- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление «Новые информационные технологии в образовательном процессе»
Выступление «Новые информационные технологии в образовательном процессе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фомичева И.М. |
Дата | 18.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Новые информационные технологии в образовательном процессе В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Использование информационных технологий в обучении направлено на:
- Усиление мотивации учения благодаря новизне работы с компьютером. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения. Проявить фантазию и творческие способности не только на уроках, но и во внеклассной деятельности .
- Организацию индивидуально - дифференцированного подхода в обучении. Индивидуальная работа ребенка за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой. Каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих. Но если в компьютерной программе не предусмотрены задания различного уровня сложности, то учитель сам может дифференцировать работу. Например, при фронтальном опросе, когда весь класс работает с сигнальными карточками, показывая безударные гласные в корне слова, к компьютерам приглашаются ученики, допускающие значительное количество ошибок на данную орфограмму. Уровень сложности у них ниже, возможна опора на использование размещенных там же схем, карточек-помощников.
- Расширение возможностей получаемой учебной информации. Информационные технологии позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и показать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребенка.
- Повышение интенсивности обучения. Не отрицая необходимости в операции письма, формировании каллиграфии, в то же время появляется возможность увеличить объем выполнения тренировочных упражнений, сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания. Так, например, за один урок математики на компьютере ученик может дать ответы на 35-40 примеров по таблице сложения или умножения, чем на уроке без компьютерной поддержки. Также хорошо выполняются различные виды грамматического разбора и орфографической проверки.
- Энциклопедичность содержания. Используется как учителем, так и обучающимся. Развивает эрудицию пользователя в различных предметных областях. Следует отметить, что при подготовке к уроку можно сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий.
- Создание ситуации успеха. Перед машиной ребенок не боится допустить ошибку, не боится быть неправильно понятым.
- Универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и др.).
- Компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники.
- Мультимедийные программные продукты.
- Компьютерные средства телекоммуникаций.
- На уроке объяснения нового материала можно использовать обучающие программы, мультимедийные средства, работа с мультимедийной доской
- На этапах первоначального контроля, на уроке контроля знаний, повторения и закрепления - контролирующие и тестирующие программы.
- На внеклассных мероприятиях - компьютерные версии интеллектуальных и развивающих игр.
- Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребёнка в учебном процессе. Престижная работа, успешная карьера для семилетнего ребёнка не являются актуальными. В связи с этим, учитель, для повышения мотивации, использует более доступные и близкие цели: - научиться складывать и вычитать, - не огорчать маму, - читать быстрее соседа по парте и т. д.
- Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер, с его широким спектром возможностей, поможет решить обозначенные выше задачи. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребёнком реальные, понятные, вполне достижимые цели. Например, решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребёнка возникает мотивация усвоения знаний.
- Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться дальнейшее обучение ребёнка. Трудность заключается и в различном уровне подготовки дошкольников, их психологическом и физическом развитии. Ведь в школе учитель вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. При этом активно работает на уроке лишь определённая небольшая часть учащихся. Но что делать со школьниками с более высоким, либо, наоборот, низким уровнем мыслительной деятельности, а также с учащимися пропустившими занятия по болезни? Одним из способов успешного обучения этих учащихся может быть применение компьютерных обучающих систем на уроке. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с некоторыми разделами нового материала, получая дополнительные сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером по индивидуальной теме, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.
- В-третьих, применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно скорректировать календарно - тематическое планирование.
- Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с использованием информационно - коммуникативных технологий позволяет разрядить высокую эмоциональную напряжённость и оживить учебный процесс.
- как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);
- как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;
- как интерактивный инструмент - работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.