Урок по литературному чтению во 2 классе «В. Осеева «Почему»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ во 2 классе

«В.А. ОСЕЕВА. «ПОЧЕМУ?»

Цель: формирование умения определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом В. Осеевой «Почему?»

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжить знакомство учащихся с творчеством В. Осеевой и познакомить с её произведением «Почему?»;

  • актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;

Развивающие:

  • развивать устную речь мышление, умение соотносить, сравнивать, анализировать, делать выводы;

  • расширять кругозор;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, жалости;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • воспитывать гуманное отношение к животным;

  • Воспитывать честность и ответственность за свои поступки.

Оборудование для учителя: авторская мультимедийная презентация, проектор, интерактивная доска, портрет В, Осеевой выставка книг В. Осеевой, карточка с названием рассказа «Почему?», запись песни «Моя семья»( Лариса Григорьева, слова и музыка А. Ермолова), клип «Дорогою добра", уголок семейных ценностей.

Для учащихся: учебник «Литературное чтение: учебник для 2 класса.Ч.2"

( Л.Ф. Климанова) Москва, «Просвещение»,2012, рабочие листы к уроку, смайлики





Ход урока.

  1. Орг. момент.

Громко прозвенел звонок -

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


  1. Актуализация знаний.

- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с песни. Послушайте и скажите, о чем она?

Дети слушают песню «Моя семья»( Лариса Григорьева, слова и музыка А. Ермолова)

- Так о чем же эта песня? (О семье)

- Как вы думаете, почему именно песня о семье сейчас прозвучала? ( Семья - самое дорогое, что есть у человека. Может, будем читать произведение о семье).

- А что такое «семья» ? (Это близкие люди, мама, папа, бабушка, дедушка, дети.)

Семья - это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы, и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

- Да, по-настоящему счастлива только та семья, где заботятся друг о друге, вместе трудятся, и вместе отдыхают, устраивают семейные праздники. Все это семейные традиции. В каждой семье они свои. Но почти в каждой семье есть реликвия. Мы уже знакомились с этим понятием и на уроках окружающего мира и занятиях по краеведению.

- Вспомним, что же это такое.

Дети дают ответы. Уточним значение в толковом словаре.

Слайд

Реликвия - это вещь, предмет, свято хранимые как память о прошлом. (Толковый словарь иноязычных слов, 2004)

У многих из нас есть дорогой сердцу предмет, который передается из поколения в поколение и имеет свою историю, которую пересказывают родители детям.

- Дома вы расспросили своих близких и подготовили рассказ о вашей семейной реликвии. Поделитесь с одноклассниками интересными историями.

(Дети рассказывают о своих семейных реликвиях).

- А у меня дома хранятся старые фотографии дедушки. Во время ВОв он был танкистом. Не жалея своей жизни, он встал на защиту Отечества. За заслуги перед Родиной дедушка награжден орденами и медалями. Дедушки уже нет в живых, и поэтому и фотографии, и награды особенно ценны в нашей семье, они как частичка дедушкиной души. На перемене вы можете рассмотреть наш уголок семейных ценностей.

-В рассказе Валентины Осеевой, с которым мы познакомились на прошлом уроке тоже рассказывается о семье, трепетно хранящей дорогую вещь.

- О какой ценной вещи повествуется?

- Почему чашка была так дорога этой семье?( Папа умер, как память о нем).

- Какая неприятность произошла? Кто был виновником?

- Признался ли мальчик сразу? Что сказал?

- Хорошо ли поступил?

- Встаньте, кому понравился ли рассказ?

- Хлопните в ладоши, если вы рады, что все закончилось хорошо.

Физминутка.

- Бум приглашает вас немножко отдохнуть.

III. Постановка темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем исследователями. В знакомом тексте попробуем открыть что-то новое, разгадать, в чем заключается необыкновенная сила слов и поступков.

- Работать будем по группам. Каждая группа будет заниматься исследованием своего героя: 1 группа - мальчика, 2 группа - Бума, 3 группа - мамы.

VI. Выборочное перечитывание и анализ текста.

- Найдите в 1 части рассказа описание героев, когда разбилась чашка.

1 группа.

- Найдите описание мальчика.

Мальчик- стр.96 - Сердце… Это…Это…Бум! - Почему стоит многоточие?( Не знал, что сказать.) Даже знак препинания играет особую роль.

- О чем говорят все признаки? (Мальчик испугался, стыдно.)

2 группа.

- Прочитайте описание поведения Бума.

- О чем говорит поведение Бума? (Не понял, что произошло.)

3 группа.

- Как вела себя мама?- стр. 97

- Догадалась ли она, кто виновник?

- Какие слова подтверждают вашу догадку? ( с упреком, переспросила) Когда переспрашивают? ( когда не верят или не слышат).

- Почему мама не верит сыну? (Его выдают внешние признаки, поведение)

- Почему мама выгнала Бума на улицу, если поняла, что он не виноват?(хотела, чтобы сын признался).

- По 2 части рассказа приготовьте для своих одноклассников по одному вопросу от каждой группы.

- Дала ли мама вторую возможность признаться мальчику? ( Ты очень испугался. - повторяет 2 раза, если ты нечаянно…)

- Как говорил мальчик и почему? (Перебил, торопясь, заикаясь- стр. 98- волнуется.)

- Как вел себя Бум? ( С лаем выскочил во двор, заскребся у двери- не понимает, за что наказан).

3 часть- работа с деформированным текстом.

- Внимательно прочитайте отрывок на карточке и сравните его с оригинальным текстом. Что не так и почему автор использовал именно такие слова и конструкции? Время шло, и становилось тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось... Мама никогда не наказывала меня. И я боялся не наказания - я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама берегла всё папино! И потом, я обманул её, и теперь моя вина становилась больше.
Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось... Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказания - я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше.

С каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее- вина растет.

Мурашки пробегали у меня по спине.- все страшнее, тяжелее.

За что-нибудь нечаянное- может за дело и наказывала.

Так берегла- особенно трепетно.

Я не сознался сразу - сразу признаться было бы легче.

С каждым часом моя вина становилась всё больше- вина все растет и растет.

- Какой вариант отрывка точнее выражает чувства главного героя авторский или деформированный?

Работа с картинами.

- Какая картина отражает настроение мальчика, состояние его души?

- Есть ли описание картин природы в рассказе?( За окном было черно…)

Учитель: Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу. Начинается ливень. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя.

- Какие чувства испытывает ребенок после того, как признался?( облегчение) - Какая из картин теперь соответствует настроению мальчика? «Золотая осень». Составление картинного плана.( Работа с интерактивной доской). - А теперь представьте себе, что вы оформители книги, рассказ уже есть, художник нарисовал иллюстрации, а вам надо умело и правильно расположить их в соответствии с описываемыми событиями.

- Обратимся к названию рассказа. Почему носит такое название?( У каждого свое «почему»)

- Какое «почему» у мамы?

- Почему не признался сразу, ведь мама никогда не наказывала за что-нибудь нечаянное?

( Это была папина кружка. Она была особенно дорога, как память о папе.)

- Почему мама нисколько не бранила сына, а даже обрадовалась, что чашку разбил он, а не Бум?( Признался.)

Работа с пословицами.

- Из слов составьте пословицы и подумайте, можно ли так озаглавить этот рассказ. ( У каждой группы своя пословица)

  1. Сумел провиниться, сумей и повиниться.

  2. Где труд, там и радость.

  3. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

- Какая пословица более точно описывает переживания мамы?

- В какой пословице говорится о том, что мальчик осознал свой поступок?

VII. Повторительно-обобщающая беседа. Рефлексия.

- Как вы думаете, правильно ли поступил мальчик, переложив свою вину на друга?

- Подумайте, всегда ли вы сознаетесь в своих поступках?

- Будет ли мальчик в будущем совершать такие поступки?

- Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести. Каждый человек имеет право на ошибку. Надо только вовремя исправить ее.

В жизни по-разному можно жить -
Можно в беде, а можно - в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать -
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)
- Ребята, спешите делать добро! Тогда и мы, и наша семья, и наша планета станут лучше и добрее. А добрые и трогательные рассказы Валентины Осеевой, представленные на нашей выставке, помогут вам научиться различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам.

VIII. Домашнее задание.

Составить рассказ о том, как ты оказался на месте мальчика и решил поделиться с другом, рассказав ему все, что произошло.- стр. 103, задание 2.



© 2010-2022