- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект открытого урока по окружающему миру Круговорот воды в природе
Конспект открытого урока по окружающему миру Круговорот воды в природе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дейкина Г.А. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Круговорот воды в природе. /3-й класс/
Ход урока
Использование ИКТ
Содержание урока
I.Организационный момент
2.Приветствие учителя.
Психологический настрой. -Улыбнитесь друг другу и скажите: (повторяют за учителем) У нас хорошее настроение Мы будем внимательны на уроке Мы успеем сделать все! -Те знания, которые вы получили на прошлом уроке, и получите сегодня, нужно будет продемонстрировать в конце урока. Итак, слушаем, запоминаем, на вопросы отвечаем, ни минуты не теряем.
слайд №2
II. Актуализация опорных знаний. Учитель: -Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В супе, в чае, в каждой капле. Вы согласны? Это так ли? -Можно ли сказать, что вода находится «везде»? (высказывания детей)
1.Проверка домашнего задания
Пока несколько человек работают по карточкам, учитель проводит опрос по вопросам раздела «Проверь себя»
(тест на столе)
- Сколько воды содержится в вашем организме? Как вы высчитали?(а : 3 х 2) -Используя данную формулу, узнайте сколько воды содержится в организме папы, если он весит 90 кг? -В организме мамы, которая весит 60 кг? -В организме сына весом 30кг? -Так сколько же воды носит в себе семья из трех человек? 2. Повторяем свойства воды.(слайд № 2) /После теста/
-Ответьте на вопрос или закончите фразу. -Благодаря этому свойству, мы можем наблюдать за рыбками в аквариуме. О каком свойстве воды идет речь? (прозрачная) -Мы можем ее окрасить в любой цвет, потому что сама она…..(бесцветная) -Яблоко кислое, сахар сладкий, соль соленая, а вода….. ( не имеет вкуса). -Что происходит с водой, когда мы кастрюлю ставим на огонь? (вода нагревается и расширяется) -Что происходит с водой, когда чайник остывает? (вода остывает и сжимается) -Чем пахнет вода? (чистая вода не имеет запаха)
слайд №3 Ш.Сообщение темы. (слайд №3) -Мы повторили основные свойства воды. -А все ли мы знаем о воде? - Впереди еще много открытий об этом удивительном веществе и ее волшебных превращениях. - Воду называют путешественницей. Вы согласны?
слайд №4
Слайд №5
IV. Работа над новой темой. Сказка 1) Разгадывание загадок. (слайд №4) (Загадки воспринимают на слух, отгадки - кадры презентации; после каждой загадки смена картинки по щелчку) -Отгадайте загадки, и у вас получится «портрет» воды. 1. Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе.(Облака) 3. На дворе лежал горой, В дом занес, он стал водой.(Снег) 4. Кто всю ночь по крыше бьет Да постукивает, И бормочет, и поет, Убаюкивает? (Дождь) 5.Рыбам зиму жить тепло: Крыша - толстое стекло. (Лед) 6.Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, а пошли искать их днем- Ищем, ищем, не найдем. (Роса) 7.Он из носа самовара, из кастрюли и из крана устремляется наверх. А еще бывает в бане, изо рта, когда мороз. (Пар)
Итог. - На какие на три группы можно разделить отгадки? -Что нового узнали о воде? -В каких состояниях встречается вода в природе? - От чего зависит различное состояние воды? -В какое время года мы встречаемся с водой в твердом состоянии? В жидком? В газообразном? 2.Моделирование. Работа в парах. а)(липкие полоски и «частицы» воды ( кружочки голубого цвета) - Изобразить модель воды: частицы воды в жидком состоянии и газообразном. 3.Физминутка (в группах по 4 человека). - Представьте, что каждый из вас « молеку-ла воды» и изобразите, что происходит с молекулами воды:
- в паре над кипящим чайником;
- в стакане воды, которую поставили в холодильник;
- в чайнике, который поставили на огонь.
слайд №6
слайд №7
слайды №8-9
слайд №10
слайд №11
слайды №12-13
слайд №14
слайд №15
слайд №16
слайд №17
(рисунок в рабочих тетрадях)
слайд18 V. Закрепление 1.Познавательная сказка «Путешествие Капельки». (слайды №6-15) -Послушайте сказочную историю и сделайте вывод, как происходит кругово-рот в природе. Жила-была Капелька в чистом-чистом озере. Вместе с ней жили ее братья и сестры. И было их очень много. Жили они весело и дружно. Однажды им захотелось посмотреть на белый свет и они отправи-лись в путешествие. -Как вы думаете, кто им в этом помог? - Конечно, солнце. Оно согрело их своими лучами, капельки стали очень легкими, совсем невесомыми и устремились высоко в небо. -Как называется этот процесс в природе? (испарение) -Как вы думаете, а что было дальше? -Они поднимались все выше и выше. На пути им стали встречаться такие же капельки-путешественницы. - Откуда высоко в небе взялись капли? Вверху было очень холодно, капельки стали прижиматься друг к другу, и стало их уже целое облако. Из газообразного состояния капли вернулись в жидкое. Процесс превращения пара в жидкость называется «конденсацией». Так путешествовали наши капельки долго. К ним присоединялись новые капли. Облако становилось тяжелее и тяжелее. Вдруг загремел гром, ударила молния и наши путешественницы вместе с другими каплями полились дождем. Они оказались в незнакомом месте. Течение несло их дальше. Путешествие продолжалось. Они попали в речку, берега, которой были засыпаны снегом. Так Капелька и ее друзья познакомились со снежинками. -Как вы думаете, они смогли вместе продолжить путешествие? Почему? ( нет, в разных состояниях находились) -Течение речки понесло Капельку и ее друзей дальше. Они оказались в очень неприятном месте. Вокруг было грязно. Капельке это очень не понравилось. Откуда берется грязная вода мы поговорим на следующем уроке. А наши путешественники поспешили домой, в свое чистое, теплое озеро. Выводы. - Что сначала случилось с Капелькой и ее подружками? (превратились в пар) В каком состоянии находятся частицы воды высоко в небе? Что там с ними происходит? Как частицы воды опять оказываются на земле? Капелька с подружками совершила круговое путешествие. Как называется их путешествие в природе? 2.Учитель делает обобщение (слайд 16) -Круговорот воды в природе начинается с испарения. Под воздействием солнечных лучей вода испаряется с поверхности земли, водоемов, растений. Растения поглощают воду из почвы и испаряют ее через листья в атмосферу. Пар поднимается вверх, и, достигнув, более холодных слоев атмосферы, конденсируется в облака. Ветер несет их по небу над землей. Постепенно капли становятся все крупнее и тяжелее. Облака превращаются в тучи. Накопившаяся в них вода, выпадает обратно на землю в виде осадков: дождя, снега. Выводы: (слайд 17) -Что происходит с водой под воздействием солнечных лучей? -Что происходит с паром высоко над поверхностью земли? -Что происходит с облаками? 3.Проверка РРО (реальный результат обучения). а) Работа с рисунком-схемой ( нарисовать схему круговорота) в тетради на печатной основе. с. 34 зад. 4 Взаимопроверка.
б) Тест ( на листах распечатан).
Ф.И.____________________________
Зачеркни «лишнее»
1.Дождь- это вода ….
в твердом жидком газообразном состоянии
2.При температуре ниже нуля вода находится в…..
в твердом жидком газообразном состоянии
3.В воздухе всегда находится вода в…..
в твердом жидком газообразном состоянии
4.Переход воды в природе из одного состояния в другое называется……
нагревание круговорот
5.Вода в твердом состоянии - это …
роса снег пар лёд
6.Под действием солнечных лучей происходит…
охлаждение испарение выпадение осадков
7.В жидком состоянии находится …..
пар вода снег
Самопроверка (слайд 18)
VI. Информация о домашнем задании. 1.Учебник: с.53-56 прочитать, ответить на вопросы. 2.Тетрадь: с.24 задание №3 (кроссворд), №4 (рисунок) и рассказать по нему про круговорот воды.
слайд №19
слайд №20 VII. Итог урока -О каком явлении говорится в строчках этого стихотворения: В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда: То в снег превратится, то в лед, Растает, и снова в поход! (вода совершает круговорот) -Что происходит с водой под действием солнечных лучей? -Что происходит с водяным паром высоко над земной поверхностью? -Что происходит с облаками, когда скапливается большое количество водяных капель или льдинок? - Какое явление объединяет эти процессы в природе?
(на доске) VIII . Рефлексия (у каждого ученика бумажная «капелька»)-На капельке отразить свои ощущения от урока.( слова, эмоции, смайлик) «Посадить» капельку на облако.