- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Я - гражданин
Программа внеурочной деятельности Я - гражданин
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лапина Н.П. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления
«Я-гражданин»
для 1 класса
Составитель:
учитель начальных классов.
2015-2016 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1 __ класса "Я - гражданин "(социальное направление) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (изд. «Просвещение»,Москва,2011г.),Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ((изд. «Просвещение,Москва,2011г.,) на основе авторской программы В.С. Сабина «Я- гражданин России»(Программы по внеурочной деятельности, изд. «Учебная литература», Самара, 2011г.) без изменения её содержания.
Программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духо вно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
По авторской программе - 33 часа в год, в неделю - 1 час.
По рабочей программе - 33 часа в год, в неделю -1 час.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
-
Беседы
-
Сообщения
-
Встречи с интересными людьми
-
Литературно - музыкальные композиции
-
Просмотр и обсуждение видеоматериала
-
Экскурсии
Практические занятия:
-
Творческие конкурсы
-
Выставки декоративно-прикладного искусства
-
Соревнования
-
Праздники
-
Викторины
-
Интеллектуально-познавательные игры
-
Заочные путешествия
-
Проведение выставок семейного художественного творчества,
Место проведения: школа, музей, библиотека.
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
У учащихся будет сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся получат знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотно шений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся получат опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опыт взаимодействия с людьми разного возраста, научатся сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники овладеют начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накопится личный опыт участия в экологи ческих инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Содержание программы.
Азбука гражданина 12 ч. Здравствуй, школа. Я - ученик. Вводный урок. Знакомство со школой. Устав школы. Правила поведения и общения в школе. Обязанности ученика. Создание комфортных условий для работы ребят; работа на снятие эмоционального напряжения; развитие наблюдательности, взаимопонимания. Моя страна. Гордость моей страны. Ввести понятия Россия и Российская Федерация. Основные праздники, отмечаемые в нашей стране и история их появления. Заочное путешествие по стране, знакомство с городами - гордостью России (Золотое кольцо России, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск). Развитие умения применять знания в нестандартных ситуациях; расширение кругозора учащихся. Москва - столица России. Формирование представлений о Москве как столице России, расширение кругозора учащихся, формирование речевой компетенции, привитие гордости и любви к столице Российского государства. Символы государства. Познакомить учащихся с символами своего государства; с их историей становления и развития; с историей российского флага. Учить сравнивать материалы различных исторических источников и делать выводы. Люблю тебя, моя Россия. Конкурс рисунков по теме. Есть такая профессия - родину защищать. Создать условия для понимания исторических событий, изображающих богатырей земли русской. Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей детей на основе произведений живописи, музыки и литературы. Создать условия для формирования патриотических качеств личности школьника на основе знаний истории государства. Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи. Защитники Отечества. Развивать любовь к Родине на исторических примерах беззаветного служения русских героев на благо своей Родины; развивать воображение, кругозор и эрудицию младших школьников, накапливать у детей исторические факты о подвигах русского народа по защите своего Отечества; познакомить учащихся с именами - Георгий Победоносец, Илья Муромец, Александр Невский, Никита Кожемяка. Мой класс, моя семья. Беседовать про класс. Раскрыть понятия: дружба, товарищество, помощь, забота. Конкурс рисунков на тему «Мой класс» Моя Россия. Вспомнить и познакомиться с новыми песнями про Россию. Музыкальный час. Город, в котором я живу. Беседовать про р.п. Москаленки, г.Омске, достопримечательности Омска, история. Конкурс рисунков. Азбука права 12 ч. Ребенок тоже человек. Права и обязанности несовершеннолетних. Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения, прав человека, выполнения обязанностей. Содействовать личностному росту школьника, как гражданина своей страны, развитию умения рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека.
Право на жизнь. Право на образование. Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни. Расширить знания школьников о праве на образование.
Мой дом - моя крепость. Формировать представление о праве человека на свое имущество; учить цивилизованно отстаивать это право. Конкурс рисунков.
Право на медицинское обслуживание. Право на отдых. Расширить знания школьников о праве на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Расширить знания детей о праве на отдых.
Что в имени тебе моем. Право на имя и фамилию. Расширить знания детей о праве на имя и фамилию. Поиск информации о своем имени (что означает, почему так назвали, кто в семье выбрал имя для ребенка и почему).
Моя семья. Права и обязанности членов семьи. Расширить знания детей о праве на семью. Ответственность родителей за воспитание детей. Практическая деятельность по созданию презентаций о семье (5-8 слайдов) Творческий отчет.
По каким правилам мы живём. Расширить знания о правилах поведения в школе, дома, в гостях, в общественных местах, в транспорте. Игра.
По страницам добрых сказок. Викторина по сказкам. Конкурс рисунков.
Конституция - основной закон жизни страны. Познакомить с конституцией страны. Законы жизни.
Азбука нравственности 9 ч. Доброе дело - великое счастье. Развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.
О дружбе и товариществе. Формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.
Вежливая улица. Воспитывать вежливость. Вежливые слова. Викторина.
Уважения достойны. Беседа о пожилых людях. Воспитание уважительного отношения к пожилым людям. Конкурс рисунков «Наши бабушки и дедушки». Красота человека. Активизация и формирование у учащихся субъективного правильного представления о красоте человека; пробуждение сознательного отношения к своим поступкам, здоровью, формирование навыков самоанализа; развитие умения учащихся успешно действовать в ситуации выбора. В гостях у Этикета. Активизировать желание быть культурным человеком; способствовать расширению кругозора учащихся; обогащать речь учащихся; развивать умение рассказывать и слушать. Что такое хорошо и что такое плохо. Беседа о хорошем. Викторина. Повторение и обобщение по теме «Я - гражданин России». Обобщить, систематизировать и закрепить знания, полученные при изучении курса.
Итоговое занятие. Обобщить, систематизировать и закрепить знания, полученные при изучении курса.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия Дата Форма проведения Деятельность учащихся Формируемые умения
Азбука гражданина 1.
Здравствуй, школа. Я - ученик.
01.09-05.09
Введение новых знаний
Адаптационный тренинг
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем 2.
Моя страна. Гордость моей страны.
08.09-12.09
Разведка добрых дел.
Закрепление знаний детей о символах государства, о правах и обязанностях граждан, об истории Российского государства.
Уметь объяснять основные события в истории страны, появление праздников. 3.
Москва - столица России.
15.09-19.09
Выставка семейных поделок.
Формирование представлений о Москве как столице России, расширение кругозора учащихся, формирование речевой компетенции, привитие гордости и любви к столице Российского государства.
Знать понятие «столица», «достопримечательности». Называть свою страну и столицу, знать несколько достопримечательностей Москвы, рассказывать о них. 4.
Символы государства.
22.09-26.09
Библиотечное занятие (ШБ)
Познакомить учащихся с символами своего государства; с их историей становления и развития; с историей российско го флага.
Учить сравнивать материалы различных исторических источников и делать выводы.
Знать символы государства, историю их появления. 5.
Люблю тебя, моя Россия.
29.09-03.10
Заочное путешествие
Заочное путешествие по стране, знакомство с городами - гордостью России (Золотое кольцо России, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск).
Развитие умения применять знания в нестандартных ситуациях; расширение кругозора учащихся.
Знать название своей страны, основные праздники, знаковые города России. 6.
Есть такая профессия - родину защищать.
06.10-10.10
Музыкальная студия.
Привитие патриотизма, героизма, любви к своей Родине, воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, расширение знаний об исторических событиях ХХ века, обогащение словарного запаса.
Знать историческое событие 20 века - Великая Отечественная Война, подвиг народа, понятие «народ - освободитель и победитель». 7.
Защитники Отечества.
13.10-17.10
Беседа.
Развивать любовь к Родине на исторических примерах беззаветного служения русских героев на благо своей Родины;
развивать воображение, кругозор и эрудицию младших школьников,
накапливать у детей исторические факты о подвигах русского народа по защите своего Отечества; познакомить учащихся с именами - Георгий Победоносец, Илья Муромец, Александр Невский, Никита Кожемяка.
Знать, кто такие богатыри и защитники Отечества, называть защитников - воинов, богатырей, чьи подвиги отражены в искусстве.
Оформление выставки фотографий и рисунков «Защитники Родины». 8.
Мой класс - моя семья.
20.10-24.10
Ролевая игра.
Формирование у детей осознания принадлежности к школьному коллективу и к обществу.
Общее знакомство с понятиями «дружба, доброта, общество, право, обязанность».
Формирование умений выстраивать взаимоотношения в классе, в школе, на улице, в обществе.
Знание правил общения и поведения в школе, в классе, на улице, в обществе. 9.
Мой класс - моя семья.
27.10-31.10
Фотоконкурс.
Предъявлять результаты работы. Проявлять эстетическое чувство.
Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. 10
Моя Россия.
10.11-14.11
Путешествие в историю.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
Воспринимать историко-географический образ России 11
Город, в котором я живу.
17.11-21.11
Библиотечное занятие (РДБ)
Привитие патриотизма, героизма, любви к своей малой Родине.
Проявлять уважение к своему городу, к культуре своего народа и других народов, населяющих город. 12
Город, в котором я живу.
24.11-28.11
Беседа о пожилых людях.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реаги ровать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
Проявлять уважение к семье, к пожилым людям, достопримеча- тельности Домодедово, история. Конкурс рисунков.
Азбука права 13
Ребенок тоже человек. Права и обязанности несовершеннолетних.
01.12-05.12
Игра.
Дать детям представление о правах и обязанностях в семье. Объяснить, что означают поня тия «право», «обязанность». Повышать социально - право вую компетентность посредст вом обучения практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей.
Знать понятия «право», «обязанность». Презентация о правах и обязанностях детей в семье. 14
Право на жизнь. Право на образование.
08.12-12.12
Беседа с творчес ким заданием. Диагностика.
Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения. 15
Мой дом - моя крепость.
15.12-19.12
Викторина.
Извлекать информацию, представленную в разных формах. Корректировать выполнение задания
Анализировать свои пережива ния и поступки. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов. 16
Право на медицинское обслуживание. Право на отдых.
22.12-26.12
Праздник
Соблюдать нормы речевого эти кета и правила устного общения.
Выполнять основные правила поведения. 17,18
Что в имени тебе моем. Право на имя и фамилию.
12.01-23.01
Экскурсия в музей и сквер.
Определять круг своего незнания, извлекать информацию, представленную в разных формах.
Воспринимать историко-географический образ России 19,20
Моя семья. Права и обязанности членов семьи.
26.01-06.02
Беседа.
Раскрыть детям смысл слова «семья», рассказать, как появилась семья, почему семья - это самое главное в жизни каждого человека.
Воспитывать в детях чувство любви к родителям, близким, родственникам, учить ценить и беречь семью, прошлое семьи.
Знать понятие смысла слова «семья», «счастливая семья». 21
По каким правилам мы живем.
16.02-20.02
Просмотр видеофильма.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
Выполнять основные правила бережного отношения к природе. 22,23
По страницам добрых сказок.
23.02-06.03
Дискуссия
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реаги ровать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
Викторина по сказкам. Конкурс рисунков.
24
Конституция - основной закон жизни страны.
09.03-13.03
Урок - вернисаж.
Проявлять эстетическое чувст-во. Анализировать, сравнивать.
Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни. Расширить знания школьников о праве на образование.
Азбука нравственности (9ч) 25
Доброе дело - великое счастье.
16.03-20.03
Игровая программа.
Распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль
Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес. 26
О дружбе и товариществе.
01.04-03.04
Творческая мастерская
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. 27
Вежливая улица.
06.04-10.04
Конкурс стихов.
Оценивать собственную успешность в выполнения заданий.
Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого. 28
Уважения достойны.
13.04-17.04
Ролевая игра.
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.
Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию. 29
Красота человека.
20.04-24.04
Библиотечное занятие (РДБ)
Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи
Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению 30
В гостях у Этикета.
27.04-01.05
Беседа.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реаги ровать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
Анализировать свои пережива- ния и поступки. Ориентировать ся в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. 31 Что такое хорошо и что такое плохо.
04.05-08.05
Викторина.
Обобщить знания о здоровом образе жизни. Развивать умение вести здоровый образ жизни. Воспитывать чувство коллективизма, уважения к тем людям, которые ведут здоровый образ жизни.
Уметь придерживаться здорового образа жизни 32
Повторение и обобщение по теме «Я - гражданин России».
11.05-15.05
Беседа.
Обобщить, систематизировать и закрепить знания, полученные при изучении курса.
Знать основные понятия курса, уметь применять полученные знания в жизненных ситуациях. 33 Итоговое занятие.
18.05-22.05
Устный журнал.
Обобщить, систематизировать и закрепить знания, полученные при изучении курса. Обобщить, систематизировать и закрепить знания, полученные при изучении курса.
Итого
33 часа
Литература: 1. О.Е Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселева «Я - гражданин России» - М.: ВАКО 2009
2. Е.А.Гальцова «Нравственное воспитание в начальной школе» - Волгоград. Учитель. 2007
3. Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина «Как научить детей любить Родину» - М.: АРКТИ 2003
4. Т.И.Виталева «Калейдоскоп праздников» - М.: Экзамен 2011
5. Г.Н.Попова «Классные часы. 1 класс» - Волгоград. Учитель. 2012
6. О.Е.Жиренко, С.И.Лобачева «Внеклассные мероприятия.1 класс» - М.: ВАКО 2012 9. Интернет-ресурсы:
proshkolu.ru
pedsovet.org
http:/ / metodsovet
РАССМОРЕНО
Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов
от 27.08. 2014 г. №1
СОГЛАСОВАНО
Зам директора по УВР __________( Костина Г.И. )
27.08. 2014 г.