- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока русского языка, 2 класс. тема: Однокоренные слова
Технологическая карта урока русского языка, 2 класс. тема: Однокоренные слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Цветкова О.О. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока русского языка
Тема: Однокоренные слова
УМК «Школа России»
Класс 2
Учитель О.О. Цветкова
Цель урока: Научить распознавать однокоренные слова, выделять корень. Задачи, направленные на достижение личностных результатов: - воспитание чувства гордости за родной язык; - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов: - умение работать с информацией; - умение добывать информацию; - формировать умения грамотно строить речевые высказывания. Задачи, направленные на достижение предметных результатов: - развитие речи, мышления; - освоение первоначальных знаний о грамматике; - умение грамотно писать, участвовать в диалоге. Планируемый результат: Познавательные умения: - умение выделять корень в однокоренных словах; - подбирать однокоренные слова. Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с правилом. Коммуникативные умения: формулировать понятия, используя термины. Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, музыка. Оборудование: учебник, интерактивная доска, раздаточный материал, смайлики для рефлексии.
Этап урока
Цель
Содержание взаимодействия с учащимися
Методы и приемы работы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
I. Организаци-онный момент
Мотивировать обучающихся к учеб-ной деятельности посредством созда-ния эмоциональ-ной обстановки;
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять -
Буду грамотно писать.
Настраи-вает детей на работу, создает доброже-лательную рабочую атмосферу в классе.
Привет-ствуют учителя. Проверяют свою гото-вность к уроку.
Регулятивные:
- нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
II. Акту-ализация знаний
1.Чисто-писание.
Раз-витие орфо-графи-ческой зор-кости
Загадка:
Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
-Что за время года описано в стихотворении?
Называем синонимы к словам золотой и румяный.
оло оро
Наблю-дение. Проблем-ная ситу-ация. Повторе-ние.
Указывает объект наблюде-ния.
Выполняют упражнение в тетради. Обосновы-вают выбор написания.
Регулятивные:
- умение осуществлять действие по образцу.
Познавательные:
- постановка и решение проблемы.
Коммуникативные:
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске ранее приобретённых знаний.
2. Словарно-
орфографи-ческая работа.
-Назовите осенние месяцы.
- Запишите их названия.(сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какую орфограмму надо вспомнить, записывая слова?
Наблю-дение. Проблем-ная ситу-ация. Работа у доски.
Организует диалог с уча-щимися, в ходе ко-торого конкрети-зирует понятие «орфо-грамма».
Записыва-ют слова в тетради, выделяют орфограм-му.
Взаимопро-верка.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися.
Познавательные:
- постановка и решение проблемы.
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов.
Коммуникативные:
- умение ясно и чётко излагать своё умение выстраивать речевые конструкции.
III.
Постановка цели и задач урока. Мотивация деятельнос-ти.
Под-веде-ние детей к фор-ми-рова-нию темы и поста-новке задач урока
(подбираем проверочные слова к слову золотой)
Золотой, золото, позолота.
-Что интересного в этих словах? (общая часть)
Запись однокоренных слов.
- Ребята, сформулируйте тему урока
Родственные слова.
- Сформулируйте цель урока.
Наблю-дение. Проблем-ная ситу-ация.
Работа с текстом упр.77
Организует диалог с обучающи-мися. Подводит детей к формули-рованию темы урока и постанов-ке задач.
1). Слуша-ют. Делают выводы. Решают поставлен-ную проб-лему.
2). Запись однокорен-ных слов.
3).Форму-лируют те-му урока. Ставят за-дачи.
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать побольше.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1). Подбор родствен-ных слов.
2) Знакомство с понятием корень слова
3) Рабо-
та с толко-вым слова-рём.
Про-верка понима-ния спо-соба дейс-твия.
- Записать родственные слова упр. 78
Отгадайте загадку.
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
Ученик читает значение слова «корень» из толкового словаря. Корень слова -
Значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства-
Однокоренные подбери слова.
Даны слова : вода, водичка,водный, водитель;
Выбрать только однокоренные слова.
- Выделите корень, поставьте ударение.
- Назовите слова с безударной гласной, которая требует проверки.
- Какие слова являются проверочными?
- Сделайте вывод:
- Как пишутся корни родственных слов?
Наблю-дение. Проблем-ная ситу-ация.
Организует диалог. Даёт задание. Уточняет правило. Нацеливает на вывод, как пи-шется ко-рень род-ственных слов.
Записывают одноко-ренные слова, выделяют корень, де-лают вывод, читают правило в учебнике (стр.58)
Решают проблему, какие слова не являются родствен-ными.
Познавательные:
- выдвижение гипотез, их обсуждение; доказательство; умение работать со словарём; умение добывать информацию самостоятельно.
Регулятивные:
- составление плана и последовательных действий.
Личностные:
- знание основных моральных норм работы в паре. Справедливо распределять обязанности, взаимопомощь.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
V. Пер-вичная проверка по-нимания урока.
1). Письмо по памяти.
Раз-витие умения рас-позна-вать и подби-рать од-ноко-ренные слова
Ос..нь наступила,
Выс..хли цв..ты,
И гл..дят уныло
Голые кусты.
- Вставьте пропущенные буквы.
- Запишите по памяти.
-Подбор однокоренных слов к словам: осень, цветы, кусты.
Наблю-дение. Доказа-тельство. Рефлек-сия.
Даёт установку на запо-минание предло-жения. Обращает внимание на орфо-граммы.
Объясняют написание слов. Записывают предло-жения. Взаимо-проверка тетрадей. Рефлексия.
Регулятивные:
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность.
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, используя интерактивную доску.
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказание помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
2). Работа с учебником.
Упр.80
- Докажите, какие слова родственные.
- Так можно ли слова мама, сын, дедушка, тётя считать родственными между собой?
- Как называем такие слова? (Синонимы). - Назовите 2 признака родственных слов. (однокоренные слова имеют общий корень и общее основное значение)
Проблем-ная ситу-ация. Наблю-дение. Рефлек-сия.
Поста-новка проблемы Установка на
деятель-ность.
Заселяют слова в домики. Доказыва-ют. Выделяют корень. Решают проблему. Рефлексия.
Динамичес-кая пауза.
1). Гим-настика для глаз.
Соблю-дение санитарно-гигиенических норм.
Просмотр мультимедийной презентации.
Просмотр презента-ции.
Организует вы-полнение гимнастики для глаз.
Выполняют гимнас-ику для глаз по упражне-ниям пре-зентации.
2). Работа с интерактив-ной доской
3) Работа в парах. Вы-явле-ние од-ноко-ренных слов.
Вклю-чить учащихся
в обсуж-дение проб-лемных вопро-сов.
Игра «Четвертый «лишний»
Моряки, морской, моржи.
Корень, коренной, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Горка, горный, городок.
Школа, школьник, ученик.
- Являются ли эти слова однокоренными? (Дети приходят к выводу )
- Прочитайте текст. Найдите однокоренные слова, выделите корень. - Читают и обсуждают сказку «Родственница». - Вы кто такие? - Я гусь. Это гусыня, это наши гусята. А ты кто? - А я ваша родственница - гусеница. - Права ли гусеница?
Словес-ный, работа с интер-активной доской
Проблемная ситуация.
Подводит к выводу.
Организует диалог с уча-щимися, в ходе ко-торого конкрети-зирует понятие
Выписы-вают слова. Делают вывод. Вступают в беседу.
Оценивают правиль-ность выполнения заданий.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формули-руют собственное мнение и аргументируют его.
Регулятивные:
- умение адекватно воспринимать оценки.
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений;
- уметь различать однокоренные слова от формы одного слова.
Личностные:
- формирование адекватной, позитивной осознанной самооценки;
- испытывать гордость за свою страну.
Коммуникативные:
- управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий);
- владение монологической и диалогической формами речи родного языка;
- уметь оказать помощь товарищам.
VI Заключи-тельный.
1) Алгоритм определения корня слова
2). Под-ведение итогов.
3). Реф-лексия деятельнос-ти.
Умение выде-лить главное.
Под-ведение итогов.
Обеспе-чение по-зитивного на-строя.
1-й шаг. Подумай над значением слова.
2-й шаг. Подбери родственные слова.
3-й шаг. Выдели общую часть.
Дети располагают свои смайлики на лесенке успеха.
( уровни усвоения знаний:1.Всё понятно.
2.Немного не уверен.
3. Не понял)
Рефлек-сия. Контрольно-оце-ночная деятель-ность.
Подвести учащихся к под-ведению итогов урока. Обеспе-чить по-ложитель-ную реакцию учащихся на уроке.
Подведение итогов. Получают позитивный настрой от урока.
Регулятивные:
- оценка-осознание качества и уровня освоения и владения учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль.
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность; свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
- проявлять активность в деятельности.
VII. До-машнее задание
Информа-ция о домашнем задании, инструк-таж по его выполне-нию
Записывают в дневник