Урок по окружающему миру для 3 класса по теме «Лес и его обитатели»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира в 3 классе

по УМК «Перспективная начальная школа»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
___________________ Лес и его обитатели _______________________

(Тема урока)



ФИО (полностью) Воличенко Светлана Юрьевна
Место работы МБОУ « СОШ №17» г.Новомосковска Тульской области
Должность Учитель начальных классов
Предмет Окружающий мир
Класс 3-Г
Тема и номер урока в теме Природные соообщества №1
Базовый учебник Г.В. Трафимова,С. А. Трафимова,О. Н. Фёдорова « Наш мир»2ч. 3 класс

Цели урока:

познавательные УУД:

- начать знакомство с лесом как с природным сообществом;

- обобщить и систематизировать знания о лесе;

- сравнивать свои возможности и возможности сквозных героев (Кости Погодина)

- учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;

- учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований:

- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;

- использовать словарь учебника;

личностные УУД:

- работать над развитием учебных и познавательных мотивов;

- работать над формирование рефлексивного отношения к учёбе;

регулятивные УУД:

- учить ставить цели предстоящей работы;

- учить различать учебные задания разного типа;

- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;

- учить оценивать себя и своих товарищей;

коммуникативные УУД:

- совершенствовать умение работать в паре, в группе;

- учить осуществлять учебное сотрудничество; - учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания; Задачи : - обучающие: создать условия для обобщения знаний о слове, об ударении, о роли ударения в различении смысла слов и правильном написании слов с безударной гласной в корне; обогащение словарного запаса. - развивающие: содействовать творческой самостоятельности обучающихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие речи и внимания, способность к самоконтролю; - воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся чувства товарищества, культуры общения, прилежания, умения работать в паре, взаимопомощи.

Тип урока : Изучение нового материала, закрепление

Формы работы учащихся: фронтальная , индивидуальная , групповая

Необходимое оборудование:

презентация, учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ, карта растительности Тульской области

Технологическая карта изучения темы



Тема

Природное сообщество

Лес и его обитатели

Цели



Образовательные:

способствовать самостоятельному добыванию знаний и применению их в практической деятельности;

познакомить с понятием «лесные сообщества», «лесные цепочки»;


Образовательные:

Закреплять умение выделять объкты, устанавливать взаимосвязи; развивать логическое мышление, умение рассуждать, доказывать.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД: - ЛичностныеУУД: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.



- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Планируемый результат Предметные: Понимать, алгоритм составления лесных сообществ и лесных цепочек. Знать способ правила поведения в лесу Уметь находит ошибки у других,исправлять их
Предметные: Понимать алгоритм составления лесных цепочек Уметь устанавливать и объяснять взаимосвязь в лесных сообществах. Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Ле,лесное сообщество,лесные цепочки

Лесные цепочки,алгоритм составления лесных цепочек

Межпредметные связи

Краеведение.литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные -Г.В. Трафимова,С. А. Трафимова,О. Н. Фёдорова

« Наш мир»2ч. 3 класс

- Г.В. Трафимова,С. А. Трафимова,О. Н. Фёдорова «Наш мир в опросах и заданиях» Тетрадь для самостоятельной работы №2

- презентация к уроку

- алгоритм самооценки

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа,групповая, в парах

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1 Организационный момент, определение темы урока
Организует начало занятия, слушает музыку,задаёт вопрос Слушаети музыку, определяет тему урока 5 мин.

2 Работа над новым материалом.








Направляет на организацию наблюдения за лесными обитателями Смотрит картинки Называет лесных обитателей 8 мин. ЭОР - 3 мин.

3 Физкультми-нутка для охраны зрения.

Организует физкультминутку. Выполняет физические упражнения. 2 мин. 4 Актуализация знаний.Проектная работа в группах





































Организует наблюдение за лесными цепочками. Создаёт проблемную ситуацию, организует работу, направленную на осмысление и усвоение нового знания, выявление пробелов первичного усвоения материала. Решает проблемную ситуацию, вспоминает ранее изученное. Обнаруживает пробелы в первичном понимании, осмысливает их коллективно. 8 мин. ЭОР - 2 мин. 5 Физкультминутка.
Организует физкультминутку. Выполняет физические упражнения. 2 мин. 6 Закрепление изученного.
Предлагает детям задание:Дидактическая игра «Правила поведения в лесу» Наблюдает за ответом, поощряет словами. При ошибке просит помощи ребят.
Работа в парах(работают в тетрадях) Восстанавливает лесные цепочки,дополняет ответы ребят,придумывает правила поведения в лесу,отвечает на вопросы,доказывает важность правил 8 мин. ЭОР - 3 мин. 8 Итог урока.

Знакомит с произведениями о лесе.Задает обобщающие вопросы. Помогает сделать вывод. Слушают стихи о лесе,делятся впечатлениями,вспоминают другие произведения о лесе.Делает основные выводы по теме. 3 мин. 9 Домашнее задание.
Объясняет выполнение домашней работы. Записывает задания. 2 мин.

I. Организационный момент.

Ребята вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

- Послушайте вступление к уроку и определите тему. (Классическая музыка)

- Учитель:

Много на нашей земле разных чудес:
И высокие горы, и глубокие реки, и ледяное море, и жаркие пустыни.
Но, пожалуй, самое большое чудо- это лес!
Зайдёшь в прохладную зелёную чащу и столько же всего услышишь и увидишь!
Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит
Сколько же здесь всяких тайн!
«Лес его обитатели» (слайд 1)

Учитель:

Мы сегодня входим в лес,
Полон сказок и чудес
Кто в лесу таиться?
Что за зверь? какая птица?
Всё узнаем без утайки!
Разгадаем леса тайны! (слайд 2)

- Сегодняшний урок мы проведём в виде игры. В нашей игре 4 этапа. Итак, отправляемся в путь!

II. Актуализация знаний

Посмотрите на картинки, запишите в 3 столбика названия лесных обитателей.

Физкультминутка для глаз

(слайд 19)

III. Работа над новым материалом

Переходим к следующему этапу игры. Он называется (слайд 20) - лесные цепочки.

Давайте рассмотрим как действует экологическая цепочка. (слайд 21) (приложение 1)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА


В живой природе всё устроено удивительно разумно и правильно. Проживающие вместе сообщества растений и животных образуют экологические цепочки.

Посмотрим, как они устроены.

Вот, например, как выглядит экологическая цепочка нашего леса. Деревья, травы и кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ строят на свету свои листья. Тут как тут любители зелёных листочков - травоядные животные. Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят то, что сделали растения. Кто же листочков- то зелёных не любит? Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники- волки, лисы, рыси. Чуть замешкался заяц - и пиши, пропало!. Но ведь и волк, и лиса, и рысь поживут своё и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят, их тела под действием бактерий разлагаются и превращаются как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям. А растения опять займутся переработкой минеральных веществ, превращая их в свои клетки. Вот это и есть экологическая цепочка, в которой каждое животное или растение как бы дополняет всех остальных и не сможет без всех остальных прожить.

IV. Проектная работа в группах «Лесное сообщество»

1, 2, 3 группы
Перед вами листы (конверты с картинками)
наклейте их на листы и составьте цепочку

Учащиеся в течение 10 минут работаю над составлением экологической цепочки. Далее представитель группы защищает проект, а остальные ребята оценивают.

После защиты всех проектов делаем общий вывод: все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща, поэтому лес называют природным сообществом

V. Физкультминутка

Учитель: Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я назову птицу - вы поднимаете руки, если деревья и кустарники - поворачиваете головой по сторонам, если грибы - приседайте, Но я расставила ловушки, будьте внимательны!

(кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клёст, опёнок, крокодил, сова, мухомор, ежевика, верблюд, берёза) - МОЛОДЦЫ!

VI. Что дает нам лес?

Учитель: Люди всегда понимали, что без леса жизнь на планете невозможна. С древних времён лес, верно служил человеку. Люди каменного века жили сначала за счёт лесных продуктов - ягод, грибов. Вскоре они научились делать орудие и кров, охотиться на зверей, но время шло. Общество развивалось, потребности человека росли. И сейчас лес играет огромную роль в жизни людей.

(просмотр презентации ЧТО даёт нам лес?) (cлайды 22-30)

Учитель: Возьми-ка скорей карандаш и тетрадь - тоже сделанные из дерева! - и запиши всё, чем тебя одаривал лес.

VII. Работа в рабочих тетрадях

VIII. Составление правил поведения в лесу

Ситуации.

  1. Ребята отдыхали в лесу. Кто-то заметил «ТИХО» , очень даже птицы, не поют. Скучно. Давайте включим музыку.

  2. Ребята вырыли яму под кустом и сложили в неё весь мусор, который остался у них после отдыха

  3. На земле валялась бумага, мятые пакеты. Всё это сожгли на костре.

Учитель:

- Лес прочное природное образование! Леса существуют на земле сто, тысячи лет и НИКТО И НИЧТО не может уничтожать лес.

- Так ли это?

- Кто может уничтожить лес?

- Как должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе? (работа по учебнику).

- Какие вы знаете правила? (Чтение правил, слайды 31-36)

VIII. Подведение итогов

Много разных авторов писали о природе.

Чтение стихотворений о временах года (приложение 2) (слайды 37-40)

Стихи!



Зима - Чародейкою зимою

Околдован лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит

Весна - Хорошо в лесу в апреле!

Хорошо в лесу весной!

Птицы первые запели,

Пахнет палою листвой.

На полянке, у тропинки,

Пробираются травинки

С бугорка ручей бежит

А под ёлкой снег лежит!

Лето-

В лес июльский загляни-ка!

Поспевает земляника

Каждая полянка

Скатерть самобранка

Попадаются в июле

Очень вкусные находки

Это знают все кастрюли

Банки, миски, сковородки

Человек, ты царь природы

О тебе веду я речь

Можешь ты помочь живому

Иль на гибель всех обречь?

Помоги траве родиться

Белкам жить, а рекам течь

Ты на свете самый главный

Значит должен всех беречь!

Выводы:

- Что запомнили?

- Что узнали нового?

- Что было самым интересным?

Песня «Мир не прост» (приложение 3) (слайды под музыку 41-50)

Песня «Мир не прост».

Мир не прост, совсем не прост,

Нельзя в нём скрыться от бурь и от гроз

В нём есть деревья, и есть цветы

Есть ещё я, есть я и ты.

Совы в нём есть, есть соловей

Есть в нём и бабочка, и муравей,

И есть медведи, и есть кроты

А ещё есть, есть я и ты.

Припев

Всё, что в этом мире живёт

Всё, что дышит, любит, поёт,

Всё, что мы природой зовём

Пусть живёт, пусть живёт в сердце твоём!



© 2010-2022