Конспект урока по русскому языку: «Устанавливаем связи слов в предложении»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по русскому языку: «Устанавливаем связи слов в предложении»Конспект урока по русскому языку: «Устанавливаем связи слов в предложении»Конспект урока по русскому языку: «Устанавливаем связи слов в предложении»Конспект урока по русскому языку: «Устанавливаем связи слов в предложении»Конспект урока по русскому языку: «Устанавливаем связи слов в предложении»Конспект урока по русскому языку: «Устанавливаем связи слов в предложении»Конспект урока по русскому языку: «Устанавливаем связи слов в предложении»Конспект урока по русскому языку: «Устанавливаем связи слов в предложении»Конспект урока по русскому языку: «Устанавливаем связи слов в предложении»Конспект урока по русскому языку: «Устанавливаем связи слов в предложении»Конспект урока по русскому языку: «Устанавливаем связи слов в предложении»Конспект урока по русскому языку: «Устанавливаем связи слов в предложении»Конспект урока по русскому языку: «Устанавливаем связи слов в предложении»Конспект урока по русскому языку: «Устанавливаем связи слов в предложении»Конспект урока по русскому языку: «Устанавливаем связи слов в предложении»Конспект урока по русскому языку: «Устанавливаем связи слов в предложении»Конспект урока по русскому языку: «Устанавливаем связи слов в предложении»

Автор : Корнеева Татьяна Вениаминовна

Место работы: МОУ «СОШ №3»

Класс - 3 .

УМК/система: Гармония

Предмет: русский язык .

Тема урока: "Устанавливаем связи слов в предложении"

Цель урока: развивать умение выделять в предложениях главные и второстепенные члены предложения; учить грамматически правильно связывать сказуемое с подлежащим и грамотно оформлять эту связь при письме; учить выделять другие пары членов предложения, связанных по смыслу и грамматически; развивать связную устную и письменную речь, орфографическую зоркость; расширять кругозор и словарный запас учащихся. воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

Тип урока: выработки и закрепления умений и навыков.

Задачи:

Предметные:

- организация деятельности по упражнению в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения;

- развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;

- развитие навыков оценки и взаимооценки правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения, навыков самоанализа и взаимоанализа успешности участия в диалоге.

. Метапредметные:

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Познавательные:

- освоение способов работы с учебной книгой . с памятками;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

Коммуникативные:

- освоение и активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог.

Используемые учебники и учебные пособия: учебник М.С.Соловейчик, «К тайнам нашего языка» 3 класс, карточки с учебными заданиями, памятки.

Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Краткое описание: исследование средств связи слов в предложении.

Технологическая карта урока русского языка по теме «Устанавливаем связи слов в предложении»

Этап урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.Организационный момент Рефлексия эмоционального настроения в начале урока

Цель:

-Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

фронтальная

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок

Возле парты встанем сначала.
Это означает урока начало.
Наши мысли в порядок приведем,
Ведь слово "оживлять" мы начнем.
Подарим улыбку друг другу, для всех!
Только это принесет нам удачу, успех!

Проверка готовности рабочего места. Контроль/самоконтроль позы учащегося за партой.

рефлексия эмоционального настроения в начале урока; контроль/самоконтроль готовности рабочего места и положения тела во время учебной деятельности

II.Самоопределение и мотивация деятельности.

Цель: повторить части речи, уметь давать характеристику предложения: по цели, по интонации, по наличию второстепенных членов.

фронтальная

Организация слушания и отгадывания загадок.

Организует беседу по уточнению и конкретизации

Вопрос: Имя существительное, имя прилагательное, глагол - что это?

Вопрос: Загадывая и отгадывая загадки, мы воспользовались устной речью. Скажите, из чего состоит устная и письменная речь?

Вопрос: - Что мы понимаем под предложением?



Вопрос: Какие предложения бывают по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов?

Слайд 2

Заранее подготовленные ученики читают загадки.

Приложение 1

Отгадывание загадок.

Ответы на вопросы учителя.

- Части речи

- Из предложений.

- Предложение - это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает, содержит вопрос, побуждает к действию.

- По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации: восклицательные, невосклицательные; по наличию второстепенных членов предложения: распространённые, нераспространённые.

анализ и синтез- уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.

III.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: учить определять границы своего знания и незнания.

фронтальная

Организует оценочные высказывания обучающихся.

Слайд 3

Задание: Прочитайте:

В школе дети получают знания по разным предметам.

Кошка летело красный небо.

Вопрос: Найдите предложение.

Задание: Докажите, что слова связаны по смыслу.

Отвечают, делают вывод, что затрудняются в установлении связи слов в предложении.



- В школе дети получают знания по разным предметам.

Примечание:

Поиск правильного варианта ответа и столкновение с проблемой - как же установить связь в предложении ? (часто дети на данном этапе обучения затрудняются в установлении связи слов в предложении)

выдвижение гипотез, их обоснование/опровержение;

социальная компетентность-

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

IV.Постановка задач урока.

Цель:

-организовать формулировку темы урока детьми;

-организовать постановку цели урока детьми.

фронтальная

Организует поисковую работу обучающихся

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана

работы.

Задание: сформулируйте тему сегодняшнего урока

Задание: Отталкиваясь от темы урока, поставьте перед собой цель: чему мы должны научиться на уроке? Используйте опорные слова:

Слайд 4

- Верно, узнаем, как надо письменно устанавливать связь слов в предложении?

- Для этого сначала поупражняемся в нахождении частей речи затем - пар членов предложения.

Формулирование задачи и планирование действий.

- Научиться устанавливать связь.. (слов) в…. (предложении) ,выделяя (пары) членов (предложения).

целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; планирование - составление плана действий ( с помощью учителя);

V.Этап организации усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для применения.



Цель:

-Закрепить умения различать части речи, уметь находить главные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении





Индивидуальная

Создает эмоциональный настрой на выполнение следующих заданий. Организует индивидуальную работу

- К нам в гости пришёл сказочный герой, отгадайте, кто он?

«Знаю, кто уроки учит,

Ключик золотой получит.

С ним в мир знаний, мне поверь,

Ты всегда откроешь дверь.»

Слайд 5

Сказка о царе «Русского языка»

Приложение 2.

1. Дидактическая игра «Найди домик»

- Буратино принёс нам письмо от царя «Русского языка», он приглашает нас к себе в гости.

Но чтобы попасть в королевство «Грамматики», необходимо выполнить следующую работу:

распределить по группам следующие слова…

Слайд 6- 7

- Буратино.



Дети отвечают на поставленные вопросы, письменно выполняют задание. Самопроверка.

анализ по заданию учителя

самоконтроль - сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

мотивация учения -стремление помочь сказочным героям

физминутка

Слайд 8

анализ и синтез- поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи;

при выполнении упражнения развивать у учащихся способы саморегуляция

социальная компетентность-

владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли

Фронтальная

Организует проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации знании,

задание на поиск в тексте особенностей

2. Работа по учебнику: упр. 445

- Прочитайте отрывок из сказки о Буратино.

- Сколько частей в тексте?

- Сколько кадров следовало бы сделать оператору при съёмке этого отрывка?

- Какое предложение не войдёт в фильм? Почему?

- Подчеркните главные члены предложения.

- Над подлежащим укажи род.

- Что заметили? ( При одном подлежащем несколько сказуемых.)

- Почему Толстой употребил в отрывке много глаголов? (описывал действия)

- Из 3- го предложения выпишите пары слов. ( Примечание: стр 13- т.з)

Выполняют упражнение в тетради.

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.


Физминутка

Слайд 9

Дети выполняют физ-ие упражнения

VI.Закрепление с опорой на самопроверку и взаимопроверку в группах.

Цель:

-проверить знания учащихся по теме урока групповая групповая

Организация деятельности детей

Слайд 10

Работа с деформированным текстом

Слайд 11-12

Карточки : Приложение 3

В группах воссоздают текст, определяют границы предложения, определяют тему, основную мысль текста, озаглавливают, письменно устанавливают связь слов в предложении

сравнение данных с целью определения общих признаков, развитие способности строить логическую цепь рассуждений и речевое высказывание с опорой на модель; уметь оформлять свои мысли в устной форме .




VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- подвести итог проделанной работе на уроке

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


Работа Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Слайд 13

Слайд 14

- Посмотрите, какой сад вы помогли вырастить словам в царстве Русского языка.

Ответы на вопросы учителя.

Сегодня на уроке я научился …

-У меня хорошо получилось …

-…. задание вызвало затруднение, потому что …

-Мне нужно ещё …

самооценка - осознание учащимся качества и уровня усвоения, позитивное признание своих ошибок и выбор способов действия нацеленных на улучшение уровня усвоения материала




VIII.Домашнее задание

Дает:

-комментарий к домашнему заданию

Слайд 15

Записывают домашнее задание в дневниках


Приложение 1

Являюсь я важнейшей частью речи…

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам… ( имя существительное)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! ( имя прилагательное)

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Он время имеет

А так же лицо или род. ( глагол)


Приложение 2

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Русский язык. Жил он в чудесном дворце. И решил он однажды вырастить сад вокруг дворца. Позвал он своих подданных и велел вокруг дворца вырастить сад, да не простой, а вечнозеленый. Стали слова спорить кто, где и что будет делать. Но договориться так и не смогли.
Тогда царь принял такое решение. Отныне повелеваю: именам существительным решать, что сажать - деревья, цветы, травы, кусты и где. Именам прилагательным решать, какие деревья, цветы, травы, кусты сажать: красивые, прекрасные, вечнозеленые. А глаголы должны будут выполнить эту работу. В помощь царь позвал предлоги, союзы, частицы.

Напомнил, что работать должны дружно, согласованно. И соответственно издал ещё такой указ: «Установить в предложении связь между словами». И началась работа. А какой сад вырастит у царя, зависит от нас. Ну, что поможем словам выполнить всю работу хорошо?

















Приложение 3

Задание: Прочитай. Выдели предложения и оформи их по правилам письма.

Определи тему текста, главную мысль. Озаглавь.

Письменно установите связь слов во втором предложении


_________________________________________________

утро по небу плывут лёгкие облака тихо шелестит листва на деревьях утка ведёт утят к пруду как старательно они шагают за мамой.

Задание: Прочитай. Выдели предложения и оформи их по правилам письма.

Определи тему текста, главную мысль. Озаглавь.

Письменно установите связь слов в третьем предложении


_________________________________________________

утро по небу плывут лёгкие облака тихо шелестит листва на деревьях утка ведёт утят к пруду как старательно они шагают за мамой.

Задание: Прочитай. Выдели предложения и оформи их по правилам письма.

Определи тему текста, главную мысль. Озаглавь.

Письменно установите связь слов в третьем предложении


_________________________________________________

утро по небу плывут лёгкие облака тихо шелестит листва на деревьях утка ведёт утят к пруду как старательно они шагают за мамой.


Приложение 4

Памятка 1:

Конспект урока по русскому языку: «Устанавливаем связи слов в предложении» Предложения бывают:

по цели по интонации

( по эмоциональной окраске)

*побудительные (побуд.) * восклицательные (воскл.)

*повествовательные (повеств.) *невосклицательные (невоскл.)

*вопросительные (вопрос.)



По наличию второстепенных членов: распространённые, нераспространённые

Памятка 2:

Предложение- это группа слов, которая выражает законченную мысль.

В предложении все слова связаны по смыслу.

Главные члены предложения (грамматическая основа)

Подлежащее - это главный член Сказуемое - это главный член

предложения, который связан со предложения, который связан с

сказуемым, показывает подлежащим, показывает,

о ком или о чём что о нём говорится и

говорится в предложении и отвечает на вопросы

отвечает на вопросы кто? что?. что делает?, что сделать? что будет делать?.

Второстепенные члены предложения

Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы

какой?, какая?, какое?, какие? и обозначает признак предмета.

Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы

кого?, чего?, кому?, чему?, кем?, чем?, о ком?, о чём? и обозначает предмет.

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы

как?, каким образом?, где?, откуда? и обозначает признак действия или признак признака.



© 2010-2022