- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку: «Устанавливаем связи слов в предложении»
Конспект урока по русскому языку: «Устанавливаем связи слов в предложении»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Корнеева Т.В. |
Дата | 28.02.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Автор : Корнеева Татьяна Вениаминовна
Место работы: МОУ «СОШ №3»
Класс - 3 .
УМК/система: Гармония
Предмет: русский язык .
Тема урока: "Устанавливаем связи слов в предложении"
Цель урока: развивать умение выделять в предложениях главные и второстепенные члены предложения; учить грамматически правильно связывать сказуемое с подлежащим и грамотно оформлять эту связь при письме; учить выделять другие пары членов предложения, связанных по смыслу и грамматически; развивать связную устную и письменную речь, орфографическую зоркость; расширять кругозор и словарный запас учащихся. воспитывать познавательный интерес к русскому языку.
Тип урока: выработки и закрепления умений и навыков.
Задачи:
Предметные:
- организация деятельности по упражнению в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения;
- развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;
- развитие навыков оценки и взаимооценки правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения, навыков самоанализа и взаимоанализа успешности участия в диалоге.
. Метапредметные:
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
Познавательные:
- освоение способов работы с учебной книгой . с памятками;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
Коммуникативные:
- освоение и активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог.
Используемые учебники и учебные пособия: учебник М.С.Соловейчик, «К тайнам нашего языка» 3 класс, карточки с учебными заданиями, памятки.
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Краткое описание: исследование средств связи слов в предложении.
Технологическая карта урока русского языка по теме «Устанавливаем связи слов в предложении»
-
Этап урока
Формы работы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
I.Организационный момент Рефлексия эмоционального настроения в начале урока
Цель:
-Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
фронтальная
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Создает эмоциональный настрой на урок
Возле парты встанем сначала.
Это означает урока начало.
Наши мысли в порядок приведем,
Ведь слово "оживлять" мы начнем.
Подарим улыбку друг другу, для всех!
Только это принесет нам удачу, успех!Проверка готовности рабочего места. Контроль/самоконтроль позы учащегося за партой.
рефлексия эмоционального настроения в начале урока; контроль/самоконтроль готовности рабочего места и положения тела во время учебной деятельности
II.Самоопределение и мотивация деятельности.
Цель: повторить части речи, уметь давать характеристику предложения: по цели, по интонации, по наличию второстепенных членов.
фронтальная
Организация слушания и отгадывания загадок.
Организует беседу по уточнению и конкретизации
Вопрос: Имя существительное, имя прилагательное, глагол - что это?
Вопрос: Загадывая и отгадывая загадки, мы воспользовались устной речью. Скажите, из чего состоит устная и письменная речь?
Вопрос: - Что мы понимаем под предложением?
Вопрос: Какие предложения бывают по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов?
Слайд 2
Заранее подготовленные ученики читают загадки.
Приложение 1
Отгадывание загадок.
Ответы на вопросы учителя.
- Части речи
- Из предложений.
- Предложение - это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает, содержит вопрос, побуждает к действию.
- По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации: восклицательные, невосклицательные; по наличию второстепенных членов предложения: распространённые, нераспространённые.
анализ и синтез- уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.
III.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель: учить определять границы своего знания и незнания.
фронтальная
Организует оценочные высказывания обучающихся.
Слайд 3
Задание: Прочитайте:
В школе дети получают знания по разным предметам.
Кошка летело красный небо.
Вопрос: Найдите предложение.
Задание: Докажите, что слова связаны по смыслу.
Отвечают, делают вывод, что затрудняются в установлении связи слов в предложении.
- В школе дети получают знания по разным предметам.
Примечание:
Поиск правильного варианта ответа и столкновение с проблемой - как же установить связь в предложении ? (часто дети на данном этапе обучения затрудняются в установлении связи слов в предложении)
выдвижение гипотез, их обоснование/опровержение;
социальная компетентность-
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
IV.Постановка задач урока.
Цель:
-организовать формулировку темы урока детьми;
-организовать постановку цели урока детьми.
фронтальная
Организует поисковую работу обучающихся
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана
работы.
Задание: сформулируйте тему сегодняшнего урока
Задание: Отталкиваясь от темы урока, поставьте перед собой цель: чему мы должны научиться на уроке? Используйте опорные слова:
Слайд 4
- Верно, узнаем, как надо письменно устанавливать связь слов в предложении?
- Для этого сначала поупражняемся в нахождении частей речи затем - пар членов предложения.
Формулирование задачи и планирование действий.
- Научиться устанавливать связь.. (слов) в…. (предложении) ,выделяя (пары) членов (предложения).
целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; планирование - составление плана действий ( с помощью учителя);
V.Этап организации усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для применения.
Цель:-Закрепить умения различать части речи, уметь находить главные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении
Индивидуальная
Создает эмоциональный настрой на выполнение следующих заданий. Организует индивидуальную работу
- К нам в гости пришёл сказочный герой, отгадайте, кто он?
«Знаю, кто уроки учит,
Ключик золотой получит.
С ним в мир знаний, мне поверь,
Ты всегда откроешь дверь.»
Слайд 5
Сказка о царе «Русского языка»
Приложение 2.
1. Дидактическая игра «Найди домик»
- Буратино принёс нам письмо от царя «Русского языка», он приглашает нас к себе в гости.
Но чтобы попасть в королевство «Грамматики», необходимо выполнить следующую работу:
распределить по группам следующие слова…
Слайд 6- 7
- Буратино.
Дети отвечают на поставленные вопросы, письменно выполняют задание. Самопроверка.
анализ по заданию учителя
самоконтроль - сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
мотивация учения -стремление помочь сказочным героям
физминутка
Слайд 8
анализ и синтез- поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи;
при выполнении упражнения развивать у учащихся способы саморегуляция
социальная компетентность-
владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли
Фронтальная
Организует проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации знании,
задание на поиск в тексте особенностей
2. Работа по учебнику: упр. 445
- Прочитайте отрывок из сказки о Буратино.
- Сколько частей в тексте?
- Сколько кадров следовало бы сделать оператору при съёмке этого отрывка?
- Какое предложение не войдёт в фильм? Почему?
- Подчеркните главные члены предложения.
- Над подлежащим укажи род.
- Что заметили? ( При одном подлежащем несколько сказуемых.)
- Почему Толстой употребил в отрывке много глаголов? (описывал действия)
- Из 3- го предложения выпишите пары слов. ( Примечание: стр 13- т.з)
Выполняют упражнение в тетради.
Формулируют выводы наблюдений.
Объясняют свой выбор.
ФизминуткаСлайд 9
Дети выполняют физ-ие упражнения
VI.Закрепление с опорой на самопроверку и взаимопроверку в группах.
Цель:
-проверить знания учащихся по теме урока групповая групповая
Организация деятельности детей
Слайд 10
Работа с деформированным текстом
Слайд 11-12
Карточки : Приложение 3
В группах воссоздают текст, определяют границы предложения, определяют тему, основную мысль текста, озаглавливают, письменно устанавливают связь слов в предложении
сравнение данных с целью определения общих признаков, развитие способности строить логическую цепь рассуждений и речевое высказывание с опорой на модель; уметь оформлять свои мысли в устной форме .
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- подвести итог проделанной работе на уроке
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Работа Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности учащихся на уроке.Слайд 13
Слайд 14
- Посмотрите, какой сад вы помогли вырастить словам в царстве Русского языка.
Ответы на вопросы учителя.
Сегодня на уроке я научился …
-У меня хорошо получилось …
-…. задание вызвало затруднение, потому что …
-Мне нужно ещё …
самооценка - осознание учащимся качества и уровня усвоения, позитивное признание своих ошибок и выбор способов действия нацеленных на улучшение уровня усвоения материала
VIII.Домашнее задание
Дает:
-комментарий к домашнему заданию
Слайд 15
Записывают домашнее задание в дневниках
Приложение 1
Являюсь я важнейшей частью речи…
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам… ( имя существительное)
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! ( имя прилагательное)
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Он время имеет
А так же лицо или род. ( глагол)
Приложение 2
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Русский язык. Жил он в чудесном дворце. И решил он однажды вырастить сад вокруг дворца. Позвал он своих подданных и велел вокруг дворца вырастить сад, да не простой, а вечнозеленый. Стали слова спорить кто, где и что будет делать. Но договориться так и не смогли.
Тогда царь принял такое решение. Отныне повелеваю: именам существительным решать, что сажать - деревья, цветы, травы, кусты и где. Именам прилагательным решать, какие деревья, цветы, травы, кусты сажать: красивые, прекрасные, вечнозеленые. А глаголы должны будут выполнить эту работу. В помощь царь позвал предлоги, союзы, частицы.
Напомнил, что работать должны дружно, согласованно. И соответственно издал ещё такой указ: «Установить в предложении связь между словами». И началась работа. А какой сад вырастит у царя, зависит от нас. Ну, что поможем словам выполнить всю работу хорошо?
Приложение 3
Задание: Прочитай. Выдели предложения и оформи их по правилам письма.
Определи тему текста, главную мысль. Озаглавь.
Письменно установите связь слов во втором предложении
_________________________________________________
утро по небу плывут лёгкие облака тихо шелестит листва на деревьях утка ведёт утят к пруду как старательно они шагают за мамой.
Задание: Прочитай. Выдели предложения и оформи их по правилам письма.
Определи тему текста, главную мысль. Озаглавь.
Письменно установите связь слов в третьем предложении
_________________________________________________
утро по небу плывут лёгкие облака тихо шелестит листва на деревьях утка ведёт утят к пруду как старательно они шагают за мамой.
Задание: Прочитай. Выдели предложения и оформи их по правилам письма.
Определи тему текста, главную мысль. Озаглавь.
Письменно установите связь слов в третьем предложении
_________________________________________________
утро по небу плывут лёгкие облака тихо шелестит листва на деревьях утка ведёт утят к пруду как старательно они шагают за мамой.
Приложение 4
Памятка 1:
Предложения бывают:
по цели по интонации
( по эмоциональной окраске)
*побудительные (побуд.) * восклицательные (воскл.)
*повествовательные (повеств.) *невосклицательные (невоскл.)
*вопросительные (вопрос.)
По наличию второстепенных членов: распространённые, нераспространённые
Памятка 2:
Предложение- это группа слов, которая выражает законченную мысль.
В предложении все слова связаны по смыслу.
Главные члены предложения (грамматическая основа)
Подлежащее - это главный член Сказуемое - это главный член
предложения, который связан со предложения, который связан с
сказуемым, показывает подлежащим, показывает,
о ком или о чём что о нём говорится и
говорится в предложении и отвечает на вопросы
отвечает на вопросы кто? что?. что делает?, что сделать? что будет делать?.
Второстепенные члены предложения
Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы
какой?, какая?, какое?, какие? и обозначает признак предмета.
Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы
кого?, чего?, кому?, чему?, кем?, чем?, о ком?, о чём? и обозначает предмет.
Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы
как?, каким образом?, где?, откуда? и обозначает признак действия или признак признака.