Конспект урока по русскому языку на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ненинская средняя общеобразовательная школа имени Героя РФ Лайса А.В. Солтонского района Алтайского края.















Урок русского языка по теме:

«Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы- исключения»

4 класс

УМК «Перспективная начальная школа»











Учитель начальных классов МБОУ

Ненинская СОШ с. Ненинка

Суверова Надежда Иосифовна


2014-2015 уч.год

Урок русского языка по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы- исключения».

Цель: формировать грамотное написание безударных личных окончаний глаголов. Задачи: -познакомить с глаголами-исключениями - формировать умения выбирать способ определения спряжения глагола; - уточнить знания об особенностях глаголов I и II спряжения; - расширять знания детей по теме « Глагол»; -развивать познавательную деятельность учащихся, умение работать в группах, парах, индивидуально; -развивать умение детей анализировать и делать выводы; -формировать интерес к урокам русского языка. Оборудование: М.Л.Каленчук ,Н.А.Чуракова«Русский язык.4 класс,ч.1.»,тетрадь с печатной основой Т.А. Бойкова ч.1 4 класс.

Ход урока: 1.Организационный момент. -Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая « самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий». -Что это за часть речи? (Глагол) 2. Минутка чистописания. Посмотрите на доску:

  1. ешь //ишь//
  2. ет//ит//
  3. ите//ете//
Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов:
  1. Глагол - это
  1. Часть слова
  2. Член предложения
  3. Часть речи
  1. Глагол обозначает
  1. Действие предмета
  2. Признак предмета
  3. Название предмета
  1. В предложении глагол бывает
  1. Второстепенным членом
  2. Чаще всего сказуемым
  3. Подлежащим
  1. Глаголы изменяются
  1. Только по числам
  2. Только по временам
  3. По временам, по лицам, по числам.
ите//ете/ешь//ишь// ет//ит//е//и// ите//ете// - получилось у детей, если правильно ответили. 3. Повторение пройденного. 3.1.Фронтальный опрос. -Итак, сделаем вывод. Расскажите, что вы знаете о глаголе? ГЛАГОЛ - 1. Часть речи 2.Обозначает действие предмета 3. Имеет неопределенную форму 4.Изменяется по временам В прошедшем времени изменяется по родам 5. Спрягается (открывается по порядку после ответов учеников, кроме слова СПРЯГАЕТСЯ, которое откроется после объяснения темы урока) -Давайте уточним, а что такое спряжение? +Изменение глаголов по лицам и числам -Посмотрите свои работы по чистописанию, где встречаются такие соединения букв? +В безударных личных окончаниях глаголов -А что такое личные окончания глаголов +Окончания глаголов в разных лицах -Назовите тему урока +Безударные личные окончания глаголов. -Какую ошибку мы предупреждаем, работая по данной теме? +В безударном положении звук слышится нечётко и можно допустить ошибку. - а как правильно написать безударное личное окончание у глаголов?
  1. Ставим глаголы в неопределенную форму. Все глаголы на -ить являются глаголами второго спряжения, не на - ить - первого спряжения.)
3.2 Приведите примеры глаголов в разных спряжениях 3.3 Работа над орфограммами. - определить спряжение записанных на доске глаголов и вставить пропущенные буквы. Дума. шь, реша.шь, леп.шь, смотр.шь, мысл.шь. -В какой части слова пропущены орфограммы? (В окончании) -Работаем у доски и в тетрадях. Дети определяют спряжение глаголов двумя способами, вставляют пропущенные буквы. 4.Работа над новой темой. 4.1 Постановка проблемного вопроса. Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании окончания глаголов (дети объясняют). -Написание глагола поддается правилам? (Нет) - А может это одно слово в русском языке, и проблемы нет? 4.2. Поиск решения. 4.3.Работа с учебником УПР.48 с.68(Работа в группах) -Давайте воспользуемся обратным словарём. Откройте его на-ь, на -ать. Найдите глаголы, напечатанные крупным шрифтом. Выпишите столбиком те из них, которые не выделены жирным шрифтом. Их должно быть 4.Проверь, какие личные окончания у этих глаголов: ударные или безударные. К какому спряжению они должны относиться согласно правилу? Н.ф. 2л.ед.ч. 3л.мн.ч. Держать держишь держат Гнать гонишь гонят Дышать дышишь дышат Слышать слышишь слышат +Все глаголы на -ать, значит они относятся к 1 спряжению.(1 столбик) -Давайте проспрягаем эти глаголы рядом .Поставьте их в форму 2 л. ед числа -Какие окончания они имеют? - А теперь в форму 3 лица мн.ч.. -Какие окончания у глаголов? -Что теперь вы скажите? +По этим окончаниям глаголы должны относиться ко 2 спряжению. Вывод: Данные глаголы относятся и к 1 спр. и ко 2 спр. +мы исследовали глагол-……..глаголы стоят в н.ф. имеют глагольный суффикс а перед ть, а когда ставим в 3 л.мн.ч.имеют окончания как у глаголов 2 спр.и во 2 л. Ед.ч.в окончании имеют букву и) -У нас опять противоречие, значит в русском языке есть глаголы, которые не подчиняются правилу. Прочитайте ещё раз эти глаголы. (Они на доске) Как называются глаголы, которые не подчиняются правилу? +Глаголы-исключения. Их нельзя проверить, надо запомнить -Что ещё мы можем добавить в тему нашего урока. +Глаголы -исключения (Глаголы - исключения) -на доску - В тетради подпишите тему, перепишите все глаголы- исключения с доски в тетрадь. 5. Физкультминутка. Руки подняли и покачались- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу В сторону руки - плавно помашем Это к нам птицы летят Как они сядут- тоже покажем Крыль сложили назад. 3.3.Выражение решения. - Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику, откройте учебник на стр.69 - Прочитайте самостоятельно правило. - Что нового узнали? (Глаголы- исключения… относятся ко II спряжению). -Теперь можете сказать, к какому спряжению относится глагол «смотреть»? -Давайте вернёмся к началу урока и впишем правильно окончание в глагол Орфограмму глаголов - исключений будем обозначать так (обидеть - II искл.) 3.4.Помощь в стихах. - Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок при спряжении глаголов- исключений я предлагаю вам выучить их в виде стихотворения. Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомнения Все глаголы, что на ИТЬ (исключая брить, стелить) А еще смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, вертеть, И зависеть и терпеть. 4. Закрепление полученных знаний. 4.1.Образование новых слов. Образуйте новые слова в группах от слов-исключений. Запишите их. 4.2.Работа в парах - Соберите разрезанные пословицы. Запишите их, вставляя пропущенные орфограммы. Обозначьте спряжение глаголов, подчеркните глаголы- исключения. 1. Шило в мешке не ута.шь. 2. Тише ед.шь, дальше буд.шь. 3. Перо пиш.т, а ум вод.т. 4.3 Закрепление. Заменить высказывание одним словом - глаголом неопределённой формы. Написать глаголы в 2 столбика.
  • Обратиться к кому-либо с вопросом (спросить).
  • Переместить сверху вниз (опустить).
  • Возражать, доказывать своё (спорить).
  • Быть нездоровым (болеть).
  • Придать кому-либо красивый вид, сделать нарядным (нарядить).
  • Переместить растение с корнем из одного места в другое (пересадить).
  • Становиться белым (белеть).
  • Относиться с уважением (уважать).
4.Итог урока. (рефлексия) - Какова была тема урока? - С какой проблемой столкнулись? - Назовите глаголы- исключения II спряжения. - Почему эти глаголы являются исключениями? 5. Домашнее задание. 1. Выучить правило стр.69. 2.Упр.49 с.70.



































Список использованной литературы



1) М.Л.Каленчук , Н.А.Чуракова «Русский язык.4 класс,ч.1.» 2) Тетрадь с печатной основой Т.А. Бойкова ч.1 4 класс. 3) Методическое пособие по русскому языку 4 класс Н.А.Чураковой.

8


© 2010-2022