что такое окончание?
-Для чего случит окончание?
-Как найти в слове окончание?
- А что такое основа слова? Слайд 29
X. Домашнее задание. 1.Упр. 178 на с. 123.
2. Продолжить творческую работу дома. Пофантазируйте , я уверена, что вы придумаете другие образы и рисунки к данным частям слова.
3.Составить рассказ на тему «Что я знаю о частях слова».
Первое задание обязательно для всех, а второе и третье по выбору.
XI. Рефлексия. На фоне музыки. Слайд 30 -Ну что ж, дорогие ребята, наш урок, подходит к концу. - Приложили руку к груди.
-Как теперь стучит ваше сердце? (Ответы детей) -Почему? (Ответы детей) -Понравился ли вам урок? Если понравился и вы получили новые знания, то возьмите своё сердце и прикрепите его к большому, общему сердцу. Дети встают и крепят свои сердца. - Я очень рада, что урок вам понравился, и ваши сердца стучат спокойно. Ведь только все вместе мы смогли преодолеть трудности на уроке, поэтому своё сердце я тоже прикреплю к общему. Я вам его дарю в память о сегодняшнем уроке и обо мне.
Слайд 31 - Я благодарю вас за урок и желаю успехов в учёбе! Урок окончен. Встаньте. До свидания.
Индивидуальный рабочий лист
. .
…… - это …………………………. часть слова. …… - это ………………………….. часть слова.
Задание № 1 Прочитайте предложения. Что вы заметили? Исправьте ошибки.
- Дети на уроке нарисовали морскую звезда.
- На небе сияют яркие звёзда.
Задание №2 Выделите окончание и основу в предложенных словах. берёзка полёт
Задание № 3 1. Прочитайте. Найдите и обозначьте окончания и основы в выделенных словах.
Лягушка скачет прыг да скок,
Присела белка на пенёк.
В кустах зайчишка задрожал,
По тропке ёжик пробежал.
2. Придумайте и нарисуйте образ, рисунок, схему, … к понятиям «основа слова», «окончание».
9
Учитель начальных классов Филь Ольга Викторовна