Рабочая программа Проектная деятельность. 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОО «Ермолинская ООШ»

Утверждено Утверждаю

решением педагогического совета директор МАОО «Ермолинская ООШ» от «__» ____________ 2013г ______________/А.Н. Евтюхов/


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по проектной деятельности

2 класс








Составила :учитель Дементьева И.В.





2013 -2014 учебный год



Пояснительная записка.
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МАОО «Ермолинская ООШ» на проектную деятельность во 2 классе отводится 2 внеурочных часа в неделю. Следовательно программа рассчитана на 68ч. Специфика предмета: Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Назначение программы: Учебно-познавательный проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

Цели программы:

  • развить творческие и коммуникативные способности ребёнка
  • привить навыки сотрудничества с другими людьми;
  • активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
  • привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;
  • активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
  • развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.

Задачи программы:
  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • самостоятельно конструировать свои знания;
  • интегрировать знания из различных областей наук;
  • научиться критически мыслить.

Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Технологии, методики:
  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности: -с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; -с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; -с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов. .-с уроками литературного чтения: инсценирование, миниспектакли. - с уроками окружающего мира: выставка рисунков, оформление альбомов.


Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс) Третий уровень результатов

(4 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.


Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. Порядок выполнения действия: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4-6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап - интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части - мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты. Роль учителя в проектной деятельности


Главное правило, о котором должен помнить учитель: он выступает не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Он некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся. Если на первом этапе учитель предлагает ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь учитель только помогает последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа. Критерии оценок проектной деятельности: 1. Самостоятельность работы над проектом 2. Актуальность и значимость темы 3. Полнота раскрытия темы 4. Оригинальность решения проблемы 5. Артистизм и выразительность выступления 6. Как раскрыто содержание проекта в презентации 7. Использование средств наглядности, технических средств

Последовательность работы над проектом


Технологический (творческий) проект


1-й этап. Разработка проекта

Для чего и кому нужен проект?

  1. Сделать подарок.

  2. Подготовиться к празднику.

  3. Что-то другое…

Что будем делать?

  1. Обсуждаем и выбираем изделие(-я).

  2. Определяем конструкцию изделия.

  3. Подбираем подходящие материалы.

  4. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.

  5. Выбираем лучший вариант.

Как делать?

  1. Подбираем технологию выполнения.

  2. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.

  3. Подбираем инструменты.


2-й этап. Выполнение проекта

Воплощаем замысел

  1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).

  2. Изготавливаем изделие.

  3. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).

3-й этап. Защита проекта

Что делали и как?

  1. Что решили делать и для чего.

  2. Как рождался образ объекта.

  3. Какие проблемы возникали.

  4. Как решались проблемы.

  5. Достигнут ли результат.

Планируемые результаты.

Должны научиться

Сформированные действия Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).



Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • альбом,

  • газета,

  • гербарий,

  • журнал, книжка-раскладушка,

  • коллаж,

  • коллекция,

  • костюм,

  • макет,

  • модель,

  • музыкальная подборка,

  • наглядные пособия,

  • паспарту,

  • плакат,

  • план,

  • серия иллюстраций,

  • сказка,

  • справочник,

  • стенгазета,

  • сувенир-поделка,

  • сценарий праздника,

  • учебное пособие,

  • фотоальбом,

  • экскурсия.











Тематическое планирование

2 класс ( всего: 68ч, 2 ч в неделю)


№ занятия

Тема проекта

Содержание.

Кол-во часов

Дата


1-3

Вот и лето прошло!

Конкурс сочинений «Моё незабываемое лето!»

3


«Краски лета» -рисунки .

Презентация альбома «лето 2013».

4

Портфолио.

Работа с портфолио «Я - второклссник!»

1



5

Проект по лит.чтению «Сказка - ложь, да в ней намёк…» .

Подборка материала по УНТ..

1


6

Значение устного народного творчества в развитии и воспитании детей младшего школьного возраста

Создание книжек-малышек с загадками, скороговорками и др.

1


7

Презентация книжек-малышек по УНТ.

Инсценировка сказки «Каша из топора».

1


8-9

«Осень, осень, в гости просим!»

Подготовка и проведение праздника Осени.

2


10-11

Математика вокруг нас. Узоры на посуде.

Макет « Посуда» (вырезание по шаблону изделия из картона).

2


Роспись изделий геометрическими узорами. Составление альбома « Орнаменты и узоры на посуде».

12-13

«И в шутку, и всерьёз» (русский язык)

Составление сборника занимательных заданий по русскому языку.

2


14-16

Красная книга России, или возьмём под защиту!

Презентация « Красная книга России».

3


Сбор информации о растениях и животных, занесённых в Красную книгу Северо-запада России, в т.ч. Новгородской обл ( по выбору учащихся).

Рисунки « Будь природе другом!»

17-20

Мой любимый детский журнал.

Экскурсия в школьную библиотеку. Презентация детского журнала.

4


Рисунок обложки детского журнала. Выпуск классного детского журнала.

21-22

Наши поздравления!

Подготовка к концерту к Дню Матери.

2


23-24

Оригами в математике.

Презентация « Оригами». Практическое занятие.

2


Изготовление изделий способом оригами.

25-26

Рифма.

Играем в рифмы. Подбор рифмующихся слов с рисунками учащихся.

2


Составление словарика рифмующихся слов.

27-28

Пишем письмо Деду Морозу!

Рисунки « Скоро Новый год». Составление письма Деду Морозу.

2


29

Подготовка к Новогодней елке.

Подборка и разучивание стихов, изготовление украшений.

1


30-32

Профессии.

Сочинения учащихся « Кем я хочу быть?».

3


Составление словарика профессий « Профессии от А до Я».

Составление генеалогического дерева «Профессии моей семьи».

Завершение проекта. Оформление.

Изготовление изделий способом оригами.

33-36

Города России.

Презентация « Города России». Составление плана действий.

Сбор информации о городах Новгородской области ( по выбору учащихся).

4


Рисунки « Мой любимый город».

Составление альбома для туристов «Достопримечательности Новгородской области».

Презентация альбома.

37-38

Страны мира.

Презентация « Страны мира».

Сбор информации о выбранной стране мира учащимися.

2


39-40

В словари за частями речи.

Работа с различными словарями: толковым, орфографическим и др. Подборка заданий.

2


Составление сборника заданий по русскому языку, для выполнения которых необходимо использовать различные словари.

41-42

Мой любимый писатель-сказочник.

Выступления детей, подготовка вопросов для викторины по произведениям любимого писателя.

2


Викторина «Сказка, сказочка!»

43

Поздравляем мальчиков!

Подготовка программы к 23 февраля.



44,45.47

«Подарки» с неба. Такая разная вода.

Почему идет дождь, град и снег. Роль дождя и снега в жизни людей, растений, животных. Подбор информации о различных состояниях воды.

3


Подбор загадок о воде. Подготовка презентации «Такая разная вода».

46.

Праздники России: 8 Марта!

Подготовка праздничной программы.



48-50

Моя малая Родина.

Выбор объектов для фотосъёмки. Фотосъёмка достопримечательностей д.Ермолино.

3


Сбор информации об истории села. Составление презентации «Моя малая Родина»

Презентация проекта

51-52

Работа с портфолио.

Работа с портфолио «Я - второклассник!»

2


53-54

Цветы для щкольного двора.

Сбор, сушка и упаковка семян декоративных растений.

2


Посев декорат.растений, уход за рассадой.

55-56

Наши поздравления!

Подготовка поздравлений к 9 Мая.

2


57-58

Добрые дела для тебя и для меня.

Кормушка зимой не должна быть пустой.

2


Живи со всеми дружно.

59-60

Азбука безопасности.

«Говорящие» знаки. Мой друг велосипед. Конкурс плаката по ПДД.

2


61-62

«9 мая - День Победы!» - выпуск классной газеты.

План работы над газетой. Подборка материала для газеты

2


Работа над газетой.

63-64

Цветы для щкольного двора.

Высадка рассады декоративных растений в почву.

2


Конкурс «Самая красивая клумба».

65-66

Наши поздравления выпускникам.

Подготовка музыкальных номеров и поздравительных открыток.

2


67-68

Моё любимое занятие.

Поиск информации в интернете. Презентация своего любимого занятия в любой форме.

2



© 2010-2022