Урок русского языка на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сочинение по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Цель: научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в письменной форме.
Задачи: формировать умения:
• описывать картину;
• озаглавливать;
• совершенствовать орфографический навык;
• развивать творческое воображение детей;
• развивать чувство прекрасного;
• воспитывать любовь к русскому языку, родной природе.
ХОД УРОКА
I. Рассматривание репродукции картины
- Перед нами картина известного художника.
- Какими красками написана картина?
- Какое время суток изображено?
( Раннее утро, Тёмный, сумрачный лес. Голубая дымка, коричневые медведи, зеленые сосны….)
- Знакомы ли вы с этой картиной? Где видели?
- На стене в столовой, на конфетных обёртках, на ковре…
- Многочисленные копии картины способствовали широкой известности художника, но кто он?
II. Беседа о художнике
Иван Иванович Шишкин - замечательный русский художник-пейзажист, родился он в купеческой семье, в Елабуге, на реке Каме, в лесной стороне. Его кисти принадлежали такие картины, как "Корабельная роща", уже знакомая нам "Рожь", "Утро в сосновом лесу", медведи в которой написаны К.Савицким. Природа для художника - само совершенство, именно она может облагородить человека. С именем Ивана Шишкина связано представление о жизни русского бора, о дебрях лесной глуши, напоённых запахом смолы и преющего бурелома. Творчество художника - восторженная ода, воспевающая красоту и мощь русского леса. Недаром И.Крамской говорил: "До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало." Главные творческие достижения И.И. Шишкина подчинены одному - прославлению силы и богатства родной природы.
III. Работа над заголовком
- Как называется картина?
- Придумайте свои названия для этой картины.
- "Медвежата", "Семья медведей", "Старый сосновый бор"…
- Приходилось ли вам видеть медвежат? Опишите их.
- Каким их изображает художник? Где они играют? Что делают?
- Ранним летним утром медвежата вылезли из-под поваленного дерева. Двое играют на дереве. Третий медвежонок встал на задние лапы и смотрит куда-то вдаль.
- Что вы можете сказать, про третьего медвежонка, не играющего с братьями? Какой он?
- Косолапый, толстый, неуклюжий, наблюдательный…
- Можно ли сказать однозначно, что эти медвежата неуклюжие, неповоротливые?
- Нет. Они только с виду такие, на самом деле не так-то легко взобраться па поваленное дерево. Они ещё и любознательные, им всё интересно: и веточки, и букашки.
- Как вы думаете, что за медведь смотрит на них, как будто наблюдает, охраняет?
- Это, наверное, их мать, медведица. У неё буро-коричневая шкура, она оскаливает зубы, рычит, медвежата не слушаются, она за них беспокоится.
VII. Работа по карточке № 1 (на столах у детей)
- Выберите определения, характеризующие мать-медведицу.
Карточка № 1
Косолапые, мохнатые, неугомонные, игривые, шаловливые,
заботливые, строгие, рычащие, любознательные, недовольные,
внимательные, беззаботные, весёлые, пузатые, большеголовые,
неуклюжие, неповоротливые
VIII. Работа по карточке №2
- Каким художник показывает нам лес? Где играют медвежата?
- Медвежата играют на старой сосне, сломанной бурей, ствол расщеплён, корни вывернуты. Кругом непроходимая чаща.
- Сосновый бор, великолепные вековые сосны, запах смолы, земли. (Отличительные черты учитель записывает на доске.)
Сосновый бор
1. Непроходимый дремучий лес.
2. Тёмный, сумрачный лес, первые лучи солнца освещают только верхушки сосен; вековые сосны не пропускают свет в чащу.
3. Вековые уставшие сосны; на переднем плане картины поваленное дерево, вывороченное бурей.
4. Звуки зверей.
- Почему художник изобразил такую глушь?
- Сюда не ступает нога человека, дикие звери живут в безлюдных местах.
- Какие признаки наступившего утра вы увидели на картине?
- Розовеет заря. Солнце освещает только верхушки сосен. Беловатый туман поднимается из оврага. Воздух чист и свеж. Бодрит утренняя прохлада.
IX. Работа по карточке № 3
Карточка № 3
• Утро (какое?) раннее, летнее, свежее, сумрачное
• Лес (какой?) дремучий, густой, непроходимый, таинственный, сказочный
• Сосны (какие?) вековые, старые, высокие, исполинские, величавые, могучие, прямые, уставшие, золотистые
- Какие признаки наступившего утра вы увидели на картине?
- Первые лучи солнца освещают вершины сосен, золотят их. Розовеет заря. Беловатый туман поднимается из оврага.
- Какие чувства вызывает у вас раннее летнее утро в лесу? В правой части картины преобладают теплые краски.
- Чувство радости, бодрости, спокойствия.
Х. Настроение картины
- Какие чувства и мысли вызывает у вас эта картина?
- Чувство бодрости и радости.
- И.И.Шишкин говорил, что "главное дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры, вследствие чего его картина с натуры не должна быть фантазией".
XII. Коллективное составление плана
- Как начать сочинение?
- О чём будем писать в основной части?
- Какие мысли и чувства пробудила в вас эта картина?
План.
1. Наступление утра в сосновом лесу.
2. Мохнатая семейка.
3. Моё отношение к картине.
XIII. Написание на черновиках. Индивидуальная помощь учителя
XIV. Редактирование текста



Карточка № 1

Косолапые, мохнатые, неугомонные, игривые, шаловливые,

заботливые, строгие, рычащие, любознательные, недовольные,

внимательные, беззаботные, весёлые, пузатые, большеголовые,

неуклюжие, неповоротливые

Сосновый бор

1. Непроходимый дремучий лес.

2. Тёмный, сумрачный лес, первые лучи солнца освещают только верхушки сосен; вековые сосны не пропускают свет в чащу.

3. Вековые уставшие сосны; на переднем плане картины поваленное дерево, вывороченное бурей.

4. Звуки зверей.

Карточка № 3

• Утро (какое?) раннее, летнее, свежее, сумрачное

• Лес (какой?) дремучий, густой, непроходимый, таинственный, сказочный

• Сосны (какие?) вековые, старые, высокие, исполинские, величавые, могучие, прямые, уставшие, золотистые

План.

1. Наступление утра в сосновом лесу.

2. Мохнатая семейка.

3. Моё отношение к картине.

© 2010-2022