- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Почемучки 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Почемучки 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гордеева И.Г. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Утверждаю»
Зам. директора
ГБОУ СОШ №2100
Огурцова Г.К.
«_____» ________2014г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА «ПОЧЕМУЧКИ» в Школе развития «Северная звезда 2» ( 1класс).
Учебно - дидактический материал: Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.- 64 с.
2014 - 2015 учебный год.
36 часа Учитель: Гордеева И. Г.
№
Урока
по теме
Дата проведения
Название разделов и тем
ИКТ
Введение в экологию.
1
Понятие о природе, красоте природы.
Презентация
2
Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях.
Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Молчаливые соседи.
3
Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Презентация
4
Установление природных закономерностей, взаимосвязей.
5
Фотовыставка «Наши любимцы».
Пернатые друзья.
6
Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.
7
Акции: «Кормушка», «Птичья столовая».
О чем шепчут деревья.
8
Сезонные изменения деревьев в природе.
Презентация
9
Особенности роста и развития деревьев.
Загадки животного мира.
10
Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах России и их приспособленность к зимнему периоду.
11
Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах России и их приспособленность к зимнему периоду.
12
Заочное путешествие «Загадки животного мира». Презентация
Секреты неживой природы.
13
Наблюдение за состоянием воды в природе. Интересное в неживой природе.
Презентация
14
Игра «Тайны вокруг нас».
Оранжерея на окне.
15
Наблюдение за комнатными растениями. Ухаживание и выращивание растений.
16
Наблюдение за комнатными растениями. Ухаживание и выращивание растений.
17
Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.
Презентация
18
Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.
Презентация
Человек - часть живой природы.
19
Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества.
Презентация
20
Изучение элементарных правил безопасной работы.
21
Выращивание лука в комнатных условиях.
Правила ухода.
22
Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода.
Охрана природы.
23
Знакомство с понятием «Красная книга».
Презентация
24
Знакомство с редкими видами растительного и животного мира.
25
Знакомство с редкими видами растительного и животного мира.
Досуговые мероприятия
26
Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?
Презентация
27
Праздник «День птиц».
Презентация
28
Устный журнал «Наш дом - планета Земля».
29
Гостиная «В гостях у золотой рыбки».
30
Игра «Азбука экологии».
31-32
Игра «Приключения в лесу».
33-34
Праздник «Наш окружающий мир».
Презентация
35-36
Подведение итогов.
Учитель: Гордеева И. Г.
Пояснительная записка Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Начальная школа - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей. Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание. В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность - духовно, интеллектуально, нравственно. На наш взгляд, нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа «Почемучки» основывается на принципах. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной - наш район, наш город, наш регион. Новизна программы «Почемучки» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде. Цели программы «Почемучки»: - формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры); - формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира. Задачи программы: Обучающие: - расширять представления об окружающем мире; - формировать опыт участия в природоохранной деятельности; - формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие: - развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы; Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в ГБОУ СОШ № 2100 для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс). Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:
- русский язык;
- литературное чтение;
- окружающий мир;
- технология;
- изобразительное искусство.
Класс
Кол-во часов
1 класс
33 часа
2 класс
35часов
3 класс
35часов
4 класс
35часов
«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки»
Личностные - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; - эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат. - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия - ставить и формулировать проблемы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей; В программе «Экологический клуб «Почемучки» описаны требования к обучающимся по годам обучения. К концу первого года обучения школьники должны знать: 1.Секреты живой и неживой природы 2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города 3. Нравственные правила обращения с объектами природы К концу первого года обучения школьники должны уметь: 1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов. 2.Оказывать помощь птицам в зимнее время 3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе К концу второго года обучения школьники должны знать: 1. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики 2. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края 3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой К концу второго года обучения школьники должны уметь 1.Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе 2.Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России. 3. Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами. К концу третьего года обучения школьники должны знать: 1.Реальные местные экологические условия. 2. Способы охраны природы 3.Некоторые охраняемые растения и животные Кемеровской области К концу третьего года обучения школьники должны уметь: 1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить 2. Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке 3.Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования К концу четвёртого года обучения школьники должны знать: 1.Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы 2.Нравственные и правовые принципы природопользования 3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь: 1.Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах 2.Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе 3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении К концу 4 -го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Список литературы
Список литературы для учителя
Основная литература
1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. - М.:Просвещение, 2010, 119с.
3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010, 223с.
6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 9785090210584.
8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
Дополнительная литература
1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.
4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. - журнал «Начальная школа» №10, 2005.
6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). - журнал «Начальная школа», 1998, №10.
7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.
Список литературы для обучающихся
Основная литература
1.Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.
2.Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.
Дополнительная литература
1.Скребцова, М. Природа - глазами души.: М.: 1999, 48 с.
2.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- 64 с.
3.Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня. 3-4 класс: тетрадь для занятий.- Волгоград: Учитель, 2010, 39 с.
«Согласовано» «Утверждаю»
Кафедра учителей Директор
начальной школы ГБОУ СОШ № 2100
Зиновьева Н. В.
О1.09.2014 г.
Рабочая программа
по экологическому курсу «Почемучки»
для обучающихся в Школе развития «Северная звезда 2»
(1 класс)
2014 - 2015 год
г. Москва