- Преподавателю
- Начальные классы
- Проверка написания гласной в суффиксах – ек, -ик
Проверка написания гласной в суффиксах – ек, -ик
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Колесникова И.В. |
Дата | 08.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Схема конспекта урока
Учитель: Колесникова Ирина Владимировна
Предмет русский язык Класс 3Б
Тема урока: "Проверка написания гласной в суффиксах - ек, -ик". Цели урока: формирование умения правописания в словах суффиксов - ек, - ик; научить применять правило правописания данных суффиксов на практике. Задачи урока: − организовать наблюдение за написанием суффиксов - ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов - ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы; − способствовать развитию орфографической зоркости, логики, интереса к предмету; − способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи. Оборудование: учебник «Русский язык» 3 кл., (автор А.В.Полякова и др.), компьютер, видеопроектор, карточки для самостоятельной и индивидуальной работы Предполагаемый результат:
- знание правописания суффиксов -ек, -ик в словах;
- формирование интереса к теме, и к предмету в целом;
- самоорганизация работы в группах по составлению алгоритма правописания суффиксов;
Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Организационный момент,
включающий:
• постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе
урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
-
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе: готовность класса к работе на уроке; организация внимания всех учащихся и настрой на продуктивную работу во время урока.
-
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь
на данном этапе урока;
-
Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе: обеспечить рабочую обстановку на уроке; психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию; развитие мелкой моторики руки.
-
Задачи:
-
доброжелательный настрой учителя и учащихся;
-
проверка готовности учащихся к работе на уроке;
-
быстрое включение класса в деловой рабочий ритм;
-
организация внимания всех учащихся;
• описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную
деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с
которым работает педагог)
- Методы организации работы учащихся на начальном этапе:
- Мотивация учебной активности учащихся - учебные требования.
Учитель: Начинаем старательно работать. Что вам необходимо сделать перед началом работы?
- Создание ситуации успеха учащихся.
Учащиеся отвечают вместе: Мы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Учащиеся: Чтобы красиво писать в тетради, необходимо выполнить гимнастику для пальцев рук(выполняют под музыкальную мелодию) Учащиеся открывают тетради, записывают число, классная работа.
2.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
• определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
-
Цель этапа: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся по пройденному материалу о правописании и значении суффиксов.
Результат, который должен быть достигнут учащимися:
-
знать значение суффиксов;
-
уметь самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов;
-
уметь правильно выделять суффиксы на письме.
-
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь
на данном этапе урока;
-
описание методов,
способствующих решению
поставленных целей и задач;
-
Цель: образование новых слов с помощью изученных суффиксов.
Задачи этапа:
-
установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление ошибок и их исправление;
-
оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля учащихся;
- создание благоприятного эмоционального тонуса учащихся в учебно-познавательной деятельности
Метод, способствующий решению поставленных задач: фронтальный опрос Учитель: Каким способом образованы новые слова при выполнении домашнего задания?
Учитель: Какой суффикс помог вам образовать новые слова? Учитель: На что он указывает?
Учащиеся: Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом. Учащиеся: Суффикс -ищ
Учащиеся: Суффикс -ищ- указывает на то, что предмет очень большой.
- Метод мотивирования учебной активности: стимулирование занимательностью - введения в учебный процесс занимательных примеров
Учащиеся: - Это не кот, а... (Котище.) - Не слон, а … (Слонище.) - Не дом, а …(Домище.)
-Предметы увеличились с помощью суффикса -ищ.
• описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
-
Для того чтобы цели и задачи данного этапа были достигнуты, важно, чтобы цели преподавателя стали целями учащихся. Для этого необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель на уроке:
1. Визуальные:
-
Тема-вопрос
-
Работа над понятием
2. Аудиальные:
-
Подводящий диалог
-
Проблема предыдущего урока.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
-
Метод, способствующий достижению поставленных целей: частично-поисковый.
Учитель: Что вы знаете о суффиксах? Дети выбирают на слайдах правильный ответ: 1)Суффикс - это маленькое слово. Суффикс - это часть слова. 2)Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. 3)Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. 4)Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.
Учащиеся:Изучали написание суффиксов.
Учащиеся: 1)Суффикс - это часть слова.
2)Суффикс служит для связи слов в предложении. 3)Суффикс стоит после корня.
4)Суффикс имеет значение.
• определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
Возможные действия педагога:
-
Работа с таблицей (висит на доске);
-
Работа с учебником (правило).
• описание методов организации совместной деятельности учащихся с
учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
-
Метод организации совместной деятельности учащихся: взаимопроверка и самооценка домашнего задания.
Учащиеся обмениваются тетрадями.
-
описание методов
мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе
опроса;
- Метод стимулирования учебной активности: поощрение учащихся, стимулирование на успех.
Учащиеся: Мы будем изучать правописание суффиксов.
• описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
-
При оценивании ответов учащихся необходимо придерживаться определённых критериев используя различные методы:
- объективность (создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания обучаемых, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому);
- обоснованность оценок (их аргументация);
- систематичность (как важный психологический фактор, организующий и дисциплинирующий обучаемых, формирующий настойчивость и устремленность в достижении цели);
- индивидуальный и дифференцированный подход к оценке знаний (предусматривает выбор таких дидактических условий, при которых снимается психологическая напряженность при ответе, и дает педагогу возможность полно, правильно и объективно выявить и оценить знания) обучаемых);
- всесторонность и оптимальность.
3.
Изучение нового учебного
материала. Данный этап
предполагает:
-
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на
данном этапе урока);
-
Постановка учебной цели перед учащимися:
-
научиться правильно писать суффиксы -ик, -ек;
-
уметь образовывать с помощью суффиксов новые слова;
-
определение целей и задач,которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
-
Цель, которую ставит перед собой учитель на данном этапе:
-
Дать учащимся представление о правописании суффиксов -ик, -ек.
-
Добиться усвоения учащимися правила написания суффиксов -ик,-ек;
-
Задачи данного этапа, которые ставит перед собой учитель:
-
На основе приобретённых знаний выработать у учащихся соответствующие умения и навыки;
-
Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами действий;
-
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.
-
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися ;
-
Изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися:
Буквы е - и в суффиксах -ик, -ек - это орфограммы. Чтобы правильно писать слова с суффиксами -ик и -ек, нужно изменить форму слова или поставить его во множественное число. Если гласный не выпадает, то в суффиксе нужно писать букву и: ключик - ключики. Если гласный выпадает, то в суффиксе нужно писать букву е: замочек - замочки.
• описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
-
Формы и методов изложения (представления) нового учебного материала:
- Создание проблемной ситуации.
Витя за один день получил пять двоек. Вы согласны помочь мальчику исправить двойки? Технические средства обучения (отрывок из мультфильма) -Знаете ли вы как пишутся данные суффиксы? - С правописанием каких суффиксов нам предстоит сегодня познакомиться на уроке?
Учитель: -Вы хотите научиться писать слова с этими суффиксами? -Какова будет цель нашего урока?
-Вы согласны помочь мальчику открыть ворота? -Что для этого необходимо?
- Самостоятельный поиск решения учебной проблемы.
- Что бы вы предложили сделать с этими словами?
Учащиеся: В страну «Невыученных уроков» попадают дети, которые не учат уроки и получают плохие оценки.
Мы согласны научить Витю учиться и помочь ему исправить двойки.
Учащиеся: Нет.
Учащиеся: Нам предстоит сегодня узнать, когда пишутся суффиксы -ик, -ек.
-Да.
-Научиться правильно писать слова с суффиксами -ик, -ек.
- Да. -Правильно записать слова замоч…к и ключ….к.
Учащиеся: Это имена существительные. -Их можно изменить по числам: ключики(мн.ч.) замочки (мн.ч.),; -Ещё можно изменить форму слова: (нет) ключика, (за) ключиком. (нет) замочка, (с) замочком, (для) замочка.
• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с
учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
-
Описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся:
- Работа в парах.
Измени по числам Единственное число Множественное число Надо писать кузнеч…к кузнечики кузнечик сыноч…к сыночки сыночек
Измени форму слова (кто?) слон…к (нет) слоника (дал) слонику (что?) кусоч..к (нет) кусочка (рад) кусочку -Что вы заметили, увидели?
- Сделайте вывод, в каких случаях надо писать - ек , а в каких -ик?
- Индивидуальная работа на карточках.
- Групповая работа.
Учитель: - Подберите к данному фразеологизму синоним: На один зуб. - С помощью суффикса уменьшите слово нос. Объясните правописание суффикса.
Учитель: Сейчас вам предстоит поработать в группах (группы образовать по рядам - 3 группы). Вспомните и назовите как можно больше фразеологизмов про нос.
Учитель: Молодцы! Все группы справились с заданием. Первая группа назвали 6 фразеологизмов, вторая - 8, третья - 7.
Дети работают в парах
Учащиеся: В слове кузнечик во мн. ч. буква и в суффиксе остается, а в слове сыночек во мн. ч. буква е «убегает».
-Значит, если гласный в слове выпадает, то пишется -ек. А если гласный остаётся, то пишется -ик.
Учащиеся: горошек, морковка, арбузик, огурчик.
Учащиеся: Фразеологизм - устойчивое выражение с самостоятельным значением
- С гулькин нос.
- носик. - Поставим слово носик во множественное число носики. Гласный не выпадает- значит, пишем суффикс -ик. Учащиеся:
С гулькин нос. Клевать носом. Говорить себе под нос. Водить за нос. Остаться с носом. Держать нос по ветру. Встретиться нос к носу. Из-под носа увести.
• описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
Определить уровень внимания и интереса учащихся к излагаемому материалу на уроке можно в помощью продуктивного критерия: внимательный ученик - не делает ошибок, повторяет сказанное другим; невнимательный ученик - делает ошибки, не может повторить сказанное другим и поведенческого критерия: появление шума в классе, посторонних движений говорит о невнимании класса и учащихся к излагаемому материалу. Поддержанию внимания и интереса к уроку способствует: увлекательная форма изложения материала, разнообразие методов работы с материалом, использование наглядности и ТСО.
• описание методов мотивирования
(стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала
- Метод формирования познавательных интересов.
- Объяснительно-иллюстративный метод объяснения нового материала
- Практико-операционные методы обучения -алгоритм
-А теперь давайте выделим самые главные фразы из правила, чтобы получился алгоритм.
- Физминутка музыкальная. Слайд 9.
Учащиеся: Сначала мы читаем слово. Затем мы можем изменить его по числам или изменить форму слова. После смотрим на гласный в суффиксе: если гласный выпадает, то пишем -ек, если -остаётся, то пишем -ик.
Алгоритм. 1.Читаю слово. 2. Ставлю его во множественное число или изменяю слово. 3. Если гласный остался, пишу суффикс -ик-, если выпал -пишу -ек-.
4.
Закрепление учебного
материала, предполагающее:
• постановку конкретной
учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
- Цель: закрепить знания и умения для самостоятельной работы учащихся при написании суффиксов -ик, -ек; уметь образовывать новые слова с данными суффиксами.
• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
-
Цель: добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Задачи:
-
обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий , связей и отношений в объекте изучения;
-
установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неправильных представлений и их коррекция;
-
максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий
• описание форм и методов
достижения поставленных
целей в ходе закрепления
нового учебного материала с учетом индивидуальных
особенностей учащихся, с
которыми работает педагог.
Самостоятельная работа. Учитель: Запишите слова в единственном числе. Проверьте себя и оцените свою работу. Слайд 7. Кораблики - цветочки - уголочки - гвоздики. Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися, которые получают получают карточки: Кораблики, кораблика, кораблику, корабл…… Цветочки, цветочка, цветочку, цветоч… Уголочки, уголочка, уголочку, уголоч… Гвоздики, гвоздика, гвоздику, гвозд…. Самооценка. Учитель: Проверьте правильность выполнения задания. Слайд 7 листать дальше. Учитель: С любым словом составьте распространённое предложение. Запишите его. Найдите главные члены. -Какой частью речи они выражены?
Учащиеся: кораблик, цветочек, уголочек, гвоздик
Слабоуспевающие учащиеся работают по карточкам.
Учащиеся: главные члены предложения выражены существительным и глаголом.
• описание критериев,
позволяющих определить
степень усвоения учащимися
нового учебного материала;
Проверка степени усвоения с помощью технических средства обучения мультимедиа («многовариантная среда»). Слайд 8.
Тренировочные упражнения в учебнике.
Самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.
Учащиеся работают со слайдом:
Кружочек, винтик, пароходик, сыночек, звоночек, кораблик, годочек, билетик, клубочек.
• Описание возможных путей и методов реагирования на
ситуации, когда учитель
определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал
Наглядный метод: иллюстраций (работа с таблицей на доске) и работа с учебником (ознакомление с правилом написания суффиксов);
Словесный метод: объяснение (использования сравнения, сопоставления, аналогии).
5.
Задание на дом, включающее:
• постановку целей
самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
-
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения
• определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая
задание на дом;
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;
Проверка соответствующих записей;
Учащиеся записывают в дневник: упр.62, стр.41 правило
• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Учитель: Для того чтобы самостоятельно справиться с домашним заданием, вам необходимо ещё раз внимательно повторить правило на странице 41. Лишь после усвоения нового материала приступить к выполнению упражнения 62. Если задание будет выполнено без ошибок, то вы получает «5», если 1-2 ошибки, то вы получаете «4», если 3-5 ошибок, вы получаете «3». Постарайтесь выполнить работу без ошибок.