- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по литературному чтению 2 класс - Школа 2100
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс - Школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Саратовская Л.А. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование» Образовательная система «Школа2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа/ Под научной редакцией А.А.Леонтьева.-М.: Баласс, Изд.дом РАО, 2012), требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту издательства БАЛАСС учебниками «Литературное чтение» для 2 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендацими для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).
Общая характеристика учебного предмета Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей: ● овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; ● развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; ● обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: ● освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией); ● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире); ● воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных); ● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни
Структура курса В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом русского языка: 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи. Линии, специфические для курса «Литературное чтение»: 4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; 5) приобщение к литературе как искусству слова; 6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях2(см. Примечание). Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного). Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста. Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста. Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва. Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка. Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста3(см. Примечание). В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала. Во 2 классе, читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло… Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. Во 2 классе «сквозные герои» учебника - второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий - знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказке; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2 классе - это игра-путешествие. Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей и уроки внеклассного чтения, основное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков - индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2-3 стихотворений по собственному выбору. На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Технология включает в себя три этапа работы с текстом. I этап. Работа с текстом до чтения. 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). 2. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 3. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. II этап. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и прочее). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. III этап. Работа с текстом после чтения. 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. задания (творческие), опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы: 1. Круг детского чтения. 2. Техника чтения. 3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности. 4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста. 5. Литературоведческая пропедевтика. 6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи4(см. Примечание).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 классы по четыре часа в неделю (136 ч в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа. В соответствии с этим реализуется типовая программа по литературному чтению «Чтение и начальное литературное образование» (авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.) в объеме 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма - любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества - осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур
Содержание учебного предмета Важно, чтобы младшие школьники осознавали, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Этот мотив становится основой для развития читательских умений - выбрать книгу, определить ее тему по иллюстрациям или аннотации, пользоваться оглавлением и т. п., что способствует развитию читательской самостоятельности младших школьников как качества личности. Приоритетной целью изучения предмета является обеспечение высокого уровня речевого развития младшего школьника, культуры его речи и читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению. От сформированности этих умений зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе, в связи с чем особое значение в формировании общих (надпредметных) умений и навыков; способов деятельности; умений воспринимать на слух и понимать художественные произведения; навыков осознанного чтения текстов разных жанров, выбора вида чтения в соответствии с учебной целью, участия в диалоге при обсуждении текста, его пересказе, создания письменных ответов по прочитанному и др. отводится урокам литературного чтения. Это определило цель обучения - помочь младшему школьнику осознать, что язык есть форма выражения национальной культуры, что существует тесная связь языка с историей, традициями народа; понять, что необходимо владеть культурой общения, чтобы существовать и взаимодействовать в обществе.
Содержание программы. 136 часов (4 часа в неделю).
Вводный урок (1 ч.) Ознакомление с новой учебной книгой.
«Там, на неведомых дорожках...» (23 ч). Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.
Сказочные человечки (27 ч). Сказочные повести Т. Янссон, Дж.-Р.-Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.
Сказочные богатыри (14 ч). Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.
«Сказка мудростью богата...» (20 ч). Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.
«Сказка - ложь, да в ней намёк...» (21 ч). Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.
«Самое обыкновенное чудо» (31 ч). Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Практическая работа
Контрольные работы
Вид контроля 1 Вводный урок 1 Ознакомление с новой учебной книгой.
2 Раздел 1. «Там, на неведомых дорожках…» 23 -умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением; -осознанное чтение целыми словами; -выразительное чтение наизусть; -пересказ текста, деление его на части, составление плана к тексту; -составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Проверочная работа № 1
Текущий
Тематический
Стартовый
Рубежный
Тематический
Текущий
3 Раздел 2. «Сказочные человечки». 27 - составление вопросов по содержанию прочитанного; - участие в диалоге при обсуждении прочитанного; -аргументация своего мнения с привлечением текста произведения; -умение работать с аннотацией; - умении использовать интонацию соответствующую смыслу текста; -пересказ текста; Проверочная работа № 2
Тематический 4 Раздел 3. «Сказочные богатыри». 14 - участие в диалоге; -выразительное чтение; -определять тему и главную мысль произведения; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - пересказ текста, деление его на части, составление плана к тексту;
Проверочная работа № 3
Тематический
5 Раздел 4. «Сказка мудростью богата». 20 -составление устного высказывания с использованием аргументации своего мнения; - устное изложение текста по плану; -участие в диалоге при обсуждении прочитанного; -пересказ текста; -формулирование личной оценки; -выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста; - соотнесение основной мысли и заглавия текста (части текста); Проверочная работа № 4
Тематический
6 Раздел 5. «Сказка-ложь, да в ней намек…» 21 -определять тему и главную мысль произведения; - делить текст на смысловые части, составлять простой план текста; - пересказ текста по плану; - приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки) -самостоятельное формулирование вопросов к тексту по ходу чтения; - участие в диалоге при обсуждении прочитанного; -оценивать события, героев произведения; -различать жанры художественной литературы; - выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста; -умение работать с иллюстрацией.
Проверочная работа № 5
Тематический
7 Раздел 6. «Самое обыкновенное чудо». 31 -читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости); - участие в диалоге при обсуждении прочитанного; - составление устного высказывания с использованием аргументации своего мнения; - составление вопросов по содержанию прочитанного; - делить текст на смысловые части, составлять простой план текста; - пересказ текста по плану; -читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). -выразительное чтение; - умение работать с иллюстрацией. Проверочная работа № 6
Итоговая комплексная работа
Тематический
Итоговый
Итого
136
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения: ● оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; ● эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; ● понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; ● высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития - эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: ● определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; ● проговаривать последовательность действий на уроке; ● учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; ● учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. Познавательные УУД: ● ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; ● находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; ● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития - формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: ● оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); ● слушать и понимать речь других; ● выразительно читать и пересказывать текст; ● договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; ● учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений: ● воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; ● осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; ● понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; ● делить текст на части, озаглавливать части; ● выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; ● подробно и выборочно пересказывать текст; ● составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; ● размышлять о характере и поступках героя; ● относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; ● находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; ● относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи); ● соотносить автора, название и героев прочитанных произведений
Требования к уровню достижений обучающихся
В результате изучения данного предмета во 2-м классе учащийся должен: Знать/понимать: - название, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; -жанры произведений: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка;
Уметь: - осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами подготовленный текст, темп чтения вслух 55-60 слов и выше, про себя - на 10 и более слов больше; - понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; - делить текст на части, озаглавливать части; - выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; - пересказывать текст подробно и выборочно; -составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; - размышлять о характере и поступках героев; - высказывать свое отношение к прочитанному; - различать народную и авторскую сказку; - находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; - относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, нейтральные персонажи, герои-помощники);
- соотносить авторов, названий и героев прочитанных произведений.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития - эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит технология
продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития - формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
-размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Контроль уровня облученности обучающихся
Название раздела
Вид контроля
Форма контроля
Приложение Раздел 1. «Там, на неведомых дорожках…»
Тематический
Проверочная работа
№ 1
Рабочая тетрадь Раздел 2. «Сказочные человечки».
Тематический
Проверочная работа
№ 2
Рабочая тетрадь Раздел 3. «Сказочные богатыри».
Тематический
Проверочная работа
№ 3
Рабочая тетрадь Раздел 4. «Сказка мудростью богата».
Тематический
Проверочная работа
№ 4
Рабочая тетрадь Раздел 5. «Сказка-ложь, да в ней намек…»
Тематический
Проверочная работа
№ 5
Рабочая тетрадь Раздел 6. «Самое обыкновенное чудо».
Тематический
Проверочная работа
№ 6
Рабочая тетрадь Итоговая комплексная работа
Итоговый
Комплексная работа
Дидактический материал
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации цели и задач обучения литературному чтению по данной программе используется УМК по литературному чтению издательства «Баласс».
Обучение литературному чтению обеспечивается учебниками и пособиями:
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В
Литературное чтение. «Маленькая дверь в большой мир», 2 класс. В 2-х ч. Ч.1. -М. : Баласс, 2008. - 208 с, ил. (Образовательная система «Школа 2100» Серия «Свободный ум»). Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
Тетрадь по литературному чтению. 2-й класс. Изд.2-е, испр. - М.: «Баласс», Школьный дом, 2010. - 64с, (Образовательная система «Школа 2100» Серия «Свободный ум»). Допущено Министерством образования и науки РФ.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:
- видеомагнитофон, телевизор;
- компьютер, мультимедийный проектор
Интернет - ресурсы: school2100.ru
school-collection.edu.ru
window.edu.ru
edu.ru
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Вид деятельности | |
план | факт | ||||
1 | 02.09 |
| 1 | Вводный урок.
| Аудирование (слушание) Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр - рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Чтение Читать вслух целыми словам осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы. Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Культура речевого общения Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов. Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения. Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану. Творческая деятельность Инсценировать художественного произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации. Иллюстрировать художественное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку. Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов.
|
2 | 03.09 |
| 1 | Мир сказок нашего детства. Б. Захадер «Сказока» | |
3 | 04.09 |
| 1 | Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».
| |
4 | 07.09 |
| 1 | Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».
| |
5 | 09.09 |
| 1 | Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом. Структура книги.
| |
6 | 10.09 |
| 1 | П. Ершов. «Конек-Горбунок».
| |
7 | 11.09 |
|
| П. Ершов. «Конек-Горбунок».
| |
8 | 14.09 |
| 1 | П. Ершов. «Конек-Горбунок».
| |
9 | 16.09 |
| 1 | А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»
| |
10 | 17.09 |
| 1 | Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»
| |
11 | 18.09 |
| 1 | А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». | |
12 | 21.09 |
| 1 | В. Одоевский. «Мороз Иванович».
| |
13 | 23.09 |
| 1 | В. Одоевский. «Мороз Иванович»
| |
14 | 24.09 |
| 1 | В. Одоевский. «Мороз Иванович»
| |
15 | 25.09 |
| 1 | П. Бажов. «Серебряное копытце»
| |
16 | 28.09 |
| 1 | П. Бажов. «Серебряное копытце»
| |
17 | 30.09 |
| 1 | Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»
|
|
18 | 01.10 |
|
| Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»
|
|
19 | 02.10 |
| 1 | Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»
|
|
20 | 05.10 |
| 1 | Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»
|
|
21 | 07.10 |
| 1 | Русские народные скороговорки.
|
|
22 | 08.10 |
| 1 | Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа
|
|
23 | 09.10 |
| 1 | Внеклассное чтение. Волшебные сказки.
|
|
24 | 12.10 |
| 1 | Вводный урок. «Морская прогулка» (голландская песня).
| Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр - рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Читать вслух целыми словам осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы. Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов. Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения. Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану. Инсценировать художественного произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации. Иллюстрировать художественное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку.
|
25 | 14.10 |
| 1 | Т. Янссон. «Шляпа Волшебника»
| |
26 | 15.10 |
| 1 | Т. Янссон. «Шляпа Волшебника».
| |
27 | 16.10 |
| 1 | Т. Янссон. «Шляпа Волшебника»
| |
28 | 19.10 |
| 1 | Т. Янссон. «Шляпа Волшебника»
| |
29 | 21.10 |
| 1 | Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит». Глава «Пауки и мухи»
| |
30 | 22.10 |
| 1 | Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит». Глава «Пауки и мухи»
| |
31 | 23.10 |
| 1 | Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит». Глава «Пауки и мухи»
| |
32 | 26.10 |
| 1 | Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит». Глава «Пауки и мухи»
| |
33 | 28.10 |
| 1 | Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит». Глава «Пауки и мухи». | |
34 | 29.10 |
| 1 | А. Милн. «Винни-Пух»
| |
35 | 30.10 |
| 1 | А. Милн. «Винни-Пух». | |
36 | 09.11 |
| 1 | А. Милн. «Винни-Пух»
| |
37 | 11.11 |
| 1 | Песенки Винни-Пуха
| |
38 | 12.11 |
| 1 | А. Н. Толстой. «Приключения Буратино» | |
39 | 13.11 |
| 1 | А.Н.Толстой «приключения Буратино».
| |
40 | 16.11 |
| 1 | А. Н. Толстой. «Приключения Буратино». | |
41 | 18.11 |
| 1 | А. Н. Толстой. «Приключения Буратино».
| |
42 | 19.11 |
| 1 | Дж. Родари. «Приключения Чиполлино»
| |
43 | 20.11 |
| 1 | Дж. Родари. «Приключения Чиполлино».
| |
44 | 23.11 |
| 1 | Дж. Родари. «Приключения Чиполлино». | |
45 | 25.11 |
| 1 | А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон…»
| |
46 | 26.11 |
| 1 | А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон…»
| |
47 | 27.11 |
| 1 | А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон…»
| |
48 | 30.11 |
| 1 | Обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки». Проверочная работа по разделу «Сказочные человечки».
| |
49 | 02.12 |
| 1 | Внеклассное чтение. Любимые герои - сказочные человечки
| |
50 | 03.12 |
| 1 | Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
| |
51 | 04.12 |
| 1 | Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывки).
| |
52 | 07.12 |
| 1 | Былина - фольклорный жанр.
| |
53 | 09.12 |
| 1 | Богатырская «Сказка про Илью Муромца».
|
Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстра
|
54 | 10.12 |
| 1 | «Сказка про Илью Муромца».
| |
55 | 11.12 |
| 1 | Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор».
| |
56 | 14.12 |
| 1 | Сравнение богатырской сказки и былины.
| |
57 | 16.12 |
| 1 | Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв».
| |
58 | 17.12 |
| 1 | Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв».
| |
59 | 18.12 |
| 1 | Дагестанская сказка «Богатырь Назнай».
| |
60 | 21.12 |
| 1 | Дагестанская сказка «Богатырь Назнай».
| |
61 | 23.12 |
| 1 | Обобщающий урок по разделу «Былины и богатырские сказки». Проверочная работа по разделу «Былины и богатырские сказки».
| |
62 | 24.12 |
| 1 | Проверка умений и навыков чтения.
| |
63 | 25.12 |
| 1 | Внеклассное чтение. Былины, легенды, предания.
| |
64 | 28.12 |
| 1 | Вводный урок.
|
|
65 | 11.01 |
| 1 | Татарская сказка «Мудрый старик».
| |
66 | 13.01 |
| 1 | Татарская сказка «Мудрый старик».
| |
67 | 14.01 |
| 1 | Татарская сказка «Мудрый старик».
| |
68 | 15.01 |
| 1 | Киргизская сказка «Мудрая девушка».
| |
69 | 18.01 |
| 1 | Киргизская сказка «Мудрая девушка».
| |
70 | 20.01 |
| 1 | Киргизская сказкой «Мудрая девушка».
| |
71 | 21.01 |
| 1 | Русская сказка «Мудрая дева».
| |
72 | 22.01 |
| 1 | Русская сказка «Мудрая дева»
| |
73 | 25.01 |
| 1 | Русская сказка «Мудрая дева». | |
74 | 27.01 |
| 1 | «Как появились разные народы» (долганская сказка).
| |
75 | 28.01 |
| 1 | Корейская сказка «Честный мальчик».
| |
76 | 29.01 |
| 1 | Японская сказка «Настоятель и служка» (сказка первая).
| |
77 | 01.02 |
| 1 | Японская сказка «Настоятель и служка» (сказка вторая).
| |
78 | 03.02 |
| 1 | Русская сказка «Три калача и одна баранка».
| |
79 | 04.02 |
| 1 | И. Франко. «Сказка о глупости».
| |
80 | 05.02 |
| 1 | Обобщающий урок по разделу «Сказка мудростью богата». Проверочная работа по разделу «Сказка мудростью богата»
| |
81 | 08.02 |
| 1 | Какие вопросы задают сказки?
|
|
82 | 10.02 |
| 1 | Русские народные загадки.
|
|
83 | 11.02 |
| 1 | Литературные загадки.
|
|
84 | 12.02 |
| 1 | Народные колыбельные песни.
|
|
85 | 15.02 |
| 1 | Внеклассное чтение. Авторские колыбельные песни.
|
|
86 | 17.02 |
| 1 | Введение в новый раздел. Ю. Мориц «Слониха, слоненок и слон…»
|
|
87 | 18.02 |
| 1 | Русская сказка «Лиса и рак».
| |
88 | 19.02 |
| 1 | Сказка братьев Гримм «Еж и заяц»
| |
89 | 22.02 |
| 1 | Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»
| |
90 | 24.02 |
| 1 | Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»
| |
91 | 25.02 |
| 1 | Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы».
| |
92 | 26.02 |
| 1 | Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы»
| |
93 | 29.02 |
| 1 | Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы»
| |
94 | 02.03 |
| 1 | Сказка афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну».
| |
95 | 03.03 |
| 1 | Сказка афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»
| |
96 | 04.03 |
| 1 | Сказка афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»
| |
97 | 07.03 |
| 1 | Сказка афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»
| |
98 | 09.03 |
| 1 | Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена».
| |
99 | 10.03 |
| 1 | Латышская сказка «Как петух лису обманул»
| |
100 | 11.03 |
| 1 | Александр Курляндский. «Ну, погоди!»
| |
101 | 14.03 |
| 1 | А. Курляндский «Ну, погоди!»
| |
102 | 16.03 |
| 1 | Генрих Сапгир. «Песня». Л. Квитко. «Веселый жук»
| |
103 | 17.03 |
| 1 | Л. Квитко. «Смелые воробьи». Ю. Мориц. «Резиновый ежик»
| |
104 | 18.03 |
| 1 | Авторские считалки
| |
105 | 21.03 |
| 1 | Борис Заходер. «Считалия». Литературные игры
| |
106 | 23.03 |
| 1 | Обобщающий урок по разделу «Сказка - ложь, да в ней намек…». Проверочная работа по разделу .
| |
107 | 24.03 |
| 1 | Внеклассное чтение. Читаю стихотворение и слышу сказку. Литературные стихи-сказки
|
|
108 | 25.03 |
| 1 | Г. Горбовский. «Розовый слон»
|
|
109 | 04.04 |
| 1 | Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
| |
110
| 06.04 |
| 1 | Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
| |
111 | 07.04 |
| 1 | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
| |
112 | 08.04 |
| 1 | Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
| |
113 | 11.04 |
| 1 | Джанни Родари. «Солнце и туча»
| |
114 | 13.04 |
| 1 | Джанни Родари. «Как Алиса в море побывала».
| |
115 | 14.04 |
| 1 | В. Орлов. «Я рисую море»
| |
116 | 15.04 |
| 1 | Валентин Берестов. «Честное гусеничное»
| |
117 | 18.04 |
| 1 | Виктор Хмельницкий. «Дождь в лесу».
| |
118 | 20.04 |
| 1 | Виктор Хмельницкий. «Соловей и бабочка»
| |
119 | 21.04 |
| 1 | В. Хмельницкий. «Гора», «Снег и скрипка»
| |
120 | 22.04 |
| 1 | Г. Цыферов. «Град», «Про чудака лягушонка»
| |
121 | 25.04 |
| 1 | Б. Сергуненков. «Куда лето прячется», «Одуванчик»
| |
122 | 27.04 |
| 1 | Б. Сергуненков. «Неспетая песня», «Мальчик и леший».
| |
123 | 27.04 |
| 1 | Б. Сергуненков. «Кот белый - кот черный»
| |
124 | 29.04 |
| 1 | Обобщающий урок по разделу «Самое обыкновенное чудо». Проверочная работа по разделу.
| |
125 | 02.05 |
| 1 | Внеклассное чтение. Сказки-миниатюры
| |
126 | 04.05 |
| 1 | Джанни Родари. «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»
| |
127 | 05.05 |
| 1 | Творческий урок-конкурс
| |
128 | 06.05 |
| 1 | Веселые стихи Ю. Владимирова и Г. Остера
| |
129 | 10.05 |
| 1 | М. Бородицкая. «Колдунье не колдуется». Ю. Мориц. «Это - да! Это - нет!»
| |
130 | 11.05 |
| 1 | Б. Сергуненков. «Поэт и заходящее солнце»
| |
131 | 12.05 |
| 1 | Урок-отчет «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир»
| |
132 | 13.05 |
| 1 | Итоговая комплексная работа
| |
133 | 16.05 |
| 1 | Проверка умений и навыков чтения.
| |
134 | 18.05 |
| 1 | Внеклассное чтение. «По дорогам сказки»
| |
135 | 19.05 |
| 1 | По итогам домашнего чтения.
| |
136 | 20.05 |
| 1 | По итогам домашнего чтения.
|
|