Рефлективный отчет по модулю «Управление и лидерство в обучении»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рефлективный отчет Железновой А.Н. по модулю « Управление и лидерство в обучении»

«Лидерство - это способность поднять

человеческое видение на уровень более

широкого кругозора, вывести эффектив-

ность деятельности человека на уровень

более высоких стандартов, а также

способность формировать личность,

выходя за обычные, ограничивающие ее

рамки» П. Друкер
За последние годы многое изменилось в подходе к обучению. Нас учили скромности и сдержанности: не принято было демонстрировать свои таланты, приветствовалось стремление «быть как все». Однако политические и социальные перемены принесли в нашу жизнь и новые понятия: карьерный рост, конкурентоспособность, инициативность, умение выживать в новом мире. Обучение - это целенаправленный педагогический процесс организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Поэтому обучению необходимо задавать цели, к которым нужно стремиться. А без управления и лидерства это совершенно невозможно. В настоящее время решающим фактором развития школы я считаю способность к изменениям, поиску новых методов и форм. Так как жизнь ставит все новые и новые задачи перед образованием, решить которые невозможно, работая по- старому. Для того чтобы образование встало на путь изменений, необходим лидер, который смог бы повести всех за собой. В роли такого лидера я вижу в первую очередь учителя, который может изменить процесс обучения. Я считаю, что учитель все время «плывущий по течению», действующий пассивно, подчиняющийся сложившимся обстоятельствам, не думающий, не умеющий рассуждать, не анализирующий свою деятельность, воспитает подобного себе, т. е. пассивную личность не способную к дальнейшему развитию. И я полностью согласна с тем что « стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель»(Strong,Ward Grant,2011). Поэтому одним из стратегических направлений образования становится управление и лидерство в обучении. Для более подробного изучения этого и других модулей и созданы уровневые курсы повышения квалификации учителей. Думаю, что пройдя уровневые курсы , я смогу изменить систему своего преподавания, изменить школу, способствовать ее развитию! Но прежде всего я должна изменить себя. Для этого я изучила модуль «Управление и лидерство в обучении». Я поняла, что данный модуль основывается на убеждении, что устойчивое развитие и изменения в любой системе образования не могут быть привнесены из вне, они должны исходить из изменения в сознании, понимании и практики учителей. Основная идея модуля «Управление и лидерство в обучении» заключается в том, что изменения будут инициированы нами- учителями в результате критической самооценки, изменения и переоценки своей педагогической деятельности. Я должна уметь критически мыслить, постоянно развиваться и вести за собой коллег, учеников. Я поняла что лидер - это тот, кто идет сам, ведет за собой других, берет на себя ответственность за тех, кто пошел с ним, и тот, кто добивается успеха на этом пути. Лидерство напрямую связано с развитием, так как несет в себе позитивные изменения, движение вперед, внутреннее развитие человека и системы. Существует много определений понятия «лидер». Но ясно одно - чтобы внести перемены, надо быть лидером. Мир меняется, и мы должны меняться вслед за ним. Лидер не только идет дальше, он трансформируется - изменяется. Перемены - это не просто, мы все люди разные. Для большинства людей перемены - это изменения личностного характера. Таким образом, загвоздка как раз в том, что необходимы личностные изменения. Если лидер хочет внести перемены, то ему необходимо быть вовлеченным в них самому. То есть мне нужно задуматься, как управленцу и лидеру, что мне нужно изменить в себе и вокруг себя, чтобы начать перемены.
Поскольку мы говорим о развитии обучения, оно должно быть управляемым и планируемым. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, который необходим для формулирования и достижения целей обучения. Моя задача управляющего- создавать и поддерживать гармонию и стабильность, опираясь на четкий порядок и структуру. Лидерство же -совсем иное понятие. Это управленческий комплекс, который призван менять ситуацию, улучшая ее. Моя задача лидера - создавать новое яркое будущее. Я буду стремиться к созданию новой реальности , постоянно развиваться и изменяться. Учитель должен совместить в себе две роли- управления и лидерства. Модуль «Управление и лидерство в обучении» помогает мне понять как раскрывать управление классом, так и ученика способного руководить непосредственно группой и умение распределять задачи внутри группы. Я пришла к выводу, что эффективное лидерство - это всесторонний самоанализ и рефлексия. Я - как лидер, должна постоянно задавать себе вопросы: Что у меня не получается? В чем мои сильные стороны? Над чем я должна работать, чтобы стать лучше? Таким образом, я еще раз убеждаюсь, что мне необходимы перемены и пересмотр своей педагогической деятельности. Так как современному обществу необходимы лидеры, воспитать которых может только лидер.
Работая по развитию своих лидерских качеств я должна:

  • «взять инициативу на себя по совершенствованию практики»;
  • «принимать стратегические решения с коллегами для внесения изменений»;
  • «собирать и использовать факты в совместной деятельности»;
  • «вносить вклад в сознание и распространение профессиональных знаний»
Я буду «стремиться к тому, чтобы системно следовать цели улучшения преподавания и обучения в школе при помощи того, что называют «академическим империализмом» ( Elliot,1991) Мне как лидеру важно мотивировать учителей и учащихся на их собственное развитие. Необходимо создавать такие условия работы в своем коллективе, чтобы каждый двигался в сторону доверия. Если мы хотим улучшить качество преподавания для каждого ребенка, нам придется измениться.
Как я могу улучшить свою практику преподавания и коллег? Мы вместе должны следовать определенным этапам:
  • «Определение ценностей».
  • «Определение профессиональных задач».
  • «Согласование и консультирование с целью выяснения программы развития».
  • «Планирование действий».
  • «Согласование и консультирование с целью выяснения плана действий».
  • «Работа по развитию лидерства, основанная на исследовании».
  • «Работа в сетевом сообществе для содействия развитию профессиональных знаний».
Главной моей проблемой будет преодоление сопротивления со стороны части учителей. Очевидно, что переход в поисковый и нетрадиционный режим деятельности вызывает неоднозначное отношение коллектива и зависит от личностей педагогов: их компетентности, креативности и т.д. Поэтому, будет необходимо повысить мотивацию учителей к новым подходам в образовании. В процессе преподавания серии уроков я взгляну на процесс обучения учеников по-новому. Найду реализацию и отражение всех идей пройденной программы курсов. Считаю, что с помощью изменений и систематизации идей Программы я смогу реализовать их на практике и улучшить свою педагогическую деятельность. Управлять процессом обучения это сложная задача, с которой не все учителя могут справиться. В этом вопросе я постараюсь выработать стратегию. На проведенных уроках я буду прослеживать лидерство и управление процессом обучения и у своих учеников. Работая в группе, участвуя в круглом столе, можно будет наблюдать, как некоторые ученики возьмут на себя роль лидера организатора, к ним будут прислушиваться и с ними советоваться, они станут генераторами деятельности в классе. Также и моя позиция к управлению процессом будет играть немаловажную роль, важно учитывать, что учитель при любых обстоятельствах должен контролировать учебный процесс, он должен оставаться лидером. Но и ученик на уроке должен стремиться быть лидером.
Что же даст мне апробирование в уроках модуля «Управление и лидерство в обучении» ? Самое главное ,что я смогу создать атмосферу сотрудничества и вовлечь в активное участие, в собственное обучение учеников, а также обеспечить эффективную обратную связь, растить лидера- способного увлечь за собой, умеющего критически мыслить. Ведь обучающийся, который может мыслить критически, анализировать и синтезировать свои действия, является успешным учеником. А этот успех зависит от меня. Я должна помочь ученику стать всесторонне развитой личностью. Для достижения положительного результата я ,как лидер, должна делать 3 правильные вещи - осуществлять эффективное, успешное лидерство, четко знать свою цель и обговаривать ее с коллективом и следовать тому, что обучение и преподавание являются самым важным в школе. Я уверена что смогу совместить в себе все 3 критерия вместе!
Таким образом, управление и лидерство выступает как обоснованная необходимость в современной действительности, в системе образования, так как отвечает современным вызовам и тенденциям, происходящим в настоящее время.
Источник решения проблем - распределенное лидерство. Лидер - дирижер оркестра, в котором каждый выдает свою партию, но в целом получается общая музыка. Современный учитель-лидер должен уметь распределять руководство. Задача учителя-лидера - развитие лидерства на всех уровнях. Как это осуществить? Развивать лидерство на всех уровнях в школе через повышение квалификации лидерства для учителей. Если я, как лидер, постоянно учусь, провожу диалог с коллегами, возможны изменения к лучшему. В заключении хотелось бы привести высказывание английских ученых и мыслителей в области педагогики и образования, в котором отражены потенциальные возможности современного педагога как главного образа, связанного с переменами в образовании: «Когда даны возможности руководить, преподаватели могут влиять на работу школьных реформ. Пробуждение этого «спящего гиганта» - руководящего преподавателя - есть неограниченный потенциал в создании реальной разницы в темпе и качестве образования, глубине школьных изменений». Я надеюсь на то, что я, как лидер, создам все условия, чтобы этот «спящий гигант» пробудился и претворил весь свой потенциал в практику образования, на благо наших будущих поколений, на благо всего Казахстана!

© 2010-2022