Проверка написания гласной в суффиксах – ек, -ик

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Схема конспекта урока

Учитель: Колесникова Ирина Владимировна

Предмет русский язык Класс 3Б

Тема урока: "Проверка написания гласной в суффиксах - ек, -ик". Цели урока: формирование умения правописания в словах суффиксов - ек, - ик; научить применять правило правописания данных суффиксов на практике. Задачи урока: − организовать наблюдение за написанием суффиксов - ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов - ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы; − способствовать развитию орфографической зоркости, логики, интереса к предмету; − способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи. Оборудование: учебник «Русский язык» 3 кл., (автор А.В.Полякова и др.), компьютер, видеопроектор, карточки для самостоятельной и индивидуальной работы Предполагаемый результат:

  • знание правописания суффиксов -ек, -ик в словах;
  • формирование интереса к теме, и к предмету в целом;
  • самоорганизация работы в группах по составлению алгоритма правописания суффиксов;

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент,

включающий:

• постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе

урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)


  • Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе: готовность класса к работе на уроке; организация внимания всех учащихся и настрой на продуктивную работу во время урока.


  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь

на данном этапе урока;


  • Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе: обеспечить рабочую обстановку на уроке; психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию; развитие мелкой моторики руки.

  • Задачи:

  • доброжелательный настрой учителя и учащихся;

  • проверка готовности учащихся к работе на уроке;

  • быстрое включение класса в деловой рабочий ритм;

  • организация внимания всех учащихся;

• описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную

деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с

которым работает педагог)

  • Методы организации работы учащихся на начальном этапе:
  • Мотивация учебной активности учащихся - учебные требования.
Учитель: Ребята, для чего вы приходите на урок?

Учитель: Начинаем старательно работать. Что вам необходимо сделать перед началом работы?

  • Создание ситуации успеха учащихся.
Учитель: Теперь вы готовы к тому, чтобы активно работать на уроке. Будьте внимательны, старательны и у вас всё получится.

Учащиеся отвечают вместе: Мы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Учащиеся: Чтобы красиво писать в тетради, необходимо выполнить гимнастику для пальцев рук(выполняют под музыкальную мелодию) Учащиеся открывают тетради, записывают число, классная работа.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

• определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

  • Цель этапа: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся по пройденному материалу о правописании и значении суффиксов.

Результат, который должен быть достигнут учащимися:

  • знать значение суффиксов;

  • уметь самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов;

  • уметь правильно выделять суффиксы на письме.


  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь

на данном этапе урока;



  • описание методов,

способствующих решению

поставленных целей и задач;


  • Цель: образование новых слов с помощью изученных суффиксов.

Задачи этапа:

  • установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление ошибок и их исправление;

  • оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля учащихся;

  • создание благоприятного эмоционального тонуса учащихся в учебно-познавательной деятельности

Метод, способствующий решению поставленных задач: фронтальный опрос Учитель: Каким способом образованы новые слова при выполнении домашнего задания?

Учитель: Какой суффикс помог вам образовать новые слова? Учитель: На что он указывает?



Учащиеся: Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом. Учащиеся: Суффикс -ищ

Учащиеся: Суффикс -ищ- указывает на то, что предмет очень большой.



  • Метод мотивирования учебной активности: стимулирование занимательностью - введения в учебный процесс занимательных примеров
Учитель: Ребята, посмотрите через увеличительное стекло на предметы (Слайд 1) Что вы увидели?




Учащиеся: - Это не кот, а... (Котище.) - Не слон, а … (Слонище.) - Не дом, а …(Домище.)

-Предметы увеличились с помощью суффикса -ищ.

• описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;


  • Для того чтобы цели и задачи данного этапа были достигнуты, важно, чтобы цели преподавателя стали целями учащихся. Для этого необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель на уроке:

1. Визуальные:

  • Тема-вопрос

  • Работа над понятием

2. Аудиальные:

  • Подводящий диалог

  • Проблема предыдущего урока.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

  • Метод, способствующий достижению поставленных целей: частично-поисковый.

Учитель: Вспомните, чем вы занимались на прошлом уроке. Найди верное утверждение (Слайды 2-5).
Учитель: Что вы знаете о суффиксах? Дети выбирают на слайдах правильный ответ: 1)Суффикс - это маленькое слово. Суффикс - это часть слова. 2)Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. 3)Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. 4)Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.




Учащиеся:Изучали написание суффиксов.

Учащиеся: 1)Суффикс - это часть слова.

2)Суффикс служит для связи слов в предложении. 3)Суффикс стоит после корня.

4)Суффикс имеет значение.

• определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

Возможные действия педагога:

  • Работа с таблицей (висит на доске);

  • Работа с учебником (правило).

• описание методов организации совместной деятельности учащихся с

учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

  • Метод организации совместной деятельности учащихся: взаимопроверка и самооценка домашнего задания.

Учитель: Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения домашнего задания вашего товарища.

Учащиеся обмениваются тетрадями.

  • описание методов

мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе

опроса;


  • Метод стимулирования учебной активности: поощрение учащихся, стимулирование на успех.
Учитель: Молодцы, ребята. Вы успешно справились с домашним заданием. Ведь с помощью суффиксов вы теперь можете самостоятельно образовывать новые слова, увеличивать и уменьшать предметы. Знания о суффиксах помогут вам при изучении новой темы сегодня на уроке. Вы уже догадались, чем мы будем заниматься на уроке?

Учащиеся: Мы будем изучать правописание суффиксов.

• описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

  • При оценивании ответов учащихся необходимо придерживаться определённых критериев используя различные методы:

- объективность (создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания обучаемых, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому);

- обоснованность оценок (их аргументация);

- систематичность (как важный психологический фактор, организующий и дисциплинирующий обучаемых, формирующий настойчивость и устремленность в достижении цели);

- индивидуальный и дифференцированный подход к оценке знаний (предусматривает выбор таких дидактических условий, при которых снимается психологическая напряженность при ответе, и дает педагогу возможность полно, правильно и объективно выявить и оценить знания) обучаемых);

- всесторонность и оптимальность.

3.

Изучение нового учебного

материала. Данный этап

предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на

данном этапе урока);


  • Постановка учебной цели перед учащимися:

  • научиться правильно писать суффиксы -ик, -ек;

  • уметь образовывать с помощью суффиксов новые слова;


  • определение целей и задач,которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;


  • Цель, которую ставит перед собой учитель на данном этапе:

  • Дать учащимся представление о правописании суффиксов -ик, -ек.

  • Добиться усвоения учащимися правила написания суффиксов -ик,-ек;

  • Задачи данного этапа, которые ставит перед собой учитель:

  • На основе приобретённых знаний выработать у учащихся соответствующие умения и навыки;

  • Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами действий;

  • Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.


  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися ;


  • Изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися:

Буквы е - и в суффиксах -ик, -ек - это орфограммы. Чтобы правильно писать слова с суффиксами -ик и -ек, нужно изменить форму слова или поставить его во множественное число. Если гласный не выпадает, то в суффиксе нужно писать букву и: ключик - ключики. Если гласный выпадает, то в суффиксе нужно писать букву е: замочек - замочки.

• описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;


  • Формы и методов изложения (представления) нового учебного материала:

  • Создание проблемной ситуации.
Учитель: Сегодня вам предстоит побывать в роли Спасателей. А спасать будем Виктора Перестукина, который попал в страну невыученных уроков. Как вы думаете, кто попадает в страну «Невыученных уроков»?

Витя за один день получил пять двоек. Вы согласны помочь мальчику исправить двойки? Технические средства обучения (отрывок из мультфильма) -Знаете ли вы как пишутся данные суффиксы? - С правописанием каких суффиксов нам предстоит сегодня познакомиться на уроке?
Учитель: -Вы хотите научиться писать слова с этими суффиксами? -Какова будет цель нашего урока?
-Вы согласны помочь мальчику открыть ворота? -Что для этого необходимо?
  • Самостоятельный поиск решения учебной проблемы.
Учитель:-К какой части речи относятся данные слова?
- Что бы вы предложили сделать с этими словами?

Учащиеся: В страну «Невыученных уроков» попадают дети, которые не учат уроки и получают плохие оценки.

Мы согласны научить Витю учиться и помочь ему исправить двойки.

Учащиеся: Нет.

Учащиеся: Нам предстоит сегодня узнать, когда пишутся суффиксы -ик, -ек.

-Да.


-Научиться правильно писать слова с суффиксами -ик, -ек.

- Да. -Правильно записать слова замоч…к и ключ….к.

Учащиеся: Это имена существительные. -Их можно изменить по числам: ключики(мн.ч.) замочки (мн.ч.),; -Ещё можно изменить форму слова: (нет) ключика, (за) ключиком. (нет) замочка, (с) замочком, (для) замочка.

• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с

учетом особенностей класса, в котором работает педагог;


  • Описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся:

  • Работа в парах.
Учитель: - У вас на парте лежит карточка с таблицей. Исследуйте и понаблюдайте за суффиксами в словах.

Измени по числам Единственное число Множественное число Надо писать кузнеч…к кузнечики кузнечик сыноч…к сыночки сыночек

Измени форму слова (кто?) слон…к (нет) слоника (дал) слонику (что?) кусоч..к (нет) кусочка (рад) кусочку -Что вы заметили, увидели?

- Сделайте вывод, в каких случаях надо писать - ек , а в каких -ик?

  • Индивидуальная работа на карточках.
Задание: вспомнить правописание словарных слов (вставить пропущенные буквы) г…рох, м..рковь, …рбуз, …гурец. С помощью суффиксов уменьшить эти предметы
  • Групповая работа.
Учитель: -Что такое фразеологизм?

Учитель: - Подберите к данному фразеологизму синоним: На один зуб. - С помощью суффикса уменьшите слово нос. Объясните правописание суффикса.


Учитель: Сейчас вам предстоит поработать в группах (группы образовать по рядам - 3 группы). Вспомните и назовите как можно больше фразеологизмов про нос.
Учитель: Молодцы! Все группы справились с заданием. Первая группа назвали 6 фразеологизмов, вторая - 8, третья - 7.

Дети работают в парах

Учащиеся: В слове кузнечик во мн. ч. буква и в суффиксе остается, а в слове сыночек во мн. ч. буква е «убегает».

-Значит, если гласный в слове выпадает, то пишется -ек. А если гласный остаётся, то пишется -ик.



Учащиеся: горошек, морковка, арбузик, огурчик.


Учащиеся: Фразеологизм - устойчивое выражение с самостоятельным значением

- С гулькин нос.

- носик. - Поставим слово носик во множественное число носики. Гласный не выпадает- значит, пишем суффикс -ик. Учащиеся:

С гулькин нос. Клевать носом. Говорить себе под нос. Водить за нос. Остаться с носом. Держать нос по ветру. Встретиться нос к носу. Из-под носа увести.

• описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;


Определить уровень внимания и интереса учащихся к излагаемому материалу на уроке можно в помощью продуктивного критерия: внимательный ученик - не делает ошибок, повторяет сказанное другим; невнимательный ученик - делает ошибки, не может повторить сказанное другим и поведенческого критерия: появление шума в классе, посторонних движений говорит о невнимании класса и учащихся к излагаемому материалу. Поддержанию внимания и интереса к уроку способствует: увлекательная форма изложения материала, разнообразие методов работы с материалом, использование наглядности и ТСО.

• описание методов мотивирования

(стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

  • Метод формирования познавательных интересов.
  • Объяснительно-иллюстративный метод объяснения нового материала
Учитель: -Давайте посмотрим, услышал ли Витя Перестукин наши выводы и смог ли герой сказки правильно написать слова. (продолжение мультфильма)
  • Практико-операционные методы обучения -алгоритм
Учитель: - Давайте определим шаги наших действий, составим алгоритм. Алгоритм создают сами дети с помощью карточек.




-А теперь давайте выделим самые главные фразы из правила, чтобы получился алгоритм.




  • Физминутка музыкальная. Слайд 9.

Учащиеся: Сначала мы читаем слово. Затем мы можем изменить его по числам или изменить форму слова. После смотрим на гласный в суффиксе: если гласный выпадает, то пишем -ек, если -остаётся, то пишем -ик.

Алгоритм. 1.Читаю слово. 2. Ставлю его во множественное число или изменяю слово. 3. Если гласный остался, пишу суффикс -ик-, если выпал -пишу -ек-.

4.

Закрепление учебного

материала, предполагающее:

• постановку конкретной

учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • Цель: закрепить знания и умения для самостоятельной работы учащихся при написании суффиксов -ик, -ек; уметь образовывать новые слова с данными суффиксами.
Результат: правильное безошибочное написание слов с суффиксами -ик, -ек

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;


  • Цель: добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Задачи:

  • обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий , связей и отношений в объекте изучения;

  • установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неправильных представлений и их коррекция;

  • максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий

• описание форм и методов

достижения поставленных

целей в ходе закрепления

нового учебного материала с учетом индивидуальных

особенностей учащихся, с

которыми работает педагог.


Самостоятельная работа. Учитель: Запишите слова в единственном числе. Проверьте себя и оцените свою работу. Слайд 7. Кораблики - цветочки - уголочки - гвоздики. Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися, которые получают получают карточки: Кораблики, кораблика, кораблику, корабл…… Цветочки, цветочка, цветочку, цветоч… Уголочки, уголочка, уголочку, уголоч… Гвоздики, гвоздика, гвоздику, гвозд…. Самооценка. Учитель: Проверьте правильность выполнения задания. Слайд 7 листать дальше. Учитель: С любым словом составьте распространённое предложение. Запишите его. Найдите главные члены. -Какой частью речи они выражены?
Учащиеся: кораблик, цветочек, уголочек, гвоздик

Слабоуспевающие учащиеся работают по карточкам.

Учащиеся: главные члены предложения выражены существительным и глаголом.

• описание критериев,

позволяющих определить

степень усвоения учащимися

нового учебного материала;

Проверка степени усвоения с помощью технических средства обучения мультимедиа («многовариантная среда»). Слайд 8.

Тренировочные упражнения в учебнике.

Самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.

Учащиеся работают со слайдом:

Кружочек, винтик, пароходик, сыночек, звоночек, кораблик, годочек, билетик, клубочек.

• Описание возможных путей и методов реагирования на

ситуации, когда учитель

определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал

Наглядный метод: иллюстраций (работа с таблицей на доске) и работа с учебником (ознакомление с правилом написания суффиксов);

Словесный метод: объяснение (использования сравнения, сопоставления, аналогии).

5.

Задание на дом, включающее:

• постановку целей

самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);


  • Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

• определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая

задание на дом;

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;

Проверка соответствующих записей;

Учащиеся записывают в дневник: упр.62, стр.41 правило

• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Учитель: Для того чтобы самостоятельно справиться с домашним заданием, вам необходимо ещё раз внимательно повторить правило на странице 41. Лишь после усвоения нового материала приступить к выполнению упражнения 62. Если задание будет выполнено без ошибок, то вы получает «5», если 1-2 ошибки, то вы получаете «4», если 3-5 ошибок, вы получаете «3». Постарайтесь выполнить работу без ошибок.


© 2010-2022