- Преподавателю
- Начальные классы
- Безотметочная система обучения в начальной школе
Безотметочная система обучения в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Квашина В.А. |
Дата | 17.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 п. Гигант
Тема: «Безотметочная система обучения в начальной школе»
Выполнила учитель начальных классов:
Квашина В.А.
Безотметочная система обучения в начальной школе Всем известно, что существует много публикаций о том, что пятибалльная или какая-либо другая количественная шкала оценок является элементом начального обучения, травмирующим ребёнка. Ещё раз выделим основные отрицательные эффекты отметки.
- искажение отношений ученика с учителем, родителями и, главное, с самим собой.
- повышение тревожности и невротизация детей.
- искажение учебной мотивации.
- невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика.
- с помощью отметки закладывается ложная основа детской самооценки.
- критериальность: содержательный контроль и оценка строятся на основе критериев, которые указаны в образовательных стандартах по учебным предметам. Каждому из критериев соответствуют показатели, которые должны быть однозначными, предельно четкими и понятными для учащихся. Например, работая в прописях над написанием элементов букв, работу можно оценить по различным показателям: 1) соблюдение наклона; 2) высота элементов; 3) выдерживание расстояния между элементами и др. При списывании предложений могут быть выдвинуты следующие показатели: 1) написание большой буквы в начале предложения; 2) постановка точки в конце предложений; 3) пропуск букв и др.
- приоритет самооценки и личностная направленность: одной из задач безотметочного обучения является формирование у учащихся навыков самостоятельного оценивания результатов собственной учебной деятельности. Важным условием формирования таких учебных действий является соблюдение следующей последовательности: сначала ученик сам оценивает собственную работу, затем работа оценивается одноклассниками или учителем. Таким образом, внутренняя самооценка должна предшествовать внешней. Это позволит ученику увидеть, что любая учебная работа выполняется, прежде всего, для него самого, а не для учителя. Такая последовательная работа поможет в будущем сформировать у учащихся ценностное отношение к процессу и результату учебного труда; самостоятельное определение школьником своих потенциальных возможностей, учебных достижений, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности. Для формирования адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).
- систематичность оценивания;
- естественность процесса контроля и оценки.
- 1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке (объективный однозначный критерий)
- 2. Самооценка учащихся должна постепенно дифференцироваться (сумма многих умений)
- 3. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки.
- 4. Содержательное (само) оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.
- 5. Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий.
- 6. Оцениваться должна, прежде всего, динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.
- 7. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом. (знаки, система заданий)
- 8. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок.
- 1. Не скупиться на похвалу.
- 2. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
- 3. «На ложку дегтя - бочка меда».
- 4. Ставить перед ребенком только конкретные цели.
- 5. «За двумя зайцами…»
- 6. Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.
- 7. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
- ретроспективная оценка: оценка уже выполненной работы.
- рефлексивная оценка: умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
- пооперационный контроль;
- контроль по результату.
Приложение 1
ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ
ученика (цы)__________класса МБОУ СОШ № 2 п. Гигант
_____________________________________________на 20___ - 20___ учебный год
Учебные предметы
Период обучения
1 четверть
2четверть
3 четверть
4 четверть
ЧТЕНИЕ
Осознанность
Правильность
Выразительность
Скорость
РУССКИЙ ЯЗЫК
Каллиграфия
Орфография
Развитие речи
МАТЕМАТИКА
Устные вычислительные навыки
Письменные вычислительные навыки
Геометрический материал
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ НАВЫКИ
Умение работать с книгой
Умение спланировать свою работу
Умение обосновать оценку своей деятельности
СФОРМИРОВАННОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Общественная активность
Отношение к учению
Отношение к труду
Отношение к товарищам
Приложение 2
РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
ПАРАМЕТРЫ
1 Ч.
2 Ч.
3 Ч.
4 Ч.
Умеет составлять предложения на заданную тему
Умеет составлять и читать схемы предложений
Умеет составлять текст по картинке, серии картинок.
Умеет развёрнуто и аргументировано отвечать на вопросы
Умеет определять в слове ударную-безударную позицию
Умеет членить слово на слоги
Умеет различать согласные по твёрдости-мягкости
Умеет различать согласные по глухости-звонкости
Знает алфавит
Умеет сливать звуки в слоги, слоги в слова
Мелкая моторика
МАТЕМАТИКА
ПАРАМЕТРЫ
1 Ч.
2 Ч.
3 Ч.
4 Ч.
Умеет ориентироваться на листе клетчатой бумаги
Умеет различать и называть геометрические фигуры
Умеет измерять длину предметов с помощью условной меры
Умеет писать цифры от 0 до 10
Умеет соотносить цифру и число предметов
Умеет называть числа в прямом и обратном порядке
Знает, как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему числу вычитанием единицы из следующего за ним в ряду
Умеет определять состав чисел первого десятка
Умеет пользоваться арифметическими знаками действий
Умеет сравнивать числа в пределах 20
Приложение 3
ЛИЧНОСТНЫЕ
1 Ч.
2 Ч.
3 Ч.
4 Ч.
Сформированность ценностных отношений
Общественная активность
Отношение к учению
Отношение к труду
Отношение к товарищам
Черты характера
Настойчивость
Дисциплинированность
Организаторские способности
Склонность к лидерству
Доброта
Честность
Склонность к агрессии
Адаптация к школьной жизни
Тревожность
Самооценка
Мотивы учения
Любознательность
Трудолюбие
Одобрение учителя
Ответственность
Самоутверждение
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Умение работать с книгой
Умение спланировать свою работу
Умение обосновать оценку своей деятельности
Принимает цели, заданные учителем
Понимает смысл изучаемых понятий
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Память
Мышление
Произвольное внимание
Наблюдательность
Речевое развитие