РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Этика и психология делового общения» для специальности 080114

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ПИЩЕВОЙ КОЛЛЕДЖ № 33













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Этика и психология делового общения».

080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Преподаватель Бармасова В. А.







2014



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Этика и психология делового общения»
1.1. Область применения программы: Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) укрупнённой группы специальностей 080000 Экономика и управление. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки взрослого населения в финансово-экономической сфере по профессиям: 20336 Бухгалтер 23369 Кассир
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл - ОГСЭ.05. В процессе изучения дисциплины будут сформированы общие и профессиональные компетенции.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.



1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - определять психологические процессы и состояния; управлять эмоциональными состояниями; - определять типы темперамента, учитывая особенности в общении; - разрешать проблемные ситуации; - использовать формы и виды общения в профессиональной деятельности; - использовать правила профессионального поведения в практике деловых отношений; - применять правила поведенческого этикета в различных сферах человеческой жизни;

- применять в профессиональной деятельности различные виды бесед, используя формулы (элементы) речевого этикета; - уметь использовать стратегию поведения при конфликтах в деловых отношениях; - преодолевать коммуникативные барьеры; знать

- понятие о психологии и психике;

- познавательные процессы и их характеристику; - психологические состояния, их влияние на профессиональную деятельность; - индивидуально - психологические свойства личности и их проявления; - формы и виды общения, психологическую основу делового общения, этикет делового общения; - вербальные и невербальные средства общения;

- понятие об этике, морали, нравственности и этикете, правила профессионального поведения коммерческого работника

- требования к речи делового человека, речевой этикет и его элементы (формулы);

- требования к деловым телефонным разговорам

- методы ведения деловой беседы;

-что такое конфликт и его виды;

-способы предотвращения и разрешения конфликтов


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающихся - 39 часов.

1.5. Использование часов вариативной части ОПОП:

п/п

Дополнительные знания, умения

, наименование темы

Кол-во часов

Обоснование включения в рабочую программу


1

Знать:

общее понятие о науке психологии, иметь представление о психике

Введение

4

Необходимость формирования знаний о психологии, внутреннем мире человека, именуемом психикой

2

Уметь:

определять психологические процессы и состояния

Знать:

познавательные процессы и их характеристику

Тема 1.1 Характеристика познавательных процессов

14

Необходимость формирования умений определять психологические процессы и состояния; владеть навыками управления эмоциональными состояниями

3

Уметь:

определять психологические состояния; управлять эмоциональными состояниями.

Знать:

виды психологических состояний, их влияние на профессиональную деятельность

Тема 1.2 Психологические состояния и их влияние на профессиональную деятельность.

4

Необходимость формирования умений по определению психологических состояний по управлению эмоциональными состояниями.

Необходимость формирования знаний о психологических состояниях, их влиянии на профессиональную деятельность

4

Уметь:

определять типы темперамента и особенности характера.

Знать:

индивидуально-психологические свойства личности и их проявления.

Тема 1.3.

Свойства личности человека, взаимосвязь с деятельностью

14

Необходимость формирования умений определения типов темперамента человека и особенностей его характера для использования в профессиональной деятельности;знаний об индивидуально-психологических свойствах личности.

5

Уметь:

применять правила поведенческого этикета в различных сферах человеческой жизни.

Знать:

понятие об этике, морали, нравственности и этикете;

правила профессионального поведения

Тема 2.1. Этика- наука о морали, профессиональная этика


8

Необходимость формирования умений применять правила поведенческого этикета в различных сферах человеческой жизни и знаний об этике, морали, нравственности и этикете; правилах профессионального поведения.

6

Уметь:

строить диалог с учётом формул речевого этикета.

Знать:

требования к речи делового человека, речевой этикет и его элементы (формулы).

Тема 2.2 Культура речи.

6

Необходимость формирования умений строить диалог с учётом формул речевого этикета и знаний требований к речи делового человека, речевого этикета и его элементов (формулы).

7

Знать:

требования к деловым телефонным разговорам.

Тема 2.3 Культура телефонного разговора.

2

Необходимость знаний требований к деловым телефонным разговорам

8

Уметь:

использовать в профессиональной деятельности различные виды бесед

Знать:

методы ведения деловой беседы.

Тема 2.4 Техника ведения и этикет деловой беседы.


3

Необходимость формирования умений использовать в профессиональной деятельности различные виды бесед и знаний методов ведения деловой беседы.

Контрольная работа

1

9

Уметь:

использовать формы и виды общения в профессиональной деятельности.

Знать:

формы и виды общения, психологическую основу делового общения, этикет делового общения.

Тема 3.1 Сущность общения, его виды и функции

8

Необходимость формирования умений использовать формы и виды общения в профессиональной деятельности и знания форм и видов общения, психологических основ делового общения, этикета делового общения.

10

Уметь:

преодолевать коммуникативные барьеры, использовать знания об общении в практике деловых отношений.

Знать:

знать вербальные и невербальные средства общения

Тема 3.2 Вербальные и невербальные средства общения

4

Необходимость в деятельности бухгалтера формирования умений преодолевать коммуникативные барьеры, использовать знания об общении в практике деловых отношений, знаний

вербальных и невербальных средств общения

11

Уметь

использовать стратегию поведения в конфликтах в деловых отношениях.

Знать: что такое конфликт и его виды, способы предотвращения и разрешения конфликтов.

Тема 3.3 Конфликты и их разрешение.

8

Необходимость формирования умений использовать стратегию поведения в конфликтах в деловых отношениях ,знаний, о конфликте, его видах, способах предотвращения и разрешения конфликтов.

Зачёт

2

Итого

78

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78 в том числе:


практические занятия

30 контрольные работы

1 Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39 в том числе:


чтение текста (учебника, дополнительной литературы)

конспектирование текста

выписки из текста

работа со словарями и справочниками

использование Интернета

работа с конспектом лекций

письменные и устные ответы на вопросы

подготовка сообщений и выступлений

составление таблиц


Итоговая аттестация в форме зачёта


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Этика и психология делового общения»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала:

4


1

Психология и этика делового общения как междисциплинарная область. Понятие о психике и сознании Важнейшие принципы и методы психологии. Этические правила и нормы.

Раздел 1. Общие сведения о психологии



50


Тема 1.1 Характеристика познавательных процессов
















Содержание учебного материала:


10


2

Познавательные психические процессы.

Внимание как условие сознательной деятельности, виды и свойства внимания, их роль в организации трудового процесса.

Ощущения, виды ощущений, их роль в практике работы бухгалтера, особенности восприятия.

Память, процессы и виды памяти и их значение в коммерческой деятельности. Развитие профессиональной памяти.

Мышление и речь.

Практические занятия 1- 2

4


  1. Управление вниманием и ощущения в работе бухгалтера.

  2. Развитие профессиональной памяти в деятельности бухгалтера по продажам



Самостоятельная работа обучающихся

8


Подготовка выступлений на темы:

«Как тренировать свою память»

«Условия прочного запоминания»

Ответы на вопросы по теме «Психика и сознание»

Работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами.



Тема 1.2 Психологические состояния и их влияние на профессиональную деятельность.

Содержание учебного материала:

2

2

Психологические состояния, их виды, характеристика. Самоконтроль и управление эмоциональным состоянием в процессе общения и деловых отношений.




Практическое занятие 3

2



3. Определение психологических процессов и состояний в различных профессиональных ситуациях




Самостоятельная работа обучающихся

2



Составление кроссворда на тему: «Психические процессы и состояния».

Тема 1.3.

Свойства личности человека, взаимосвязь с деятельностью



Содержание учебного материала:

10

2


Психология личности, её структура. Соотношение биологического и социального в личности. Личность и индивидуальность. Способности и задатки.

Типы высшей нервной деятельности, их роль в процессе общения. Характеристика типов темперамента.

Понятие о характере. Характер и стиль общения.


Практические занятия 4-5

4



  1. Использование психологической терминологии - «самоанализ», «рефлексия», «самосознание», «самооценка личности» и др.

  2. Определение типов темперамента.




Самостоятельная работа обучающихся.

8

3

Самостоятельная работа с учебником по вопросам:

Способности личности, возможности их развития;

Характеристика типов темперамента.

Участие в тестировании по вопросам темы.

Разработка предметного диктанта по теме «Типы высшей нервной деятельности».

Раздел 2. Этическая культура делового человека

34


Тема 2.1. Этика- наука о морали, профессиональная этика


Содержание учебного материала:

4

2

Этика, общие сведения об этике-науке, этической культуре. Взаимосвязь понятий: мораль, этика, нравственность.

Понятие о профессиональной этике.

Поведение человека, правила и нормы профессионального поведения.

Проявления правил приличия в быту, на досуге, в сфере деловых отношений.



Практические занятия 6-7

4


  1. Формирование умений в области профессионального поведения

  2. Использование правил поведенческого этикета в различных сферах.



Самостоятельная работа обучающихся.

4


Подготовка к уроку-семинару «Этикет и сферы его действия»

Самостоятельная работа с учебником по вопросу: «Этический кодекс в профессиональной деятельности».



Тема 2.2 Культура речи.


Содержание учебного материала:

2

3

Требования к речи делового человека. Понятие «культура речи», «речевой этикет». Речевой этикет в деловом общении, правильное словоупотребление, произношение, соблюдение грамматических норм в устной и письменной речи.


Практические занятия 8-9

4



8.Упражнения по использованию формул речевого этикета (приветствие, обращение, благодарность и др.).

9.Составление деловых диалогов


Самостоятельная работа обучающихся.

4


Работа с дополнительной литературой, интернет-ресурсами по теме «Культура речи».

Выполнение заданий с использованием словарей.

Тема 2.3 Культура телефонного разговора.


Содержание учебного материала:

2

3

Культура телефонного общения как средство формирования имиджа коммерсанта и имиджа фирмы.

Требования к частным разговорам по телефону в деловой обстановке.

Самостоятельная работа обучающихся.

4

Составление плана диалога по телефону, исходя из предложенной ситуации.

Составление текста телефонограммы.

Тема 2.4 Техника ведения

и этикет деловой беседы.



Содержание учебного материала


Сущность деловой беседы, ее преимущество в деловых связях. Подготовка беседы и ее структура. Этикет деловых переговоров.

1


Практическое занятие 10

2


10. Использование в профессиональной деятельности различных видов бесед (информационная, беседа - изложение, беседа в «конкретной» ситуации) и методы их ведения.



Самостоятельная работа обучающихся.

2


Составление интервью на предложенные темы.

Контрольная работа

1

Итого в 5 семестре

88

Раздел 3 Психология делового общения.


29

Тема 3.1 Сущность общения, его виды и функции

Содержание учебного материала

4

2

Общение: функции, механизм общения. . Типовые схемы формирования первого впечатления, типовые ошибки восприятия, влияние их на процесс общения. Виды и формы общения.

Практическое занятие 11-12

4

11. Использование различных видов и форм общения.

12. Формирование умений по преодолению коммуникативных барьеров.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Составление таблицы: «Виды и формы общения»

Анализ содержания таблицы по разработкам Э. Бёрна (Теория транс активного анализа).

Тема 3.2 Вербальные и невербальные средства общения

Содержание учебного материала

2

2

Словесные (вербальные) и несловесные (невербальные) средства общения их роль и значение в деловом общении.

Практическое занятие 13

2

13. Отработка умений по использованию различных средств общения.


Самостоятельная работа обучающихся

2


Самостоятельная работа с учебником по вопросу: «Невербальные средства общения»

Работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами.


Тема 3.3 Конфликты и их разрешение.

Содержание учебного материала

4

2

Теория и практика конфликтов. Предпосылки, источники и причины конфликтов. Классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный и межгрупповой.

Способы предотвращения и способы разрешения конфликтов. Овладение искусством критики.

Стратегия поведения в конфликтах

Психологические способы воздействия в процессе делового общения.

Изучение особенностей группового и индивидуального поведения. Макросреда личности. Выявление социально-психологических механизмов, лежащих в основе взаимодействия между нашим «я» и социальной средой личности.

Практические занятия 14 - 15

4

14. Формирование умений поведения в конфликтах (работа в «малых» группах).

15. Деловая игра «Разрешение конфликтов»


Самостоятельная работа обучающихся

3

Самостоятельная работа с учебником по вопросам:

«Психологические и нравственные последствия конфликтов»,

Составление конспекта «Психологическая несовместимость»

Письменный ответ на вопрос «Что такое конфликтогены?»

Подготовка к контрольной работе.



Зачёт

2


Итого в 6 семестре

29


Всего по дисциплине

117



3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Этика и психология делового общения»
Оборудование учебного кабинета: - рабочие места по количеству обучающихся - рабочее место преподавателя; - персональный компьютер; - телевизор; - экран; - мультимедийная установка; - комплект раздаточного материала; - наглядные пособия (таблицы и схемы по темам курса).
Технические средства обучения: - телевизор; - мультимедийная установка; - экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
  1. И.И. Зарецкая «Основы этики и психологии общения», ООО «Издательство Оникс», М.2011 г.

Дополнительные источники:
  1. Н.С.Ефимова «Основы общей психологии» ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М
  2. Р.С. Немов «Общая психология», ПИТЕР, 2007 г.
  3. Т.В.Барлас «Общая психология», Москва Academa A 1997 г.
  4. О.Ю.Свергун «Психология успеха» М. «АСТ-ПРЕСС», 2000 г.
  5. С.В. Шершня «Управление персоналом современной организации» - М., Бизнес - школа «Интел-Синтез», «00 г.

  6. В.П. Пугачёва «Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом» - М., Аспект-пресс, 2001 г.

  7. Краткий толковый словарь русского языка/ Под ред. В.В.Розановой.- М.: Русский язык, 1982.
  8. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов.- М.: Педагогика, 1984.
Интернет-ресурсы:
  1. Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ
  2. Учительский портал.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения -работать со стандартами при приеме товаров по качеству и отпуске их при реализации;


ОК Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы осуществлять контроль за соблюдением обязательных требований нормативных документов, а также требований на добровольной основе ГОСТ, ГОСТ Р, ТУ;


ОК Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы переводить внесистемные единицы измерений в единицы Международной системы (СИ);


ОК Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы
ОК 4, 5 Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы
ОК 6, 8 Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы
ОК 2, 4, 6 Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы
ОК 5, 6, 9 Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы
ОК 4, 6 Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, защите выступлений к уроку-семинару

6

© 2010-2022