Конспект урока по литературному чтению на тему: В. Тарасов Четвероногий друг

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Открытый урок чтения в 4 классе

Тема: В. Тарасов «Четвероногий друг»







Провела:

учитель начальных классов

Е.П. Зверева















2013 -2014 учебный год Цели: Работать на уроке над совершенствованием техники чтения. Учить анализировать произведение: а) отвечая на вопросы; б) выражая свое отношение к читаемому; в) определяя главную мысль рассказа; Учить выборочному пересказу. Корректировать и развивать мыслительную деятельность, речь, внимание, память. Воспитывать любовь к животным.
Оборудование:

  1. Таблицы для проведения артикуляционной гимнастики.
  2. Тексты на карточках для проведения речевой разминки.
  3. Картинки-иллюстрации к частям рассказа.
  4. Таблицы трудночитаемыми словами.
  5. Карточки для проведения словарной работы.
  6. Карточки для работы в парах.
  7. Печатные карточки -опоры с названиями типа произведение - рассказ, с названием рассказа, фамилией автора, с героями рассказа.
  8. Карточки со словами-синонимами к рассказу: пес-собака-четвероногий друг-рыжая пациентка.















Ход урока

  1. Организационный момент.
Дежурный сдает рапорт о готовности к уроку.
  1. Артикуляционная гимнастика.
  1. На дыхание.
Прочитайте гласные на одном выдохе с усилением голоса: шепотом, тихо, громко; и со сменой ударения а - о - у - ы - э а - о - у - ы - э а - о - у - ы - э
  1. Упражнения на отработку четкости дикции и выразительности чтения:
ма - мя - ма - высокие дома тя - та - тя - учусь я не шутя да - дя - да - горячая вода ня - ня - на - мы видели слона
а) чтение хором б) прочитать последнюю строчку: - с ударением на первом слове - с ударением на втором слове - с ударением на третьем слове в) на доске таблички с грустным выражением лица и с веселым; - Найдите и прочитайте строчку, которую можно прочесть с таким выражением лица. Дети читают, учитель добивается нужной интонации.
  1. Речевая разминка.
У каждого ученика лежат на парте тексты на карточках (разные по содержанию, но объединенные общей темой «Рассказы о животных и человеке»)
  1. Ученики читают про себя, можно шепотом.
Сильные - тексты больше по объему слов. Слабые - меньше по объему слов. Задание перед чтением: Подумай какие вопросы вы зададите одноклассникам по своему тексту.
  1. 1 ученик читает и задает вопросы одноклассникам;
2 ученик читает, а один из ребят, которые его слушали, пересказывает. Обобщающие вопросы учителя: - Кто помог бойцу поймать врага? - Кем оказался для пограничников пес Тайфун? - кто спас цыплят во время наводнения? - Какую пользу приносила собака своим хозяевам? - Кем была собака для хозяев? IV. Проверка домашнего задания. - Какое задание по чтению вы выполняли на самоподготовке? (выборочное чтение и выборочный пересказ рассказа «Булька») - О чем вы должны были читать и что пересказывать? (мы должны были читать и пересказывать о том, как вел себя Булька, когда его оставил хозяин). Учитель спрашивает 1 ученика чтение отрывка; 2 ученика - пересказ. Чтобы опрос был обучающим, спросить одного из учеников, которые слушали пересказ: «Правильно он(а) пересказал(а)? Почему ты так думаешь?» - Каким был Булька? Что мы о нем узнали? V. Физкультминутка. VI. Работа с новым произведением. а) - Сегодня на уроке мы свами будем читать произведение, которое называется «Четвероногий друг». Написал это произведение В. Тарасов. б) - Как выдумаете, о каком четвероногом друге пойдет речь в этом произведении? - Так кого же чаще всего называют другом? - Почему? - Рассмотрите иллюстрацию. - Кого вы на ней видите? - Как, по-вашему, что здесь происходит? в) - Я сейчас прочитаю вам это произведение, а вы должны будете определить тип произведения, назвать автора и героев. 1. - Понравилось вам произведение? Почему? - Что я сейчас прочитала? - Найдите глазами это слово (ставим на доску слово) РАССКАЗ - Кто автор? - Найдите глазами это слово (ставим на доску слово) В. ТАРАСОВ - Как называется рассказ? ЧЕТВЕРОНОГИЙ ДРУГ - Кто герои рассказа? Найдите глазами карточки с героями рассказа. КОСТЯ ВИТЯ КОЛЯ ТРИ МАЛЬЧИКА СОБАКА 2.-Совпали ли ваши предположения о рассказе с тем, что вы сейчас узнали? - Хотели бы вы иметь такого друга? - Так что же изображено на картинке? - Правильным было ваше предположение или нет? VII. Работа с текстом. Чтение слов с таблицы. ПРИНЕСЛИ В КЛИНИКУ БЕСПОРОДНУЮ БОЛЬШУЮ РЫЖУЮ… НА ОБОЧИНЕ ШОССЕЙНОЙ… ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ ОТБРОСИЛА ПРОХОДИВШАЯ АВТОМАШИНА БЕЗ СОЗНАНИЯ
  1. Читают.
1 предложение



Прочитайте про себя. Выберите правильное объяснение слова











ВЕТЕРИНАРНАЯ КЛИНИКА (хором прочитать; по 1-му)







2, 3, 4, 5 предложение









№ 2 ШОССЕЙНАЯ ДОРОГА
  1. Дорога, по которой едут поезда
  2. Дорога, по которой ходят пешеходы
  3. Дорога, по которой ездят машины


№ 3 ОБОЧИНА
  1. Середина дороги
  2. Боковая часть дороги, край








ПЕС - СОБАКА









Очевидно, собаку ударила и отбросила проходившая автомашина. Собака была без сознания, почти не дышала.











6 ПРЕДЛОЖЕНИЕ

















С СОБАКОЙ СЛУЧИЛАСЬ БЕДА - Как понимаете слово КЛИНИКА? Возьмите в руки карточку № 1

Клиника:
  1. Аптека
  2. Больница
  3. Библиотека
- Зачем ребята туда пришли? - Как вы думаете в какую клинику принесли собаку? (ветеринарную)

- Где в нашем городе находится ветеринарная клиника? - Что значит беспородная собака? - Какие породы вызнаете? - Что узнали о собаке?

ВОПРОСЫ - Подтвердите словами текста ответы на такой вопрос: «Почему собака нуждалась в помощи врачей?» - Где нашли ее ребята?

Работа над словосочетанием - Возьмите карточку № 2 - Прочитайте про себя - Подумайте, какое объяснение правильное? Чтение вслух.

- Как понимаете слово ОБОЧИНА? -Возьмите карточку № 3 - Прочитайте про себя - Подумайте, какое объяснение правильное? - Чтение вслух.

- Подтвердите словами текста почему собака оказалась на обочине.

- В каком состоянии был пес?

- Подберите к слову «пес» близкое по значению слово.

- Что вы скажите о людях, которые сбив, ее оставили.

- Что узнали о собаке из этих предложений?

- Прочитайте с доски 2 предложения.

- Найдите похожий отрывок в книге. Сравните.

- Где написано более грамотно?

- Кто спас собаку?

- Это их собака?

- Так почему же они ее спасли? Прочитайте.

- Какие это мальчики?

- Прочитайте только те предложения, которые говорят о собаке. (подчеркните карандашом)

- Расскажите о собаке.

- Как озаглавили 1 часть?
VIII. Физкультминутка Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро!- солнцу и птицам. - Доброе утро!- приветливым лицам И каждый становится добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера. Чтение с доски таблицы со словами.

РЫЖЕЙ ПАЦИЕНТКЕ

ОПЕРАЦИЯ

ДОЛГО НАХОДИТСЯ НА ЛЕЧЕНИИ

РЕГУЛЯРНО НАВЕЩАЛИ ЕЕ

ИЗРЕДКА ВСТРЕЧАЛ

НЕИЗМЕННО СОПРОВОЖДАЛ

ЧЕТВЕРОНОГИЙ…





IX. Взяли в руки карточку № 4

ПАЦИЕНТ

  1. Человек, посещающий аптеку.

  2. Больной, лечащийся у врача.


- Прочитайте про себя.

- Какое объяснение подходит?

1 предложение

ВЕТЕРИНАР

- Кого назвали рыжей пациенткой?

- Что мы узнали о собаке из этого предложения?

- Как называют врачей, которые лечат животных?

- Что можно сказать об этих врачах?

- Какие врачи работают в этой больнице?

Продолжите ряд:

СОБАКА - ПЕС - …….. (рыжая пациентка)

2,3 предложение

4 предложение

Карточка № 5

НЕИЗМЕННО

  1. постоянно, всегда, одинаково

  2. не постоянно, иногда

- Быстро ли поправилась собака?

- Забыли ли ее ребята? Докажите.

- Какие это ребята?

- Что стало с собакой, после того, как она поправилась?

- Что узнали о дальнейшей судьбе собаки и ее спасителях?

- Что значит «неизменно»?

- Как автор называет собаку?

Продолжите ряд:

СОБАКА - ПЕС - … (рыжая пациентка) - … (четвероногий друг)

- Что узнали о собаке? (подчеркнуть предложение)

- Прочитайте предложение о собаке.

- Озаглавим.

ПЕС ПОПРАВИЛСЯ

X. Итог урока.

Работа в парах.

- Взяли в руки конверты. Начали работать.

1 пара

1уч. - Как называется рассказ? Кто автор?

2 уч. - Кто герои рассказа?

2 пара

1 уч. - Расскажите, какая беда случилась с собакой?

2 уч. -Почему ребят можно назвать спасителями собаки?

3 пара

1 уч. - Как врачи-ветеринары боролись за жизнь рыжей пациентки?

2 уч. - Быстро ли собака поправилась?

4 пара

1 уч. - Куда попала собака после больницы?

2 уч. - Как ребята назвали своего четвероногого друга?

5 пара

1 уч. - Какие были ребята?

2 уч. - Как вы думаете, пес будет ребятам другом или нет? Почему?

6 пара

1 уч. - Как надо относиться к животным?

2 уч. - Хотел бы ты быть похожим на ребят? Почему?

Учитель спрашивает не все пары (1 и 6)

На доске вопрос:

- Почему писатель захотел рассказать нам эту историю? (размышления детей)

XI. Домашнее задание: читать 2 части.

А) выборочный пересказ о собаке

Б) полный пересказ по картинному, словесному планам

В) по словесному плану и опорным словам (средние ученики)

Г) слабым сделать выборочный пересказ о ребятах.

Учитель оценивает работу учеников, ставит оценки.



© 2010-2022