- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ахметова Т.А. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 104 им. М. Шаймуратова
Демского района городского округа г. Уфа РБ
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
учителей начальных классов
________/Муфтахетдинова Г.М./
Протокол № ____
от « ___» ___________ 2014г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР «МБОУ СОШ № 104»
им. М. Шаймуратова
__________/Хайрутдинова Л.В./
«___» ___________ 2014 г.
«Утверждено»
Руководитель «МБОУ СОШ № 104»
им. М. Шаймуратова
__________/Павлова Е.В./
Приказ № __ « __» ___2014 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Основы религиозных культур и светской этики
модуль «Основы мировых религиозных культур»
Базовый уровень, начальное общее образование составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений: Основы мировых религиозных культур и светской этики, автор Данилюк А.В. по учебнику А. Л. Беглова, Е. В. Саплиной, Е. С. Токаревой, А. А. Ярлыкапова Издательство «Просвещение» (для 4 а,б,в.г,д,е,ж классов. Срок реализации программы- II полугодие 2014-2015 учебного года)
Ахметова Танзиля Ахняфовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 104 им. М Шаймуратова
Уфа-2014
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
3. Место учебного предмета, курса в учебном плане.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
6. Содержание учебного предмета, курса.
7. Тематическое планирование (с определением основных видов учебной деятельности)
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Пояснительная записка
Важнейшей задачей для современной российской школы является формирование патриотизма как основы толерантности, которая в условиях многонационального государства выступает гарантом межнациональной стабильности и комфортности. Особую роль для достижения данной стратегической задачи выполняет комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур и светской этики». Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» сопряжено с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающим готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и социализации в будущем.
Цели учебного курса ОРКСЭ
1.Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. 2.Содействие средствами образования политике российского государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; 2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. 5. Создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
Общая характеристика учебного предмета, курса
Рабочая программа составлена на основе: 1. Требований Стандарта (п. 12.4); 2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] - М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения). 3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].-2-е изд., перераб. - М. Просвещение, 2010. - п.5.2.6 - (Стандарты второго поколения). 4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий]. Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета(курса) Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
- Патриотизм
- Социальная солидарность
- Гражданственность
- Семья
- Труд и творчество
- Наука
- Традиционные российские религии
- Искусство и литература
- Природа
- Человечество
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса)
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Личностные результаты: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; Метапредметные результаты: Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). Предметные результаты: Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; Осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета (4 класс, второе полугодие, 17 часов)
- Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
Россия - наша Родина Знакомство с историей возникновения и особенностями религиозных культур
Культура и религия
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Творческие работы учащихся: Самостоятельные творческие работы:
- По теме «Россия - наша Родина».
- По теме «Культура и религии»
- По теме «Человек в религиозных традициях мира»
- По теме «Искусство в религиозной культуре»
- По теме «добро и зло»
- По теме «Понятие греха, раскаяния и воздания»
- По теме «Священные сооружения»
Работа в парах: По теме «Священные сооружения»
Творческие работы учащихся:
-
По теме «Как я понимаю православие»
-
По теме «Как я понимаю ислам»
-
По теме «Памятники религиозной культуры в г.Чебоксары»
-
По теме «Мое отношение к миру»
-
По теме «Мое отношение к людям»
-
По теме «Мое отношение к России»
-
По теме «Моя малая Родина»
-
По теме «Герои России»
-
По теме «Мой друг»
-
По теме «Подари людям счастье»
-
По теме «Как я понимаю счастье»
-
По теме «Наши семейные праздники»
Театрализация:
-
По теме «Притча о блудном сыне»
-
По теме «Притча о милосердном самарянине»
-
По теме «Притча о талантах»
-
По теме «Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце»
-
По теме «Мудрость царя Соломона»
Календарно-тематическое планирование
по модульному курсу «Основы мировых религиозных культур»
17 часов (1час в неделю, II полугодие)
№ п/п
Наименование тем и разделов
Кол.
час.
Дата
План./Факт.
Вид учебного
занятия
Средство обучение и применение ИКТ
Характеристика
деятельности учащихся
Домашнее задание
Формируемые УУД
1
Россия - наша
Родина.
Культура и
религия.
1ч.
Комбиниров.
Актуализация
уже имеющихся
знаний
обучающихся.
Программа
Комплексного учебного
Курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Эл. приложение к учебнику. Урок № 1,2
Беседа, комментированное чтение,
работа с иллюстрацией, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, участие в учебном диалоге.
Работа с пословицами, беседа по материалу урока.
Работа в парах. 1) Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством 2) Придумай вопросы для интервью с известным человеком «Любовь к Родине», «Духовные ценности»,
3)Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание.
Предметные:
Знать:
Что такое духовный мир человека? Что такое культурные традиции? Что такое культура,
и как она создаётся? Что такое религия?
Уметь:
Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи.
Метапредметные:
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Личностные:
воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
2
Возникновение религий. Религии мира и их основатели.
1
Комбиниров.
Программа
Комплексного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Эл. приложение к учебнику.
Презентация
Беседа,
комментированное чтение,
работа с иллюстрацией, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания.
Выполнение познавательных заданий по группам
1)Составить план статьи учебника или рассказ об одной из религий.
2)Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание.
Предметные:
Знать: Знать:определение основных понятий религиозной культуры, древнейшие верования. Священные книги религий мира. Человек в религиозных традициях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религии мира и их основатели.
Метапредметные:
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Личностные:
Формирование уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества.
3
Священные книги религий мира.
1
Усвоение новых знаний
Программа
Комплексного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Эл. приложение к учебнику.
Презентация
Беседа,
комментированное чтение,
работа с иллюстрацией, Работа с текстом, работа с познавательными заданиями на выбор варианта ответа.
Выполнение познавательных заданий по группам
1)Ответить на вопросы учебника или заполнить таблицу
2)Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание.
Предметные:
Знать описание основных содержательных составляющих священных книг, описание священных сооружений, религиозных праздников и святынь. ,понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий.
Уметь устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.
Метапредметные:
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Личностные:
Формирование уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества.
4
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
1
Комбинированный
Программа
Комплексного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Эл. приложение к учебнику.
Презентация
Рассказ, беседа. Демонстрация презентации.
Работа со схемами. Литературными текстами.
Работа с учебником, с пословицами.
Выполнение познавательных заданий по группам.
1)Рассказ с примерами из истории о понимании добра и зла.
2)Обсуди содержание урока с родителями.
Предметные:
Формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное. Воспитание доброты и милосердия. Доброжелательности, уважения друг другу и окружающим, стремление совершать добрые дела.
Уметь устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
уметь понимать и сопереживать чувствам других людей.
Метапредметные:
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Личностные:
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
5
Человек в религиозных традициях мира.
1
Усвоение новых знаний
творческая работа
Программа
Комплексного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Эл. приложение к учебнику.
Презентация
Беседа, комментированное чтение,
работа с иллюстрацией, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, участие в учебном диалоге.
Работа с пословицами, беседа по материалу урока.
Выполнение познавательных заданий по группам.
1)Рассказ на тему « Что говорит о человеке одна из религий»
(по выбору)
2)Обсуди содержание урока с родителями
Предметные:
Знать :Что такое «внутренний мир» Человека?
Что в разных религиях считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние?
Уметь: сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры.
Метапредметные:
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Личностные:
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
6
Священные сооружения
1
Усвоение новых знаний
Программа
Комплексного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Эл. приложение к учебнику.
Презентация
Работа с текстом, работа с познавательными заданиями на выбор варианта ответа.
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрацией.
Работа в парах.
Найти в своём городе свящ. сооружение.
Описать его.
Предметные:
Знать описание священных сооружений, религиозных праздников и святынь.
Уметь сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры.
Метапредметные:
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Личностные:
Формирование уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества.
7
Искусство в религиозной культуре.
1
Усвоение новых знаний
Программа
Комплексного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Эл. приложение к учебнику.
Презентация
Беседа, комментированное чтение,
работа с иллюстративным материалом.
Составить план ответа по теме:
«Искусство в религиозной культуре……» или написать мини-сочинение «Моё впечатление от….»
Предметные:
Знать историческуую иконопись, составлять устный рассказ на основе увиденного, символы искусства различных религиозных культур..
Уметь сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры.
Метапредметные:
принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, уметь работать с разными источниками информации.
Личностные:
Формирование уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества.
8
Творческие работы учащихся
1
Урок-проект
презентации
Беседа, групповая творческая и самостоятельная работа учащихся, представление сказок и сценок. Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам.
Предметные:
Знать: Как готовится
творческая работа, какие
существуют виды творческих работ? Как пользоваться литературой и др. источниками
информации? Как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы?
Из чего складывается оценка
творческой работы.
Уметь: искать требующую литературу. Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст.
Оформить работу в
соответствии с требованиями.
Подготовить устно выступление.
Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ.
Метапредметные:
информационный поиск для выполнения учебных заданий, развитие творческих способностей.
Личностные:
Знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения.
9
История религий в России
1
Усвоение новых знаний
Программа
Комплексного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Эл. приложение к учебнику.
Презентация
Беседа, комментированное чтение,
работа с иллюстрацией, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, участие в учебном диалоге.
Работа с пословицами, беседа по материалу урока.
Работа в парах.
1)Ответ на тему:«Если бы я писал картину на сюжет выбора веры, что бы я на ней изобразил»
2)Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание.
Предметные:
Знать: как развивались различные религиозные культуры в истории России, их символы, священные книги, сооружения, обряды.
Метапредметные:
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Личностные:
воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны;
10
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
1
Усвоение новых знаний
Программа
Комплексного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Эл. приложение к учебнику.
Презентация
Беседа, комментированное чтение,
работа с иллюстрацией, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, участие в учебном диалоге.
Работа с пословицами, беседа по материалу урока.
Работа в парах.
1) Подготовь рассказ о какой-либо одной традиции или ритуале.
2)Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке.
Предметные:
Знать о религиозных ритуалах мировых религий, их возникновении.
Уметь сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры.
Метапредметные:
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Личностные: Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
11
Паломничества и святыни.
1
Усвоение новых знаний
Программа
Комплексного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Эл. приложение к учебнику.
Презентация
Беседа, комментированное чтение,
работа с иллюстрацией, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, участие в учебном диалоге.
1)Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке.
2)Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание.
Предметные:
Знать о религиозных святынях мировых религий, местах паломничества верующих людей.
Уметь сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры.
Метапредметные:
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Личностные: Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
12
Праздники и календари
1
Комбинированный
Творческая работа
Программа
Комплексного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Эл. приложение к учебнику.
Презентация
Беседа, комментированное чтение,
работа с иллюстрацией, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, участие в учебном диалоге.
Работа в парах.
Расскажи членам семьи и друзьям о религиозных праздниках.
Предметные:
Знать праздники разных религий, обряды и ритуалы.
Уметь сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры.
Метапредметные:
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Личностные: Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов
13
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
1
Комбинированный
Программа
Комплексного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Эл. приложение к учебнику.
Презентация
Беседа, комментированное чтение,
работа с иллюстрацией, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, участие в учебном диалоге.
Предметные:
Знать общечеловеческие нравственные ценности ,понятие морали, соотношение морали и религии.
Уметь сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставления их с нормами религиозной культуры
Метапредметные:
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Личностные:
Формировать умение критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. Воспитание нравственных принципов собственного развития.
14
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья.
1
Комбинированный.
Театрализация притчи
Программа
Комплексного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Эл. приложение к учебнику.
Презентация
Беседа, комментированное чтение,
работа с иллюстрацией, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, участие в учебном диалоге.
Работа в парах.
Приведите примеры милосердия в
вашей семье. Поговорить с родителями о ценностях своей семьи. Подобрать пословицы о семье, можно разных народов
Предметные:
Формированию ценностного отношения к окружающему миру, понимания и осознания учащимися нравственной ценности «милосердие», понятия «семья» и «семейные ценности».
Уметь сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры.
Метапредметные:
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Личностные:
освоение социальных норм, правил поведения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
15
16
Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству.
2
Комбинированный.
Театрализация притчи
Программа
Комплексного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Эл. приложение к учебнику.
Презентация
Беседа, комментированное чтение,
работа с иллюстрацией, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, участие в учебном диалоге.
Работа в парах.
Подобрать пословицы о труде. Расскажите об особенностях отношения к труду, долгу, ответственности у разных религий и друзьям о государстве и морали гражданина.
Предметные:
Знать понятия долга, свободы, ответственности и труда, особенности отношения к этим понятиям в разных религиях.
Уметь приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их, сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры.
Метапредметные:
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Личностные:
освоение социальных норм, правил поведения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
17
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
1
Урок-проект
Презентации
Беседа, групповая творческая и самостоятельная работа учащихся, представление сказок и сценок.
Предметные:
Уметь приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их, сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры.
Метапредметные:
Формирование умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий., адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий.
Личностные:
освоение социальных норм, правил поведения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Условные обозначения: МП -мультимедийная презентация
ЭОР-электронные образовательные ресурсы
ФХ-фонохрестоматия
ИД-интерактивная доска
№
Содержание
(раздел, тема урока) Кол-во час.
Срок проведения
Примечание
План
Факт
РОССИЯ - НАША РОДИНА (1 час)
1
Россия - наша Родина.Культура и религия.
1
16.01.
2015г.
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ (14 часов)
1
2
Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги мира.
2
23.01
30.01
МП
3
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания.
1
6.02
МП
4
Человек в религиозных традициях мира.
1
13.02
МП
5
6
Священные сооружения.Искусство в религиозной культуре.
2
20.02
27.02
7
Творческие работы учащихся.
1
6.03
МП
8
9
История религий в России.
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
2
13.03
20.03
МП
10
Паломничества и святыни.
1
3.04
МП
11
12
Праздники и календари.
Религия и мораль.Нравственные заповеди в религиях мира.
2
10.04
17.04
МП
13
14
Милосердие, забота о слабых,взаимопомощь.Семья.
Долг. Свобода.Ответственность.Труд.
2
24.04
8.05
МП
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ (2 часа)
1
2
Любовь и уважение к Отечеству.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
2
15.05
22.05
МП
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения: Учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше. В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие. Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала; технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
-
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА для учащихся:
- Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
для учителя:
- Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
- Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. - Чебоксары, 2010.
для родителей:
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.
Интернет ресурсы
- http://www.openclass.ru/node/140319
- http://www.prosv.ru/umk/okr/info.aspx?ob_no=26678