- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема: «Однородные члены предложения. »
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема: «Однородные члены предложения. »
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бородина Н.А. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Поделитесь с коллегами:
Бородина Наталья Анатольевна
учитель начальных классов МКОУ «Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3» Каргапольского района, Курганская область
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема: «Однородные члены предложения»
Цели: УУД:
Предметные: - понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения. -уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах. -знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения Регулятивные: -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: -учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им. Познавательные: -уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка. Личностные:-уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности. Тип урока: урок закрепления новых знаний. Оборудование урока:
- презентация
- схемы предложений с однородными членами без союзов;
- карточки для дифференцированного индивидуального задания;
- учебник «Русский язык» 3 класс I часть /С.В. Иванов/, рабочая тетрадь
2. Минутка чистописания.
А)Открыли тетрадь, записали число, классная работа. Б)(слайд 1) Внимательно посмотрите на запись на слайде: Доктор - врач Рёв - ? Зов - ? Ураган - ? У. Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки чистописания. ( на доске) -К словам левого столбика надо подобрать синонимы, оканчивающиеся на букву Ч: доктор - врач, рёв - плач, зов - клич, ураган - смерч. Во всех словах правого столбика есть буква согласного звука [ч]. Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Ч. в) Запишите слова : (на доске) учит.ль чел.век к.нечно дев.чка -Откуда эти слова ? (словарные слова) Какое слово лишнее в этой группе слов. Почему ? ( 3 слова обозначают одушевлённое существо- человека) Запишите , вставляя пропущенные буквы . Подчеркните пропущенные буквы, поставьте ударение. III. Систематизация знаний. 3) Систематизация знаний а). Прочитайте написанные пословицы (слайд 2 ) Красна птица опереньем, а человек - уменьем. Русский человек добро помнит. Человека ценят не по словам, а по делам. У. Какие пословицы можно объединить между собой по какому- то признаку? Д. Можно объединить первую и третью пословицы по смыслу. (Человека ценят за его умения, дела и поступки). У. Назовите в последней пословице слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Д. «По словам», «по делам» отвечают на один и тот же вопрос и относятся к сказуемому «ценят». У. Как вы думаете, чему будет посвящена новая тема урока? Д. -Новая тема урока будет посвящена словам, отвечающим на один и тот же вопрос и относящимся к одному и тому же члену предложения. У:- Сегодня мы продолжаем исследовать тему: «Однородные члены предложения». ( слайд 3) -Я предлагаю определиться с задачами урока : - Что нужно знать по теме урока? ( слайд 4 ) Что надо знать: 1) Признаки однородных членов предложения. Что надо уметь: 2) Уметь находить в тексте однородные члены предложения.3) Уметь правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.
4) Уметь употреблять в речи однородные члены предложения. - Приступаем к решению задач урока.
4. Основная часть урока.
- Какие члены предложения вы знаете? - Давайте вспомним еще раз, как называются главные члены предложения? - Какие вы знаете второстепенные члены предложения? Задача 1. Назвать признаки однородных членов предложения( слайд 5) - Расскажите , что вы знаете о признаках однородных членов предложения .(5 пунктов:
- Отвечают на один и тот же вопрос,
- Являются одним членом предложения
- Относятся к одному и тому же члену предложения
- Обычно выражены одной и той же частью речи
- Произносятся с интонацией перечисления.
Ветер срывал листья и кружил их. Ветер срывал листья, кружил их.
- Чем похожи эти предложения?
- Чем отличаются?
- Каким главным членом являются однородные члены ?( сказуемым)Какой частью речи?
- К какому слову они относятся ?( подлежащим) Какой частью речи?
На доске схема предложения______ =====,========,=======,======,======= и======,======. Запишем его. _ Назовите однородные члены. - Каким членом предложения они являются? -К какому слову они относятся? Каким членом предложения оно является ? 5)Физкультурная минутка (релаксация зрения). - Повернуться к окошку, посмотреть на дальний объект - 1, 2, 3.
- Перевести взгляд на цветок на окне - 1, 2, 3.
- Закрыть глаза - 1, 2, 3, 4, 5; открыть.
- Уточняем умение расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.
А) Устно составь предложения с однородными членами, изменяя слова, записанные в скобках. Запиши в тетрадь только схему предложения. Медвежата находят вкусные (корешок, шишка, ягода). Медвежата находят вкусные корешки, шишки, ягоды. Страус (сильный и выносливый) птица. Страус сильная и выносливая птица.
Б ). Составление предложений с однородными членами . Схемы предложений!!! На доске ученики 1 и 2 вариант.
Дифференцированный подход)
1вариант Журавли кричат тревожно. Журавли кричат тоскливо.
2 вариант Осень раздевает лес. Осень студит воду. ( СЛАЙД 7) 6) Самостоятельная работа. - Положите перед собой карточку. Начинайте работу. Вставь, где необходимо, запятые НАШ ЛЕС. В нашем лесу растут сосна ель береза осина дуб ольха. В лесу мы собираем землянику и ежевику. В лесу растут рыжики маслята подберезовики опята. В лесу живут и волки и лисицы и зайцы и белки. Наши кустари делают из дерева ложки корыта колеса телеги сани. Взаимопроверка в парах. 7,)Физкультминутка У. Я буду называть предложения с однородными членами и без них . Если назову предложение с однородными членами, вы хлопаете. Если услышите предложение без однородных членов, делаете наклон вперёд. Постарайтесь сосчитать, сколько предложений с однородными членами я назову. На клумбе растут цветы. На клумбе растут астры и розы. Над полем кружатся насекомые. Над полем кружатся бабочки и стрекозы. Летом солнце светит и греет. 8) Самостоятельная работа
А)1. Допиши предложения, добавив однородные члены.
1 вариант : Я люблю собак, … 2 вариант: Этот цветок можно увидеть в поле, …
2. Составь предложение по схеме.
======= ------------, -------------- , ------------ . (сказуемое подлежащее, подлежащее и подлежащее).
~~~~~~~ -------------- ======= -- -- -- -- -- . (определение подлежащее сказуемое дополнение). 9) Итог урока Какие задачи были поставлены на к уроке ? Знать: - признаки однородных членов предложения. Уметь:-находить в тексте однородные члены предложения.
- расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.
- употреблять в речи однородные члены предложения.
- Покажите, какое у вас настроение после завершения урока? - А вот, мое настроение. - Как вы оцениваете свою работу? Рефлексия « легко, трудно,»
Словесная оценка работы детей на уроке. 10) Домашнее задание: Составить и записать 3 предложения с однородными членами о своей семье. ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ Не являются однородными членами предложения: 1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т.д. Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились; Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад (Куприн). Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения; 2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так: верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать; 3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.; 4) устойчивые сочетания с двойными союзами, между которыми запятая не ставится (!): ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк и др.
Знаки препинания при однородных членах А) Бессоюзная связь - запятая между однородными членами ставится.
О, О, О
Например: Потекла со страшной быстротой густая, пёстрая, странная жизнь (М. Горький). Б) Одиночные соединительные союзы (и, да=и) или разделительные союзы (или, либо) - запятая между однородными членами не ставится. О и О; О или О
Например: Он плакал и топал ногами (М. Горький); Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка (Л. Толстой).Примечание. Союзы и, да, да и могут иметь присоединительное значение (значение «и притом»). Эти союзы вводят не однородные, а присоединительные члены предложения. В этом случае запятая перед союзом ставится. Ср.: Люди посмеивались над ним, и справедливо (Панова). - Люди посмеивались над ним, и притом справедливо; Что тут прикажешь делать скульптору, да ещё плохому (Тургенев). - Что тут прикажешь делать скульптору, и притом плохому. В) Повторяющиеся соединительные союзы (и... и; ни... ни) и повторяющиеся разделительные союзы (или... или; либо... либо; то... то; не то... не то) - запятая между однородными членами ставится. и О, и О; ни О, ни О; то О, то О
Например: Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба; Но Василий Львович или не расслышал её слов, или не придал им настоящего значения (Куприн). 2.Постановка учебной проблемы. Закрепление изученного. -Перед вами карточка. Рассмотрите схемы и подберите к каждой предложение. В феврале яркое солнце светит, но не греет. Пришла весна, распустила листочки на деревьях и украсила лес. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. К нам вернулись ласточки, стрижи, грачи. - Выполняя это задание, вы объясните друг другу знаки препинания. Сделайте вывод «Когда же ставятся знаки препинания при однородных членах?» IХ. Дом.задание. -Вспомним, как надо действовать, чтобы правильно расставить запятые в предложении с однородными членами. - Найти грамматическую основу предложения.
- Убедиться в том, что предложение осложнено однородными членами.
- Посмотреть, как соединены: с помощью союзов или интонацией перечисления.
- Если интонацией перечисления, то ставим запятую.
- Если союзами, то смотрим какими: И и ДА в значении И - не ставим запятую, А, НО и ДА в значении НО - ставим запятую.