Конспект открытого урока на тему Имя существительное

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2 класс

Русский язык Тема урока: Имя существительное. Цель: 1) заложить основы представления о грамматической общности слов, относящихся к определенным частям речи; 2) создать образное представление о языке как о четко организованной структуре. Задачи:

  • научить выделять имена существительные из ряда слов, при помощи постановки вопросов кто?что?
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость и правильную, грамотную речь учащихся.
  • Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности, любви к родине и природе родного края.
Методы используемые на уроке: эвристические, самостоятельной работы, групповой работы, работа над каллиграфией, здоровьесберегающие технологии. Оборудование: презентация к уроку, магнитофон, карточки с заданиями, Форма проведения: деловая игра.

Ход урока.

Слайд 1. Создание позитивной атмосферы. - Здравствуйте,ребята !

Возьмитесь за руки, друзья,

Без дружбы нам никак нельзя:

Уметь прийти на помощь другу,

Утешить, поддержать подругу.

И наш урок, признаться честно,

Пройдет активно и успешно.

Теперь друг другу улыбнитесь,

Настройтесь на урок и соберитесь.

И все проблемы - пустяки,

Ведь все мы вместе - знатоки!

Слайд 2 -Садитесь, ребята! Нарисуйте, с каким настроением вы начинаете урок, схематически изобразив на листке бумаги солнышко или тучку, раскрашивать не надо. На эту работу вам 30 секунд. - Отложите листочки на край стола, мы ещё к ним вернемся. -Посмотрите внимательно отрывок из мультфильма и скажите о ком этот мультфильм?

Слайд 3 Фрагмент из мультфильма «Колобки идут по следу»

Слайд 4 -Вы видели этот мультфильм? Да, мультфильм называется «Следствие ведут колобки». Он снят по произведению известного детского писателя Эдуарда Николаевича Успенского. Какие книги этого писателя вы читали? -Кто главные герои? Какая у колобков была профессия?

Слайд 5 -Кто такой детектив?

Слайд 6 Детектив - по толковому словарю 1)Специалист по расследованию уголовных преступлений. -Давайте прочитаем хором кто такой детектив? -Какими качествами должен обладать хороший детектив?

  • Иметь зоркий глаз,
  • Уметь слушать и слышать,
  • Быть внимательным.
-Ребята, а вы хотите стать детективами? - Сегодня я предоставлю такую возможность. Вместе с вами мы будем работать детективами, а наш кабинет назовем «Детективное агентство» -Интересно, кто станет лучшим сыщиком?

Слайд 7 - Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: Пропала часть речи. -Что будем делать? -Какие у вас возникли вопросы? ( как называется? на какие вопросы отвечает? что обозначает?)

Слайд 8 Цель нашего урока: Найти пропавшую часть речи.

  1. Узнать, на какие вопросы отвечает эта часть речи.
  2. Научимся распознавать её среди других слов.
-Давайте прочитаем учебные задачи. Это цели нашего расследования, а тему урока мы сформулируем когда, найдем пропавшую часть речи. -Начинаем работу в тетради.

Слайд 9 Тетрадь с наклоном положу Ручку правильно возьму Сяду прямо не согнусь За работу я возьмусь. -Запишите дату, классная работа -Детективы нередко должны разгадывать разные загадки. И вот собрав пазл, вы узнаете букву для минутки чистописания. - Какая буква у первого ряда? У второго? У третьего? Чем похожи эти буквы? (буквы Ии, Цц,Щщ)

Слайд 10 -Правильно, у этих букв одинаковые элементы. Пропишем эти буквы в воздухе.

Слайд 11 -Ребята, ведь сегодня мы с вами детективы, поэтому должны быть ловкими, быстрыми и внимательными. Для развития ловкости проведем пальчиковую гимнастику. Возьмите в руки карандаш и внимательно повторяйте движения, показанные вам на экране. Старайтесь, чтобы карандаш не выпадал из рук. -Пишем эти буквы. Пропишите каждый ряд свою букву. А зачем сыщику нужно красиво писать? -Итак, юные сыщики. Приступаем к розыску пропавшей части речи. Что составляет детектив, приступая к работе? Будем разыскивать по определенным приметам. Действительно, детектив составляет фоторобот.

Слайд 12 Фоторобот- устройство для получения собирательного фотопортрета, составляемого из частей фотоснимков разных лиц. То есть, чтобы найти какой-то предмет надо знать его описание. Учимся составлять фоторобот.

Слайды с 13 по 20 Замените одним словом: -самое холодное время года…. Зима -движение воздуха… Ветер -осадки, выпадающие зимой… снег -сильный ветер со снегом …. Метель

Слайд 21 Найдите среди этих слов слово:

  1. букв больше чем звуков (метель)
  2. состоящее из одного слога.
  3. все согласные звуки являются мягкими.
Прочитайте еще раз записанные слова.

Слайд 22 -Что вы можете сказать о них? А как назвать одним словом? (отвечают на вопрос что? И обозначают явления природы) -Вот это и есть первая примета, по которой мы будем искать часть речи. -Ребята, а кто скажет как звучат эти слова по башкирски? А почему можем говорить и по-русски и по-башкирски? Да, ребята мы живем в республике Башкортостан. А что вы знаете о нашей республике? А знали ли вы о том, что житель деревни Раевка Ришат Хазивалеев изготовил к новому году гигантский валенок 130 размера.

Слайд 24 -Как рассказал мастер, над необычным экземпляром он работал восемь месяцев. Главная идея создания гигантской обуви заключается в том, чтобы привлечь внимание общества к возрождению древнего промысла - валянию валенок. А почему я взяла интересный факт о валенке? Какое отношение слово валенок имеет к словам, которые мы записали? Как и любой детектив вы должны много читать и запоминать. И этот интересный факт положите себе в копилку знаний.

Слайд 25 Физминутка. Игра «Внимательный детектив» По моей команде изобразите животных. -Зайчики! (прыгают) Лошади! (Топают) Цапли! (Стоят на одной ноге) Раки! (Отходят назад) Человек! (Садятся) -Как можно назвать слова этой группы? - На какой вопрос они отвечают?

Слайд 26 Вот и вторая примета. Проговорим хором: животные и люди, отвечают на вопрос кто? А какая была первая примета? Кто помнит?

Слайд 27 -А сейчас проверим, как вы запомнили эти слова, ведь мы с вами юные сыщики. А сыщик должен иметь фотографическую память.

Слайд 28 -Запишите эти слова по памяти. Проверка с доски. Словесная оценка

Слайд 29 - Ребята, детектив работает не только в одиночку, а у него есть и помощники. Вот и сейчас поработаем в группах. -Вы должны подчеркнуть слова, которые относятся к вашей группе и определить вопрос, на который они отвечают.
Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Овощи». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Овощи Пёс, лук, корова, редиска, кошка, огурцы, мяч, кукла.

Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Цветы». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Цветы Роза, стакан, морковь, ромашка, ветер, василёк, цыплёнок, незабудка.



Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Одежда». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Одежда Роза, рубашка, морковь, платье, ветер, пиджак, юбка.

Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Посуда». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Посуда Стакан, кастрюля, морковь, платье, чашка, пиджак, сковорода.

Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Инструменты». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Инструменты Стакан, молоток, морковь, топор, чашка, пиджак, сковорода, щипцы.

Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Профессии». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Профессии Доктор, молоток, лётчик, топор, космонавт, пиджак, фокусник, щипцы.

Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Цирк». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Цирк Клоун, роза, арена, топор, фокусник, пиджак, купол, щипцы.
- Заслушаем каждую группу. -Что обозначают все эти слова? (предметы).

Слайд 30 -Это ещё одна примета, по которой мы найдем часть речи. Игра «Рассади пассажиров» слайд 31 Игра «найди лишнее слово» слайд 32

Слайд 33 -Что мы можем сказать о потерявшейся части речи по фотороботу? -Может быть, кто-нибудь узнал эту часть речи и скажет её название?

Запомни: Имя существительное - обозначает предметы, явления и отвечает на вопросы кто?что? (проговорили в парах с опорой на схему) Имя существительное -

Сущность, существо.

Невозможно нашу жизнь

Представить без него.

Предметы и явления

Оно обозначает.

На вопросы КТО? и ЧТО?

Только отвечает. Проговорите в парах определение имени существительного, глядя на алгоритм.

Слайд 34 -Итак, мы пришли к тому, что темой нашего урока было «Имя существительное», но эту тему мы будем изучать ещё не один урок. - Вот какие внимательные детективы в этом классе. Самым лучшим сыщикам я ставлю пять. -Вернемся к нашим листочкам. Завершим урок также как и начали его, изобразите свое настроение в виде солнышка или тучки. У кого рисунки совпали? - Домашним заданием для вас будет: первому варианту выписать 5 словарных слов, отвечающих на вопрос кто?, а второму варианту 5 словарных слов, отвечающих на вопрос что? Вы сегодня потрудились? Не шумели, не ленились? Вы творили чудеса? Вы хорошие ребята? Да! Молодцы ! Урок окончен, всем спасибо !

9

© 2010-2022