Рабочие программы. 3 класс. 8 вид. Обучение на дому

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по развитию устной речи на основе наблюдений за предметами и явлениями окружающей действительности составлена на основе примерной программы для 3 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В., 2013 г. Цель курса - исправление дефектов общего и речевого развития, познавательной деятельности учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида. Задачи курса: - Развивать связную устную речь. - Обогащать и уточнять активный словарь учащихся. -Учить называть и характеризовать предметы и явления по их основным свойствам, сравнивать, классифицировать, устанавливать элементарные зависимости, описывать предметы и явления природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям; - Учить принимать активное участие в беседе, дополнять высказывания собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного. Формы работы на коррекционных занятиях: беседы, экскурсии, опыты, практические работы. Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам. Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.



Общая характеристика предмета.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей обучающихся. Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся, способствует их умственному развитию. Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной программы. Особенности обучающихся обусловливает важность разработки дифференцированного стандарта, включающего такой набор вариантов, который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват детей с ОВЗ; гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей. Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием детей с ОВЗ в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель - ствол, трава - куст - дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза - цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь. Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках - на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа по курсу Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) под ред. Воронковой В.В. рассчитана в 3 классе - на 2 часа в неделю, 68 часов за учебный год, но так как данная рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому (при котором отводится только 34 часов в год), то количество часов на изучение отдельных тем значительно сокращено.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В концепции ФГОС выделены основные содержательные линии, раскрывающие как академический компонент, так и жизненной компетенции Язык и речевая практика -овладение основными речевыми формами и правилами их применения, -развитие устной коммуникацией, -развитие вкуса и способности к словесному творчеству, Естествознание- -овладение основными сведениями об окружающем мире - развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы. Поэтому предмет и является очень важным и необходимым для детей с ОВЗ. В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания . Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках, даёт возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме. Отбор и структурирование содержания курса, организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные универсальные учебные действия У обучающихся будут сформированы: - положительное отношение к школе и учебной деятельности; - представление о причинах успеха в учёбе; - интерес к учебному материалу; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; - знание основных моральных норм поведения. Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; - представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; - осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку). Обучающийся получит возможность научиться: - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - умению смыслового восприятия познавательного текста; - подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например: природа, живая - неживая, животные - растения и т.д.); - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать участие в работе парами и группами; - допускать существование различных точек зрения; - договариваться, приходить к общему решению; - использовать в общении правила вежливости. Обучающийся получит возможность научиться: - принимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания; - задавать вопросы; - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты Человек и природа Обучающийся научится: - различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; -узнавать животных - различать объекты природы и предметы, сделанные человеком; - сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; - различать и называть основные части растений; - узнавать растения - деревья, кустарники, травы, приводить примеры; узнавать растения - использовать иллюстративный определитель растений и животных. Обучающийся получит возможность научиться:
- соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде; - описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

Учебно - тематический план

по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»

34 часов в год ( 1 час в неделю)


№ раздела тема Количество часов Из них экскурсий Из них практических занятий 1 Сезонные изменения в природе.

7

3

3 2 Улица, транспорт

4

1

2 3 Бытовые предметы

5

-

3 4 Растения

9

-

7 5 Животные

5

2

1 6 Охрана здоровья

3

-

2 7 Повторение

1

-

-

Итого за год

34

6

23










Содержание 3 класс (1 ч в неделю) · Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов. · Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей · Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы. · Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе. · Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий. Примерная тематика · Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года. Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде. · Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес. · Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход». · Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение). · Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати). · Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение). · Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви). · Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов. · Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой. · Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу. · Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя. · Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки. · Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе). · Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов. · Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение. Растения · Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям. · Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют. Животные · Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной. Птицы. Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности. · Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками. · Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут. · Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду. · Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение - защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами. Повторение пройденного. Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам · Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам. Экскурсии « Времена года в нашем крае» · Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. · Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: · называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства; · участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей; · связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов; · ухаживать за одеждой и обувью; · поддерживать порядок в классе, интернате, дома; · соблюдать правила личной гигиены; · соблюдать правила уличного движения. Учащиеся должны знать: · названия и свойства изученных предметов; · выученные правила дорожного движения.





Учебно - методическое обеспечение программы:

  1. «Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Подготовительный класс 1-4 классы», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
  2. Печатные пособия (таблицы): Грибы. Плоские фигуры. Цифры и счет. Транспорт. Одежда. Мое тело и пять чувств Детям о правилах дорожного движения. Многообразие животных. Кто это? Что это? Части растений. Многообразие растений
  3. Демонстрационные таблицы по правилам дорожного движения (Элементы улиц и дорог. Средства регулирования. Обход транспорта. Дорожные знаки. Пешеходные переходы. Переход улиц и дорог. На улицах города. За безопасность движения)
  4. Демонстрационные таблицы по природоведению для 2-3 класса (Зимние гости. Зимующие птицы. Перелетные птицы. Части растений. Растения зимой и весной. Деревья, кустарники, травы, грибы. Живая и не живая природа. Лето. Весна. Зима.
  5. Альбом демонстрационных картин «Правила выращивания овощных, ягодных и цветочных культур»
  6. Набор муляжей овощей
  7. Набор муляжей фруктов
  8. Гербарий учебный для начальной школы


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Изучаемая тема

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные понятия

1.Сезонные изменения в природе. Погода. Признаки лета 1
Ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег. Солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов

Признаки осени. Экскурсия в осенний парк 1
Пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Деревья, лес, парк, живая и неживая природа
Сезонная работа на огороде, в саду. Практическое занятие 1
Сад, огород, инструменты. Правила техники безопасности при работе на огороде
Детские игры летом и осенью. Практическое занятие. 1
Игры и развлечения детей

2.Улица, транспорт Экскурсия Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. 1
Улица, название улицы, жители, соседи. Дома, тротуары, мостовая, скверы.

Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес. Практическое занятие «Адрес на конверте» 1
Номер дома, табличка, четные и нечетные номера домов. Адрес, почта, почтальон, письмо, конверт
Виды транспорта: трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения. 1
Виды транспорта: трамвай, автобус, троллейбус. Различие видов транспорта. Светофор, сигналы светофора, пешеходный переход
Практическое занятие по переходу улицы по пешеходному переходу
1
Светофор, сигналы светофора, пешеходный переход

3.Бытовые предметы Посуда: чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. 1
Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение и назначение

Практическое занятие. Уход за посудой (мытье, хранение). 1
Уход за посудой (мытье, хранение).
Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью 1
Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Протирание мебели сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати
Одежда. Назначение различных видов одежды. Практическое занятие. Уход за одеждой 1
Назначение и различение головных уборов, одежды для рук и ног. Чистка одежды щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение
Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Практическое занятие. Уход за обувью 1
Виды обуви для разных сезонов. Мытье, просушивание, чистка щеткой обуви, использование кремов для обуви

4.Растения Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Хранение овощей зимой. Употребление овощей в пищу. 1
Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Способы хранения овощей. Блюда из овощей.

Закладка опыта «Проращивание семян гороха или бобов». Практическое занятие. Укладка на хранение семян арбуза, подсолнечника и дыни для подкормки птиц зимой 1
Опыт. Наблюдение за результатами опыта. Семена культур. Хранение. Подкормка птиц.
Ягоды. Практическое занятие. Сравнение ягод окраске, форме, вкусу. 1
Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды Отличие ягод. Виды ягод. Окраска, вкус, форма ягод
Деревья. Части дерева. Практическое занятие. Сравнение семян дуба, тополя по окраске, форме, размеру. 1
Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Форма, окраска, размер семян дуба, тополя
Растения на клумбах. Практическое занятие. Узнавание и называние цветущих растений 1
Астры, бархатцы, ноготки или другие. Гербарий. Внешние и отличительные признаки растений: запах, цвет, форма цветка и листьев.
Практическое занятие. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки 1
Гербарий. Части растения: корень, стебель, листья, цветки
Комнатные растения. Различение комнатных растений. Практическое занятие. Уход за комнатными растениями 1
Традесканция, герань или другие. Мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе
Раннецветущие растения. Практическое занятие. Наблюдения за появлением цветов комнатных растений. 1
Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Первоцветы

Обобщающий урок по теме «Растения» 1

1.Сезонные изменения в природе. Экскурсия в зимний парк






1
Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели

5. Животные Домашние животные. Дикие животные 1
Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют

Птицы. Практическое занятие. Сравнение птиц Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной. 1
Снегирь, синица, грач, скворец. Польза, приносимая людям. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Кормушка, корм, скворечник, синичник. Гнездо.
Экскурсия. Птицы нашего парка. Домашние птицы. 1
Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.

Насекомые. 1
Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут

Экскурсия в весенний парк. Признаки весны


1
Удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза

6. Охрана здоровья Лицо, части лица. Глаза человека. Уши человека. 1
Лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение - защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Ушами мы слышим. Как беречь уши.

Нос человека. Практическое занятие. Как пользоваться носовым платком. 1
Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Носовой платок. Назначение. Использование. Уход за носовым платком.
Рот. Губы, зубы, язык. Практическое занятие. Правила чистки полости рта зубной щеткой и пастой 1
Назначение зубов, уход за зубами. Зубная щетка, зубная паста. Правила чистки полости рта.

1.Сезонные изменения в природе Практическое занятие. Весенние работы на огороде 1
Перекопка почвы. Подготовка семян к посеву. Инструменты: лопата, грабли.

Сезонные изменения в природе. Экскурсия в весенний парк. 1
Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза.

7. Повторение Охрана здоровья. Улица и правила поведения на улице в летний период. 1
Сохранение здоровья, закаливание. Правила дорожного движения


© 2010-2022