Рабочая программа по ИЗО 2 класс Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Дальнезакорская средняя общеобразовательная школа


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

На заседании методического совета Заместитель директора по УР Директор МКОУ Дальнезакорской СОШ

____________/Дулова Э.Н./ __________/Берденникова И.А./

Протокол №___от_____________2015г от «__»________2015г

Рабочая программа

по изобразительному искусству

класс 2

количество часов 34

Составитель: учитель начальных классов

МКОУ Дальнезакорской СОШ

Канина Г.Н.








Программа разработана на основе сборника рабочих программ 1-4 классы «Школа России», Москва «Просвещение» 2011год


Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе ООПНОО, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: 1. Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2012. 2. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская : рабочая тетрадь : 2 класс / Н. А. Горяева [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2012. 3. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1-4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2012. 4. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Рабочая программа. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский [и др.]. - М. : Просвещение, 2012.

Рабочая программа реализует следующие цели обучения:

• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Ценностные ориентиры содержания курса Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. Место курса в учебном плане Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 - 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс - 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе - 33 ч в год, во 2-4 классах - 34 ч в год (при 1 ч в неделю).


Общая характеристика учебного предмета Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах - искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Методические особенности тем Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств - изобразительная, декоративная, конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Результаты изучения курса Предметные результаты:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Личностные результаты:


  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.

Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; - по уровню познавательной активности: проблемный, частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный; - по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный)

Технология обучения: индивидуально - ориентированная, разноуровневая, ИКТ

Результаты обучения, формы проверок и оценки результатов обучения ( формы промежуточного, итогового контроля, в том числе презентации, защита сообщений, творческих, проектных исследовательских работ)

Способы проверки и оценки результатов обучения: (устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, текстовый контроль, практические и лабораторные работы)

Средства проверки и оценки результатов обучения: ключи к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы)

Содержание тем учебного курса

Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33 часа) 1 класс Ты учишься изображать. (9 часов)

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо.

Художники и зрители (обобщение темы). Ты украшаешь. ( 8 часов) Мир полон украшений. Цветы. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объёмная аппликация. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь ( 11 часов)

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу ( 5 часов) Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Сказочная страна. Праздник весны. Времена года. Здравствуй, лето! (обобщение темы).

Искусство и ты (34 часа) 2 класс Как и чем работает художник? ( 8 часов) Три основных цвета -красный, синий, желтый. Белая и чёрная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы (обобщение темы). Реальность и фантазия ( 7 часов) Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). О чём говорит искусство (11 часов) Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Изображение характера человека: мужской образ. Изображение характера человека: женский образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. О чём говорят украшения. Образ здания. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру. Как говорит искусство ( 8 часов) Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. Обобщающий урок года.

Искусство вокруг нас (34 часа) 3 класс
Искусство в твоем доме ( 8 часов) Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Обои и шторы в твоем доме. Мамин платок. Твои книжки. Открытки. Труд художника для твоего дома (обобщение темы). Искусство на улицах твоего города ( 7 часов) Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари.. Витрины. Удивительный транспорт. Труд художника на улицах твоего села (города) (обобщение темы). Художник и зрелище ( 11 часов) Художник в цирке. Художник в театре. Маски. Театр кукол. Афиша и плакат. Праздник в городе. Школьный карнавал (обобщение темы). Художник и музей ( 8 часов) Музеи в жизни города. Картина-особый мир. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы).

Каждый народ - художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)

(34 часа) 4 класс

Истоки родного искусства ( 8 часов)

Пейзаж родной земли. Деревня - деревянный мир. Красота человека. Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей земли ( 7 часов) Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах (обобщение темы). Каждый народ - художник( 11 часов) Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Народы гор и степей. Города в пустыне. Древняя Эллада. Европейские города Средневековья. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). Искусство объединяет народы ( 8 часов) Материнство. Мудрость старости. Сопереживание. Герои - защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Данная программа обеспечена учебно-методическими ком­плектами для каждого класса общеобразовательных учрежде­ний. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.

УЧЕБНИКИ

Е. И. Коротеева. Изобра­зительное искусство. Искусство и ты. 2 класс;

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тет­радь. 2 класс

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.

Календарно-тематическое планирование

урока

Дата

Тема, тип
урока

Решаемые проблемы;
цели деятельности учителя

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

понятия

предметные
результаты

универсальные учебные действия
(УУД)

личностные
результаты

1


2

3

4

5

6

7

Тема «Как и чем работает художник»

1

Три основные краски создают многоцветие (многообразие) мира (решение учебной задачи).

У.*, с. 24-27

Как получить составные цвета из трех основных? Что такое живопись?

Цели: дать понятия об основных и составных цветах, цветовом круге; формировать первичные живописные навыки и основы цветоведения; развивать зрительную память; помочь учащимся освоить правила безопасности на занятиях

«Основные»
и «составные» цвета

Знания: узнает, что такое живопись, об основах цветоведения, основных и составных цветах, о цветовом круге; вспомнит правила безопасности на уроках.

Умения: научится смешивать краски сразу
на листе бумаги (без палитры), изображать цветы по памяти и представлению, определять основные и составные цвета

Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контролировать и оценивать результат своей деятельности.

Познавательные: анализировать выполненные работы; изображать по памяти и впечатлению.

Коммуникативные: обращаться
за помощью к учителю; уметь слушать и вступать в учебный диалог; участвовать в коллективном обсуждении учебных проблем

Нравственно-этическая

ориентация: проявляет эс-тетические потребности в общении с искусством

2

Пять красок - все богатство цвета и тона. Природная стихия (решение учебной задачи).

У., с. 28-31

Каким способом получить теплые и холодные оттенки цветной краски?

Цели: развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие окружающего мира, умение анализировать выполненные работы; научить смешивать цветные краски с белой
и черной; дать представление об особенностях восприятия и изображения красоты природы

Оттенки, природные стихии

Знания: узнает о различном эмоциональном звучании цвета.

Умения: научится изображать природные стихии кистями без предварительного рисунка, смешивать цвета с белой и черной краской для получения новых оттенков, проявлять эстетические чувства в процессе рассматривания картин, изображающих природу

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять цель
и задачи учебной деятельности;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации.

Познавательные: выделять группы существенных признаков объектов с целью решения практической задачи; самостоятельно создавать творческие работы.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение; признавать возможность существования различных точек зрения

Смыслообразование: приобретает целостный взгляд
на мир
в единстве и разнообразии природы


3

Выразительные возможности акварели, пастели, цветных мелков (способы
и приемы решения задач).

У., с. 36-39

Какова красота и выразительность этих материалов (акварель, пастель, цветные мелки)?

Цели: развивать наблюдательность; ознакомить с выразительными возможностями материалов и особенностями работы с ними; учить передавать в рисунке свои впечатления, эмоциональное состояние природы

Пастель, цветные (восковые
и масляные) мелки, акварель, текучесть, прозрачность

Знания: узнает о красоте и выразительности художественных материалов: акварели, пастели, цветных мелков.

Умения: научится изображать осенний лес
(по памяти и впечатлению), используя новые материалы, передавать в рисунке эмоциональное состояние природы

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем или самостоятельно.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных, практических и творческих задач.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; участвовать в коллективном обсуждении учебных проблем

Нравственно-этическая ориентация: проявляет цен-ностное отношение
к природному миру


4

Выразительные возможности аппликации. Аппликация
из осенних листьев (выбор эффективных способов решения задач).

У., с. 50-53

Каковы особенности создания аппликации?

Цели: пробудить интерес
к наблюдению за объектами природы; дать представление о ритме пятен; помочь учащимся выделить выразительные возможности аппликации и создать аппликативную работу из осенних листьев по памяти и впечатлению

Ритм пятен, аппликация

Знания: узнает о выразительных возможностях и особенностях изготовления аппликативной работы.

Умения: научится создавать разноцветный ковер (изображение осенней земли с опавшими листьями) по памяти
и впечатлению

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задаче и рационально выстраивать самостоятельную деятельность.

Познавательные: выделять существенные признаки объектов; использовать выразительные возможности и особенности работы с различными художественными материалами при создании своей творческой работы.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии

Нравственно-этическая ориентация: проявляет эмоци-ональную от-зывчивость

5.

Выразительные возможности графических материалов. Линия-выдумщица (рефлексия способов
и условий действий)
.

У., с. 40-43

Какова выразительность линии при использовании графических материалов?

Цели: способствовать развитию аналитических возможностей глаза, художественно-эстетического вкуса; обучать видению целостной формы графического изображения; показать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа

Графика, графические материалы

Знания: узнает о выразительных возможностях графических материалов.

Умения: научится изображать зимний лес
на белых листах бумаги при помощи графических материалов (черной гуашью и тонкой кистью, палочкой), определять тонкие, толстые, подвижные и тягучие линии

Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; соотносить результат выполненной работы с заданным эталоном.

Познавательные: узнавать объекты окружающей действительности; определять характер предложенных линий, способы создания линий; апробировать разные способы работы пером и палочкой; сравнить выразительные возможности графики и живописи.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

и сотрудничества с партнером

Нравственно-этическая ориентация: выражает эстети-ческие чувства (эмоциональное художественное восприятие произведения искусства)


6

Выразительность материалов для работы в объеме (постановка и решение учебной задачи).

У., с. 44-47

Какие животные обитают
в нашем родном крае? Что известно о скульптуре?

Цели: учить наблюдать выразительные объемы в природе; воспитывать бережное отношение к животным; развивать интерес к объемному изображению животных; показать приемы работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление)

Объемы в природе, мелкая пластика, пластилин, стека, объемное изображение

Знания: узнает о скульптуре и образном языке скульптуры, о материалах, с которыми работает скульптор.

Умения: научится работать с пластилином - лепить из одного большого куска животных путем вытягивания и вдавливания (по впечатлению и памяти); получит возможность научиться приемам работы с пластилином

Регулятивные: соотносить правильность выполнения и результат действий с конкретной задачей; осуществлять пошаговый контроль для соблюдения форм и пропорций в работе.

Познавательные: использовать общие приемы решения учебно-практической и познавательной задач; применять технологическую карту для решения поставленной задачи; воспроизводить по памяти информацию в ходе беседы.

Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество

Нравственно-этическая ориентация: проявляет добро-желательность
в отношении участников учебного процесса

7-8

Выразительные возможности бумаги (поиск
и открытие нового способа действий).

У., с. 48-49

Какие вы знаете приемы работы с бумагой?

Цели: помочь учащимся освоить приемы работы с бумагой (сгибание, разгибание, склеивание); создать комфортные условия для получения учащимися положительных эмоций от проделанной работы

Конус, цилиндр

Знания: узнает о выразительных возможностях бумаги.

Умения: освоит приемы сгибания, разгибания, склеивания бумаги; научится переводить плоский лист в разные объемные форматы, склеивать простые объемные формы: конус, цилиндр, «лесенка» и «гармошка»

Регулятивные: активизировать
и концентрировать силы энергии и волевые усилия для преодоления затруднений.

Познавательные: использовать модели и схемы для решения практических задач.

Коммуникативные: обсуждать
и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы; осуществлять взаимный контроль

Нравственно-этическая ориентация: приобретает навыки делового сотрудничества


9

Изображение родного села (города)с помощью «неожиданных» материалов (выбор наиболее эффективных способов для решения задач).

У., с. 54-55

Какие художественные материалы используют в работе художники? В чем красота различных художественных материалов?

Цели: развивать фантазию; эстетический вкус; создать учащимся условия для вос-становления в памяти и повторения свойств художественных материалов и их выразительных возможностей; помочь в создании образа ночного города с помощью «неожиданных» материалов

«Неожиданные» материалы, коллаж, аппликация, смешанные техники

Знания: узнает о сходстве и различии материалов, о смешанных техниках и «неожиданных» материалах.

Умения: научится понимать красоту художественных материалов, выделять их отличия, использовать для практической работы «неожиданные» материалы, изображать ночной город с помощью «неожиданных» материалов на фоне темной бумаги

Регулятивные: предвосхищать результат; принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; создавать самостоятельно или в групповом сотрудничестве образ ночного города с помощью «неожиданных» материалов.

Коммуникативные: формулировать собственную позицию; уметь участвовать в диалоге; слушать
и понимать собеседников; высказывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Нравственно-этическая ориентация: проявляет уважи-тельное отношение к иному мнению

.

Тема «Реальность и фантазия»

10

Изображение
и реальность
(постановка и решение учебной задачи).

У., с. 58-61

Как выглядят животные в реальном мире? Как показать характер выбранной птицы в изображении?

Цели: развивать наблюдательность, умение видеть мир вокруг нас;

Реальность, анималистика. Строение птиц, пропорции частей тела птиц

Знания: узнает о

Умения: научится изображать зверей, наблюдать за животными в зоопарке, деревне и в своей работе отражать результаты наблюдений, используя художественные материалы: гуашь, кисть, цветную бумагу

Регулятивные: вносить дополнения в случае расхождения с эталоном.

Познавательные: классифицировать информацию по заданным критериям; выявлять особенности изображения разных птиц; применять технологическую карту для решения поставленной задачи.

Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач; выражать свои мысли
в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Смыслообразование: осуществляет само-оценку

на основе критериев успешности учебной деятельности

11


Изображение
и фантазия. Разнообразие способов решения задач. Сказочная птица (решение учебной задачи).

У., с. 62-65

Какова роль фантазии в жизни людей?

Цели: развивать творческое начало, фантазию. умения работать с акварелью; показать, как с помощью соединения элементов разных животных и растений можно создать фантастический образ; создать оптимальные условия для проявления

Фантазия, фантастические образы, сказочные образы (существа)

Знания: узнает о значении понятия фантазия, о фантастических образах; выяснит роль фантазии в жизни человека.

Умения: научится изображать сказочных несуществующих животных и птиц путем соединения воедино

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей; соотносить правильность выполнения и результат действий с конкретно поставленной задачей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для реализации поставленной задачи.

Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания; договариваться и приходить к общему

Нравственно-этическая ориентация: проявляет эмоционально-нравственную отзывчивость

учащимися фантазии и оригинальности в практической деятельности

элементов разных животных, птиц и даже растений

решению в совместной деятельности

12

Украшение и реальность. Паутинка (решение учебной задачи).

У., с. 66-69

Чем привлекательны объекты окружающей действительности? Какие наблюдали явления, объекты, предметы, украшающие природу, окружающий мир?

Цели: развивать наблюдательность, умение видеть красоту в природе, в местах ближайшего окружения; показать красоту природы, разнообразие ее форм. цвета

Красота в природе

Знания: узнает о красоте природы, разнообразии ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.).

Умения: научится изображать паутинки с росой и веточками деревьев при помощи линий (индивидуально по памяти), используя тонкую кисть и гуашь одного цвета

Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; выявлять особенности изображения различных украшающих элементов в природе; наблюдать и учиться видеть украшения
в природе; находить варианты
для решения художественно-творческих задач.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения

Нравственно-этическая ориентация: проявляет ценностное отношение
к природному миру

13

Украшение и фантазия. Украшаем кокошник и сарафан (решение частных задач).

У., с. 71-73

Какова роль фантазии в создании украшений? Как переносится красота природы
в жизнь человека и как происходит ее преобразование с помощью фантазии?

Цели: развивать эстетический вкус, фантазию; помочь учащимся освоить приемы создания орнамента

Кружева, бижутерия, вышивка, бисер, орнамент, узор

Знания: узнает о преобразовании природных форм в декоративные для создания различных узоров, орнаментов.

Умения: научится украшать закладку для книги узором заданной формы, используя любой графический материал одного-двух цветов

Регулятивные: соотносить результат с заданным эталоном;

Познавательные: использовать общие приемы решения задачи; определять цель и пути ее достижения; выявлять особенности и элементы природных форм (узоры, орнаменты) в изображении украшений на декоративных изделиях и предметах одежды (кокошник, сарафан).

Коммуникативные: обсуждать
и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач и с точки зрения содержания, средств выражения

Нравственно-этическая ориентация: находит выходы из спорных ситуаций


14

Постройка и реальность. Подводный мир (оценка процесса и результата деятельности).

У., с. 74-75

Какими бывают постройки в природе? Как мы реагируем на красоту различных построек в природе?

Цели: определить красоту
и смысл природных конструкций; воспитывать интерес к наблюдению в окружающем мире удивительных, красивых, оригинальных, необычных построек

Природные конструкции. Приемы тонирования бумаги

Знания: узнает о постройках реальных и природных конструкциях.

Умения: научится конструировать из бумаги подводный мир (индивидуально-коллективная работа); освоит приемы работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание) и приемы тонирования бумаги

Регулятивные: вносить необходимые дополнения в план и способ действий; эмоционально откликаться на красоту различных построек

в природе.

Познавательные: называть и определять объекты окружающей действительности; наблюдать и характеризовать природные постройки.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Нравственно-этическая ориентация: приобретает навыки сотрудничества

15

Постройка и фантазия. Сказочный город (индивидуально-групповой проект) (постановка и решение учебной задачи).

У., с. 76-77

Какова возможность фантазии человека в создании предметов? Цели: пробудить детскую фантазию; показать связь природных конструкций
с фантастическими, помочь учащимся сравнить природные формы и архитектурные постройки; продолжать практиковать в освоении приемов работы с бумагой

Фантастические конструкции, природные формы, архитектурные постройки

Знания: узнает о разнообразии конструкций, о природных формах

и архитектурных постройках.

Умения: научится создавать макеты фантастических зданий, конструкций фантастического города, используя свое воображение, применяя освоенные приемы работы с бумагой

Регулятивные: концентрировать свою волю для преодоления интеллектуальных затруднений; оценивать процесс и результат собственной деятельности.

Познавательные: анализировать
и сравнивать различные варианты реальных и фантастических зданий; участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения; владеть навыками коллективной деятельности

Нравственно-этическая

ориентация: проявляет уважительное отношение к иному мнению


16-

17

Братья Мастера всегда работают вместе. Эстетические потребности, ценности
и чувства. Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы (изучение и первичное закрепление новых знаний).

У., с. 78-81

Как взаимодействуют три вида художественной деятельности? С помощью каких выразительных средств художественной деятельности художник передает различные настроения в природе?

Цели: продолжать освоение способов работы с бумагой; воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца; показать, как художник изображает природу в различных состояниях

Взаимодействие, выразительные средства. Природа
в разных состояних, живописные материалы

Знания: узнает о выразительных средствах художественной деятельности для передачи настроения в природе.

Умения: научится конструировать, моделировать и украшать елочные игрушки, изображающие людей, зверей, растения, работать с гуашью и акварелью, создавать коллективное панно с изображением моря, передавая разные настроения природы

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после завершения.

Познавательные: ставить и формулировать учебно-познавательные проблемы; рассматривать репродукции картин художников-маринистов и участвовать в их обсуждении (сравнивать и анализировать характер и состояние моря на разных картинах); находить варианты решения различных художественно-творческих задач при воплощении идеи в изображении разного характера моря.

Коммуникативные: оказывать
в сотрудничестве взаимопомощь

Нравственно-этическая ориентация: овладевает умением не создавать конфликтов; проявляет эстетические чувства
и эмоциональную отзывчивость


Тема «О чем говорит искусство»

18

Выражение характера изображаемых животных (оценка результата деятельности).

У., с. 96-99

Как выразить в изображении характер животного?

Цели: развивать наблюдательность, умение почувствовать настроение и передать его в работе; объяснить особенности анималистического изображения, созданного художником-графиком, живописцем, скульптуром; помочь учащимся освоить приемы работы простым карандашом, фломастером черного цвета; раскрыть значение понятий устная зарисовка, характеристика зверей

Характер, анималистическое изображение в графике, живописи, скульптуре. Устная зарисовка. Е. Чарушин

Знания: узнает об особенностях анималистического изображения, выполненного в графике, живописи и скульптуре, о понятии устная зарисовка.

Умения: научится умению чувствовать
и изображать разный характер животного: веселый, стремительный, угрожающий, используя гуашь 2-3 цветов, фломастер черного цвета и простой карандаш

Регулятивные: предвидеть возможности получения результата.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; приводить примеры животных в различных состояниях; выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать анималистические рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию в учебном взаимодействии и сотрудничестве; анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач

Смыслообразование: приобретает целостный социально ориентированный взгляд
на мир
в единстве и разнообразии природы, народов, культур
и религий

19

Выражение характера человека
в изображении. Мужской образ (в объеме). Распознание объектов, выделение существенных признаков (изучение и первичное закрепление новых знаний).

У., с. 104-105

Какие качества души делают мужчину красивым?

Цели: развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их
в практической работе; показать выразительные возможности художественных материалов, которые применяются в создании объемного мужского образа; помочь учащимся освоить приемы работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление) и способы передачи пластики движений

Качества души

Знания: узнает о выразительных возможностях художественных материалов, которые применяются в создании объемного мужского образа, о мужских качествах характера (смелость, решительность, честность, доброта).

Умения: научится изображать образ доброго и злого героя сказок (с ярко выраженным характером), создавать образ из целого куска пластилина

Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу; осуществлять эмоциональную и нравственную оценку образа по его изображению в рисунке, на картине.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов; рассматривать репродукции картин известных художников с мужским изображением с целью получения необходимой информации о передаче пластики движений, создании художественного образа.

Коммуникативные: формулировать вопросы; строить понятные для партнера высказывания

Нравственно-этическая ориентация: проявляет этические чувства, доброжелательность


20

Выражение характера человека. Женский образ. Распознание объектов, выделение существенных признаков (изучение и первичное закрепление новых знаний).

У., с. 100-103

Что выражает художник, изображая человека?

Цели: развивать эмоционально-нравственную отзывчивость умение передавать в изображении внешнее
и внутренне содержание человека (положительный
и отрицательный женский образ) с использованием живописных и графических средств; дать представление о портретном изображении

Противоположность. Портретное изображение. Образ человека и его характер

Знания: узнает о средствах искусства, с помощью которых можно передать в изображении внешнее и внутреннее содержание человека.

Умения: научится изображать противоположные по характеру сказочные образы, выражая свое отношение к ним при помощи цвета, живописных и графических средств

Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; осуществлять пошаговый и итоговый контроль действий по реализации учебно-практической задачи.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; рассматривать, анализировать и обсуждать репродукции картин и иллюстраций.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности

Нравственно-этическая ориентация: приобретает эстетические ценности
и чувства


21

Образ человека и его характер, выраженный
в объеме (решение учебной задачи).

У., с. 104-106

Что выражают изображения, созданные в объеме?

Цели: показать выразительные возможности художественных материалов, которые применяются в скульптуре для создании объемного образа человека (дерево, камень, металл и др.); закреплять действия, необходимые для процесса восприятия и процесса созидания

Скульптура, керамика. Восприятие. Созидание. Сказочные образы

Знания: узнает о выразительных возможностях художественных материалов, которые применяются в создании объемного образа человека.

Умения: научится создавать в объеме (лепить) сказочные образы с ярко выраженными характерами

Регулятивные: составлять план
и последовательность действий; осуществлять эмоциональную и нравственную оценку образа сказочного героя по его изображению.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов; устанавливать аналогии.

Коммуникативные: предлагать помощь в сотрудничестве; формулировать свои затруднения

Нравственно-этическая ориентация: проявляет понимание в от-ношении чувств других людей

22

Изображение природы в разных состояниях (постановка учебной задачи, поиск ее решения).

У., с. 88-93

Что выражает художник, изображая природу? Как художник использует цвет, ритм, тон для передачи настроения в изображении природы?

Цели: пробудить интерес
и желание изображать природу, выражая ее настроение; помочь учащимся освоить художественные приемы и способы контрастного изображения природы, передачи настроения в изображении моря; развивать наблюдательность, художественно-эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений искусства, умение выражать в изображении свое отношение к природе доступными приемами
и средствами

Контраст, марина, художники-маринисты

Знания: узнает о возможностях использования цвета, тона, ритма для передачи настроения в изображении природы.

Умения: научится изображать контрастные изображения природы (море нежное
и ласковое, бурное
и тревожное и т. д.), рассматривать картины известных художников-маринистов, анализировать выразительные художественные средства, использованные художником
для воплощения творческой идеи, определять изображенное
на них настроение природы

Регулятивные: адекватно использовать речь в регуляции деятельности.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; ставить и формулировать учебно-познавательные проблемы; рассматривать репродукции картин художников-маринистов, участвовать в их обсуждении (сравнивать и анализировать характер и состояние моря на разных картинах); находить варианты решения различных художественно-творческих задач при воплощении идеи в изображении разного характера моря. Коммуникативные: строить понятные для партнера по совместной деятельности высказывания; аргументировать свою позицию в учебном взаимодействии и сотрудничестве; анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач

Нравственно-этическая ориентация: проявляет уважительное отношение к иному мнению; осваивает нравственные ценности


23

Выражение характера человека через украшение (решение учебной задачи).

У., с. 108-111

О чем рассказывает человек через свои украшения?

Цели: развивать декоративные чувства при рассматривании старинного русского оружия, кружев, женских костюмов; помочь учащимся освоить приемы работы
с цветной бумагой и выполнить практическую работу (аппликацию) по украшению готовых форм доспехов и кокошников

Доспехи, кокошник. Украшение готовых форм

Знания: узнает о овозможностях использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.

Умения: научится украшать вырезанные из бумаги богатырские доспехи, кокошники заданной формы, самостоятельно придумывать узор

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять пошаговый
и итоговый контроль действий
по реализации учебно-практической задачи.

Познавательные: создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач; предлагать помощь в сотрудничестве

Нравственно-этическая ориентация: приобретает эстетические потребности; осваивает нравственные ценности

24-

25

Выражение намерений через украшения. Выражение характера

человека через украшение, конструкцию и декор (рефлексия способов и условий решения).

У., с. 112-113

Какие украшения выражают определенные намерения? Могут ли украшения иметь разный характер?

Цели: развивать умение получать образные и эмоциональные впечатления от украшений; помочь выполнить практическую работу по изображению «добрых»
и «злых» кораблей и украшению парусов

Намерения, ук-рашения,

имеющий разный характер, декор, декоративные композиции

Знания: узнает об украшениях, имеющих разный характер, о декоративных композициях

заданной формы, что такое «декор».

Умения: научится украшать противоположные по намерению два сказочных флота (доброго, праздничного и злого, пиратского), объединять индивидуальные работы в одну коллективную

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно оценивать собственное поведение.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы; предлагать свои варианты решения поставленной задачи; опираться на имеющиеся знания о цвете, ритме, характере.

Коммуникативные: предлагать помощь в сотрудничестве; формулировать свои затруднения; строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности

Самоопределение: осознает ответст-

венность за общее благополучие

Тема «Как говорит искусство»

26

Цвет как средство выражения: теплые цвета (поиск и открытие нового способа действия).

У., с. 124-129

Что выражают теплые цвета? С какими эмоциями связываете теплые цвета?

Цели: развивать эмоциональное восприятие цвета; формировать колористические навыки работы гуашью; повторить знания о цветовом круге, средствах художественной выразительности, теплых цветах; помочь учащимся выполнить практическую работу по изображению чудо-коврика

Теплые цвета, цветовой круг, колор

Знания: узнает о теплых цветах и их эмоциональной выразительности; повторит средства художественной выразительности, цветовой круг.

Умения: научится оп-ределять теплые цвета, изображать перо жар-птицы, чудо-коврик, используя теплые цвета, применять
для изображения мазок «волну», работать гуашью

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; контролировать процесс и результат деятельности.

Познавательные: использовать имеющиеся знания о теплых цветах в ходе практической работы.

Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера по совместной деятельности высказывания; аргументировать свою позицию в учебном взаимодействии и сотрудничестве; анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач

Нравственно-этическая ориентация: проявляет эс-тетические чувства; осваивает нрав-ственные ценности


27

Цвет как средство выражения: холодные цвета
(открытие нового способа действия).

У., с. 126-129

Что выражают холодные цвета? С какими эмоциями связываете холодные цвета?

Цели: развивать эмоциональное восприятие цвета; формировать колористические навыки работы гуашью; повторить знания о цветовом круге, средствах художественной выразительности, холодных цветах; помочь учащимся выполнить практическую работу

Холодные цвета, цветовой круг, колор, борьба и взаимовлияние цвета в природе

Знания: узнает о холодных цветах и их эмоциональной выразительности.

Умения: научится оп-ределять холодные цвета; изображать замок Снежной Королевы, используя холодные цвета, применять в работе для изображения фона прием мазка «дождик»

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать результат деятельности.

Познавательные: использовать имеющиеся знания о холодных цветах в ходе практической работы.

Коммуникативные: обращаться
за помощью; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Смыслообразование: осуществляет само-оценку

на основе критериев ус-пешности учебной деятельности

28

Цвет как средство выражения:
тихие (глухие)
и звонкие цвета
(постановка и решение учебной задачи).

У., с. 130-131

Как получить тихие и звонкие цвета на бумаге?

Цели: учить наблюдать борьбу цвета в жизни; развивать наблюдательность, способность к эмоциональной выразительности цвета; помочь учащимся выполнить рисунок, передавая настроение в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов; рассказать о колористическом богатстве внутри одной цветовой гаммы; помочь учащимся освоить приемы работы кистью (мазок, «кирпичик», «волна», «пятнышко»)

Тихие
и звонкие цвета. Эмоциональная выразительность цвета. Колористическое богатство

Знания: узнает о тихих (глухих) и звонких цветах на бумаге, о борьбе тихого (глухого) и звонкого цветов
в изображении сна и праздника.

Умения: научится смешивать различные цвета с черной, белой и серой красками для получения нежных и мрачных оттенков цвета, изображать весеннюю землю, применять в практической деятельности приемы работы кистью

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять пошаговый
и итоговый контроль действий
по реализации учебно-практической задачи.

Познавательные: проводить сравнение и анализировать выполненные творческие работы; участвовать в анализе использования цвета на картинах художников; применять имеющиеся знания о цвете в самостоятельной работе.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; проявлять активность во взаимодействии; обращаться за помощью

к учителю, партнеру

Нравственно-этическая ориентация: проявляет эс-тетические чувства; осваивает нрав-ственные ценности


29

Линия как средство выражения: ритм линий.

Выбор действия в соответствии
с поставленной задачей (постановка и решение учебной задачи).

У., с. 136-137

Каково значение линии в рисунке?

Цели: определять эмоциональное звучание линии; воспитывать положительные эмоции при восприятии произведения искусства и выполнении практической работы; помочь освоить приемы изображения пастелью и цветными мелками, овладеть навыками работы с акварелью «по мокрому», тушью, пером и палочкой

Ритм линий

Знания: узнает о ритме линий и значении линии в ритме.

Умения: научится изображать весенние ручьи пастелью или цветными мелками
на фоне изображения весенней земли, определять линию как средство характеристики изображаемого

Регулятивные: выбирать учебное действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения учебно-практических и творческих задач.

Коммуникативные: проявлять активность в учебном сотрудничестве; строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль

Нравственно-этическая ориентация: проявляет ценностное отношение
к природе

.

30

Линия как средство выражения: характер линий (постановка и решение учебной задачи).

У., с. 138-139

Каковы выразительные возможности линии?

Цели: формировать умения видеть многообразие линий в окружающей действительности, создавать разные фактуры и художественный образ при помощи определенного материала (ветви деревьев со своим характером
и настроением)

Характер линий. Линии
в окружающей действительности

Знания: узнает о выразительных возможностях линии, о характере линий.

Умения: научится определять многообразие линий, изображать ветки с определенным характером
и настроением (по впечатлению и памяти)

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Познавательные: самостоятельно выделять познавательную цель.

Коммуникативные: проявлять активность в учебном сотрудничестве; строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль

Нравственно-этическая ориентация: приобретает эстетические потребности

31

Ритм пятен как средство художественной выразительности (постановка и решение учебной задачи).

У., с. 132-135

Как изменяется восприятие композиции от изменения расположения пятен?

Цели: дать представление
о композиции, пропорции, ритме линий и пятен; воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным; помочь учащимся осознать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа, овладеть навыками работы с разными материалами (гуашь, пастель, бумага)

Ритмическая композиция. Ритм линий, пятен, цвет. Пропорции

Знания: узнает о том, что пропорции составляют основы образного языка, о роли различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа.

Умения: научится видеть в произведениях художников фрагменты с выраженной ритмической организацией, ритмично располагать птиц на фоне весеннего на плоскости листа

Регулятивные: адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению ошибок; вносить необходимые коррективы в действие после завершения.

Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов; использовать полученные знания в ходе выполнения творческой работы; выбирать (и доказывать) наиболее эффективные способы и приемы работы.

Коммуникативные: определять об-щую цель сотрудничества и пути ее достижения; проявлять активность во взаимодействии; обращаться
за помощью к учителю, партнеру

Смыслообразование: приобретает целостный социально ориентированный взгляд
на мир
в единстве и разнообразии природы, народов, культур
и религий


32

Пропорции выражают характер (оценка результата деятельности)

Каково значение пропорций? Художники считают, что пропорции составляют основы образного языка. Согласны ли вы с их мнением?

Цели: развивать интерес
к наблюдению за живой природой; учить определять пропорции частей предметов, использовать полученные знания в практической деятельности, в ходе выполнения творческой работы, в жизни; помочь учащимся выполнить изображение весеннего леса и птиц

Пропорции

Знания: узнает о значении пропорций в изображении

Умения: научится понимать пропорции

как соотношение между собой частей целого, изображать птиц
с разным характером, используя пропорции, рационально строить самостоятельную деятельность; вносить необходимые дополнения и коррективы

по ходу работы

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности; использовать полученные знания в ходе выполнения творческой работы; выбирать (и доказывать) наиболее эффективные способы и приемы работы.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию; владеть навыками коллективной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии

Самоопределение: проявляет готовность следовать нормам природоохранного поведения; владеет навыками коллективной деятельности

33

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности (рефлексия способов и условий действия).

У., с. 140-141

Каковы основы языка, на котором говорят линии?

Цели: развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; умение выполнить практическую работу с использованием различных материалов

Коллективное панно

Знания: узнает, на каком языке говорят братья Мастера.

Умения: научится создавать коллективное панно на тему «Весна. Шум птиц», выбирать и обосновывать, украшать заготовки закладки

Регулятивные: стабилизировать свое эмоциональное состояния

для решения задачи.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: оказывать
в сотрудничестве взаимопомощь; владеть навыками коллективной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль

Нравственно-этическая ориентация: овладевает умением не создавать конфликтов

34

В музее у веселого художника. Обобщающий урок года (контроль и коррекция знаний).

У., с. 142

Что нового мы узнали в учебном году? Какие приемы изображения освоили?

Цели: напомнить последовательно в форме беседы все темы; развивать умения выбирать самостоятельно материалы для своей работы, обсуждать выполненные работы; помочь выполнить украшение заготовки закладки

Игра-беседа, средства художественной выразительности для создания образа

Знания: узнает мнения одноклассников

о том, что нового они узнали об искусстве.

Умения: научится рассматривать ученические работы и анализировать их, находить репродукции, раскрывающие те или иные темы

Регулятивные: формулировать
и удерживать задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: осознанно строить сообщение в устной форме.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль

Нравственно-этическая ориентация: проявляет уважительное отношение
к иному мнению



© 2010-2022