- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по теме Три склонения имен существительных
Конспект урока по теме Три склонения имен существительных
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Махотина Н.Д. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект проблемного урока по русскому языку
в 4 классе. Тема урока: Три склонения имен существительных. Цель урока:
- Дать понятие о трёх типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с алгоритмом распознавания типа склонения по окончанию и роду.
- Развивать логическое мышление, речь, внимание, познавательный интерес учащихся, способность применять знания при постановке и решении учебной проблемы.
- Воспитывать сознательное отношение к учебе, уверенность в своих силах, любовь к русскому языку.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель: Сейчас предстоит работа по карточкам. Посмотрите внимательно и выберете, с какой карточки вы начнёте работать: красной, желтой или зеленой. (Дети выполняют работу и сдают листочки.)
ТЕМА: ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (4 класс)
Вода, стол, земля, стекло, печь.
КРАСНАЯ КАРТОЧКА
1. Просклоняйте имена существительные.
2. Какие слова склоняются одинаково?
3. Сформулируйте правило и запишите его на красной карточке.
ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА
1. Просклоняйте имена существительные.
2. Какие слова склоняются одинаково?
3. Как эти пять существительных можно разделить на три группы?
4. Сформулируйте правило и запишите его на желтой карточке.
ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА
1. Просклоняйте имена существительные.
2. Какие слова склоняются одинаково?
3. Как эти пять существительных можно разделить на три группы?
4. Обратите внимание на окончание и род имен существительных.
5. Какие существительные отнесли к первой группе (1 склонение),
ко второй группе (2 склонение), к третьей группе (3 склонение)?
6. Сформулируйте правило и запишите его на зеленой карточке.
Слова для разбора записаны на доске. Вода, стол, земля, стекло, печь. - Выведем правило вместе, работая по зеленой карточке. 1. Склонение имен существительных. И.п. (что?) вода, стол, земля. Р.п. (чего?) воды, стола, земли. Д.п. (чему?) воде, столу, земле. В.П. (что?) воду, стол, землю. Т.п. (чем?) водой, столом, землей. П.п. (о чём?) о воде, о столе, о земле.
И.п. (что?) стекло, печь. Р.п. (чего) стекла, печи. Д.п. (чему?) стеклу, печи. В.п. (что?) стекло, печь. Т.п. (чем?) стеклом, печью. П.п. (о чем?) о стекле, о печи.
- Все ли имена существительные склоняются одинаково? (нет). 2. Какие слова склоняются одинаково? На что нужно обращать внимание? (вода, земля; стол, стекло). 3. Как эти 5 существительных можно разделить на 3 группы? (т.е. есть 3 типа склонений). (вода, земля; стол, стекло; печь). 4. Обратите внимание на окончание и род имен существительных? 1 склонение 2 склонение 3 склонение - а, - я - о, - ж.р. м.р. с.р. ж.р. 5. Какие существительные отнесли к первой группе (1 скл.), к второй группе (2 скл.), к третьей группе (3 скл.)? 6. Сформулируйте правило («открытие»). (Существительные бывают 1, 2, 3 склонения. Существительные женского рода с окончанием - а, - я в именительном падеже относятся к 1 склонению; Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о относятся к 2 склонению; Существительные женского рода с нулевым окончанием с мягким знаком на конце относятся к 3 склонению).
5. Выражение решения (воспроизведение знаний). Учитель: Прочитайте правило в учебнике (с.76). Мы справились? Что мы с вами упустили и надо добавить в нашу схему? (Добавляю) 1 склонение 2 склонение 3 склонение - а, - я - - о, - е - ж.р. м.р. м.р. с.р. ж.р. Учитель: Какая же тема нашего урока? (Три склонения имен существительных). Учитель: Повторим еще раз правило по нашей схеме. Памятка с.77 Учитель: Как же определить склонение существительных? Какой порядок, алгоритм? (род, окончание - склонение). Учитель: Вернемся к нашему предложению. Разрешим противоречие. Он побежал навстречу сестре и матери. -Почему разные окончания? (Существительные разных склонений: 1 скл. и 3 скл.) 6. Первичное закрепление. - Повторим алгоритм.
- Выполнение упр.166.
8.Реализация продукта (воспроизведение знаний).
На следующем уроке показать свое творение учителю и одноклассникам и получить обратную связь в виде оценивания.