Условия успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Крыцина Марина Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Усть-Абаканская СОШ»

Условия успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников.


Каждый человек в течение своей жизни, в определенные ее моменты, задает себе вопрос: счастлив ли я? Ответ зависит от многих причин и от того, что для него значит счастье. У каждого оно свое. И у каждого из моих учеников свое счастье. Вот оно:

Счастье, что ты живешь на свете.

Счастье - это когда рядом есть тот, кого ты любишь: семья, близкие люди.

Счастье - это когда тебя поддерживают в трудную минуту.

Счастье - это когда тебя любят и уважают.

Счастье - это, когда все получается и у тебя успех.

Что нужно делать, чтобы ребенок был счастлив?

Цель современной системы образования, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, миссия школы заключается в том, чтобы научить выпускника самому строить свое счастье. Кто призван реализовать эту цель в современной школе? Без сомнения, учитель. Непосредственно этим занимаюсь и я. Я должна сделать своих учеников счастливыми и научить тому, что требуют стандарты.

Как я этого достигаю.

Первое условие для успешного формирования Универсальных Учебных Действий - педагогическая компетентность учителя.

Этому учусь при взаимодействии с коллегами: делюсь своим опытом и перенимаю опыт других учителей. Для повышения педагогической компетентности участвую в профессиональных конкурсах.

Родители учеников - мои первые помощники. Совместные экскурсии в музеи, поездки на природу, праздники и подготовка к праздникам, поездки в кинотеатр, театр «Сказка», театр им. М.Ю.Лермонтова, участие в конкурсах, викторинах, всё это способствует созданию дружного и сплочённого тандема учитель-ученик-родители. Родители принимают активное участие в культурно - массовых и оздоровительных мероприятиях школы и класса.

Суть взаимодействия с семьей заключается в том, что и я, и родители заинтересованы в раскрытии и развитии в ребенке лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. А результат - налаженный психологический контакт с родителями учеников, их мотивация на совместную с детьми и учителем деятельность.

Учитель должен постоянно заниматься самообразованием, поэтому активно прохожу курсовую подготовку в Абакане, Иркутске, Перми, в Москве. Участвую в районных, дистанционных конкурсах, мастер-классах, научно-практических конференциях. Свой опыт работы представляла на школьном, районном, республиканском и федеральном уровнях. Выступала с докладами и опытом работы на семинарах, конференциях, опубликовала работы в материалах II Республиканской научно-практической конференции, в Педагогическом альманахе, Интернете, в журнале «Учитель», в Социальной сети работников образования. В Москве, в финале IV Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок».


Второе условие для успешного формирования Универсальных Учебных Действий - включение в учебную деятельность, организация которой состоит в том, что опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, ставлю перед ними на определенном материале учебную задачу, организую процесс выполнения учащимися учебных действий. Таким образом, делаю процесс учения интересным для своих учеников:

- не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а организую, процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;

- создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;

- формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;

- создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;

- предлагаю ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечиваю при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.

СПОСОБЫ, которыми реализую данные условия, следующие:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА (по Е. Л. Мельниковой), которая базируется на системно-деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности. При этом постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ позволяет сделать процесс обучения для детей более увлекательным и интересным. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира. Средства ИКТ позволяют применять на уроках интерактивные методы обучения.

ВЫБОР УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА. Именно эта Образовательная система «Школа - 2000 …» (научный руководитель Л.Г.Петерсон) формирует такое важное умение, как умение учиться.

Третье условие для успешного формирования Универсальных Учебных Действий - это создание условий для личностного самоопределения и самореализации ребенка.

Наш с ребятами девиз в этом направлении: «Много знать - престижно, помогать товарищу - нормально, жить без творчества и активности - скучно».

Все дети класса посещают кружки, охват 100%. Организация взаимодействия в творческом направлении способствует формированию социальной компетентности школьников, развивая ее коммуникативную, эмоциональную, поведенческую и мотивационную сферы, способствует становлению нравственных качеств личности.

1. Сотрудничество с педагогами дополнительного образования:

  • кружок «Вокальный», «Танцевальный»,

  • Дом детского творчества

  • Дом культуры «Дружба»,

Поддерживаем отношения с Советом ветеранов локальных войн.

Учащиеся моего класса активные участники и победители конкурсов, викторин, выставок, конференций, олимпиад различных уровней. Прослеживается положительная динамика количества участников и призёров конкурсов, расширяется круг выбора конкурсов при переходе учащихся из класса в класс.




Из диаграммы «Динамика результатов участия школьников в конкурсах, олимпиадах» виден рост участия учеников в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах:



2007 - 2008 г. - 39 чел.

2008 - 2009 г. - 62 чел.

2009 - 2010 г. - 74 чел.

2011 - 2012 г. - 167 чел

2012 - 2013 г - 240 чел. (полугодие)

Многие конкурсы, в которых мы принимаем участие, вам известны, я хотела бы обратить ваше внимание на конкурсы, которые очень любят мои ребятишки и мы принимали участие в них впервые.


1. Проведение внеклассных мероприятий по предметам:

  • - «Декада математики»

  • - «Декада русского языка и литературы»

  • - Конкурс чтецов ко «Дню Матери»

  • - Предметные олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру.

2.Участие в интеллектуальных конкурсах:

  • Районная научно-практическая конференция «Рождественские чтения»

  • Республиканские «Кызласовские чтения» научно-практическая конференция для детей

  • Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»

  • Российский конкурс по информатике «Инфознайка»

  • Международный конкурс «Кенгуру»

  • Международный конкурс «Золотое руно»

  • Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

  • Всероссийский конкурс по английскому языку «British Bulldog»

  • Всероссийская дистанционная викторина «Васины задачки»- 2 место Иванова Алёна, 3 место Козина Уля.

3. Участие в творческих дистанционных конкурсах

  • школьный конкурс «Новогодний плакат»

  • школьный конкурс «Новогодняя елка»

  • районный конкурс поделок «Весёлое Рождество»

  • районная выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества «Смело по зебре шагая»

  • районный конкурс «Книга собирает друзей»

  • Всероссийский конкурс рисунков «Зимняя сказка»

  • Всероссийский конкурс «Игрушка на ёлку»

  • Всероссийский конкурс «Мороз рисует на стекле»

  • Всероссийский конкурс «Любимый праздник, Новый год»

  • Большой Всероссийский Конкурс «Лучший ученик 2011/2012 года» для учащихся 1-11 классов

  • Детский международный литературный конкурс «Сказка в новогоднюю ночь»

  • Конкурс сказок Детского реабилитационного центра «Вдохновение»

  • Всероссийский конкурс прикладного творчества «Когда часы двенадцать бьют»

  • Всероссийский конкурс прикладного творчества «Волшебная снежинка»

  • Всероссийский конкурс сочинений «С днём именин, Дед Мороз!»

  • III Всероссийская дистанционная викторина-игра «Новогодний переполох»

  • Всероссийская дистанционная викторина «Нескучный русский с Буквознаем»


Четвертое условие для успешного формирования Универсальных Учебных Действий - диагностика.

На заседании школьного методического объединения учителей начальных классов нами была определена модель выпускника начальной школы. В ней как раз и заложена сформированность всех четырех видов универсальных учебных действий. Результаты диагностики составляют часть портфолио учащихся, где каждый имеет возможность проследить свой личностный рост. Все достижения ребят накапливаются в портфолио, которое ведется каждым учеником под руководством учителя с помощью родителей с первого года обучения.

Конечно, я, учитель начальных классов, не могу говорить о том, что у моих выпускников полностью сформированы все компоненты учебной деятельности, но прочная основа для успешного ее формирования в основной школе закладывается: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе. Уверена, что моему выпускнику будет интересно, комфортно и хорошо в основной школе. Он обязательно будет успешен, а, значит, счастлив.












© 2010-2022