Социальный проект Зимующая птица

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Хангаласский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних»









Социальный проект

«Зимующие птицы»

(программа экологического воспитания «Люби, храни свой край родной!»)





Проект подготовила:

воспитатель Байгидьдина З.М.

Социальный проект Зимующая птица

2015 год



Проект «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный (январь 2015 г). Участники проекта: воспитатель ГКУ РС(Я) «ХСРЦН» Байгильдина З.М., классные руководители Мальцева Р.С. (3а), Солодова М.А. (3б), библиотекари поселковой библиотеки, учащиеся, родители. Охват детей и взрослых: 48 учащихся, 8 взрослых. Место проведения: ГКУ РС(Я) «ХСРЦН», МБОУ МСОШ с УИОП, поселковая библиотека. Дата реализации: январь 2015 года Актуальность: В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 23 опрошенных воспитанников меньше половины класса (10 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (9 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой (4 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Цель: Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц. 2. Дать представление о значении подкормки для зимующих птиц, воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

3. Пополнить развивающую среду реабилитационного центра материалами и оборудованием по теме проекта. Подготовительный этап.

  1. Определение уровня знаний детей о зимующих птицах (беседа, анкетирование).
  2. Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
  3. Подобрать методическую, художественную, детскую литературу; иллюстративные материалы; картинки с изображением примет зимы, картинки с изображением зимующих птиц, дидактические игры, кормушка, семена.
  4. Оформить уголок о проведении проекта в классах, реабилитационном центре на тему «Зимующие птицы»
  5. Составить перспективный план мероприятий.
  6. Создание условий для самостоятельной деятельности: кормушка, подборка иллюстраций с зимующими птицами.

Продукт проекта: Выставка рисунков, поделок и кормушек по теме «Зимующие птицы».

Основной этап.

Задание на зимние каникулы:

  1. сбор информации о зимующих птицах, рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах;

  2. чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости», Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц зимой» и т.д.
  3. заучивание стихотворений на конкурс «Я песнь хвалебную пою тебе, зимующая птица!»;
  4. рисование, изготовление поделок на конкурс «Зимующая птица»;
  5. конкурс сочинений «Берегите птиц!»

Взаимодействие с учащимися:

  1. пополнение развивающей среды реабилитационного центра, класса материалами и оборудованием по теме проекта (памятки и буклеты об охране зимующих птиц, дидактические игры, изготовление шапочек - масок с изображениями птиц для подвижных игр и т.д.)

  2. беседы «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Чем кормить птиц?», «Трудно птицам зимовать»;

  3. раздача памяток и буклетов об охране зимующих птиц, о правильном прикорме;

  4. нетрадиционная техника рисования «Сказка о Красной рябине»;

  5. пластилинография «Снегири на ветке рябины»;

  6. тестопластика «Снегири -синички»- изготовление картинок с птичками из соленого теста;

  7. показ презентационного материала «Зимующие птицы нашего края», «Чем кормить птиц?».

Взаимодействие с родителями:

  1. помощь при подборе стихотворений о зимующих птицах;

  2. помощь при написаний сочинений «Берегите птиц!»;

  3. конкурс поделок «Мы кормушки смастерили…» вместе с детьми;

  4. заготовка корма для птиц.

Обобщающий этап

Взаимодействие с детьми и родителями: (проводится в поселковой библиотеке).


  1. Показ презентации «Зимующие птицы нашего леса», посвященное ко Всероссийскому дню защиты зимующих птиц.

  2. Викторина «Кто больше знает о птицах?»

  3. Конкурс стихов«Я песнь хвалебную пою тебе, зимующая птица!»;

  4. Конкурс рисунков и поделок «Зимующая птица».

  5. Конкурс кормушек «Мы кормушек смастерили…»

  6. Конкурс сочинений «Берегите птиц!».

Ожидаемый результат:

  1. у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

  2. созданы необходимые условия по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

  3. у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Трансляция проекта:

Выступление с сообщением из опыта работы на педагогическом совете ГКУ РС(Я) «ХСРЦН»; отправка отчета о проведенной работе на сайты Минтруда, Минохраны природы, «Ленские столбы»; напечатание статьи в СМИ.

Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».



Приложение 1

Сценарий открытого занятия «Зимующие птицы», посвященный ко Всероссийскому дню зимующих птиц.

Занятие подготовила и провела:

Байгильдина З.М.

Дата проведения: 24 января 2015 г в 3б классе,

28 января 2015 г в 3 в классе.

Место проведения: МБОУ МСОШ с УИОП.

Охват : 47 детей, учителя, родители. Задачи:

  • поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между его объектами;
  • продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;
  • использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания и практический опыт.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация «Зимующие птицы нашего края», картинки с изображениями зимующих птиц, выставка рисунков, поделок и кормушек. Члены жюри: Классные руководители: Мальцева Р.С., Солодова М.А. Директор ГКУ РС(Я) «ХСРЦН»: Прокопьева В.С. Родители.

Ход мероприятия

Звучит аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир». Класс оформлен рисунками с изображением зимующих птиц, плакатами на тему «Берегите птиц», «Больше синиц в садах - меньше повреждённых яблок». Организована выставка рисунков, поделок и кормушек. 1. Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Мы не зря включили песню «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно она призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь загадку природы. Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Воспитатель. И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи. Воспитатель. Да, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день - день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё приметы, связанные с птицами вы знаете?

Дети отвечают.

  1. С наступлением оттепели свиристели не улетели, значит еще будут морозы.

  2. Против сотни воробьев довольно одного ястреба.

  3. Лучше синица в руках, чем журавль на небе.

  4. Старого воробья на мякине не проведешь.

  5. Дятлу без носа- как волку без ног.

  6. Синичка с утра начинает пищать- жди ночью мороза.

  7. Ворона под крыло клюв прячет - жди мороза.

  8. Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.


Воспитатель. Не только птичка - синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. 15 января, самая середина зимы, отмечается как Всероссийский День зимующих птиц. У нас в Якутии суровая зима, поэтому зимующим птицам приходится очень тяжело. От мороза, от голода много птиц погибают, и сейчас в лесах довольно пусто. И нам просто необходимо помочь нашим пернатым друзьям. Но как? Чтобы ответить на этот вопрос надо знать, кого ждать в гости? Как помочь птицам перезимовать? Чем подкармливать птиц?
2. Показ презентации «Зимующие птица нашего края». Воспитатель. Как мы можем помочь птицам зимой? Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.

Стих «Мы кормушки смастерили» рассказывает ученик. 3.Правила прикорма птиц «Это должны знать». Показ презентации «Чем кормить птиц?».

  1. Зимой нужно вешать кормушки на участках, в парках, в лесу.
  2. За кормушками нужно следить: чистить ее от снега, мусора.
  3. Нельзя сыпать в кормушки очень много корма.
  4. Нельзя пугать птиц.
  5. Нельзя бросать в птиц снежками.
  6. Нельзя давать птицам сладости и жареные семечки. Дайте по больше жирной каши.
  7. Нельзя давать соленое сало.
  8. Дынные и арбузные зерна следует раздавить.
Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает, какую?

Заранее подготовленные дети по очереди говорят 1 ребенок. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. 2 ребенок. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. 3 ребенок. Семья ласточек за лето - около миллиона различных вредных насекомых. 4 ребенок. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений. 5 ребенок. Птицы склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость местности. 6 ребенок. Многие птицы - санитары, способствуют оздоровлению местности. Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу. Воспитатель. Ребята с родителями смастерили кормушки, давайте их рассмотрим. Взрослые и дети показывают кормушки и рассказывают, как их мастерили.

4.Конкурс стихов «Я песнь хвалебную пою тебе, зимующая птица!»

5.Проводится викторина «Что мы знаем о птицах».

Пока члены жюри подводит итог, проводится викторина. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов. Вопросы к викторине:

  1. Как называются птицы, которые прилетают или остаются у нас зимовать?
  2. Крупные мягкие перья на голове образуют хохол. Как называется птица?
  3. Эти птица имеют особое строение клюва: крестообразно перекрещиваются. .
  4. При посадке на дерево эта птица сразу же начинает по нему очень быстро ползать вверх и вниз с одинаковой скоростью.
  5. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

  1. Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

  1. Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаз пятачком?

  1. Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка -

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда.

  1. Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.

  1. Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её ...

  1. Птичка-невеличка

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

Получается прыжок.

  1. Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.


  1. Он способен воспроизводить самые различные звуки, включая скрип дерева, крики разных птиц и зверей, человеческую речь. Что за птица?

  2. У этой птицы птенцы вылупляются голыми.

  3. Потомством занимаются оба родителя: выкармливают птенцов, отрыгивая из зоба молоко. Живут они парами.

  4. конкурс «Назови сказку». Вы должны назвать как можно больше сказок о птицах (то есть, сказки, в которых встречаются птицы).

  5. Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. Подведение итога. Награждение детей:

  1. «Лучший рисунок»
  2. «Лучшая поделка»
  3. «Лучшее сочинение»
  4. «Лучший стих»
  5. «Оригинальная кормушка»
Воспитатель. Ребята, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой. А сейчас, когда закончится наше мероприятие, мы пойдём на улицу и повесим кормушки на участке. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки». В заключение нашей с встречи, я хочу подарить каждому участнику буклеты «Что любят птицы» и «Как кормить птиц». Передайте их друзьям, знакомым, соседям. Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!

Дети одеваются и выходят на участок. Одни выносят кормушки, другие корм. Взрослые помогают развесить кормушки, дети насыпают корм.



© 2010-2022