Безотметочная система обучения в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБезотметочная система обучения в начальной школеуниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 п. Гигант

































Тема: «Безотметочная система обучения в начальной школе»













Выполнила учитель начальных классов:

Квашина В.А.





























Безотметочная система обучения в начальной школе Всем известно, что существует много публикаций о том, что пятибалльная или какая-либо другая количественная шкала оценок является элементом начального обучения, травмирующим ребёнка. Ещё раз выделим основные отрицательные эффекты отметки.

  • искажение отношений ученика с учителем, родителями и, главное, с самим собой.
  • повышение тревожности и невротизация детей.
  • искажение учебной мотивации.
  • невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика.
  • с помощью отметки закладывается ложная основа детской самооценки.
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В ходе её разработки и создания предусматривается переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы. Безотметочное обучение - это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. Основные цели безотметочного обучения: создание условий для сохранения психофизического здоровья младших школьников, развитие у них внутренней мотивации учения, становление адекватной самооценки учащихся, развитие способности самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности. Основные принципы безотметочного обучения:
  • критериальность: содержательный контроль и оценка строятся на основе критериев, которые указаны в образовательных стандартах по учебным предметам. Каждому из критериев соответствуют показатели, которые должны быть однозначными, предельно четкими и понятными для учащихся. Например, работая в прописях над написанием элементов букв, работу можно оценить по различным показателям: 1) соблюдение наклона; 2) высота элементов; 3) выдерживание расстояния между элементами и др. При списывании предложений могут быть выдвинуты следующие показатели: 1) написание большой буквы в начале предложения; 2) постановка точки в конце предложений; 3) пропуск букв и др.
  • приоритет самооценки и личностная направленность: одной из задач безотметочного обучения является формирование у учащихся навыков самостоятельного оценивания результатов собственной учебной деятельности. Важным условием формирования таких учебных действий является соблюдение следующей последовательности: сначала ученик сам оценивает собственную работу, затем работа оценивается одноклассниками или учителем. Таким образом, внутренняя самооценка должна предшествовать внешней. Это позволит ученику увидеть, что любая учебная работа выполняется, прежде всего, для него самого, а не для учителя. Такая последовательная работа поможет в будущем сформировать у учащихся ценностное отношение к процессу и результату учебного труда; самостоятельное определение школьником своих потенциальных возможностей, учебных достижений, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности. Для формирования адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).
  • систематичность оценивания;
  • естественность процесса контроля и оценки.
Безотметочное обучение должно стать одним из принципов образования в обновляемой начальной школе. Для этого нужно, чтобы:
  • 1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке (объективный однозначный критерий)
  • 2. Самооценка учащихся должна постепенно дифференцироваться (сумма многих умений)
  • 3. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки.
  • 4. Содержательное (само) оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.
  • 5. Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий.
  • 6. Оцениваться должна, прежде всего, динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.
  • 7. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом. (знаки, система заданий)
  • 8. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок.
Такие правила существенно способствуют росту эмоционального благополучия детей, уровень которого в настоящее время падает стремительней, чем уровень физического здоровья. Список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и может дополняться в ходе учебного процесса. Например:
  • 1. Не скупиться на похвалу.
  • 2. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
Например: вместо ,,Ты сделал три ошибки в этом примере" лучше сказать ,,Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки"
  • 3. «На ложку дегтя - бочка меда».
Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
  • 4. Ставить перед ребенком только конкретные цели.
Вместо заклинания. ,,Постарайся быть внимательным и не пропускай букв" эффективней установка ,,В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв , сегодня - не больше пяти".
  • 5. «За двумя зайцами…»
Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему то, что он забыл, как пишется заглавная буква «Д».
  • 6. Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.
  • 7. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
Все вышеизложенное и определило цели разработки новой технологии оценивания: В I классе и во II классе (1-я четверть) образовательный процесс осуществляется в условиях безотметочного обучения. Содержательный контроль и оценка предполагают развернутые оценочные суждения учителя и отражение количественного и качественного результата процесса обучения, который определяется степенью усвоения знаний и умений по учебным предметам, а также уровнем развития учащихся. Отказ от использования отметок в I-II классах связан с возрастными особенностями учащихся начальных классов. У ребенка 6-7 лет преобладает внешняя мотивация деятельности, он пока еще не умеет объективно оценивать ее результаты, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. В результате оценку учителя ребенок относит не к своей деятельности, а как его поощрение или наказание, положительное или негативное отношение к нему учителя. Безотметочная система оценивания является первым этапом формирования контрольно-оценочной самостоятельности школьников; Основными видами контрольно-оценочной деятельности учащихся 1 класса являются:
  • ретроспективная оценка: оценка уже выполненной работы.
  • рефлексивная оценка: умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
  • пооперационный контроль;
  • контроль по результату.
В течение первого года обучения учитель ведёт «Индивидуальный лист достижений» на каждого ученика, в который входит результат контроля не только предметный, но и личностный, метапредметный и оценивание познавательных способностей обучающегося (Приложение 1 - 3). Результат усвоения и развития обучающегося отмечается в конце каждой четверти.









Приложение 1

ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ

ученика (цы)__________класса МБОУ СОШ № 2 п. Гигант

_____________________________________________на 20___ - 20___ учебный год



Учебные предметы

Период обучения

1 четверть

2четверть

3 четверть

4 четверть

ЧТЕНИЕ

Осознанность





Правильность





Выразительность





Скорость





РУССКИЙ ЯЗЫК

Каллиграфия





Орфография





Развитие речи





МАТЕМАТИКА

Устные вычислительные навыки





Письменные вычислительные навыки





Геометрический материал





ОБЩЕУЧЕБНЫЕ НАВЫКИ

Умение работать с книгой





Умение спланировать свою работу





Умение обосновать оценку своей деятельности





СФОРМИРОВАННОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Общественная активность





Отношение к учению





Отношение к труду





Отношение к товарищам



















Приложение 2

РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ


ПАРАМЕТРЫ

1 Ч.

2 Ч.

3 Ч.

4 Ч.

Умеет составлять предложения на заданную тему





Умеет составлять и читать схемы предложений





Умеет составлять текст по картинке, серии картинок.





Умеет развёрнуто и аргументировано отвечать на вопросы





Умеет определять в слове ударную-безударную позицию





Умеет членить слово на слоги





Умеет различать согласные по твёрдости-мягкости





Умеет различать согласные по глухости-звонкости





Знает алфавит





Умеет сливать звуки в слоги, слоги в слова





Мелкая моторика





МАТЕМАТИКА


ПАРАМЕТРЫ

1 Ч.

2 Ч.

3 Ч.

4 Ч.

Умеет ориентироваться на листе клетчатой бумаги





Умеет различать и называть геометрические фигуры





Умеет измерять длину предметов с помощью условной меры





Умеет писать цифры от 0 до 10





Умеет соотносить цифру и число предметов





Умеет называть числа в прямом и обратном порядке





Знает, как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему числу вычитанием единицы из следующего за ним в ряду





Умеет определять состав чисел первого десятка





Умеет пользоваться арифметическими знаками действий





Умеет сравнивать числа в пределах 20





Приложение 3

ЛИЧНОСТНЫЕ



1 Ч.

2 Ч.

3 Ч.

4 Ч.

Сформированность ценностных отношений

Общественная активность





Отношение к учению





Отношение к труду





Отношение к товарищам





Черты характера

Настойчивость





Дисциплинированность





Организаторские способности





Склонность к лидерству





Доброта





Честность





Склонность к агрессии





Адаптация к школьной жизни

Тревожность





Самооценка





Мотивы учения

Любознательность





Трудолюбие





Одобрение учителя





Ответственность





Самоутверждение





МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Умение работать с книгой





Умение спланировать свою работу





Умение обосновать оценку своей деятельности





Принимает цели, заданные учителем





Понимает смысл изучаемых понятий





ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Память





Мышление





Произвольное внимание





Наблюдательность





Речевое развитие























Безотметочная система обучения в начальной школеБезотметочная система обучения в начальной школеБезотметочная система обучения в начальной школеБезотметочная система обучения в начальной школеБезотметочная система обучения в начальной школеБезотметочная система обучения в начальной школеБезотметочная система обучения в начальной школеБезотметочная система обучения в начальной школеБезотметочная система обучения в начальной школеБезотметочная система обучения в начальной школеБезотметочная система обучения в начальной школеБезотметочная система обучения в начальной школеБезотметочная система обучения в начальной школеБезотметочная система обучения в начальной школеБезотметочная система обучения в начальной школеБезотметочная система обучения в начальной школеБезотметочная система обучения в начальной школеБезотметочная система обучения в начальной школеБезотметочная система обучения в начальной школеБезотметочная система обучения в начальной школеБезотметочная система обучения в начальной школеБезотметочная система обучения в начальной школе

© 2010-2022