- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект открытого урока на тему Имя существительное
Конспект открытого урока на тему Имя существительное
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бахтыгереева Б.Д. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
2 класс
Русский язык Тема урока: Имя существительное. Цель: 1) заложить основы представления о грамматической общности слов, относящихся к определенным частям речи; 2) создать образное представление о языке как о четко организованной структуре. Задачи:
- научить выделять имена существительные из ряда слов, при помощи постановки вопросов кто?что?
- Развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость и правильную, грамотную речь учащихся.
- Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности, любви к родине и природе родного края.
Ход урока.
Слайд 1. Создание позитивной атмосферы. - Здравствуйте,ребята !
Возьмитесь за руки, друзья,
Без дружбы нам никак нельзя:
Уметь прийти на помощь другу,
Утешить, поддержать подругу.
И наш урок, признаться честно,
Пройдет активно и успешно.
Теперь друг другу улыбнитесь,
Настройтесь на урок и соберитесь.
И все проблемы - пустяки,
Ведь все мы вместе - знатоки!
Слайд 2 -Садитесь, ребята! Нарисуйте, с каким настроением вы начинаете урок, схематически изобразив на листке бумаги солнышко или тучку, раскрашивать не надо. На эту работу вам 30 секунд. - Отложите листочки на край стола, мы ещё к ним вернемся. -Посмотрите внимательно отрывок из мультфильма и скажите о ком этот мультфильм?
Слайд 3 Фрагмент из мультфильма «Колобки идут по следу»
Слайд 4 -Вы видели этот мультфильм? Да, мультфильм называется «Следствие ведут колобки». Он снят по произведению известного детского писателя Эдуарда Николаевича Успенского. Какие книги этого писателя вы читали? -Кто главные герои? Какая у колобков была профессия?
Слайд 5 -Кто такой детектив?
Слайд 6 Детектив - по толковому словарю 1)Специалист по расследованию уголовных преступлений. -Давайте прочитаем хором кто такой детектив? -Какими качествами должен обладать хороший детектив?
- Иметь зоркий глаз,
- Уметь слушать и слышать,
- Быть внимательным.
Слайд 7 - Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: Пропала часть речи. -Что будем делать? -Какие у вас возникли вопросы? ( как называется? на какие вопросы отвечает? что обозначает?)
Слайд 8 Цель нашего урока: Найти пропавшую часть речи.
- Узнать, на какие вопросы отвечает эта часть речи.
- Научимся распознавать её среди других слов.
Слайд 9 Тетрадь с наклоном положу Ручку правильно возьму Сяду прямо не согнусь За работу я возьмусь. -Запишите дату, классная работа -Детективы нередко должны разгадывать разные загадки. И вот собрав пазл, вы узнаете букву для минутки чистописания. - Какая буква у первого ряда? У второго? У третьего? Чем похожи эти буквы? (буквы Ии, Цц,Щщ)
Слайд 10 -Правильно, у этих букв одинаковые элементы. Пропишем эти буквы в воздухе.
Слайд 11 -Ребята, ведь сегодня мы с вами детективы, поэтому должны быть ловкими, быстрыми и внимательными. Для развития ловкости проведем пальчиковую гимнастику. Возьмите в руки карандаш и внимательно повторяйте движения, показанные вам на экране. Старайтесь, чтобы карандаш не выпадал из рук. -Пишем эти буквы. Пропишите каждый ряд свою букву. А зачем сыщику нужно красиво писать? -Итак, юные сыщики. Приступаем к розыску пропавшей части речи. Что составляет детектив, приступая к работе? Будем разыскивать по определенным приметам. Действительно, детектив составляет фоторобот.
Слайд 12 Фоторобот- устройство для получения собирательного фотопортрета, составляемого из частей фотоснимков разных лиц. То есть, чтобы найти какой-то предмет надо знать его описание. Учимся составлять фоторобот.
Слайды с 13 по 20 Замените одним словом: -самое холодное время года…. Зима -движение воздуха… Ветер -осадки, выпадающие зимой… снег -сильный ветер со снегом …. Метель
Слайд 21 Найдите среди этих слов слово:
- букв больше чем звуков (метель)
- состоящее из одного слога.
- все согласные звуки являются мягкими.
Слайд 22 -Что вы можете сказать о них? А как назвать одним словом? (отвечают на вопрос что? И обозначают явления природы) -Вот это и есть первая примета, по которой мы будем искать часть речи. -Ребята, а кто скажет как звучат эти слова по башкирски? А почему можем говорить и по-русски и по-башкирски? Да, ребята мы живем в республике Башкортостан. А что вы знаете о нашей республике? А знали ли вы о том, что житель деревни Раевка Ришат Хазивалеев изготовил к новому году гигантский валенок 130 размера.
Слайд 24 -Как рассказал мастер, над необычным экземпляром он работал восемь месяцев. Главная идея создания гигантской обуви заключается в том, чтобы привлечь внимание общества к возрождению древнего промысла - валянию валенок. А почему я взяла интересный факт о валенке? Какое отношение слово валенок имеет к словам, которые мы записали? Как и любой детектив вы должны много читать и запоминать. И этот интересный факт положите себе в копилку знаний.
Слайд 25 Физминутка. Игра «Внимательный детектив» По моей команде изобразите животных. -Зайчики! (прыгают) Лошади! (Топают) Цапли! (Стоят на одной ноге) Раки! (Отходят назад) Человек! (Садятся) -Как можно назвать слова этой группы? - На какой вопрос они отвечают?
Слайд 26 Вот и вторая примета. Проговорим хором: животные и люди, отвечают на вопрос кто? А какая была первая примета? Кто помнит?
Слайд 27 -А сейчас проверим, как вы запомнили эти слова, ведь мы с вами юные сыщики. А сыщик должен иметь фотографическую память.
Слайд 28 -Запишите эти слова по памяти. Проверка с доски. Словесная оценка
Слайд 29 - Ребята, детектив работает не только в одиночку, а у него есть и помощники. Вот и сейчас поработаем в группах. -Вы должны подчеркнуть слова, которые относятся к вашей группе и определить вопрос, на который они отвечают.
Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Овощи». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Овощи Пёс, лук, корова, редиска, кошка, огурцы, мяч, кукла.
Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Цветы». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Цветы Роза, стакан, морковь, ромашка, ветер, василёк, цыплёнок, незабудка.
Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Одежда». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Одежда Роза, рубашка, морковь, платье, ветер, пиджак, юбка.
Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Посуда». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Посуда Стакан, кастрюля, морковь, платье, чашка, пиджак, сковорода.
Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Инструменты». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Инструменты Стакан, молоток, морковь, топор, чашка, пиджак, сковорода, щипцы.
Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Профессии». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Профессии Доктор, молоток, лётчик, топор, космонавт, пиджак, фокусник, щипцы.
Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Цирк». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Цирк Клоун, роза, арена, топор, фокусник, пиджак, купол, щипцы.
- Заслушаем каждую группу. -Что обозначают все эти слова? (предметы).
Слайд 30 -Это ещё одна примета, по которой мы найдем часть речи. Игра «Рассади пассажиров» слайд 31 Игра «найди лишнее слово» слайд 32
Слайд 33 -Что мы можем сказать о потерявшейся части речи по фотороботу? -Может быть, кто-нибудь узнал эту часть речи и скажет её название?
Запомни: Имя существительное - обозначает предметы, явления и отвечает на вопросы кто?что? (проговорили в парах с опорой на схему) Имя существительное -
Сущность, существо.
Невозможно нашу жизнь
Представить без него.
Предметы и явления
Оно обозначает.
На вопросы КТО? и ЧТО?
Только отвечает. Проговорите в парах определение имени существительного, глядя на алгоритм.
Слайд 34 -Итак, мы пришли к тому, что темой нашего урока было «Имя существительное», но эту тему мы будем изучать ещё не один урок. - Вот какие внимательные детективы в этом классе. Самым лучшим сыщикам я ставлю пять. -Вернемся к нашим листочкам. Завершим урок также как и начали его, изобразите свое настроение в виде солнышка или тучки. У кого рисунки совпали? - Домашним заданием для вас будет: первому варианту выписать 5 словарных слов, отвечающих на вопрос кто?, а второму варианту 5 словарных слов, отвечающих на вопрос что? Вы сегодня потрудились? Не шумели, не ленились? Вы творили чудеса? Вы хорошие ребята? Да! Молодцы ! Урок окончен, всем спасибо !
9