Рабочая программа с тематическим планированием

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока

Дата

Количество часов

Тип

урока, форма проведения

Планируемые результаты

Форма

органи

зации

познава

тельной

деятель

ности

Формы конт-роля

Органи

зация

самос-

тоятель

ной

деятель-ности


Нагляд-ность,

ИКТ

Приме-

чание

По плану

Фактически




Предметные


Метапредметные (УУД)

Личностные






Королевство волшебных красок (9 ч.)

1

Картинная галерея.

С.3-17



Комбиниро-ван-ный , урок-путе-шествие.

Иметь представление

о спектре, цветовом круге;

о том, что бывает собственная и падающая тени;

о приёмах смешения цветов карандашами и на палитре.

Знать:

тёплые и холодные цвета;

приёмы смешивания цветов карандашами и на палитре для получения нужного цвета или оттенка.

Уметь:

различать цвета на цветовом круге;

определять, где в цветовом круге находятся тёплые и холодные цвета;

работать с акварельными красками и гуашью;

выполнять упражнения на альбомном листе;

соотносить размер листа и изображаемого предмета;

определять блик как самое светлое место на предмете;

составлять различные оттенки изученного цветового спектра;

изображать по памяти и представлению предметов различных цветовых оттенков;

использовать приёмы рисования «от пятна», «вливание в цвет» и «последовательное наложение цветов», «примакивание», «смешение цветов»,

«раздельный мазок».


Ориентироваться в учебнике.

Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

Соотносить различные цвета круга с личными ощущениями.

Рассматривать репродукции картин.

Выделять содержание и живописные достоинства картин, определять значение в них определённых цветов.

Выражать своё эмоционально-ценностное отношение к картинам.

Изучать и комментировать последовательность действий при рисовании акварельными красками.

Использовать инструкции.

Проводить эксперименты по смешиванию цветов.

Поисковая работа: составление коллекций картинок.

Решать творческие задачи.

Использовать изученные приёмы работы красками.

Определять уроевнь владения живописными навыками.

Оценивать результаты своей работы.

Изучать и комментировать последовательность выполнения рисунка.



Положительное отношение к урокам изобразительного искусства.

Познавательная мотивация к изобразительному искусству.

Осознание своей принадлежности к народу, чувства уважения к народным художественным традициям России.

Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства.

Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.


Работа в группах

Теку-щий.

Работа с учебником.

Учебник

С.3-17

Тетрадь с.3


2

Школа рисования. Радужный мост.

С.20-27



Комбиниро-ван-ный, урок -сказка.

Индиви-дуальная работа.

Теку-щий.

Рисунок радуги.

Учебник

С.20-27

Тетрадь с.4-7


3

Школа рисования.

Красное королевство. С.28-31



Комбиниро-ван-ный, урок -игра.

Работа в парах.

Эксперимент- смешивание цветов на палитре.

Теку-щий.

Рисование красных ягод

(земляника,

малина) и цветов (мак, тюльпан)

Учебник

С.28-31

Тетрадь

с.8-11


4

Школа рисования.

Оранжевое королевство.

С.32-35




Комбиниро-ван-ный, урок-сказка.

Работа в парах.

Поиско-вая работа - составление коллек-ции.

Теку-щий.

Рисование оранжевых цветов (ноготки) и фруктов.

Учебник

С.32-35

Тетрадь с.12-13


5

Школа рисования. Жёлтое королевство. С.36-39



Комбиниро-ван-ный, урок-игра.

Работа в парах.

Теку-щий.

Рисование жёлтых фруктов и овощей (лимон, банан, дыня)

Учебник

С.36-39

Тетрадь с.14-15


6

Школа рисования. Зелёное

королевство. С.40-43



Комбиниро-ван-ный,

урок-игра.


Работа в парах. Освоение приёмов смеше-ния цветов каран-дашами.

Теку-щий.

Рисование зелёных фруктов (груша или яблоко)

Учебник

С.40-43

Тетрадь с.16-17


7

Школа рисования. Сине-голубое королевство. С.44-47



Комбиниро-ван-ный,

урок-игра.

Работа в парах.

Иссле-довать получе-ние лиловых, пурпур-ных цетов.

Теку-щий.

Рисование цветов голубого и синего цвета (незабудка, василёк)

Учебник

С.44-47

Тетрадь с.18-21


8

Школа рисования. Фиолетовое королевство. С.48-51



Комбиниро-ван-ный,


Работа в парах.

Теку-щий.

Рисование баклажана или фиолетовых цветов астра, колокольчик)

Учебник

С.48-51

Тетрадь с.22-25


9

Итоговый урок. Разноцветная страна. С.52-54



Ито-говый

Работа в группах.

Итоговый


Учебник

С.52-54

Тетрадь с.26-27


В мире сказок (10 ч.)

10-11

Школа лепки и рисования. Волк и семеро козлят.

С.58-65



Комбиниро-ван-ный,
урок -сказка.

Иметь представление

о работах художников изображающих сказочных персонажей.

Уметь:

нарисовать иллюстрацию;

выбирать цветовой фон для иллюстрации;

выделять в иллюстрациях художников средства передачи сказочности;

объяснять выразительные возможности цветного фона иллюстрации;

образно характеризовать персонажей сказки в рисунке;

выбирать горизонтальное или вертикальное расположение иллюстрации, размер изображения на листе в зависимости от замысла;

подбирать различные цветовые оттенки основных и составных цветов;

применять приёмы акварельной и гуашевой живописи.

Ориентироваться в учебнике.

Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

Отвечать на вопросы по картинам.

Выделять художественно-выразительные средства.

Принимать участие в беседе о творчестве художников.

Беседовать по иллюстрациям.

Сравнивать одинаковых персонажей в изображениях различных художников.

Выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.

Действовать по заданному алгоритму.

Изучать и комментировать порядок работы над иллюстрацией;


Положительное отношение к урокам изобразительного искусства.

Познавательная мотивация к изобразительному искусству.

Осознание своей принадлежности к народу, чувства уважения к народным художественным традициям России.

Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства.

Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Работа в парах. Изучать порядок работы.

Теку-щий.

Иллюстри-рование сказки «Волк и семеро козлят».

Учебник

С.58-65



12-13

Школа лепки и рисования.

Сорока -белобока. С.66-69



Комбиниро-ван-ный

Работа в парах.

Теку-щий.

Лепить сказочную птицу из пластилина.

Рисование Сороки-белобоки.

Учебник

С.66-69



14-15

Школа лепки и рисования. Колобок.

С. 70-73



Комбиниро-ван-ный

Индиви-дуальная работа.

Теку-щий.

Иллюстриро-вание сказки «Колобок»

Учебник

С.70-73



16

Школа рисования. Петушок-золотой гребешок.

С.74-77



1 ч

Комбиниро-ван-ный,

урок -сказка.

Индиви-дуальная работа.

Теку-щий.

Рисование петушка акварелью.

Учебник

С.74-77



17

Школа лепки и рисования. Красная шапочка.

С.78-79



1 ч

Комбиниро-ван-ный,

урок -сказка.

Работа в парах.

Теку-щий.

Лепка из солёного теста.

Иллюстра-ция к сказке.

Учебник

С.78-79



18

Школа рисования. Буратино.

С.80-83



1 ч

Комбиниро-ван- урок-путе-шествие.ный


Индиви-дуальная работа.

Теку-щий.

Иллюстра-ция к сказке «Буратино»

Учебник

С.80-83

Тетрадь с.28-29


19

Школа лепки. Снегурочка. С.84-89



1 ч

Ито-говый

Индиви-дуальная работа.

Теку-щий.

Лепить Снегурочку из пластилина. Иллюстрация к сказке

« Снегурочка»

Учебник

С.84-89



В гостях у народных мастеров (9ч.)

20-21

Школа народного искусства. Дымковские игрушки.

С. 94-97



Комбиниро-ван-ный

урок-путе-шествие.

Иметь представление

о традиционных народных художественных промыслах;

Уметь:

рассматривать изделия, фотографии, открытки с видами изделий народных промыслов;

выделять характерные особенности изделий народных художественных промыслов;

воспроизводить по образцу, повторять узоры народных промыслов;

сравнивать изделия народных промыслов.


Ориентироваться в учебнике.

Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

Решать творческие задачи по росписи.

Рассматривать игрушки, сравнивать их с образцами, сопоставлять с описанием в стихах, песнях, отвечать на вопросы учебника.

Определять народные промыслы по характерным признакам: участвовать в викторине по изученным народным художественным промыслам.

Воспринимать народное искусство как часть национальной культуры.


Положительное отношение к урокам изобразительного искусства.

Познавательная мотивация к изобразительному искусству.

Осознание своей принадлежности к народу, чувства уважения к народным художественным традициям России.

Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства.

Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Работа в парах.

Теку-щий.

Вырезать и расписать игрушки, используя дымковские орнаменты.

Учебник

С.94-97

Тетрадь с.32-33


22-23

Школа народного искусства. Филимонов-ские игрушки.

С.98-101



Комбиниро-ван-ный

урок-путе-шествие.


Работа в парах.

Теку-щий.

Воспроизво-дить филимонов-ские орнаменты, расписывать ими игрушки.

Учебник

С.98-101

Тетрадь с.34-35


24-25

Школа народного искусства. Матрёшки.

С.102-105



Комбиниро-ван-ный


Работа в парах.

Теку-щий.

Расписать загорских матрёшек (гуашь). Рисовать в альбоме полхов-майданские цветы, ягоды и листья.

Учебник

С.102-105

Тетрадь с.36-37


26

Школа народного искусства. Городец.

С. 106-109



Комбиниро-ван-ный урок-путе-шествие.

Работа в парах.

Теку-щий.

Изображать городецкие узоры (розан, купавка, листок)

Учебник

С.106-109

Тетрадь с.39


27

Школа народного искусства. Хохлома.

С.110-113



Комбиниро-ван-ный

Индиви-дуальная работа.

Теку-щий.

Выполнение росписи «Ягодки» и «Травка»

Учебник

С.110-113

Тетрадь с.40-41


28

Школа народного искусства. Гжель.

С.114-121



Ито-говый

Индиви-дуальная работа.

Теку-щий.

Выполнять гжельские орнаменты на альбомном листе (гуашь)

Учебник

С.114-121

Тетрадь с.38


В сказочной стране «Дизайн» (5ч.)

29

Круглое королевство. С. 126-127



Комбиниро-ван-ный

Уметь:

находить объекты дизайна различных геометрических форм;

рисовать тела геометрической формы;

выполнять декор из геометрических фигур;

использовать смешанную технику в работе;

анализировать выразительные возможности цвета в архитектуре;

планировать работу и работать в коллективе.


Ориентироваться в учебнике.

Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока.

Решать творческие задачи.

Высказывать собственное мнение, выражающее отношение к объектам дизайна.

Работать вместе, договариваться о действиях и предполагаемом результате.

Познавательная мотивация к изобразительному искусству.

Осознание своей принадлежности к народу, чувства уважения к народным художественным традициям России.

Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства.

Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Индиви-дуальная работа.

Теку-щий.

Рисование на альбомном листе круглого угощенья для принца Круга.

Учебник

С.126-127

Тетрадь с.44


30

Шаровое королевство. С. 128-129



Комбиниро-ван-ный

Индиви-дуальная работа.

Теку-щий.

Рисование шариков и мячиков.

Учебник

С.128-129

Тетрадь

с.45


31

Треугольное королевство. С. 130-131



Комбиниро-ван-ный

Индиви-дуальная работа.

Теку-щий.

Дорисовывать треугольники и

« превращать» их в сказочные предметы.

Учебник

С.130-131



32.


Квадратное королевство.

С.132-141



Комбиниро-ван-ный


Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока.

Решать творческие задачи.

Высказывать собственное мнение, выражающее отношение к объектам дизайна.

Работать вместе, договариваться о действиях и предполагаемом результате.

Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Индиви-дуальная работа.

Работа в группах.

Теку-щий.

Эскиз подушки квадратной формы и украшение её узорами из квадратов (аппликация)

Учебник

С.132-141



33.

Итоговый урок.

С.132-141



Комбиниро-ван-ный


Индиви-дуальная работа.

Работа в группах.

Итого-вый


Учебник

С.132-141























Пояснительная записка

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа ,Учебно-методического комплекта «Планета знаний» М.: АСТ Астрель, 2010 г. Сокольникова Н.М. Методическое пособие «Обучение в 1 классе по учебнику «Изобразительное искусство». М.: АСТ Астрель, 2010г. Учебник: 1 класс. - М.: АСТ Астрель, 2010г. Н.М. Сокольникова Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. - М.: АСТ Астрель, 2015г. В соответствии с учебном планом проводится 1час в неделю, в год 33 часа.

Особенности курса



Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного, архитектуры и дизайна. Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования:
  • приобщение к искусству как духовному опыту поколений,
  • овладение способами художественной деятельности,
  • развитие творческой одаренности ребенка.
Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечивает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам. Вариативная часть программы содержит расширенный материал по основам художественного изображения, декоративному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности. Наряду с основной формой организации учебного процесса (уроком) рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литера ирного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (Россия - наша Родина, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий). Основы художественного языка излагаются системно, в доступной и интересной для учащихся форме. Программой предусматривается знакомство с разнообразными художественными материалами и техниками, правилами изобразительной грамоты, а также формирование у детей практических навыков рисования с натуры, по памяти и представлению как специфических средств постижения прекрасного. Теоретические сведения изложены в соответствии с возрастными возможностями учащихся, а также непрофессиональным характером обучения в общеобразовательной школе. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик-художник). Такой подход дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет на первый план вывести деятельное освоение изобразительного искусства.

Основные цели

  • приобщение школьников к миру изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • развитие творчества и эмоциональной отзывчивости;
  • воспитание духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Именно изобразительное искусство помогает школьнику ощутить себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений. Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
  • эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
  • ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретенные художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
  • арт-терапевтическая функция, состоящая в психологической коррекции и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
  • информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).



Основные задачи

1. Ознакомить учащихся с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства. 2. Сформировать у детей: - интерес и любовь к изобразительному, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну; - эстетическое восприятие произведений искусства; - представления о видах и жанрах изобразительного искусства; - представление об архитектуре как виде искусства; - представление о дизайне как виде искусства; - представление об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства. 3. Обучить детей: - пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства; - теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки; - способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объеме; - основам народного и декоративно-прикладного искусства; - основам дизайна (азбуке форм; элементам проектирования и конструирования; чувству стиля); - основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа; - элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности. 4. Развить у школьников:
  • способность выражать в творческих работах свое отношение к окружающему миру;
  • творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
  • эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
В программе выделены следующие содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного возрастного этапа: «Мир изобразительного искусства»; «Мир народного и декоративного искусства»; «Мир дизайна и архитектуры». Эти содержательные линии в каждом классе реализуются через конкретные, взаимосвязанные темы блоков уроков. В процессе обучения рассматриваются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы содержательных линий формулируются таким образом, чтобы избежать излишней детализации фактов и событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства при изложении материала и не свести его изучение к узко технологической стороне. С первого класса на каждом уроке осуществляется изучение основ художественного языка (рисунка, цвета, композиции, объема, пропорций и др.). Большое внимание в программе уделяется освоению закономерностей конструктивного строения формы, способам передачи пространства на плоскости, основам цветоведения. В 1 классе проводится начальный анализ конструктивно-аналитического строения животных и фигуры человека. Основы изобразительного языка осваиваются как в процессе анализа произведений искусства, так и в процессе художественного творчества учащихся, а не на специальных уроках. Знакомясь с произведениями изобразительного искусства, ребенок постепенно начинает взаимодействовать с абстрактным материалом: владеть терминологией, замечать цветовые пятна, различать теплые и холодные цвета, уметь представлять образы и цвета. Педагог использует элементы языка искусства при анализе произведений и в обучении ребенка различным видам художественного творчества. У детей происходит формирование восприятия цвета и формы как учебного материала. Ребенок осознает, что с помощью этих средств можно передать свое настроение, нарисовать портрет и пейзаж, сконструировать объекты дизайна, проиллюстрировать историю или сказку. Особенности художественно-образного решения и композиции станковых живописи, графики и скульптуры, характерные черты книжной графики рассматриваются на многочисленных примерах в процессе специальных бесед об изобразительном искусстве, которые в 1 классе органично входят в структуру урока. Программа направлена на развитие у детей способности экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий. Учащиеся 1 класса систематически осваивают «Азбуку форм». Они учатся различать в природе, произведениях искусства и объектах дизайна такие геометрические формы, как квадрат, круг, треугольник, и такие тела, как куб и шар. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы. Освоение традиционных способов и приемов передачи пространства на плоскости происходит систематически в процессе выполнения изобразительных и дизайнерских заданий. При анализе произведений искусства учащимся предлагается «войти» в пространство. На протяжении всего обучения в 1 классе особое внимание уделяется изучению «Азбуки цвета» и входящих в нее основ цветоведения. Дети получают первоначальные сведения о спектре, цветовом круге, основных и составных цветах, теплых и холодных цветах, особенностях восприятия красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов; знакомятся с элементами светотени, построения композиции, передачи пространства на плоскости листа; осваивают некоторые «игры с пространством» (приемы загораживания дальних объектов ближними, уменьшение удаленных объектов и др.). В процессе выполнения учебных заданий дети учатся осознанно и творчески использовать знания основ художественного языка, добиваясь выразительности и образности рисунков. Большое внимание в процессе всего обучения в 1 классе уделяется ознакомлению школьников с приемами работы различными художественными материалами и техниками. Каждый материал имеет свою выразительно-изобразительную специфику, свои изобразительные возможности. Графитный карандаш, цветные карандаши, мелки, фломастеры, пастель, акварель, тушь, чернила - это материалы для графики. декоративного украшения предметов быта народными росписями. Очень важно, чтобы знакомство с художественными промыслами России помогло детям научиться ценить красоту и усвоить нравственно-духовные ценности народного искусства. Творчество каждого народного мастера неповторимо, его изучение имеет важное воспитательное значение. Постичь красоту народного искусства - значит понять душу народа. Обучение основам дизайна ведется во взаимодействии с освоением художественного языка - как средства выражения проектной идеи, художественного образа. Особое внимание при этом обращается на изучение основ формообразования и цветоведения: свойств цвета и осознания его прикладных возможностей в формировании предметной среды. Работы на плоскости и в объеме закрепляют знание и понимание категорий композиции, а главное - развивают ощущение ритма, движения, глубины пространства и др. Программа предусматривает широкое использование дизайнерской деятельности (художественного конструирования), или, точнее сказать, конструирования с элементами художественного проектирования. Школьники на конкретных примерах осваивают взаимосвязь триады: «польза - прочность - красота». Основы дизайна включают в себя задания по проектированию и моделированию предметов быта (мебель, посуда, светильники, бытовые приборы и др.). Эти задания направлены на обучение учащихся умению определять конструктивные качества различных объектов, познавать закономерности создания геометрических структур, а также видеть эти формы в природной и предметной среде. Обучение школьников основам дизайна направлено на достижение эффекта сознательного ощущения ими формы как одного из важнейших компонентов проектного мышления, умение находить единые принципы строения различных форм. Своеобразие подхода к обучению дизайну в общеобразовательных учреждениях состоит в использовании системы упражнений и заданий, главная особенность которых - эксперимент с формой и материалом, моделирование изделий предметной среды на основе единства функции и формы как основных принципов гармонии. В 1 классе учащиеся выполняют ряд практических заданий по проектированию и декорированию объектов дизайна на основе геометрических форм. Ставится задача создать художественный образ при выполнении плоских, рельефных, объемных и пространственно-глубинных композиций, которые могут быть использованы для оформления интерьера. В этих композициях учащиеся пытаются освоить цветовое и текстурное пространства, проследить особенности восприятия цвета и текстуры на плоскости и в объеме при различном освещении. Таким образом, в дизайнерской деятельности осуществляются «игры с пространством». Особое внимание учащихся обращается на использование в работе по созданию объектов дизайна разнообразных средств художественной выразительности, материалов и техники. Формообразующие ориентиры, задаваемые учащимся при конструировании, должны иметь, прежде всего, эстетический характер, благодаря чему у детей развивается творческое воображение. Ориентация учащихся на утилитарно-технические параметры конструирования приведет к формированию у них полноценных предпосылок дизайнерских умений и навыков. Излишняя «технизация» конструирования может, напротив, дать обратный эффект. Стержневая линия программы - развитие у школьников способности выделять целостнообразующие свойства создаваемых объектов и ориентироваться на них в процессе конструирования. Причем эти свойства должны стать предметом творческого поиска ребенка. Конструирование, таким образом, представляет собой особую поисковую и экспериментально-исследовательскую деятельность, направленную на организацию будущей конструкции как целого. Формирование конструкторской деятельности детей по схеме «от частей - к целому» предусматривает постепенный переход от репродуктивного (воспроизводящего) конструирования к творческому. Приоритетными в программе являются творческие формы конструирования, обучение которым основывается на принципе «от целого - к частям и затем опять к целому». При этом необходимо выявлять особенности материала, специфику каких-либо отдельных частей конструкции, способы соединения (крепления) деталей и т.д. Введение прямых и обратных задач в дизайнерскую деятельность ребенка создает основу для формирования у него обобщенных способов конструирования. Формирование этих способов и составляет одно из ведущих направлений обучения творческому конструированию. Программа предусматривает особую организацию конструирования по замыслу ребенка. Детей в первую очередь учат находить, развивать и воплощать в материале общую идею конструкции, то есть образ, в котором схватывается целостнообра-зующее звено конструкции. Одна из целей программы как раз и состоит в том, чтобы ребенок мог посильно выполнять функции «генератора идей» не только в конструкторской деятельности, но и за ее пределами. Именно в рамках конструирования опыт «генерирования идей» в разнообразных нестандартных ситуациях быстрее осознается самим ребенком. Особое внимание в программе уделяется обучению детей умению моделировать целостнообразующие звенья в виде простейших графических схем (рисунков, эскизов, чертежей). Работа по этому направлению играет также воспитательную роль: у ребенка возникает одухотворенное отношение к вещам, имеющим культурную ценность. Однако воспитание духовной личности не принесет должных результатов, если оно будет осуществляться только «разъяснительными» методами. Ребенок обязательно должен принимать систематическое участие пусть в небольших, но творческих делах. Украшение и эстетическое оформление класса или своей комнаты поделками и рисунками, выполненными собственными руками, вполне может стать одним из таких творческих заданий для ребенка. Важнейшей особенностью данной программы является введение в обучение арт-терапии. Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения художественному творчеству (изобразительному, декоративному, дизайнерскому) особое внимание уделяется развитию у ребенка способности эмоционально переживать свое продуктивное действие, одновременно выражать в рисунке собственные переживания и чувства. Арт-терапия понимается нами как профилактика и коррекция негативных психологических состояний у детей с помощью искусства. Она развивает эмоционально-чувственный мир ребенка, его воображение и направлена на овладение учащимися различных способов изображения, способствующих проявлению различных эмоций. Арт-терапия делает акцент на свободное самовыражение ребенка посредством любых художественных материалов и средств, имеющихся в его распоряжении. Свободное самовыражение необходимо (или желательно) для того, чтобы помочь ребенку устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить внутренние (связанные с самочувствием, настроениями) или внешние (связанные с взаимоотношениями с окружающими) проблемы, улучшить его общее состояние и т.д. Арт-терапия способствует развитию личности средствами искусства (самопознание, саморазвитие, самотерапия), где искусство выступает в качестве стимулятора психического развития и саморазвития ребенка. На занятиях изобразительным искусством с арт-терапевтической целью используют следующие виды деятельности: рассматривание картин, рисование, лепку, конструирование, работу с природными материалами, иллюстрирование сказок и музыки и др. Одной из арт-терапевтических техник является ассоциативное рисование. В процессе такого рисования дети учатся выражать свои чувства и эмоции в абстрактных (формальных) и изобразительных композициях. Другой особенностью данной программы является предложение осуществить во внеклассной работе разнообразную проектную деятельность. Цель проектной деятельности - расширить представления учащихся об искусстве, приобщить их к поискам новой информации, к самостоятельной исследовательской работе. Почти все проекты предполагают посещение выставочных залов, музеев, библиотек, просмотр специальных телепередач и видеофильмов, чтение дополнительной литературы. Одной из форм проектов может выступить тематическая выставка по какой-либо теме с использованием репродукций, фотографий, открыток, альбомов, детских работ (в конце цикла уроков, четверти, года). Ряд проектов предполагает проведение интегрированных музыкально-изобразительных занятий. Это - игра-импровизация «Цвет и звук», «Новогодний карнавал сказочных героев», «Путешествие на воздушном шаре», «В гостях у сказки», «Ярмарка изделий народных мастеров» и др. Предлагаемая программа рассчитана на 32 часа (по одному часу в неделю). Распределение часов, данное в программе, следует считать примерным. Также примерными являются ссылки на произведения искусства, которые учитель может использовать на уроках. Вариативная часть программы предполагает взаимосвязь уроков изобразительного искусства и различных форм дополнительного образования, а также самостоятельную домашнюю творческую работу учащихся. Все задания носят или относительно длительный характер (1-2 ч) или кратковременный, быстрый - наброски и зарисовки (5-10 мин). Одаренные дети могут за один урок выполнить не одну, а две работы. Программой также предусмотрены индивидуальные и коллективные формы выполнения заданий. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые виды и техники работы, изобразительную грамоту. Возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных произведений обеспечивают развитие у ребенка способности видеть целое раньше частей, а также видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективного труда школьников (дети совместно создают одно изображение; 4-5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и т.д.). Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания. Успех программы во многом зависит от индивидуального подхода учителя к ее реализации. Главная задача педагога в работе с детьми - создание творческой атмосферы, в которой происходит саморазвитие активной личности. Педагог должен помнить о том, что на каждом занятии важно создавать ситуацию успеха для ребенка, что является непременным условием его творческого и эмоционального развития. У школьников необходимо воспитывать стремление добиваться положительного результата, а также бережное обращение к выполненным работам. Очень важно подчеркнуть практическую значимость работ ребенка: они могут быть хорошим подарком для близких и друзей, а также украсить интерьер комнаты ребенка, класс или актовый зал в школе. На уроках изобразительного искусства у детей формируется умение воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видам. Особенно важно то, что постигая заложенные в произведениях искусства духовно-нравственные ценности, дети совершенствуются и растут морально и, тем самым, готовятся к решению жизненных проблем.

Основные задачи обучения изобразительному искусству в первом классе:

- изучение «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков, изучение порядка расположения цветов в радуге, выразительные возможности основных и составных цветов; - ознакомление с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, пастельные и восковые мелки и др.); ознакомление с выразительными возможностями и особенностями живописи (гуашь, акварель); - освоение простейших приемов лепки объемных форм (из одного куска, из отдельных частей, из колец и др.); - формирование умения передачи в тематической композиции или иллюстрации смысловых связей между изображаемыми объектами; - умение выбирать горизонтальный или вертикальный формат работы в зависимости от замысла, использовать соответствующий замыслу фон рисунка, добиваться выразительности образов; - освоение способов передачи пространства на плоскости листа (прием загораживания, уменьшение удаленных объектов); - ознакомление с традиционными народными художественными промыслами (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, Хохлома, Полохов-Майдан, Семенове Загорск); - освоение некоторых приемов росписи дымковских и филимоновских игрушек, матрешек, хохломской и гжельской посуды, городецких изделий; - обучение «Азбуке форм», умению узнавать геометрические формы и тела (круг, шар, квадрат, куб, треугольник) в природе и объектах дизайна; - обучение умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе геометрических форм.



Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.



Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).



Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

  • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

  • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

  • Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

1-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

  • понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;

  • понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;

  • знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;

  • знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;

  • учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

  • учиться чувствовать образный характер различных видов линий;

  • учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками:

  • рисунка;

  • аппликации;

  • построения геометрического орнамента;

  • техники работы акварельными и гуашевыми красками.

4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

  • живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);

  • графика (иллюстрация);

  • народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

5. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:

  • композиция, рисунок, цвет для живописи;

  • композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ



















© 2010-2022