Программа внеурочной деятельности Мы-исследователи

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Программа кружка

«Мы-исследователи»


для учащихся 3 класса







Программу разработала : Загибалова Е.А.,

учитель начальных классов






Программа кружка «Мы-исследователи»


Пояснительная записка.

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев.


Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Кружок «Мы - исследователи» будет одной из таких форм.

Программа кружка предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств - гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы кружка обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа кружка позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:

  • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

  • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

  • Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

  • прививать интерес к исследовательской деятельности.

В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Основные принципы программы.

Принцип системности.

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации.

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры.

Учёт интересов и потребностей учащихся ; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых.

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ­ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования.

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Программа кружка рассчитана на 34 часа. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

В результате работы по программе кружка учащиеся должны знать:

  • структуру учебно-исследовательской деятельности;

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • способы презентации исследования.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;

  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • работать в группе;

  • пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями.

Тематический план


№ п/п

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

Итого

1.

Науки, которые нас окружают. Что я думаю своих о способностях.

1

1

2

2.

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности

1

1

2

3.

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

1

1

2

4.

Основные источники получения информации.

1

2

3

5.

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.


1

1

6.

Методы исследования. Мыслительные операции.

1


1

7.

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.


1

1

8.

Оформление работы. Подготовка доклада.

1

1

2

9.

Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point.

1

1

2

10.

Тематические учебные исследования.

4

14

18



Итого

11

22

34



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.


  1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (2 ч)

Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.

Практика: анкетирование учащихся, опрос.

  1. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (2 ч)

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».

  1. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч)

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию « Родная улица моя». Проверка гипотез.

  1. Основные источники получения информации. (3 ч)

Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

  1. Оформление списка литературы и использованных электронных источников.(1 ч)

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

  1. Методы исследования. Мыслительные операции.(1 ч)

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

  1. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.( 1 ч)

Практика: письменный отчёт- структура и содержание. Визуальный отчёт - диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».

  1. Оформление работы. Подготовка доклада. (2 ч)

Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.

Практика: доклады по теме: « Моя семья вечером». Проверка оформления работ.

  1. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. (2 ч)

Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.

Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Моя мама».

  1. Тематические учебные исследования. (18 ч = 4 ч +14 ч)

  1. Исследование числа.- 1ч

  2. Исследование суммы, произведения. - 1ч

  3. Исследование «Лексическое значение слов» .- 1ч

  4. Исследование «Орфограммы в корне слова» .- 1ч

  5. Исследование «Соединительные гласные в сложных словах» .- 1ч

  6. Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» .- 2ч

  7. Исследование «Вода-источник жизни». Конференция .- 2 ч

  8. Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя» .- 2ч

  9. Исследование «Наш город-тыл».- 1 ч

  10. Исследование « Неизвестные герои Великой Отечественной войны» -1 ч

  11. Исследование « Труд в моей семье» - 1ч

  12. Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные привычки». - 2 ч

  13. Игра-викторина «Путешествие в стану Знаний». - 1 ч.

11.Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. (1 ч)





















Методическое обеспечение.

Занятия по данной программе состоя из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии.

На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.

Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.

Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.

Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.

Подведение итогов по результатам освоения материала программы кружка может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.






Приложение № 1.


Структура исследовательской деятельности учащихся.

Программа внеурочной деятельности Мы-исследователи

Приложение № 2.


Этапы информационного поиска.


  1. Определение информационного запроса.

  2. Поиск и локализация информации.

  3. Критическая оценка полученной информации.

  4. Сравнение информации, полученной из разных источников.

  5. Презентация полученных результатов.

  6. Подготовка отчёта.


Технология защиты учебно-исследовательской работы.


  1. Выступление автора с докладом ( 10 мин)

  2. Вопросы участников конференции и ответы автора.

  3. Вопросы членов жюри и ответы автора.

  4. Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.

  5. Ответы на замечания рецензента.

  6. Обмен мнениями о работе и рекомендации.

План доклада по результатам

учебно-исследовательской деятельности.



  1. Приветствие

  2. Тема учебно-исследовательской работы.

  3. Актуальность темы учебно-исследовательской работы.

  4. Цель и задачи учебно-исследовательской работы.

  5. Гипотеза учебно-исследовательской работы.

  6. Значимость учебно-исследовательской работы.

  7. Объект и предмет исследования.

  8. Этапы учебно-исследовательской работы.

  9. Результаты учебно-исследовательской работы.

  10. Выводы учебно-исследовательской работы.

Приложение № 3.



Требования к содержанию

Учебно-исследовательской деятельности.



Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит:

- наименование учебного заведения, где выполнена работа;

- Ф.И.О. автора;

- тему учебно-исследовательской работы;

- Ф.И.О. научного руководителя;

-город и год.

Оглавление

Включает название всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

Введение

Содержит:

- актуальность;

-объект исследования;

- предмет исследования;

- цель исследования;

- гипотезу;

- задачи;

- методы исследования;

-практическую значимость;

- апробацию;

- базу исследования.

Основная часть

( не более 10-15 стр.)

Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе.

Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы.

Приложения

Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе.


Приложение №4


Виды исследовательских работ

Форма

Структура

Доклад

• в кратких вводных замечаниях - научно-практическая цен­ность темы; • сущность темы, обоснованные научные предложения;

• выводы и предложения

Тезисы доклада

• основные положения доклада;

• основные выводы и предложения

Научная статья

• заголовок;

• вводные замечания;

• краткие данные о методике исследования;

• анализ собственных научных результатов и их обобщение;

• выводы и предложения;

• ссылки на цитируемую литературу

Научный отчет

• краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

• значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;

• детальная характеристика применявшихся методов;

• существование новых научных результатов;

• заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы;

Реферат

• вводная часть;

• основной текст;

• заключительная часть;

• список литературы ;

• указатели




Приложение № 5


Терминологический словарь


ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означа­ющая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. ТЕМА - отражает характерные черты проблемы. ОБЪЕКТ - это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходи­мой для исследователя информации. ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственно­му изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследова­ния. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования. ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать иссле­дователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ иссле­дования.



  • алгоритм, анализ, абстракция, апробация;

  • библиография;

  • внедрение;

  • гипотеза исследования;

  • дедукция, деятельность;

  • закон, закономерность;

  • индукция, историзм, индикатор, исследование;

  • концепция, креативность, критерий;

  • метод, моделирование, мониторинг;

  • наблюдение, новация, новшество, наука;

  • обобщение, объект, опыт;

  • проект, предмет исследования, принцип;

  • рецензия, рефлексия;

  • сравнение, синтез, системный анализ;

  • теория, творческий подход, технология;

  • факт;

  • эксперимент.


Приложение № 6.

Принципы подбора тем исследовательских проектов


Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбира­ются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обуча­ющегося и должны находиться в области их самоопределения. Пред­почтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований реализуется как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целе­сообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Широка перспектива ис­пользования разнообразных форм проектной и исследовательской де­ятельности: экспедиций, конференций и др. Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся, выполняю­щие учебное исследование, зачастую не видят разницы между докла­дом, рефератом и собственно исследовательской работой. Ребята и ру­ководители учебного исследования должны знать, какие виды твор­ческих работ могут иметь место в учебном исследовании.

Общие требования к исследовательской работе учащихся Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:

  • Четко сформулирована цель исследования.

  • Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования.

  • Определены задачи исследования, посредством решения кото­рых цель может быть достигнута.

  • Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме.

  • Описано, что и как делал исследователь для доказательства ги­потезы (методика исследования, которая описывается в тексте).

  • Представлены собственные данные, полученные в результате исследования.

  • Описание исследования должно демонстрировать глубину зна­ния автором (группой авторов) избранной области исследования.

  • Исследование должно соответствовать установленным фор­мальным критериям.

  • Исследование должно демонстрировать наличие теоретических
    (практических) достижений автора.

  • Проблема, затронутая в работе, должна быть, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).

  • Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются ре­зультаты исследования, и защитой. Защита - итог исследова­тельской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.


В педагогической литературе, изучающей вопросы учебного иссле­дования, встречаются следующие виды творческих работ учащихся:
  • информационно-реферативные;

  • проблемно-реферативные;

  • экспериментальные;

  • природно-описательные;

  • исследовательские.
    Информационно-реферативные работы - это работы, содержание которых основано на одном или нескольких литературных источни­ках, подтверждающих излагаемую автором информацию, и посвяще­но исследованию или описанию какой-либо одной

темы или пробле­мы. Название такой работы достаточно простое, оно отражает описа­ние той проблемы, которую исследует автор. К примеру, название информационно-реферативной работы может иметь такое название «Исторические памятники моего города». Проблемно-реферативные творческие работы - это работы, содер­жание которых основано на нескольких литературных источниках, где описываемая проблема рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и сопоставление данных то­чек зрения, но и собственная трактовка исследуемой проблемы. Экспериментальные работы - это работы творческого характера, в которых может быть описан и дан свой анализ уже известному науч­ному эксперименту и его результатам, а также на основе данного экс­перимента может быть проведен свой эксперимент в зависимости от решаемой в ходе эксперимента проблемы. Природно-описательные работы - это работы, в основе которых ле­жит наблюдение природных процессов и явлений и их качественное описание. К таким работам, в первую очередь, относятся работы эко­логической направленности. Исследовательские работы - это работы, в основу которых положено не только сопоставление точек зрения на одну и ту же проблему раз­личных литературных источников, но и использование научной мето­дики, с помощью которой может быть получен экспериментальный ма­териал. На основании данного экспериментального материала делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью ис­следовательской работы является то, что заранее нельзя предсказать ре­зультат, который может получиться в ходе исследования. Если автор работает над исследованием гуманитарного плана, то его объектами исследований могут стать тексты, полученные в архи­вах, библиотеках, у частных лиц, различного рода первоисточники.

























Приложение № 7.



Работа с литературными источниками


Этапы работы

Содержание этапов

1

Общее ознакомление

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника

2

Внимательное чтение по главам и разделам

Выделение наиболее важного текста

3

Выборочное чтение

Перечитывание наиболее важного текста

4

Составление плана про­читанного материала

В пунктах плана отражается наиболее су­щественная мысль

5

Выписки из прочитанного

Полные и точные (цитата + ее библиогра­фическое описание)

6

Сравнение и сопоставле­ние прочитанного с други­ми источниками

Отмечается общее и отличительное в ре­шении проблемы

7

Критическая оценка про­читанного и запись заме­чаний

Обращается внимание на объективность суждений


© 2010-2022