Программа внеурочной деятельности Я - гражданин

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






















Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления

«Я-гражданин»


для 1 класса












Составитель:

учитель начальных классов.















2015-2016 учебный год.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1 __ класса "Я - гражданин "(социальное направление) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (изд. «Просвещение»,Москва,2011г.),Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ((изд. «Просвещение,Москва,2011г.,) на основе авторской программы В.С. Сабина «Я- гражданин России»(Программы по внеурочной деятельности, изд. «Учебная литература», Самара, 2011г.) без изменения её содержания.

Программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духо вно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.

По авторской программе - 33 часа в год, в неделю - 1 час.

По рабочей программе - 33 часа в год, в неделю -1 час.






Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

  • Беседы

  • Сообщения

  • Встречи с интересными людьми

  • Литературно - музыкальные композиции

  • Просмотр и обсуждение видеоматериала

  • Экскурсии

Практические занятия:

  • Творческие конкурсы

  • Выставки декоративно-прикладного искусства

  • Соревнования

  • Праздники

  • Викторины

  • Интеллектуально-познавательные игры

  • Заочные путешествия

  • Проведение выставок семейного художественного творчества,

Место проведения: школа, музей, библиотека.

Ценностные установки и планируемые результаты

Ценностные установки:

любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;

долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

родная земля, заповедная природа, планета Земля;

красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Планируемые результаты:

У учащихся будет сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся получат знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотно шений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Учащиеся получат опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опыт взаимодействия с людьми разного возраста, научатся сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Школьники овладеют начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

У детей младшего школьного возраста накопится личный опыт участия в экологи ческих инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

Содержание программы.


Азбука гражданина 12 ч. Здравствуй, школа. Я - ученик. Вводный урок. Знакомство со школой. Устав школы. Правила поведения и общения в школе. Обязанности ученика. Создание комфортных условий для работы ребят; работа на снятие эмоционального напряжения; развитие наблюдательности, взаимопонимания. Моя страна. Гордость моей страны. Ввести понятия Россия и Российская Федерация. Основные праздники, отмечаемые в нашей стране и история их появления. Заочное путешествие по стране, знакомство с городами - гордостью России (Золотое кольцо России, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск). Развитие умения применять знания в нестандартных ситуациях; расширение кругозора учащихся. Москва - столица России. Формирование представлений о Москве как столице России, расширение кругозора учащихся, формирование речевой компетенции, привитие гордости и любви к столице Российского государства. Символы государства. Познакомить учащихся с символами своего государства; с их историей становления и развития; с историей российского флага. Учить сравнивать материалы различных исторических источников и делать выводы. Люблю тебя, моя Россия. Конкурс рисунков по теме. Есть такая профессия - родину защищать. Создать условия для понимания исторических событий, изображающих богатырей земли русской. Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей детей на основе произведений живописи, музыки и литературы. Создать условия для формирования патриотических качеств личности школьника на основе знаний истории государства. Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи. Защитники Отечества. Развивать любовь к Родине на исторических примерах беззаветного служения русских героев на благо своей Родины; развивать воображение, кругозор и эрудицию младших школьников, накапливать у детей исторические факты о подвигах русского народа по защите своего Отечества; познакомить учащихся с именами - Георгий Победоносец, Илья Муромец, Александр Невский, Никита Кожемяка. Мой класс, моя семья. Беседовать про класс. Раскрыть понятия: дружба, товарищество, помощь, забота. Конкурс рисунков на тему «Мой класс» Моя Россия. Вспомнить и познакомиться с новыми песнями про Россию. Музыкальный час. Город, в котором я живу. Беседовать про р.п. Москаленки, г.Омске, достопримечательности Омска, история. Конкурс рисунков. Азбука права 12 ч. Ребенок тоже человек. Права и обязанности несовершеннолетних. Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения, прав человека, выполнения обязанностей. Содействовать личностному росту школьника, как гражданина своей страны, развитию умения рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека.

Право на жизнь. Право на образование. Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни. Расширить знания школьников о праве на образование.

Мой дом - моя крепость. Формировать представление о праве человека на свое имущество; учить цивилизованно отстаивать это право. Конкурс рисунков.

Право на медицинское обслуживание. Право на отдых. Расширить знания школьников о праве на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Расширить знания детей о праве на отдых.

Что в имени тебе моем. Право на имя и фамилию. Расширить знания детей о праве на имя и фамилию. Поиск информации о своем имени (что означает, почему так назвали, кто в семье выбрал имя для ребенка и почему).

Моя семья. Права и обязанности членов семьи. Расширить знания детей о праве на семью. Ответственность родителей за воспитание детей. Практическая деятельность по созданию презентаций о семье (5-8 слайдов) Творческий отчет.

По каким правилам мы живём. Расширить знания о правилах поведения в школе, дома, в гостях, в общественных местах, в транспорте. Игра.

По страницам добрых сказок. Викторина по сказкам. Конкурс рисунков.

Конституция - основной закон жизни страны. Познакомить с конституцией страны. Законы жизни.

Азбука нравственности 9 ч. Доброе дело - великое счастье. Развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.

О дружбе и товариществе. Формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.

Вежливая улица. Воспитывать вежливость. Вежливые слова. Викторина.

Уважения достойны. Беседа о пожилых людях. Воспитание уважительного отношения к пожилым людям. Конкурс рисунков «Наши бабушки и дедушки». Красота человека. Активизация и формирование у учащихся субъективного правильного представления о красоте человека; пробуждение сознательного отношения к своим поступкам, здоровью, формирование навыков самоанализа; развитие умения учащихся успешно действовать в ситуации выбора. В гостях у Этикета. Активизировать желание быть культурным человеком; способствовать расширению кругозора учащихся; обогащать речь учащихся; развивать умение рассказывать и слушать. Что такое хорошо и что такое плохо. Беседа о хорошем. Викторина. Повторение и обобщение по теме «Я - гражданин России». Обобщить, систематизировать и закрепить знания, полученные при изучении курса.

Итоговое занятие. Обобщить, систематизировать и закрепить знания, полученные при изучении курса.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия Дата Форма проведения Деятельность учащихся Формируемые умения

Азбука гражданина 1.

Здравствуй, школа. Я - ученик.

01.09-05.09

Введение новых знаний

Адаптационный тренинг

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками

Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем 2.

Моя страна. Гордость моей страны.

08.09-12.09

Разведка добрых дел.

Закрепление знаний детей о символах государства, о правах и обязанностях граждан, об истории Российского государства.

Уметь объяснять основные события в истории страны, появление праздников. 3.

Москва - столица России.

15.09-19.09

Выставка семейных поделок.

Формирование представлений о Москве как столице России, расширение кругозора учащихся, формирование речевой компетенции, привитие гордости и любви к столице Российского государства.

Знать понятие «столица», «достопримечательности». Называть свою страну и столицу, знать несколько достопримечательностей Москвы, рассказывать о них. 4.

Символы государства.

22.09-26.09

Библиотечное занятие (ШБ)

Познакомить учащихся с символами своего государства; с их историей становления и развития; с историей российско го флага.

Учить сравнивать материалы различных исторических источников и делать выводы.

Знать символы государства, историю их появления. 5.

Люблю тебя, моя Россия.

29.09-03.10

Заочное путешествие

Заочное путешествие по стране, знакомство с городами - гордостью России (Золотое кольцо России, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск).

Развитие умения применять знания в нестандартных ситуациях; расширение кругозора учащихся.

Знать название своей страны, основные праздники, знаковые города России. 6.

Есть такая профессия - родину защищать.

06.10-10.10

Музыкальная студия.

Привитие патриотизма, героизма, любви к своей Родине, воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, расширение знаний об исторических событиях ХХ века, обогащение словарного запаса.

Знать историческое событие 20 века - Великая Отечественная Война, подвиг народа, понятие «народ - освободитель и победитель». 7.

Защитники Отечества.

13.10-17.10

Беседа.

Развивать любовь к Родине на исторических примерах беззаветного служения русских героев на благо своей Родины;

развивать воображение, кругозор и эрудицию младших школьников,

накапливать у детей исторические факты о подвигах русского народа по защите своего Отечества; познакомить учащихся с именами - Георгий Победоносец, Илья Муромец, Александр Невский, Никита Кожемяка.

Знать, кто такие богатыри и защитники Отечества, называть защитников - воинов, богатырей, чьи подвиги отражены в искусстве.

Оформление выставки фотографий и рисунков «Защитники Родины». 8.

Мой класс - моя семья.

20.10-24.10

Ролевая игра.

Формирование у детей осознания принадлежности к школьному коллективу и к обществу.

Общее знакомство с понятиями «дружба, доброта, общество, право, обязанность».

Формирование умений выстраивать взаимоотношения в классе, в школе, на улице, в обществе.

Знание правил общения и поведения в школе, в классе, на улице, в обществе. 9.

Мой класс - моя семья.

27.10-31.10

Фотоконкурс.

Предъявлять результаты работы. Проявлять эстетическое чувство.

Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. 10

Моя Россия.

10.11-14.11

Путешествие в историю.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

Воспринимать историко-географический образ России 11

Город, в котором я живу.

17.11-21.11

Библиотечное занятие (РДБ)

Привитие патриотизма, героизма, любви к своей малой Родине.

Проявлять уважение к своему городу, к культуре своего народа и других народов, населяющих город. 12




Город, в котором я живу.

24.11-28.11

Беседа о пожилых людях.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реаги ровать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

Проявлять уважение к семье, к пожилым людям, достопримеча- тельности Домодедово, история. Конкурс рисунков.

Азбука права 13

Ребенок тоже человек. Права и обязанности несовершеннолетних.

01.12-05.12

Игра.

Дать детям представление о правах и обязанностях в семье. Объяснить, что означают поня тия «право», «обязанность». Повышать социально - право вую компетентность посредст вом обучения практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей.

Знать понятия «право», «обязанность». Презентация о правах и обязанностях детей в семье. 14

Право на жизнь. Право на образование.

08.12-12.12

Беседа с творчес ким заданием. Диагностика.

Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения. 15

Мой дом - моя крепость.

15.12-19.12

Викторина.

Извлекать информацию, представленную в разных формах. Корректировать выполнение задания

Анализировать свои пережива ния и поступки. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов. 16

Право на медицинское обслуживание. Право на отдых.

22.12-26.12

Праздник

Соблюдать нормы речевого эти кета и правила устного общения.

Выполнять основные правила поведения. 17,18

Что в имени тебе моем. Право на имя и фамилию.

12.01-23.01

Экскурсия в музей и сквер.

Определять круг своего незнания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

Воспринимать историко-географический образ России 19,20

Моя семья. Права и обязанности членов семьи.

26.01-06.02

Беседа.

Раскрыть детям смысл слова «семья», рассказать, как появилась семья, почему семья - это самое главное в жизни каждого человека.

Воспитывать в детях чувство любви к родителям, близким, родственникам, учить ценить и беречь семью, прошлое семьи.

Знать понятие смысла слова «семья», «счастливая семья». 21

По каким правилам мы живем.

16.02-20.02

Просмотр видеофильма.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

Выполнять основные правила бережного отношения к природе. 22,23

По страницам добрых сказок.

23.02-06.03

Дискуссия

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реаги ровать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

Викторина по сказкам. Конкурс рисунков.


24

Конституция - основной закон жизни страны.

09.03-13.03

Урок - вернисаж.

Проявлять эстетическое чувст-во. Анализировать, сравнивать.

Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни. Расширить знания школьников о праве на образование.

Азбука нравственности (9ч) 25

Доброе дело - великое счастье.

16.03-20.03

Игровая программа.

Распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль

Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес. 26

О дружбе и товариществе.

01.04-03.04

Творческая мастерская

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. 27

Вежливая улица.

06.04-10.04

Конкурс стихов.

Оценивать собственную успешность в выполнения заданий.

Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого. 28

Уважения достойны.

13.04-17.04

Ролевая игра.

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.

Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию. 29

Красота человека.

20.04-24.04

Библиотечное занятие (РДБ)

Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи

Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению 30




В гостях у Этикета.

27.04-01.05

Беседа.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реаги ровать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

Анализировать свои пережива- ния и поступки. Ориентировать ся в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. 31 Что такое хорошо и что такое плохо.

04.05-08.05

Викторина.

Обобщить знания о здоровом образе жизни. Развивать умение вести здоровый образ жизни. Воспитывать чувство коллективизма, уважения к тем людям, которые ведут здоровый образ жизни.

Уметь придерживаться здорового образа жизни 32

Повторение и обобщение по теме «Я - гражданин России».

11.05-15.05

Беседа.

Обобщить, систематизировать и закрепить знания, полученные при изучении курса.

Знать основные понятия курса, уметь применять полученные знания в жизненных ситуациях. 33 Итоговое занятие.

18.05-22.05

Устный журнал.

Обобщить, систематизировать и закрепить знания, полученные при изучении курса. Обобщить, систематизировать и закрепить знания, полученные при изучении курса.

Итого

33 часа

Литература: 1. О.Е Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселева «Я - гражданин России» - М.: ВАКО 2009

2. Е.А.Гальцова «Нравственное воспитание в начальной школе» - Волгоград. Учитель. 2007

3. Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина «Как научить детей любить Родину» - М.: АРКТИ 2003

4. Т.И.Виталева «Калейдоскоп праздников» - М.: Экзамен 2011

5. Г.Н.Попова «Классные часы. 1 класс» - Волгоград. Учитель. 2012

6. О.Е.Жиренко, С.И.Лобачева «Внеклассные мероприятия.1 класс» - М.: ВАКО 2012 9. Интернет-ресурсы:

proshkolu.ru

pedsovet.org

http:/ / metodsovet

РАССМОРЕНО

Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов

от 27.08. 2014 г. №1

СОГЛАСОВАНО

Зам директора по УВР __________( Костина Г.И. )

27.08. 2014 г.





© 2010-2022