- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Обучение грамоте УМК Перспектива (1 класс)
Рабочая программа Обучение грамоте УМК Перспектива (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Муленкова И.А. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
-
Пояснительная записка
- воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову; стремление совершенствовать свою речь;
-
развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слогозвуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах.
- овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
-
Общая характеристика предмета
Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.)
3.Место учебного предмета в учебном плане По учебному плану начального общего образования в 1классе отведено:
- на уроки « Обучения грамоте» -92 ч. чтения (4 часа в неделю);
«Письмо» - 115 ч, (5 часов в неделю)
Всего 207 часов (9 часов в неделю).
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5.Результаты изучения учебного предмета Предметные результаты 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции. 4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка. 5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. 6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Личностные результаты 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. 4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. 5. Формирование эстетических чувств. 6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. 8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты 1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. 2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач. 3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. 4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений. 5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла. (Курс литературного чтения вводится сразу после завершения обучения грамоте, которое продолжается 23 учебные недели.) 6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления. 7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Обучающиеся должны знать: все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем). Обучающиеся должны уметь:
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
- правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
- знать способы их буквенного обозначения;
- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
- уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Навык чтения. I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами. II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
6. Содержание и тематическое планирование
Обучение грамоте (азбука)
Часть 1. Давайте, знакомиться! - 10ч. Часть 2. Страна АБВГДейка - 36ч. Обучение грамоте (письмо)
Пропись 1. «Рисуй, думай, рассказывай» - 16ч. Пропись 2. «Мой алфавит» - 24ч.
Пропись 3. «Мой алфавит» - 23ч. Пропись 4. «Пишу красиво» - 6ч.
Виды речевой деятельности. Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчётливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видео - записи и т. п.). Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.
7. Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте УМК «Перспектива».
1 класс азбука - 92 часа (4 часа в неделю), письмо -115 часов (5 часов в неделю)
№
уроков
Тема уроков
Стр.
Дата
№
уроков
Тема уроков
Стр.
Дата
план
факт
план
факт
Подготовительный период (45 ч.)
Чтение (20 ч.)
Введение в мир общения
Письмо (25 ч.)
Подготовка к письму.
Развитие фонематического слуха
Азбука. «Давайте знакомиться»
Рабочая тетрадь «Рисуй. Думай. Рассказывай»
1 Давайте знакомиться. Мир общения.
3-5
1 «Новые друзья». Дорога в школу.
3-4
2 Мы теперь ученики. Книжки- мои друзья.
6-9
2
«Что в центре круга?»
5-7
3 Роль слова в устном речевом общении.
10-11
3
«Сравни». Большие и маленькие.
8-10
4 Слово в общении. Важно не только что сказать, но и как сказать.
12-13
4
Каких цветов больше? Направление. Найди короткий путь.
11-13
5 Помощники в общении: жесты, мимика, интонация
14-17
5
Чем похожи? Где чей домик?
14-15
6 Помощники в общении: жесты, мимика, интонация
18-19
6
«Найди пару». «Лото».
16-17
7 Как понять животных?
20-23
7
У речки. Сколько? Столько
18-19
8 Разговаривают ли предметы?
24-27
8
«Целое и часть» (анализ графической формы).
20-21
9
Часть и целое. Целое из частей.
22-23
10
«Головоломки». Овал. Элементы печатных букв а, б.
24-25
9 Предыстория письменной речи. Путешествие по городу.
28-29
11
В квартире. Элементы печатных букв в,г
26-27
10 В цветочном городе. Знаки охраны природы.
30-33
12
«Сравни дома». Письмо элементов печатных букв д,е.
28-29
11 Как найти дорогу? Дорожные знаки.
34-37
13
В походе. На отдыхе. Элементы печатных букв ж,з.
30-31
12 Оформление сообщений с помощью схем. Удивительная встреча. Звездное небо.
38-41
14
«На коньках». «Контуры и силуэты». Элементы печатных букв и, к.
32-33
13 Мир полон звуков. Звуки в природе.
42-43
15
На волнах. Морские путешествия. Элементы печатных букв л,м.
34-35
14 Как звучат слова?
44-45
16
На лугу. Элементы печатных букв н, о.
36-37
15 Гласные и согласные звуки.
46-49
17
«Под грибом». «Сравни и подумай».
Письмо элементов печатных букв п, р.
38-39
16 Твердые и мягкие согласные.
50-51
18
«Мы - спортсмены». Письмо элементов печатных букв с,т.
40-41,
19
Кто построил домики? Элементы печатных букв у,ф.
42-43
17 Звучание и значение слова.
52-53
20
Рассмотри и расскажи. Элементы печатных букв х,ц.
44-45
18 Слова и слоги. Ударение в слове.
54-57
21
Распиши посуду. Наличники. Элементы печатных букв ч,ш.
46-47
22
Расшитые полотенца. Письмо элементов письменных букв щ,ь,ы,ъ.
48-49
19 Слово и предложение.
58-61
23
Прогулка в парк. Элементы печатных букв э,ю,я.
50-53
20 Повторение - мать учения.
62-64
24
Подумай и сравни. Элементы письменных букв.
54-57
25
На велосипедах. Письмо элементов письменных букв.
58-61
Букварный период (144 ч.)
Чтение (64 ч.)
Письмо (80 ч.)
Азбука, часть 1. «Страна АБВГДейка»
Прописи «Мой алфавит», часть 1
1 Звук [а]
68
1
Буква А,а
3-7
2 Звук [о]
69
2
Буква Оо
8-9
3 Звук [у]
70
3
Строчная буква у
10
4 Закрепление изученного о гласных звуках.
71
4
Заглавные буква У
11
5
Проверочная работа
5 Звуки [и]
72
6
Буквы Ии
12- 13
6 Звуки [ы]
74
7
Буква ы
14
7 Звук [э]
74
8
Строчная буква э
15
8 Закрепление изученного о гласных звуках.
75
9
Заглавная буква Э
16
10
Повторение изученных букв.
17
9 «Узелки на память».
76
11
Буквенная мозаика
18
10 «Узелки на память».
77
12
Пиши, да не спеши
19
11-12 Закрепление изученного
13-14
Закрепление изученного
15
Проверочная работа
13 Звуки [м - м']
78
16
Буква Мм.
20-21
14 Звуки [с - с']
79
17
Буква Сс строчная.
22-23
15 Звуки [н - н']
80
18
Буква Нн. Чтение слов и предложений.
24-25
16 Звуки [л - л']
81
19
Буква Лл.
26-27
20
Закрепление изученного
28
17 Чтение предложений и текстов. Игры со словами.
82-83
21
Закрепление изученного
29
18 Звуки [т - т']
84-85
22
Буква Тт строчная и заглавная.
30-33
19
Звуки [к - к'], буква Кк.
86-87
23
Буква К к
34-35
20 Чтение слов и текстов с изученными буквами.
88-89
24
Загадки слов
36-37
25
Закрепление изученного
38-39
21 «Узелки на память».
90-91
26
Буквенная мозаика. Пиши, да не спеши.
40-41
22 Звуки [р - р']
92
27
Буквы Рр,
42-43
23 Звуки [в - в']
93
28
Буквы В,в
44-45
24 Звуки [п - п']
94-95
29
Буква Пп.
48-49
30
Повторение. Буквенная мозаика.
46-47
25
Звуки [г - г'],
96-97
31
Буквы Гг.
50-51
26
Сравнение звуков [г] и [к].
98-99
32
Закрепление изученных букв
52
27
Упражнение в чтении. Игры со словами.
100-101
33
Закрепление изученного
53
28
Буквы е в начале слова и после гласных.
102
34
Буквы Е,е
54-55
29
Буквы ё в начале слова и после гласных.
103
35
Буквы Е, ё
56-57
30 Буквы е, ё как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
104-105
36
Письмо слов с буквами е,е
58-59
31 Упражнение в чтении букв Ее, Ёё.
106-107
37
Закрепление изученного
60
32 «Узелки на память».
108-110
38
Закрепление изученного
61
39
Закрепление изученного
62-63
Азбука, часть 2. Страна АБВГДейка
33 Звуки [б - б']. Сравнение звуков [б] и [п].
4-5
40
Звуки [б - б'], буква Бб строчная и заглавная. Сравнение звуков [б - п].
4-6
34 Звуки [з - з'], буква Зз. Сравнение звуков [з] и [с].
6-7
41
Буквы З з.
7-8
35 Закрепление парных по глухости и звонкости.
8-9
42
Правописание слов с парными по глухости и звонкости.
9
36 «Повторение - мать учения».
10-11
43
Правописание слов с парными по глухости и звонкости.
10
44
«Узелки на память».
11
37 Звуки [д - д']
12-13
45
Буквы Д,д. Правописание по звонкости и глухости.
12-14
38 Звук [ж]. Правописание слов с буквосочетанием жи.
14-15
46
Строчная буква ж.
15
Мой алфавит. Часть 2
39 Мои первые книжки. Закрепление изученного.
16-17
47
Заглавная буква Ж
16
40 Загадки слов. Веселые картинки
18-21
48
Правописание слов с буквосочетанием жи.
17
49
Закрепление изученного
18
41 «Узелки на память». Упражнения в чтении и рассказывании.
22-23
50
Буквенная мозаика
19
42 Буква Яя в начале слова и после гласных.
24-26
51
Буква Я в начале слова и после гласных.
20-21
43 Игра в слова. Повторение.
27-28
52
Закрепление изученного
22-25
44 Звуки [х - х']
30-31
53
Строчная буква х
26
54
Заглавная буква Х
27
45 Знакомство с буквой «ь».
32-33
55
Буква Ь - показатель мягкости согласных.
28-31
46 Звук и буква Йй.
34-35
56
Буква Йй заглавная и строчная.
32-35
47 Буква Юю в начале слова и после гласных.
38-39
57
Буквы Юю в начале слова и после гласных.
36-37
48 Буква «ю» после согласных, как указатель мягкости звуков.
40-43
58
Буква ю после согласных как указатель мягкости этих звуков.
38
59
Буквенная мозаика. Проверка знаний
39
49 «Узелки на память».
44-47
60
Закрепление изученного
39
50 Звук [ш], буква Шш.
48-49
61
Буква Шш для звука [ш]. Слоги жи-ши.
40-43
51 Звук [ч'], буква Чч.
50-51
62
Буква Чч для звука [ч].
44-45
52 Звук [щ'], буква Щщ.
52-53
63
Буква Щщ для звука [щ].
46-47
64
Упражнения в правописании слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу
48
53 Как хлеб пекут? Закрепление изученного.
54-55
65
Закрепление изученного
49
54 Звук [ц], буква Цц.
56
66
Буква Цц для звука [ц].
50-51
55 Звуки [ф] и [ф'], буква Фф.
57-59
67
Буква Фф для звуков [ф - ф'].
52-53
56 Разделительные «ь» и «ъ» знаки.
60-63
68
Разделительные Ъ и Ь. Правописание слов с ъ и ь
57-58
69
Закрепление изученного
54-56
57 «Узелки на память».
64-67
70
Закрепление изученного
59-60
58 Повторение-мать учения
68-71
71
Буквенная мозаика. Проверка знаний.
61-63
59 Старинные азбуки и буквари.
72-73
72
Отработка написания элементов букв
(рабочая тетрадь «Пиши красиво»)
3-7
60 По страницам старинных азбук
74-75
73
Отработка написания элементов букв
8-9
74
Отработка написания элементов букв
10-15
61 Читаем сами. Народная пословица
76-77
75
Отработка написания элементов букв
16-17
62 Обращение Л.Н.Толстого к учащимся Яснополянской школы
78
76
Отработка написания элементов букв
18-19
63 Проверка читательских умений
77
Отработка написания элементов букв
20-21
64 Упражнения в чтении
78
Отработка написания элементов букв
22-23
79-80
Отработка написания элементов букв
24-25
Послебукварный период (18ч.)
Чтение (8 ч.)
Азбука. «Про всё на свете», «Читалочка»
Письмо (10ч.)
Пропись «Пиши красиво»
1 «Про всё на свете».
80-81
1
Отработка написания элементов букв
26-29
2 С чего начинается общение?
82-83
2
Отработка написания элементов букв
30-33
3 Умеет ли разговаривать природа?
84-91
3
Отработка написания элементов букв
34-35
4 Что, где, когда и почему? Удивительное рядом.
92-95
4
Отработка написания элементов букв
36-39
5
Отработка написания элементов букв. Правописание имен собственных
40-43
5 Чтобы представить слово. Об одном и том же по-разному.
96-101
6
Отработка написания элементов букв
44-47
6 Книга природы. Сравни и подумай
102-105
7
Упражнения в написании букв
48-51
7 Большие и маленькие секреты. Волшебство слова.
106-117
8
Правописание слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши.
52-56
8 Семейное чтение
118-126
9
Правописание букв сЪ.
57-61
10
Проверочная работа
Итого-92 часа
Итого-115 часов
8.Материально-техническое обеспечение
Обучение грамоте 1 класс
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1 класса
К
1.2
Примерная программа начального общего образования по русскому языку
Д
2
Печатные пособия
2.1
Комплект для обучения грамоте (набор букв, образцы письменных букв «Азбука»)
Д
2.2
Касса букв и сочетаний
Д
2.3
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
Д
2.4
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой (в том числе и в цифровой форме)
Д
2.5
Словари по русскому языку: толковый словарь, орфографический
Д
2.6
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ (в том числе и в цифровой форме)
Д
3
Технические средства обучения
3.1
Классная доска
Д
3.2
Телевизор
Д
3.3
Видеомагнитофон/видеоплейер
Д
3.4
Мультимедийный проектор
Д
3.5
Экспозиционный экран
Д
3.6
Компьютер
Д
4
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
4.1
Мультимедийные (цифровые) ресурсы
Д
5
Игры и игрушки
5.1
Настольные развивающие игры «Эрудит»
П
5.2
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов
П
6
Оборудование класса
6.1
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
К
6.2
Стол учительский
Д
6.3
Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и др.
Д
Д-демонстрационный экземпляр
К-полный комплект
Ф-комплект для фронтальной работы
П-комплект для работы в группа