Выступление «Новые информационные технологии в образовательном процессе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новые информационные технологии в образовательном процессе В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Использование информационных технологий в обучении направлено на:

  1. Усиление мотивации учения благодаря новизне работы с компьютером. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения. Проявить фантазию и творческие способности не только на уроках, но и во внеклассной деятельности .
  2. Организацию индивидуально - дифференцированного подхода в обучении. Индивидуальная работа ребенка за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой. Каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих. Но если в компьютерной программе не предусмотрены задания различного уровня сложности, то учитель сам может дифференцировать работу. Например, при фронтальном опросе, когда весь класс работает с сигнальными карточками, показывая безударные гласные в корне слова, к компьютерам приглашаются ученики, допускающие значительное количество ошибок на данную орфограмму. Уровень сложности у них ниже, возможна опора на использование размещенных там же схем, карточек-помощников.
  3. Расширение возможностей получаемой учебной информации. Информационные технологии позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и показать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребенка.
  4. Повышение интенсивности обучения. Не отрицая необходимости в операции письма, формировании каллиграфии, в то же время появляется возможность увеличить объем выполнения тренировочных упражнений, сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания. Так, например, за один урок математики на компьютере ученик может дать ответы на 35-40 примеров по таблице сложения или умножения, чем на уроке без компьютерной поддержки. Также хорошо выполняются различные виды грамматического разбора и орфографической проверки.
  5. Энциклопедичность содержания. Используется как учителем, так и обучающимся. Развивает эрудицию пользователя в различных предметных областях. Следует отметить, что при подготовке к уроку можно сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий.
  6. Создание ситуации успеха. Перед машиной ребенок не боится допустить ошибку, не боится быть неправильно понятым.
В настоящее время развиваются следующие направления информационных технологий:
  • Универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и др.).
  • Компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники.
При создании компьютерных обучающих средств могут быть использованы различные базовые информационные технологии. Новые возможности, открываемые при внедрении современных информационных технологий в образовании, можно проиллюстрировать на примере мультимедиа-технологий. Появилась возможность создавать учебники, учебные пособия и другие методические материалы на машинном носителе.
  • Мультимедийные программные продукты.
  • Компьютерные средства телекоммуникаций.
В процессе информатизации образования необходимо иметь в виду, что главный принцип использования компьютера - это ориентация на те случаи, когда человек не может выполнить поставленную педагогическую задачу. С другой стороны, компьютер должен помогать развитию творческих способностей учащихся, способствовать обучению новым навыкам и умениям, развитию логического мышления. Процесс обучения должен быть направлен не на умение работать с определенными программными средствами, а на технологии работы с различной информацией: аудио- и видео-, графической, текстовой, табличной. Современные инструментальные средства позволяют реализовать всю гамму компьютерных обучающих средств. Однако их использование требует достаточно высокой квалификации пользователя. Эти направления можно реализовать в начальной школе:
  1. На уроке объяснения нового материала можно использовать обучающие программы, мультимедийные средства, работа с мультимедийной доской
  2. На этапах первоначального контроля, на уроке контроля знаний, повторения и закрепления - контролирующие и тестирующие программы.
  3. На внеклассных мероприятиях - компьютерные версии интеллектуальных и развивающих игр.
Остановимся подробнее на возможностях применения компьютера в начальной школе.
  • Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребёнка в учебном процессе. Престижная работа, успешная карьера для семилетнего ребёнка не являются актуальными. В связи с этим, учитель, для повышения мотивации, использует более доступные и близкие цели: - научиться складывать и вычитать, - не огорчать маму, - читать быстрее соседа по парте и т. д.
  • Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер, с его широким спектром возможностей, поможет решить обозначенные выше задачи. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребёнком реальные, понятные, вполне достижимые цели. Например, решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребёнка возникает мотивация усвоения знаний.
  • Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться дальнейшее обучение ребёнка. Трудность заключается и в различном уровне подготовки дошкольников, их психологическом и физическом развитии. Ведь в школе учитель вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. При этом активно работает на уроке лишь определённая небольшая часть учащихся. Но что делать со школьниками с более высоким, либо, наоборот, низким уровнем мыслительной деятельности, а также с учащимися пропустившими занятия по болезни? Одним из способов успешного обучения этих учащихся может быть применение компьютерных обучающих систем на уроке. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с некоторыми разделами нового материала, получая дополнительные сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером по индивидуальной теме, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.
  • В-третьих, применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно скорректировать календарно - тематическое планирование.
  • Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с использованием информационно - коммуникативных технологий позволяет разрядить высокую эмоциональную напряжённость и оживить учебный процесс.
Таким образом, применение компьютерных обучающих систем в начальной школе представляется актуальным и перспективным, а обучение школьников начальных классов представляется целесообразным. Но, прежде чем применять новые технологии, учитель должен досконально, скрупулезно продумать уроки. Компьютерные обучающие программы должны включать наиболее важные ключевые аспекты темы, соблюдать основные дидактические принципы (систематичности, последовательности, доступности, научности и т. д.). И не забывать о золотом правиле: не навреди! Это значит, не следует перегружать младших школьников информацией. Использование на уроках мультимедиа (пакет программ и технических средств, позволяющих сочетать текстовую, графическую информацию со звуком, видео-, кинофрагментами и мультипликацией) позволяет на наглядном уровне не только создавать и демонстрировать разнообразные материалы (в том числе и модели), но и выполнять необходимые преобразования, т.е такие пособия являются динамичными. Готовые мультимедийные учебно-методические пособия создаваемые с помощью PowerPoint в нынешних условиях издаются, но могут быть разработаны и собственно педагогом для конкретного урока, с учетом особенностей и потребностей определенного класса. Как вариант построения работы с использованием мультимедиа может быть рассмотрено учебно-методическое пособие по русскому языку по теме «Предложение», на уроках математики в 1 классе игра «Найди число», игра «Рассади пассажиров» и т.д. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. Широко используется в настоящее время в образовательном процессе возможности современного инструмента - интерактивной доски Star Board, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска - это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка. У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление). Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе - наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.) Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены. Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель, как и раньше - в центре внимания. О возможностях использования интерактивной доски в начальной школе В процессе обучения использую ИД
  • как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);
  • как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;
  • как интерактивный инструмент - работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.
Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока. Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы. В ежемесячном журнале «Пачатковае навучанне: сям'я, дзіцячы сад, школа», начиная с 2010 года публикуются мастер-классы по работе с интрактивной доской, которые проводит Верниковская В.В., учитель биологии СШ №30 г. Минска. Большое распространение в сфере образования получил Интернет. Ресурсы Интернета чрезвычайно обширны от компьютерных учебников, энциклопедий до шпаргалок. Диапазон применения Интернета простирается от самостоятельной работы до дистанционного образования, а круг пользователей включает и учащихся, и учителей. Большинство учебных заведений имеет собственные сайты, наша школа не исключение. В помощь учителю создано единое окно к образовательным ресурсам сети Интернет: Информатизация начального уровня образования приводит к радикальной перестройке содержания и методов воспитания и обучения. Новые информационные технологии входят в систему дидактики по ряду направлений: они становятся новыми средствами игровой деятельности, умственного, речевого, физического развития детей, обогащают новым содержанием общения детей друг с другом и с учителем, входят в систему с традиционными методами и приемами, техническими средствами обучения, разнообразят ассортимент и содержание дидактических пособий. Открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей.

© 2010-2022