- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира в 3 классе на тему: Разнообразие растений
Урок окружающего мира в 3 классе на тему: Разнообразие растений
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кондаурова А.Е. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «Разнообразие растений»
Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира;
- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;
- умение различать группы растений по их существенным признакам.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
- умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;
- умение составлять план работы;
- умение анализировать, классифицировать найденную информацию;
- адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника;
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение работать с информацией в малых группах;
- умение строить понятные для партнёра высказывания;
- умение задавать вопросы;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Материал к уроку: учебник, рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.
Методы обучения: частично - поисковый, исследовательский
Ход урока
-
Организационный момент
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок
Вот книжки на столе,
А вот - тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный -
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
- Повернулись друг к другу лицом, улыбнулись друг другу. Сказали добрые слова. Пожелали успехов себе.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.
Я желаю всем нам хорошего урока.
-
Сообщение темы и целей урока
- Тему нашего урока вы мне скажете сами, ответив на мои вопросы. - На какие 2 большие группы делится природа? - Судя по картинкам, о какой природе пойдёт речь на уроке? - Как называется наука, которая изучает живую природу? - На какие большие группы делится живая природа? - Как называются эти группы? - А теперь отгадайте загадки, скажите, что между ними общего и определите тему нашего урока.
Вырос в поле
Злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репей)
Из- под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает. (Подснежник)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
- Что между ними общего? К какому царству они относятся?
- Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с разнообразием царства растений и новой классификацией растений.
- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зелёная одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.
На слайде картинки с разнообразными растениями.
- На какие группы можно распределить эти растения?
- Какие части растения вы знаете?
- Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп.
Растения
низшие высшие
водоросли
мхи,
папоротники,
хвойные, цветковые
- Как вы думаете, почему водоросли - это низшие растения, а мхи, папоротники, хвойные и цветковые - это высшие растения?
- Ответ на этот вопрос мы получим после того, как познакомимся с особенностями каждой группы растений.
Минутка для релаксации глаз.
* Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть, медленно считая до пяти.
* Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть и посмотреть вдаль, считая до пяти.
* Круговые движения глазами в правую сторону (3 раза), столько же в левую сторону.
3. Планирование работы.
- Работать будем по группам самостоятельно.
- Сегодня будут работать 5 групп. Каждая группа изучит самостоятельно особенности определённой группы растений, а затем познакомит всех нас.
1 группа - водоросли
2 группа - мхи
3 группа - папоротники
4 группа - хвойные растения
5 группа - цветковые растения
-Задания для самостоятельной работы, задание № 1 - для 1 группы -
Дать краткую характеристику водорослям:
-
Особенности жизнедеятельности.
-
Части растения.
-
Представители.
- Задание № 2 - для 2 группы -
Дать краткую характеристику мхам.
- Задание № 3 - для 3 группы -
Дать краткую характеристику папоротникам.
- Задание № 4 - для 4 группы -
Дать краткую характеристику хвойным растениям.
- Задание № 5 - для 5 группы -
Дать краткую характеристику цветковым растениям.
- У каждой группы есть инструкция по выполнению задания.
Инструкция для группы 1.
1. Рассмотрите рисунок на с.72 учебника.
2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.
3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»
Инструкция для группы 2.
1.Рассмотрите рисунок на с.80 атласа- определителя «От земли до неба».
2. Используйте материал атласа на с.81, смотрите таблицу на доске.
3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»
Инструкция для группы 3.
1. Рассмотрите рисунок на с.78 атласа- определителя «От земли до неба».
2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.
3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»
Инструкция для группы 4.
1.Рассмотрите рисунок на с.82 атласа- определителя «От земли до неба».
2. Используйте материал атласа на с.83, смотрите таблицу на доске.
3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»
Инструкция для группы 5.
1. Рассмотрите рисунок на с.74 учебника.
2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.
3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»
4.Сбор информации.
Учащиеся знакомятся с источниками информации, отбирают главное содержание. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.
5.Обмен информацией.
Релаксация
Я превращаю вас в маленькие семена цветов. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки - вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу.
6.Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Кому работать в группе было легко?
- Кто испытывал трудности?
- Кто остался доволен своей работой на уроке?
- Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность.
Приложение 1.
Водоросли.
Водоросли - это растения, живущие в воде. Они свободно плавают в воде или поселяются на дне. У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков.
Водорослей на Земле очень много. Есть среди них гиганты, длиной до 40метров - они живут в океанах. Есть крошечные водоросли, рассмотреть их можно только в микроскоп.
По цвету водоросли бывают сине - зелёные, зелёные, бурые и красные. Сине - зелёные водоросли могут жить не только в воде, но и на земле, там, где влажно. Например, скользкие зелёные налёты на заборах, стенах домов, крышах.
Все бурые водоросли - очень крупные растения. В морях и океанах они образуют подводные заросли - настоящие джунгли. Их бывает так много, что они мешают проходить судам, гибнет рыба.
Водоросли живут и на живых организмах. Клетки водорослей обнаружили внутри тела личинки стрекозы, на ножках водяного клеща.
Водоросли служат кормом для морских животных. Они обогащают воду кислородом и очищают её от бактерий. Морские водоросли человек использует в пищу (морская капуста). Водоросли применяют и для лечебных целей.
Папоротники.
Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Папоротники никогда не цветут. Семян у папоротников не бывает; их заменяют крошечные споры, которые можно увидеть только под микроскопом.
Папоротники бывают травянистые или древовидные.
В тропиках растут папоротники - гиганты - это деревья, высотой до 200метров.
Есть водные папоротники. Сальвиния плавающая - у неё нет корней. Её разводят в аквариумах и парковых прудах.
Многие папоротники декоративны, другие лекарственные, некоторые съедобны, некоторые ядовиты.
Цветковые растения.
Цветковые растения - это растения, у которых есть цветки. Эти растения наиболее разнообразны. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Многие растения с наступлением тепла зацветают. Одни цветут ранней весной, когда ещё не сошёл снег, другие - летом. Есть растения, которые цветут до глубокой осени. Когда растения цветут, они становятся очень нарядными, привлекают насекомых, животных, радуют человека. Всем нам знаком - подорожник большой. Он растёт вдоль дорог, на сорных местах, пустырях, на лугах. По нему ходят люди, животные, иногда ездят на велосипедах и машинах. Почва у дорог такая плотная, что её трудно раскопать. Но даже в таких условиях, подорожник растёт, цветёт, приносит семена. Для подорожника не опасно вытаптывание. Настой и сок из листьев подорожников применяются в медицине. Молодые листья идут на супы, салаты. Широко распространён - одуванчик лекарственный. Он растёт вдоль дорог, у жилья, засоряет газоны, сады, огороды. Отвар из его корней возбуждает аппетит. Молодые листья используют для салатов, супов, приправ, а поджаренные корни как заменитель кофе. Клевер луговой, или красный - увидишь на каждом лугу. Это растение с красивыми красными цветками. Выращивают как кормовое растение. В начале и середине лета травы мягкие, сочные. В это время начинается заготовка сена. Сено - хороший корм для скота в зимнее время.
Мхи. Мхи - жители влажных мест. Встречаются в лесах, на лугах, болотах. Много их в тундре. У мхов не бывает корней, цветов и плодов с семенами. Но они имеют стебли и листья. Все мхи, если к ним не присматриваться, кажутся почти одинаковыми. На самом же деле они очень разнообразны. Кукушкин лён своим вытянутым стеблем и формой листьев напоминает настоящий лён, за что и получил своё название. Это крупный мох высотой до 40сантиметров. И ещё до 12сантиметров - ножка с коробочкой, в которой созревают споры. Сфагнум (торфяной мох) образует в сырых местах и на болотах пышные «подушки». Из их отмерших остатков образуется торф. Маршанция стелется по земле. На ней вырастают удивительные маленькие «зонтики», которые служат этому мху для размножения.
Хвойные растения.
Хвойные растения - это сосна, ель, лиственница, пихта, можжевельник. Они вечнозелёные. У них есть корень, стебель, листья - хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. Ель обыкновенная и сосна обыкновенная - наиболее известные хвойные деревья. У ели хвоинки короткие, расположены на веточках поодиночке. У сосны хвоинки длинные, сидят парами. Шишки у ели вытянутые, у сосны короткие, более округлые. На площадях многих городов можно увидеть ель с голубоватой хвоей. Это ель колючая. Лиственница - хвойное дерево, но не вечнозелёное, как ель и сосна. Каждую осень она сбрасывает свои листья - хвоинки, а весной распускает новые. Пихта - похожа на ель, но хвоинки у пихты плоские. Шишки пихты торчат вверх, а не свисают вниз, как у ели. Зрелые пихтовые шишки не падают с дерева. С них опадают чешуйки, а на ветках остаются торчащие стерженьки, словно пики. Можжевельник - это хвойный кустарник. Растёт в лесах. Его ветви покрыты очень колючими плоскими иголками. На некоторых можно увидеть синеватые шарики, похожие на ягоды. В них - семена можжевельника.