Поделитесь с коллегами:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ненинская средняя общеобразовательная школа имени Героя РФ Лайса А.В. Солтонского района Алтайского края.
Урок русского языка по теме:
«Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы- исключения»
4 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель начальных классов МБОУ
Ненинская СОШ с. Ненинка
Суверова Надежда Иосифовна
2014-2015 уч.год
Урок русского языка по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы- исключения».
Цель: формировать грамотное написание безударных личных окончаний глаголов. Задачи: -познакомить с глаголами-исключениями - формировать умения выбирать способ определения спряжения глагола; - уточнить знания об особенностях глаголов I и II спряжения; - расширять знания детей по теме « Глагол»; -развивать познавательную деятельность учащихся, умение работать в группах, парах, индивидуально; -развивать умение детей анализировать и делать выводы; -формировать интерес к урокам русского языка. Оборудование: М.Л.Каленчук ,Н.А.Чуракова«Русский язык.4 класс,ч.1.»,тетрадь с печатной основой Т.А. Бойкова ч.1 4 класс.
Ход урока: 1.Организационный момент. -Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая « самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий». -Что это за часть речи? (Глагол) 2. Минутка чистописания. Посмотрите на доску:
- ешь //ишь//
- ет//ит//
- ите//ете//
Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов: - Глагол - это
- Часть слова
- Член предложения
- Часть речи
- Глагол обозначает
- Действие предмета
- Признак предмета
- Название предмета
- В предложении глагол бывает
- Второстепенным членом
- Чаще всего сказуемым
- Подлежащим
- Глаголы изменяются
- Только по числам
- Только по временам
- По временам, по лицам, по числам.
ите//ете/ешь//ишь// ет//ит//е//и// ите//ете// - получилось у детей, если правильно ответили. 3. Повторение пройденного. 3.1.Фронтальный опрос. -Итак, сделаем вывод. Расскажите, что вы знаете о глаголе? ГЛАГОЛ - 1. Часть речи 2.Обозначает действие предмета 3. Имеет неопределенную форму 4.Изменяется по временам В прошедшем времени изменяется по родам 5. Спрягается (открывается по порядку после ответов учеников, кроме слова СПРЯГАЕТСЯ, которое откроется после объяснения темы урока) -Давайте уточним, а что такое спряжение? +Изменение глаголов по лицам и числам -Посмотрите свои работы по чистописанию, где встречаются такие соединения букв? +В безударных личных окончаниях глаголов -А что такое личные окончания глаголов +Окончания глаголов в разных лицах -Назовите тему урока +Безударные личные окончания глаголов. -Какую ошибку мы предупреждаем, работая по данной теме? +В безударном положении звук слышится нечётко и можно допустить ошибку. - а как правильно написать безударное личное окончание у глаголов? - Ставим глаголы в неопределенную форму. Все глаголы на -ить являются глаголами второго спряжения, не на - ить - первого спряжения.)
3.2 Приведите примеры глаголов в разных спряжениях 3.3 Работа над орфограммами. - определить спряжение записанных на доске глаголов и вставить пропущенные буквы. Дума. шь, реша.шь, леп.шь, смотр.шь, мысл.шь. -В какой части слова пропущены орфограммы? (В окончании) -Работаем у доски и в тетрадях. Дети определяют спряжение глаголов двумя способами, вставляют пропущенные буквы. 4.Работа над новой темой. 4.1 Постановка проблемного вопроса. Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании окончания глаголов (дети объясняют). -Написание глагола поддается правилам? (Нет) - А может это одно слово в русском языке, и проблемы нет? 4.2. Поиск решения. 4.3.Работа с учебником УПР.48 с.68(Работа в группах) -Давайте воспользуемся обратным словарём. Откройте его на-ь, на -ать. Найдите глаголы, напечатанные крупным шрифтом. Выпишите столбиком те из них, которые не выделены жирным шрифтом. Их должно быть 4.Проверь, какие личные окончания у этих глаголов: ударные или безударные. К какому спряжению они должны относиться согласно правилу? Н.ф. 2л.ед.ч. 3л.мн.ч. Держать держишь держат Гнать гонишь гонят Дышать дышишь дышат Слышать слышишь слышат +Все глаголы на -ать, значит они относятся к 1 спряжению.(1 столбик) -Давайте проспрягаем эти глаголы рядом .Поставьте их в форму 2 л. ед числа -Какие окончания они имеют? - А теперь в форму 3 лица мн.ч.. -Какие окончания у глаголов? -Что теперь вы скажите? +По этим окончаниям глаголы должны относиться ко 2 спряжению. Вывод: Данные глаголы относятся и к 1 спр. и ко 2 спр. +мы исследовали глагол-……..глаголы стоят в н.ф. имеют глагольный суффикс а перед ть, а когда ставим в 3 л.мн.ч.имеют окончания как у глаголов 2 спр.и во 2 л. Ед.ч.в окончании имеют букву и) -У нас опять противоречие, значит в русском языке есть глаголы, которые не подчиняются правилу. Прочитайте ещё раз эти глаголы. (Они на доске) Как называются глаголы, которые не подчиняются правилу? +Глаголы-исключения. Их нельзя проверить, надо запомнить -Что ещё мы можем добавить в тему нашего урока. +Глаголы -исключения (Глаголы - исключения) -на доску - В тетради подпишите тему, перепишите все глаголы- исключения с доски в тетрадь. 5. Физкультминутка. Руки подняли и покачались- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу В сторону руки - плавно помашем Это к нам птицы летят Как они сядут- тоже покажем Крыль сложили назад. 3.3.Выражение решения. - Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику, откройте учебник на стр.69 - Прочитайте самостоятельно правило. - Что нового узнали? (Глаголы- исключения… относятся ко II спряжению). -Теперь можете сказать, к какому спряжению относится глагол «смотреть»? -Давайте вернёмся к началу урока и впишем правильно окончание в глагол Орфограмму глаголов - исключений будем обозначать так (обидеть - II искл.) 3.4.Помощь в стихах. - Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок при спряжении глаголов- исключений я предлагаю вам выучить их в виде стихотворения. Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомнения Все глаголы, что на ИТЬ (исключая брить, стелить) А еще смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, вертеть, И зависеть и терпеть. 4. Закрепление полученных знаний. 4.1.Образование новых слов. Образуйте новые слова в группах от слов-исключений. Запишите их. 4.2.Работа в парах - Соберите разрезанные пословицы. Запишите их, вставляя пропущенные орфограммы. Обозначьте спряжение глаголов, подчеркните глаголы- исключения. 1. Шило в мешке не ута.шь. 2. Тише ед.шь, дальше буд.шь. 3. Перо пиш.т, а ум вод.т. 4.3 Закрепление. Заменить высказывание одним словом - глаголом неопределённой формы. Написать глаголы в 2 столбика. - Обратиться к кому-либо с вопросом (спросить).
- Переместить сверху вниз (опустить).
- Возражать, доказывать своё (спорить).
- Быть нездоровым (болеть).
- Придать кому-либо красивый вид, сделать нарядным (нарядить).
- Переместить растение с корнем из одного места в другое (пересадить).
- Становиться белым (белеть).
- Относиться с уважением (уважать).
4.Итог урока. (рефлексия) - Какова была тема урока? - С какой проблемой столкнулись? - Назовите глаголы- исключения II спряжения. - Почему эти глаголы являются исключениями? 5. Домашнее задание. 1. Выучить правило стр.69. 2.Упр.49 с.70.
Список использованной литературы
1) М.Л.Каленчук , Н.А.Чуракова «Русский язык.4 класс,ч.1.» 2) Тетрадь с печатной основой Т.А. Бойкова ч.1 4 класс. 3) Методическое пособие по русскому языку 4 класс Н.А.Чураковой.
8