Использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Воспитатель МБДОУ детский сад №11 «Кыталык»

Сунтарского улуса с.Сунтар

Республики Саха (Якутия)

Иевлева Лираида Раймондовна Современное общество, в свете предъявления все более высоких требований к системе образования, уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества образования с информатизацией образовательного процесса. Детский сад - это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно - коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников. В настоящее время многие педагоги в своей практике активно применяют информационно-коммуникационные технологии - технологии доступа к различным информационным источникам, помогающим в решении многих задач: в воспитательно - образовательной, коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии. В своей работе мы применяем информационно-коммуникативные технологии для ознакомления дошкольников с социальным миром, работая по всем направлениям дошкольного обучения. При подготовке, мы учитываем санитарно-эпидемиологические правила, по которым общая продолжительность НОД составляет 25-30 минут с детьми старшего дошкольного возраста, из которых 5-7 минут дети находятся непосредственно за компьютером. Для развития у детей устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающего интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания. Поэтому в своей практике мы используем мультимедийные презентации, которые построены с учетом возрастных особенностей дошкольников, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасными помощниками при проведении НОД по всем образовательным областям, во время режимных моментов, в развлечениях, Итак, привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиаресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности, особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста, которые уже могут почти самостоятельно или с помощью родителей создать свою презентацию. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленной цели. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие трудной для детей информации. Презентация напоминает детскую книжку, где на каждом листе - большая яркая картинка с подписью - обозначением, а мы только листаем слайды (электронные страницы). Просматривая презентацию, дети быстрее и лучше запоминают информацию, учатся объединять изображение и звук в одно целое. Электронные презентации мы с успехом используем во время групповой НОД. Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу. ИКТ, эта наглядность, дающая возможность нам выстроить объяснение познавательного материала логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов - показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей - наглядно представить процессы в неживой природе, такие как солнечная система, смена времен года, дня и ночи. Вот и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного ряда. Использование ИКТ многое даёт и самим педагогам: значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде; меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к НОД. Наконец, с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты и многое другое. Таким образом, благодаря использованиюинформационно-коммуникационных технологий в работе с детьми достигаются высокие результаты: · у детей повышается мотивация к познавательной деятельности; формируется активная позиция субъекта обучения; · дети легче усваивают понятие время, космос, солнечная система и т.д.; · значительно сокращается время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеют следующие достоинства: - осуществление полисенсорного восприятия материала; - возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимидийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде.
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для НОД. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников работа по внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада мы отметили ряд преимуществ: · Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; · Проблемные задачи, поощрение при их правильном решении самим компьютером являются стимулом к познавательной активности детей; · ИКТ дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств; · с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, планеты, солнечную систему, время; · высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Однако хочется отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может заменить высококвалифицированного специалиста. Это лишь средства, вспомогательный обучающий материал. Они не заменяют традиционные методы и технологии, а являются дополнительным рациональным и удобным источником информации, наглядности. НОД с использованием компьютерных технологий являются комплексными и сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства воспитания обучения. И, в заключение, хотелось бы сказать, что использование компьютерных технологий в деятельности педагога ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, совершенствовать все звенья управления в сфере образования, расширяя возможности доступа к информационным ресурсам, помогает развивать навыки работы на компьютере и повышать творческую фантазию и воображение.

© 2010-2022