• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России (автор Л. Н. Михеева) для 1 -3 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России (автор Л. Н. Михеева) для 1 -3 классов

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России" (автор Л.Н. Михеева) для 1 -3 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 - 4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011год.

Данная программа предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство - это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

Общая характеристика факультатива

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые - первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии - всё это являют нам творения народных умельцев.

Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции - святая обязанность учителей, деятелей искусства.

Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель - «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей».

Курс внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России»(Виноградова Н.В.) раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.

Организация данной деятельности направлена на:

  1. Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.

  2. Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение,обобщение, сопоставление и др.).

  3. Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.

  4. Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.

  5. Формирование интереса к народному творчеству.

  6. Воспитание патриотизма и гражданственности.

  7. Развитие эстетического вкуса.

Цель программы:приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Задачи программы:

 Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) ;

 Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;

 Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;

 Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;  Формирование чувства национального достоинства.

Место факультатива в учебном плане.

Программа рассчитана

на 32 ч (1 ч в неделю).

Изменения, внесённые в программу и их обоснование:

Так как базисный учебный план школы для 2 и 3 класса рассчитан не на 32, а на 34 учебных недель, то количество часов увеличится на 2, т.е. 34 часа в год, вместо планируемых 32 часов. Один час планируется для вводного занятия и инструктажа по технике безопасности, 1 час для контроля знаний. В первом классе 1 час для вводного занятия.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу срока обучения учащиеся должны:

 Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;

 Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;

 Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива

В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  1. Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.

  2. Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.

  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.

  4. Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Особенности содержания факультатива

Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

  1. личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

  2. природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

  3. педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);

  4. культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).

Содержание программы

  1. Старинный русский быт.

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.

  1. Новый русский быт (со времён Петра I)

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

  1. Русские народные праздники.

Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

  1. Русские народные промыслы.

Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка.

  1. Русские народные игры.

  2. Русские народные песни для детей.

  3. Народные танцы.

Примерное планирование тем по классам

1 класс

Русские народные праздники.

2класс

Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы.

3 класс

Старинный русский быт.

4 класс

Новый русский быт (со времён Петра I).
Формы занятий: беседы, игры, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок.


Литература:


  1. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах». Москва, всесоюзное издательство «Советский композитор», 1986 г.

  2. В. Владимиров, А. Лагутин «Музыкальная литература». Москва, издательство «Музыка», 1992 г.

  3. Н.И. Журавленко «Уроки музыки и пения 1-3 классы», Минск, «Полиграфмаркет», 1998 г.

  4. Т.Е. Вендрова «Воспитание музыкой», Москва, «Просвещение», 1991 г.

  5. М. Давыдова, И. Агапова «Музыкальные вечера в школе», Москва, «Рольф», 2001 г.

  6. Г.Г. Овдиенко, Л.Н. Цаплина «Смешное и грустное на школьной сцене», Москва, «Издат-школа 2000», 1999 г.

  7. Т.С. Максимова «Поурочные планы по музыке по программе Д.Б. Кабалевского» 2, 3, 4 классы. Волгоград, издательство «Учитель», 2005 г.

  8. Т.И. Бахметьева, Г.Т. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.

  9. Е.И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества», Москва, «Аквариум», 1999 г.





Тематическое планирование курса

«Праздники, традиции и ремёсла народов России»

1 класс - 33 ч.


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Дата по плану

Дата по факту

1

Вводное занятие. Знакомство с общим содержанием курса.

1

Познакомить детей с древними и христианскими праздниками, обычаями и обрядами.

2

Праздники - время отдыха, веселья.

1

3

Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян.

1

4

Сочетание языческих и христианских праздников.

1

5

Общие и семейные праздники.

1

6

Обычаи и обряды в проведении праздников.

1

7

Роль традиций.

1


Осень золотая. Спасы. Успение. Покров



8-9

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый.

2

Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;

Нарисовать картинку на тему осенней Ярмарки;

Показать сценку «Петрушка на ярмарке».

10

Христианские легенды о Спасах.

1

11

Успение Богородицы.

1

12

Спожинки - окончание жатвы.

1

13

Покров Богородицы.

1

14

Девичьи гадания.

1

15

Начало зимних посиделок.

1

16-17

Канун Нового года. Васильев вечер.

1

Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;

Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;

Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

18

Современный новогодний праздник

1

19

Святки - веселое время года.

1

20

Ряженье, ряженые - древний обычай Святок.

1

21

Рождественский сочельник.

1

22-23

Рождество Христово.

1

24

Рождественские колядки.

1

25

Ёлка - символ «райского дерева».

26

Традиционные кушанья.

1

27

Крещение Господне.

1

28

Освещение воды.

1

29

Праздничный крещенский стол.

1

30.

Весна-веснянка. Масленица.

Великий пост.

Пасха.

31

Масленица - весенний праздник проводов зимы.

1

Воспринять традиции масленичных игр;

Разучить песни и игры;

Разучить игры с катанием яиц.

32

Масленичные обряды.

1

33

Вербное воскресенье. Пасха. Пасхальные торжества.

1



© 2010-2022