Урок чтения и развития речи в 1 классе Тема: Согласные звуки [ф] [ф, ], буквы Ф, ф

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок чтения и развития речи в 1 классе в ОГКОУ Шарьинской школы - интернат VIII вида Лугинина Лариса Михайловна, учитель начальных классов Тема: Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф. Цель, задачи: Цель урока: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности. Образовательные задачи: познакомить детей с новой буквой русского алфавита Ф и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф']; научить выполнять звуковой анализ слов «фонарь», «филин», создать условия для овладения техникой чтения, фонематического слуха, творческого воображения. Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся. Развивающие задачи: - развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах, - развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать мелкую мускулатуру пальчиков. Воспитательные задачи: эмоционально-положительное отношение к предмету и окружающему миру. Необходимое оборудование и материалы для урока: Проектор, ноутбук, колонки; «лента букв», карточки «ёлочки» с индивидуальными заданиями; снежинки, смайлики для рефлексии деятельности и эмоционального состояния детей, ёлочка, предметы: фен, фартук, фонарик, фломастеры, фотоаппарат, модель буквы «ф» из бумаги, мяч, новогодние игрушки. Аннотация к уроку: Данный урок используется при прохождении нового материала по обучению грамоте в 1 классе коррекционной школе 8 вида. Данный ресурс знакомит учащихся с буквой «ф», согласными звуками, формирует ценностное отношение к миру, расширяет знания детей об окружающем мире, воспитывает эмоционально-положительное отношение к предмету, показывает связь изучаемых предметов с жизнью. Методические рекомендации по использованию: Используется на уроке «открытия» новых знаний. В ходе урока можно использовать сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения. Ход урока 1. Психологический настрой - Добрый день, дорогие первоклассники! Разрешите представиться: я учитель начальных классов Скопина Галина Анатольевна. Сегодня мне очень хотелось бы провести для вас урок обучения грамоте. Согласны со мной пообщаться? Но для начала, я хотела бы знать ваше настроение. Моё настроение, например, сегодня, соответствует данному смайлику. А ваше? (на выбор улыбающийся или грустный). радостное Я жду приятной встречи с уроком! огорчённое -Как же так? Снова придётся изучать буквы и учиться читать. Я рада, вы все пришли в школу с радостным настроением! 2. Мотивация к учебной деятельности - Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним. - Вижу, настроение у вас радостное. Тогда давайте начинать урок. Ребята, скажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь на уроках чтения? Для чего это вам нужно? Узнать что-то новое! 3. Актуализация знаний Повторение изученного о буквах и звуках. - Я хочу узнать, что вы знаете о звуках и буквах чему мы учились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи словечки». - Звуки бывают … (гласные и согласные). - При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду). - Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие). - Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные). - После твёрдых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э). - После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю). Молодцы! Вешаем игрушку на ёлку. 4. Целеполагание. - Ребята, давайте посмотрим, что у меня в коробке. Сейчас я буду доставать предметы, а вы хором будете их называть. А если будете очень внимательными, то обязательно догадаетесь, с каким новым звуком мы сегодня познакомимся. (Учитель достаёт предметы. Ученики смотрят на предметы и произносят слова. Дети говорят: «Фен, фартук, фотоаппарат, фонарик, фломастеры») - Определили, какие одинаковые звуки есть в этих словах. - Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [ф], [ф']) - Правильно, тема нашего урока «Звуки [ф], [ф']. Буква «Ф, ф». - Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока. Познакомимся с ….. Научимся …. Мы познакомимся со звуками [ф], [ф'] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. 5. Открытие нового знания. 1. Звуковой анализ слов «фонарь», «филин». Моделирование звукового состава слов. - А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки: Дом - стеклянный пузырек, А живёт в нём огонек. Днём он спит, а как проснётся, Ярким пламенем зажжется. (фонарь)
Когда светло, прячусь в дупло, Ночью летаю, мышей пугаю. (филин)
А теперь совместно с соседом по парте попробуйте составить схемы данных слов. - Рассмотрите схемы слов. Сколько звуков в каждом слове? (В слове «фонарь» - 5 звуков, в слове «филин» - 5 звуков.) - Проведем звуковой анализ этих слов в парах. Работа в парах. Составление звуковых схем данных слов. Составить схему слова «фонарь», слова «филин» на модели.
Самопроверка. - Разделите слова на слоги. В слове «филин» 2 слога: фи-лин, ударение падает на первый слог на гласную «и»). - Дайте характеристику первым звукам в словах. (Звук [ф] - согласный, твердый парный, его мягкая пара [ф'], глухой, парный [в], звук [ф'] - согласный, мягкий парный, его твердая пара [ф], глухой, парный [в']). - Сравните первые звуки. Что вы можете о них сказать? (Это парные по твердости-мягкости звуки.) Молодцы! 6. Физминутка Я предлагаю вам станцевать. Сидя умеете? Научу! Смотрим на меня, повторяем движения и, конечно, же подпеваем! Дети танцуют. Молодцы!. Открытие нового знания 2. Знакомство с буквой. - Ребята, а сейчас я попрошу вас показать, как вы умеете читать. Хором читаем: ерма, азан, утбол. Не получается? Нет первой буквы. Но не забывайте, ребята, что урок у нас волшебный. И поэтому если вы сейчас очень постараетесь, то в ваших руках родится буква, которая обозначает согласный звук [ф]. Я помогу вам, мои маленькие волшебники. Перед вами заготовка. Возьмите её в руки и выщипните серединку, обведённую фломастером. ( Дети по инструкции учителя делают букву из салфетки.) На какую букву похожа?. ( Р, ь). А теперь, внимание. Разворачиваем заготовку! О, чудо, перед нами буква « эф». На что похожа буква? Молодцы!. 3.Чтение слогов с буквой ф. фа фо фу фы фэ фя фё фю фи фе Молодцы!. 5. Первичное закрепление -Пробуем снова прочитать слова. - Разберём, как вы понимаете значения этих слов. Ферма - отдельное специализированное, обычно животноводческое хозяйство. Фазан - крупная птица отряда куриных, с ярким оперением, мясо которой употребляется в пищу. Футбол - (от англ. foot - нога, ball - мяч) - командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела. Составьте предложения с данными словами. Молодцы!. 7. Применение нового знания - Мои первоклассники прислали вам телеграмму. Прочитаем её хором: Здравствуйте, ученики 1 класса Шарьинской школы! Поздравляем вас с окончанием учебного года! Шлём вам фонтан из конфет. Молодцы!. 8. Итог урока - Что нового вы сегодня открыли для себя? - Что повторили из того, что уже знали? - Что было самое интересное для вас? 9. Рефлексия - Наш урок заканчивается. Вспомните начало урока, покажите мне, с каким настроением вы закончили урок? Надеюсь, что ваше настроение после урока также соответствует этому смайлику!. - Кому было всё понятно, интересно и легко работать, тот возьмёт голубые круги. - Кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием - сиреневые круги. - Кому было трудно успевать и выполнять задания - белые круги. - Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались. Спасибо всем вам за внимание и за урок!
Приложение ТАНЦУЕМ СИДЯ Вот вы устали, готовя уроки, И непонятны в учебнике строки. Значит, пускай отдохнёт авторучка, Значит, отодвиньте в сторонку тетрадь. И не вставая, а сидя на стуле, Если совсем вы ещё не уснули, Вместо зарядки и для настроенья Нужно танец этот, друзья, танцевать. Руки на пояс поставьте вначале, Влево и вправо качайте плечами. Вы дотянитесь мизинцем до пятки, Если сумели - всё в полном порядке. А напоследок должны вы мяукнуть, Крякнуть, проквакать, Залаять и хрюкнуть: Мяу, кря, ква, гав, хрю. Если в гостях вы станцуете сидя Чья-нибудь мама Вам скажет: "Спасибо!" Вазу локтями никто не заденет, Не придётся пыль из ковра выбивать На переменках и в свой день рожденья, С песенкой вместе и даже без пенья, Вместо зарядки и для настроенья Нужно танец этот, друзья, танцевать. Автор текста (слов): Пляцковский М. Композитор (музыка): Савельев Б.
© 2010-2022