- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока математики во 2 классе по теме: Письменные вычисления. Сложение вида 37+48. УМК Школа России (Урок составлен в технологии деятельностного метода)
Конспект урока математики во 2 классе по теме: Письменные вычисления. Сложение вида 37+48. УМК Школа России (Урок составлен в технологии деятельностного метода)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Муслимова В.Ф. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока математики во 2 классе по теме: «Письменные вычисления. Сложение вида 37 + 48 ». УМК «Школа России». (Урок составлен в технологии деятельностного метода)
Автор: Муслимова Вера Федоровна, учитель начальных классов МБОУ города Керчи РК «Школа №12»
План-конспект урока по математике во 2 классе по учебнику М. И. Моро, М. А. Бантовой и др. может быть использован учителями начальных классов с целью раскрытия через решение проблемной ситуации способов быстрого вычисления суммы двузначных чисел с переходом через разряд; Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия. Демонстрационный материал: 1) карточка с изображением Математика (Внимание! Новый материал)
2) задание для пробного действия:
«Запишите пример 37 + 48 столбиком и выполните вычисления письменно.» 3) карточка для составления плана выхода из затруднения:
-
Проанализируйте нахождение суммы двузначных чисел.
-
Обобщите полученные результаты и сделайте вывод в соответствии с темой урока.
- Создайте эталон нахождения суммы двузначных чисел, с переходом через разряд.
4) опорный сигнал письменных случаев сложения с переходом через разряд: Эталон. Раздаточный материал:
1) индивидуальные планшетки;
2) карточки с самостоятельной работой (1, 2 варианты);
3) эталоны (образцы) для самопроверки самостоятельной работы (1,2 варианты);
3) «смайлики» для самооценки на этапе 9.
Цели урока:
- познакомить учащихся с записью сложения двузначных чисел в столбик, правилом письменного сложения в новых условиях;
-раскрыть через решение проблемной ситуации способы быстрого вычисления суммы двузначных чисел с переходом через разряд;
-закрепить изученные приемы сложения;
-закрепить приемы решения текстовых задач;
-развивать приемы умственных действий, познавательный интерес, творческие способности.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: 1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; 2) определение содержательных рамок урока; 3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
- Прочитайте девиз.(«»)
- Как вы его понимаете?
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: 1) актуализировать умение выполнять сложение двузначных чисел без перехода через разряд; 2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
а) Какой ряд лишний?
- Внимательно рассмотрите ряды чисел. Какой ряд лишний? Почему?
2 5 8 11 14
1 4 7 10 13
3 5 7 9 11
24 27 30 33 36
- Сравните ряды чисел между собой.
( Четвертый ряд может быть лишним, т.к. все числа в ряду двузначные. Третий ряд чисел может быть лишним т.к. каждое следующее число в рядах увеличивается на 3, а в третьем ряду они увеличиваются на 2.)
б) Давайте подумаем
( постановка проблемной ситуации) !?
От крышки стола отпилили 1 угол. Сколько углов осталось?
( Дети называют разные ответы, высказывают предположения)
- Давайте докажем свои предположения с помощью рисунка. Нарисуйте крышку стола и отпилите 1 угол. Какая фигура получилась?
в) Работа по соотнесению задачи со схемой.
- Рассмотрите схемы. Что в каждой схеме надо найти?
Постановка проблемы!?: подберите схему к задаче и решите ее.
В одном мешке 13 кг муки, а в другом 15кг. Сколько всего кг муки в двух мешках?
15 ?
? 13 13 15 13 15
на ?<
Учитель: - Что известно в задаче?
- Что неизвестно в задаче? Что надо найти? Выберите схему, которая поможет правильно решить задачу.
Предполагаемый ответ ученика: - В задаче нужно найти целое число. В первой схеме надо найти часть, во второй - целое, в третьей - разницу. Значит, выберем вторую схему.
Учитель: - Решите задачу.
(один ученик записывает решение задачи на доске)
13 + 15= 28 (кг)
Ответ: всего в двух мешках 28 кг муки.
г) Решите примеры, записывая их столбиком.
(Ученики выходят к доске по одному, «цепочкой», решают и записывают столбиком.)
39 + 30 40 + 18 44 + 23 27 + 52 32 + 25 65 + 24 56 + 12 72 + 22 16 + 33 84 +14
Учитель:
- Каким правилом письменного сложения вы пользовались?
Ученик:
- Единицы складываем с единицами, десятки складываем с десятками. Пишу единицы под единицами, а десятки под десятками.
Учитель: - Сегодня на урок к нам пришел Математик, а значит, у нас урок открытия новых знаний (ОНЗ). - Какие 2 шага учебной деятельности пройдете на уроке? Ученик: 1 шаг:«Что я не знаю» 2 шаг:«Сам найду способ»
Учитель:
- Что я вам предложу? Ученик: - Что-то новое. Пробное действие.
Учитель:
- Приготовьте планшетки, запишите пример 37 + 48 столбиком и выполните вычисления письменно. (Ребята записывают пример столбиком, находят его значение. Прохожу по рядам, выбираю работы с разными ответами. Дети прикрепляют свои работы на магнитную доску)
3. Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявить место и причину затруднения. Учитель: - Посмотрите на доску, какие ответы получили ребята? (Разные) - С чем вы встретились? (С затруднением)
- Прочитайте какое задание выполняли.
- В чем затруднение? Какие этапы решения обговорим? 4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: 1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока; 2) построить план и определить средства достижения цели. Учитель: - Какое выполняли задание? (Повторить еще раз) - Почему получили разные ответы? - Есть ли у вас эталон записи письменных случаев сложения с переходом через разряд? - Сформулируйте тему урока. (Открываю на доске тему урока, проверяем, верно ли ребята сформулировали тему урока.)
5. Реализация построенного проекта.
Учитель: - Поработаем в группах. Построим план выхода из затруднения. План:
-
Проанализируйте нахождение суммы двузначных чисел.
-
Обобщите полученные результаты и сделайте вывод в соответствии с темой урока.
- Создайте эталон нахождения суммы двузначных чисел, с переходом через разряд.
Защита проектов. Открытие эталона.
- Записываю сумму 37 и 48 столбиком, разряд под разрядом: единицы под единицами, десятки под десятками.
- При сложении 7 и 8 единиц получаю 15 единиц. Это 1 дес. и 5 ед.
- Складываю 3 и 4 десятка, получаю 7 десятков, добавляю еще 1 десяток, полученный при сложении единиц, итого получаю 8 десятков. Записываю под разрядом десятков число 8.
- Читаю ответ: сумма 37 и 48 равна 85.
-Как проверить своё открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.)
-Откройте учебник на с.12.Проверьте.
-Итак, сделайте вывод.( Мы всё открыли правильно.)
-Смогли вы преодолеть затруднение? (да)
-Какой следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.)
Физминутка.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
А) работа в парах с комментированием.
(Работа с учебником, с.12 №1)
Б) фронтальная работа.
(Работа с учебником, с.12 №2)
- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить, сумеем ли мы выполнить данные задания самостоятельно.)
2) тренировать учеников пользоваться эталоном при решении примеров; 3) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
Самостоятельная работа. - Запишите примеры столбиком, выполните сложение с опорой на эталон. 1в. 2в. 34+58 26+47 24+49 65+18 55+39 45+26
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1) включить новое знание в систему знаний; 2) тренировать умение решать текстовые задачи.
В конце урока предлагаю потренироваться в решении задач.
Задача имеет проблемный характер.
Рост гномика 43см. Длина кровати 4 дм и 8см.
Уместится ли гном на кровати?
- В чем затруднения в задаче? Как же узнать, уместится ли гном на кровати?
( Затруднение в том, что даны разные единицы длины)
- Что же делать?
( Выразить в одной единице длины)
( Гном уместится , т.к. 4дм 8 см = 48 см, а 48 см > 43 см. следовательно, длина кровати больше роста гнома) 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить свою работу и работу класса на уроке; 4) наметить направления будущей учебной деятельности; 3) обсудить домашнее задание.
- Какую цель вы ставили пред собой на уроке? (Открыть эталон нахождения суммы двузначных чисел с переходом через разряд. Письменные вычисления.)
- Нам удалось достичь цели? (Да.)
- Кому удалось «открыть» новое самому?
- Кому не удалось? Почему?
- Кто приходил к вам на урок? (Математик.)
- Кто работал на уроке активно?
- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
- Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, если вы можете объяснить новый материал маме, товарищу, учителю, то возьмите желтый смайлик. Если вы выполнили самостоятельную работу, допустили ошибку и у вас остались вопросы, если вы затрудняетесь при объяснении нового материала, возьмите оранжевый смайлик. Учащиеся показывают свои результаты. Учитель анализирует результаты оценивания.
- Какие вопросы остались на конец урока?
- Как и где их можно развеять?
-
Домашнее задание:
- № 4, № 5, с.12
- ☺ в электронном приложении к учебнику, найдите новую тему, прослушайте объяснения, выполните тренировочные упражнения.