Доклад на тему: Чтение без принуждения

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Кеульская средняя общеобразовательная школа»

Фестиваль методических идей

«Современное качество образования - гарант индивидуального успеха обучающихся»















Доклад на тему:

«Чтение без принуждения»







Автор работы:

Герасименко Галина Анатольевна,

учитель начальных классов,

МОУ «Кеульская СОШ»

с. Кеуль

2010 г.

Оглавление



Стр.


1.

Введение

3

2.

Основная часть.

Проблемы детского чтения

4 -6



3.

Виды упражнений по совершенствованию техники чтения

6-7



4.

Нетрадиционные упражнения для формирования навыков чтения у младших школьников

7-8

6.

Заключение

8


7.

Литература

9


8.

Приложение

Приложение №1

10-16


9.

Приложение №2

17-19

10.

Приложение №3

20-29

























I.Введение

«Люди перестают мыслить,

Когда они перестают читать»

Д.Дидро Проблемы детского чтения, а точнее, нечтения, волнуют сегодня не только социологов, педагогов и психологов, но и многих родителей. Интерес к книге упал по многим причинам. Это и недостаточное внимание государства к культуре в целом и книжной в частности, и нехватка времени у работающих родителей, и конкуренция компьютерных игр, теснящих «старую добрую книгу»…
Актуальность работы: Этап слияния слогов в слова и понимания смысла читаемого слова формируется во времени, они «зреют», как зреет плод. На каждом этапе формирования процесса чтения появляются и развиваются конкретные навыки. Переход на последующий этап возможен только тогда, когда ребенок овладеет всеми умениями, заложенными в предыдущем этапе. И не только овладеет, но и достигнет определенного уровня их автоматизации. Но каждый ребенок в своем развитии индивидуален, поэтому у кого-то из детей умения текущего этапа не успевают «созреть», т.е. достаточно автоматизироваться за то время, которое отведено школьным планированием. Значит, для следующего этапа не подготовлен фундамент. Когда материал для чтения усложняется, ребенок начинает отставать от других, попадает в группу слабоуспевающих, и не потому что не может понять и научиться, а потому что не успел научиться.
Цель работы:
Превратить чтение в радость, в наслаждение, сделать книгу желанной и необходимой для младших школьников и их семей Задачи:

  • Обеспечить адресную, целевую помощь в обучении чтению младшим учащимся в психологически комфортных условиях;
  • Развить у детей и их родителей позитивное отношение к книге;
  • Организовать общекультурное просвещение родителей
Гипотеза: Повышение темпа чтения учащихся возможно, если эффективно использовать различные методы обучения скорочтению при поэтапном формировании интеллектуально-психологических способностей. Новизна: Попытаться систематизировать работу школьного библиотекаря, психолога, учителя и родителей Практическая значимость: Оказание реальной помощи учителю в работе с отстающими по темпу чтения учащимися со стороны психолога и библиотекаря; Информационные ресурсы: Библиотечный фонд школы, читальный зал библиотеки, список рекомендуемой литературы по классам Ожидаемые результаты:
  • Ученик должен стать более собранным, настойчивым, уверенным в учебной деятельности;
  • Ученик должен быть воспитан как достойный, грамотный и вдумчивый читатель



II. Основная часть.

Проблемы детского чтения
Проблемы детского чтения, с которыми сталкиваются сегодня родители, преподаватели и психологи:

  • ребенок-школьник читает очень медленно;
  • с большим количеством ошибок;
  • никак не может перейти от слогового чтения к чтению словами;
даже умеющий бегло и правильно читать ребенок категорически отказывается делать это сверх школьной программы. Он даже «лишнюю» строчку не прочтет, если ее не задавали. Многие учащиеся уже с первого класса твердят, что терпеть не могут читать, и называют чтение, а потом и литературу в числе самых нелюбимых предметов; ребенок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В погоне за техникой чтения теряют смысл прочитанного как дети, читающие медленно, с ошибками, так и те, кто читает хорошо. Попробуем разобраться, в чем же причины такой повальной нелюбви детей к чтению, особенно удивительной для нашей страны, долгое время носившей звание «самой читающей в мире». Специалисты называют две основные причины:
  • результат раннего обучения, так как ребенка учат неправильно, отбивая у него всякий интерес к чтению;
  • специфическая задержка развития навыка чтения - дислексия.
До сих пор нет ответа на вопрос: нужно ли учить читать детей младше трех лет? Большинство психологов и педагогов - сторонников «старой школы» - считают, что такое опережающее развитие только тешит самолюбие родителей, а ребенок ничего, кроме нервно-психического переутомления, не получает. С одной стороны, наука и техника постоянно развиваются, требуя от пользователей все большего уровня развития, и то, что наши предки научались делать к середине жизни, большинство из нас умеет и понимает уже в подростковом возрасте. Поэтому раннее развитие и обучение ребенка - это не попытка «лишить его радостного детства», а необходимое условие освоения окружающего мира, в котором господствуют высокие технологии и огромные объемы информации. Но, с другой стороны, не стоят на месте и так называемые патогенные факторы: плохая экология, низкий уровень социального и медицинского обеспечения, большой процент хронических заболеваний, а также стрессы, новые болезни. Все это приводит к рождению слабых, болезненных детей, которым необходимо щадящее, компенсаторное и коррекционное обучение, а ни в коем случае не опережающее и перегружающее. Чаще всего к методикам раннего обучения чтению обращаются родители, мечтающие вырастить маленького вундеркинда или стремящиеся подготовить ребенка к поступлению в престижную школу. Взрослым, стоящим перед выбором - учить или не учить малыша читать в раннем возрасте, необходимо ответить для себя на два вопроса.
  • Во-первых, достаточно ли хорошо они владеют методикой раннего обучения чтению, чтобы не создать своему ребенку проблем в дальнейшем, например, наибольшую сложность вызывает развитие у ребенка фонематического слуха.
  • Во-вторых, выдержит ли их чадо предлагаемые ему нагрузки. Если у ребенка были какие-либо невропатологические проблемы при рождении или в младенчестве, он очень активен или наоборот пассивен, то до 5-6 лет лучше ограничиться развивающими играми. И психологи, и педагоги считают, что в этом возрасте важнее научить малыша связно рассказывать, помочь ему освоить необходимый запас слов.

Все чаще от учителей начальной школы и детских психологов родители плохо читающих детей могут услышать непонятный и пугающий диагноз: «дислексия». Известный чешский психолог Зденек Матейчек считает, что это «специфическое нарушение чтения в процессе развития» наверняка существует еще с тех самых времен, когда люди изобрели звуковое письмо. Но обнаружили эту проблему только в конце девятнадцатого века, а исследовать и пытаться исправить - стали лишь в середине прошлого. Это нарушение становится препятствием в обучении от 2% до 10% школьников. Наиболее ярко оно выражено у детей 6-8 лет, именно в этом возрасте дислексию легче обнаружить и скорректировать. Ребенок, предрасположенный к дислексии, неспособен овладеть слогослиянием, автоматизированным чтением целыми словами, нередко плохо понимает прочитанное. Также обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, особенно в обозначении отвлеченных понятий - временных, пространственных и т.д. Ведущий симптом дислексии на начальном этапе овладения чтением: ребенку трудно понять и запомнить, что данная буква соответствует данному звуку, ему трудно складывать отдельные звуки в слоги. Наиболее часто дислексия встречается у леворуких детей, или у так называемых скрытых левшей, когда ребенок пишет правой рукой, но ведущим у него является правое, а не левое, как у правшей, полушарие мозга. Эти дети испытывают проблемы в пространственной ориентации, например, право и лево. Они могут читать слова и целые строчки справа налево, при чтении у них преобладают ошибки угадывающего типа в виде замены букв или слов. Нарушения чтения очень часто сопровождаются нарушением письма (дисграфией), например, происходят замены гласных («часто-чосто») или пропуски гласных («лежит - лжт»). Ребенку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он: путается в порядке следования времен года и дней недели; не может правильно повторить в прямом порядке больше трех цифр, а в обратном - больше двух; не может правильно повторить даже простые ритмы, например, взрослый стучит рукой или карандашом по столу; затрудняется в составлении рассказа по картинкам; плохо ориентируется в заданиях, требующих знания, где право, а где лево. Но далеко не всегда проблемы чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Учителя начальных классов часто испытывают сложности, возникающие на уроках чтения из-за того, что дети изначально находятся на разном уровне подготовки, одни уже бегло читают, другие только научились складывать буквы в слова. Хорошо читающие дети отвлекаются, мешают другим, потому что им скучно слушать. Плохо читающий ребенок начинает стесняться своего неумения и от этого читает еще хуже. Если же педагог ориентируется на хорошо читающих детей, то малыш, который плохо читает, ничего не понимает и не успевает на уроке. Постепенно теряет интерес к учебе. Глубоко травмируют ребенка замечания более хорошо читающих одноклассников. Такая практика, как чтение на скорость, ставит малыша в невыгодное для него положение - ведь большинство детей читают быстрее. То же самое происходит с застенчивым ребенком - ему тяжело читать вслух, «на публику». Каждый раз, встречая новый класс детей, я мысленно думаю, что за личности вырастут из этих детей. Ведь в ответе за их обучение и воспитание я, учитель. Поэтому, перед собой ставлю следующие задачи. Прежде всего, это: 1) адаптация детей, их развитие, психологическая комфортность; 2) принцип обучения обучающихся, переход их от учебной деятельности к деятельности в жизненной ситуации, переход от учебно-познавательной деятельности к самостоятельной работе; 3) принцип опоры на предшествующее развитие, а также развитие творческих способностей; 4) принцип дифференцированного подхода в обучении детей. Главным предметом в начальной школе, является чтение. Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит в память ученика литературный язык, развивает у ребенка "дар слова". Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие учеников развивать и укреплять их мысли и любознательность. Действительно, чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе. Совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе и т.д. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нем заложено. Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения на этих уроках. Я стремлюсь к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика были направлены на то, чтобы продвигать детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывалась группа слабо читающих детей. III.Виды упражнений по совершенствованию техники чтения учащихся начальной школы Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер и, следовательно, используемый учеником при изучении всех учебных предметов. Технику чтения, как известно, составляют 4 компонента (осознанность, беглость, выразительность, правильность). Каждый из этих компонентов сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, т. е. осуществляется без напряжения, полу- или совсем автоматически и впоследствии применяется для успешного изучения других школьных дисциплин. Для развития всех этих качеств: сознательности, беглости, правильности и выразительности использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. (Приложение №1) Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным. Рассмотрим упражнения, характерные для развития каждого навыка отдельно. Осознанность чтения - это понимание прочитанного текста. Что же такое понимание? Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний. При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием - мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаем известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями. Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление предмета (применение знаний и установление новых логических связей) представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс. Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путем единую логическую цепь идей - вот сущность понимания текста. Поэтому, к первой группе упражнений, направленных на осознание, понимание текста относятся логические упражнения, где ребята учатся находить общие и отличительные признаки в различных связях, объединять в одно целое эти признаки, устанавливать связь между различными явлениями и понятиями. Рассмотрим эти упражнения, представляющие самую большую группу.

IV. Нетрадиционные упражнения для формирования навыков чтения у младших школьников Как известно, фундаментом всего последующего образования является формирование у младших школьников прочного навыка чтения. Это одна из важнейших задач начальной школы. Сформированный навык чтения состоит, как минимум, из двух основных компонентов:

  • техники чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой) ;
  • понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Оба этих компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга. Сформированность навыков чтения оценивается по таким показателям, как объем прочитанного, скорость чтения, его правильность, осмысленность и прочее. Как привить детям интерес к чтению? Почему многие дети мало и неохотно читают? В каждом классе есть несколько учеников, которые постоянно не укладываются в предусмотренные нормативы. В общем- то, умея читать, они делают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками и часто без понимания прочитанного. Принимаемые учителем и родителями меры (упорные тренировки в чтении, систематические дополнительные занятия) не приводят к желаемому результату. Взрослые невольно фиксируют внимание ребенка на его неудачах, что приводит к росту его тревожности, формированию эмоционально - отрицательного отношения к процессу чтения и ко всей учебе в целом, к неверию в успех и скованности, вызванной страхом допустить при чтении ошибку. В этом случае развивать навыки чтения следует иным путем, отличающимся от выполнения учебных заданий или от изнурительных тренировок. Предлагаемый путь - различные, необычные, веселые упражнения со словами и текстом. Используемый мною комплекс упражнений направлен на формирование у ребенка интереса к процессу чтения, на снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности. (Приложение №2) Эти упражнения можно давать как на уроках, так и проводить специальные занятия с группой учащихся, испытывающих трудности в чтении. Такие упражнения полезны и для неплохо читающих детей. Они помогают им научиться читать быстрее, правильнее, осмысленнее. Все задания - на карточках для индивидуальной работы.

V. Заключение Приведённые упражнения формируют различные операции и способности, являющиеся составными частями навыка чтения, а также обеспечивают увязание их друг с другом в более сложные комплексы. Выполнение их превращает процесс чтения в необычное, весёлое, интересное занятие, благодаря чему у ребёнка формируется положительное эмоциональное отношение к нему. Меня радует то, что дети читают с увлечением, считают чтение главным предметом в обучении. Это отражается и на грамотности письма и при решении математических задач. Достигаются положительные результаты за счет создания и поддержки мотивации к чтению.
В своей работе не забываю и о методах стимулирования. Это словесные, наглядные, практические, создание ситуаций успеха. Для достижения полученных результатов я использую такие формы контроля: устный, письменный, индивидуальный, фронтальный, самоконтроль, тесты (используя компьютер), олимпиады, взаимоконтроль. На всех уроках применяю такие виды контроля, как индивидуальный опрос, фронтальный, зачёты, диктанты, изложения, мини - сочинения, домашние сочинения, работы по карточкам, контрольные работы. В работе использую индивидуальную и групповую форму обучения, фронтальную и парную, групповую и дифференцированную. В своей практике провожу различные виды уроков: Формирование и совершенствование знаний, повторение и систематизация знаний, контрольные уроки и анализ контрольных работ, уроки - праздники, обзорные экскурсии, олимпиады, смотры знаний, викторины, КВНы И это приносит свои результаты:

  • так в октябре 2007 года Павловец Алина, была приглашена в город Иркутск журналом «Сибирячок»,
  • в этом же году вышла статья «Моё село родное» Шишкиной Александры;
  • в областном конкурсе «Мои первые строчки о Родине» заняла II место Дворецкая Виктория в 2008году;
  • в 2010 году приглашена журналом «Сибирячок» в город Иркутск;
  • статьи моих учеников можно увидеть на страницах не только школьного журнала «Эврика»;
  • но и газеты «Вечерний Усть - Илим»
И поэтому, я считаю, мой труд не проходит даром, если имеются успехи у моих ребят.


VI. Использованная литература:


1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения, М.: Знание, 1974. 2. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. 3. Блага Карел, Шебек Михаил. Я - твой ученик, ты - мой учитель. - М.:Просвещение,1991. 4. Выгодский Л.С. Собрание сочинений. - М.:1982 - Т.2,Т.3. 5. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. 6. Гушенец М.В. Чтение как психологическая проблема учащихся 1 - 6 классов. - Томск, пеленг,1999. 7. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология (учебник для пединститутов); под ред. А.В.Петровского - М.: Просвещение, 1979. 8. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М.: Просвещение, 1991. 9. Кэмбелл Росс. Как на самом деле любить детей. - М.: Знание, 1992. 10. Кон И.С. Открытие Я. - М.: Просвещение, 1978. 11. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе (часть 2) Учебное пособие в двух частях. - М.: Дом педагогики, 2001. 12.Минскин Е.М. От игры к знаниям. - М.: Знание, 1989. 13. Мелик-Пашаев Л.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М.: Педагогика, 1987. 14. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994. 15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М.: Новая школа, 1993. 16. Швайко В.В. Оптимизация познавательной деятельности. - Томск: Пед.институт, 1990. 17. Шулешко Е.Е., Ершова Е.П., Букатов В.М. Социо - игровые подходы к педагогике. - Красноярск, 1990. 18. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника: Знание, 1974. 19. Журналы «начальная школа» - с 1998 по 2007г.г.



















Приложение №1

Виды упражнений по совершенствованию техники чтения 1.Упражнение "Составь новое слово". Даны слова:

колос сани Волга носки было катки (1 класс)
Задание: нужно составить новое слово, взяв из первого столбика первый слог, а из слов второго столбика второй слог. Работу усложняя, предлагаю детям составить не любые слова, а слова на определенную тему, например, на тему "Животные" (кони, волки, быки) Дети учатся наблюдать и устанавливать связь между словами в: 2. упражнении "Найди четвертое". Сначала нужно посмотреть, какая же логическая связь между первой парой слов. И на основе этой связи надо подобрать недостающее слово. А) Песня - композитор. Самолет - ? (изобретатель, конструктор) Б) Нож - сталь. Стул - ? (дерево) В) Утро - ночь. Зима - ? (лето) (1 класс) Ко второй группе по развитию осознанности чтения можно отнести игры со словами. Эти упражнения требуют от учащихся внимания к слову, к его частям. Ведь внимание это катализатор чтения и поэтому необходимо научиться управлять вниманием детей. Если у ученика неустойчивое внимание, значит, оно быстро переключается на посторонние мысли, предметы и интерес к чему-либо снижается. Поэтому необходимо научиться управлять вниманием детей, т. к. это важнейшее средство, которое необходимо в процессе освоения техники сознательного чтения. Особенно нравится детям такое задание. Оно преподносится в такой форме: "Превратите лес в деревья (1ряд), мак в подарок(2ряд), рака в пароход (3 ряд)". Последующее слово должно быть на одну букву длиннее предыдущего, но при этом все придуманные слова подчинены одной теме. Такое упражнение используется уже в конце первого класса. Каждое слово концентрирует внимание учащихся, т. к. такое задание требует выполнения сразу нескольких условий.



1 ряд 2 ряд 3 ряд лес мак рак (3 буквы) лось роза вода (4 буквы) земля букет судак (5 букв) листья бумага удочка (6 букв) деревья подарок пароход (7 букв)
В упражнении 3 "Найди животное" ученики должны найти спрятавшееся название животного среди строчек стихотворения.

Насос сосёт речную воду,
И шланг протянут к огороду. (осётр)
Среди куст
ов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной. (овца) (1 класс)
Достаточно трудное упражнение, т.к. учащиеся должны не просто найти части этих слов, но и объединить их, чтобы можно было прочитать слово. Использование на уроках различных загадок, ребусов, шарад также относятся к этой группе упражнений. К третьей группе относятся упражнения по работе с деформированными, неоконченными предложениями, текстами. Использование этих упражнений являются основой использования приема антиципации или предвосхищения, т. е. смысловой догадки. Антиципация - это психологический процесс ориентации на будущее. Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных условий. Развитию антиципации способствуют следующие упражнения. 4.Упражнение "Восстанови текст" ребята распределяют последовательность строк в стихотворении. Строки взяты из произведений С.В. Михалкова.

  1. Да! Стать учёным не легко!
  2. Писать красиво не легко…
  3. Вздохнём сначала глубоко…
  4. За буквой букву вывожу…
(ответ: 2,3,4, 1 из стихотворения "Чистописание") 5.Упражнение "Прочти, спроси, ответь!" Дети читают строчки:

Вдруг Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь…(из стихотворения "Мой щенок")
Перед ними вопросы: Кто…? Как…? Что…? Что делает…? Какой…? Каждый ученик может попробовать себя в роли учителя и задать одноклассникам вопрос, начало которого на доске. (Кто открывает дверь?, Как открывает дверь? и т.д.) С текстами можно выполнять такие задания, как "Составь предложения", "Закончи рассказ", "Поставь знаки препинания". Эти задания используются и на уроках русского языка. К четвертой группе упражнений относится работа учащихся с текстом. Прочитав любой текст, осознание прочитанного учащимися, я проверяю с помощью вопросов по содержанию. Эти вопросы задаю устно или письменно на доске. Вопросы можно написать на индивидуальных карточках, которые можно предложить слабым или наоборот сильным детям, на уроке или в виде домашнего задания. С помощью вопросов можно предложить различные виды работы на уроке. Например, 1) расположи вопросы по порядку содержания текста; 2) зачитай ответ на второй вопрос; 3) поставь вопросы ко второму абзацу текста; 4) перескажи текст (или часть текста) по вопросам. 6.Упражнение "Чтение - разведка". Оно заключается в том, что дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением учителем. Цель такого задания - умение ориентироваться в представленном материале и находить главное, а также развитие скорости чтения. 7.Упражнение "Чтение с постукиванием ритма". Постукивая по столу карандашом, учитель задает ритм чтения, но в конце опять же проверяет осознанность чтения текста учащимися с помощью вопросов. Определение вступительной, основной, заключительной частей произведения, составление плана к нему - все это способствует отработке осмысливания произведения. Деление текста на части, их смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала. Психологи выяснили, что опорой понимания может быть все, с чем связываем мы, то, что запоминается или что само "всплывает" как связанное с ним. Это могут быть какие-то второстепенные слова, дополнительные детали, определения и т.д. Любая ассоциация может быть опорой. Смысловой опорный пункт есть нечто краткое, сжатое, но в то же время, служащее основой какого-то более широкого содержания. Понимание сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц. Работая с текстом произведения, понимание его проверяю с помощью тестов. Для развития правильности чтения использую упражнения, в которых наиболее точно необходимо отразить признаки, свойства предметов, которые направлены на развитие запоминания, а, значит, развивают внимание, память учащихся. Правильность чтения отрабатывается в таких упражнениях, как "Опиши предмет", где учащиеся должны описать свойства наглядного или предполагаемого предмета; "Назови картинки", где учащиеся запоминают показанные предметы на картинках и затем по памяти их перечисляют. Хорошие результаты дает работа с упражнением "Фотоглаз".





8.Упражнение "Фотоглаз". Дети самостоятельно читают, запоминают (фотографируют) слова с доски.

СОК ЛЕЩ МАШИНА ИГРА НОЖНИЦЫ РУЧКА (1 класс)
Учитель читает другие слова или предложения, или текст. Учащиеся должны определить есть ли там такие слова, которые указаны на доске. Например, учитель произносит слова: книга, напиток, лист, автомобиль, рыба, лещ, рука, сок, ручка; или учитель читает предложения: В реке плавает большая рыба. Эта рыба называется лещ.; или учитель читает стихотворение:

Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать?
Бумагу,
ручку, карандаш
И общую тетрадь!
(из стихотворения С.В. Михалкова "Мой секрет") (1 класс)
Заучивание наизусть стихотворения очень хорошо развивает память учащихся. Навык правильности чтения отрабатывается при чтении слов, отличающихся одной буквой: мышка - мошка - мишка - миска, при чтении слов, где имеются одинаковые буквы: куст - стук, сосна - насос, масло - смола, мышка - камыш, марка - рамка, мошкара - ромашка, марш - шрам; при чтении слов, имеющих одинаковые части: приехал, пришёл, принёс, припев. Немаловажную роль при чтении отводится обучению беглости чтения. Важность быстрого чтения в образовательном процессе отрицать было бы неправильно. Ежегодный прирост научно-технической литературы во всем мире составляет сейчас 60 млн. страниц. Но это не предел. Ученые подсчитали, что в начале 21 века объем информации возрастет в 10 раз! Как же научиться управлять информационным потоком, как выделять самое важное и необходимое в данный момент? Учить управлять надо с самой первой ступени школы. Выделять главное поможет осмысленность читаемого материала, а справиться с большим объемом информации скорочтение. Для развития беглости чтения необходимо расширять поле зрения учащихся и активизировать органы речи. Обязательным условием для повышения скорости чтения является проведение работы по развитию периферического (бокового) зрения. При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Всё, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане. Как показали исследования, глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановки) или смены точек фиксации (движения). Восприятие текста происходит в момент остановки или фиксации. Таким образом, повышение скорости чтения - это увеличение способности воспринимать информацию в большем объёме за единицу времени при остановке глаз во время чтения. Работу по развитию бокового зрения надо начинать с более простых упражнений, постепенно переходя к более сложным. Мною использовались упражнения с буквенными и цифровыми таблицами, предложенные Степанищевым А. Т. в книге "Читать можно быстрее" Тренировка периферического поля зрения происходит только в те моменты, когда взгляд фиксируется в центре таблицы и стремится охватить её всю. Развитию поля чтения способствуют упражнения с таблицами Шульте. Вторая группа упражнений по развитию беглости чтения направлена на активизацию органов речи. С первого класса урок чтения начинаю с речевой зарядки, которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произнесению звуков, слогов, слов, выражений. Начинать нужно с дыхательных упражнений, ибо правильное дыхание - основа речи. Речевая зарядка состоит из нескольких этапов упражнений. 1 группа - "Мы дышим!" (дыхательные упражнения) 2 группа - "Разомнём язычок!" (артикуляционные упражнения) 3 группа - "Произнеси верно!" (произнесение сочетаний звуков) 4 группа - "Учимся скороговорить!" (проговаривание скороговорок) Речевую зарядку провожу в начале урока, и занимает она 5-7 минут. На первом этапе при выполнении дыхательных упражнений необходимо решить следующие задачи: научить учащихся выполнять элементы правильного дыхания. Например. Вдох носом, выдох через нос. Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос. Вдох носом, выдох через нос по порциям. На втором этапе речевой зарядки - при выполнении артикуляционных упражнений - важно показать, как правильно "разогреть" мышцы языка, губ, щёк, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при чтении. 9.Упражнение "Чищу зубы". Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язык слева направо и наоборот. На третьем этапе - "Произнеси верно!" - необходимо добиться отчётливого произнесения слогов, слов. Это закладывает базу для произнесения скороговорок, трудных слов, встречающихся в тексте, и служит дополнительным способом повышения мотивации для работы по совершенствованию техники речи. Учащиеся могут произносить звуки, сочетания звуков, характерные голосам животных, птиц, явлениям природы и др. Необходимо использовать и такие упражнения, где бы у учеников была не только слуховая, но и зрительная опора при произнесении слогов, слов. На этом этапе используется чтение открытых (но, ли, ма…), но и закрытых (он, ил, ам…) слогов. Хорошие результаты даёт чтение слогов со стечением согласных (стре-, празд-, ткну-…) Основными задачами четвёртого этапа речевой зарядки является работа над чётким произнесением скороговорок. На уроке можно использовать 1-2 скороговорки. Как правило, лёгкие скороговорки чередуются с трудными, короткие с длинными. В первом классе работу начинаю с более простых. Работу над скороговоркой необходимо начинать с разбора её смысла. Для чего она произносится? О чём в ней говорится? Затем следует медленное проговаривание слов скороговорки. Возможно такое проговаривание по слогам и шёпотом. Когда слышишь, что учащиеся освоили правильно все звуки в словах скороговорки, то можно переходить к более быстрому темпу проговаривания. Темп постепенно увеличивать. Работа над скороговоркой считать завершённой только тогда, когда в быстром темпе все слова будут чётко проговариваться и не нарушается структура скороговорки. Приём жужжащего чтения, очень эффективный и дающий хорошие результаты. Результативный потому, что читают все учащиеся одновременно, вслух, вполголоса и, что важно, каждый со своей скоростью. Провожу на каждом уроке пятиминутный тренинг чтения. Использую также на уроках различные виды чтения: хоровое чтение, чтение одновременно с учителем, чтение с убыстрением темпа, скачкообразное чтение "Кенгуру", чтение "Спринт" (кто быстрее), чтение "Буксир" (за учителем или сильным учеником). К последней группе приемов относятся упражнения на развитие выразительности чтения. Выразительность чтения позволяет ученику сопереживать, сочувствовать литературному герою, оценивать его поступки. Этот навык раскрывает и расширяет границы внутреннего состояния ребенка, направляет его чувства, стремления, вырабатывает активность мыслей. Упражнения по выработке выразительности чтения учащихся вплотную переплетаются с упражнениями по развитию беглости. С целью совершенствования выразительности произношения необходимо проводить работу над произношением звуков, над отработкой дикции, над развитием голосового аппарата, темпа речи. Дикция - основа понятийности речи. Система упражнений по отработке дикции включает в себя тренаж артикуляционного аппарата, упражнения со звуками, их слиянием, чтение чистоговорок, скороговорок (аналогичная работа, как и в речевой зарядке). Работая над скороговоркой, отрабатываем чистоту звука, а также интонацию с помощью упражнения "Прочитай скороговорку радостно! (грустно, с гордостью, с интонацией, характерной для данной ситуации). Отрабатываю темп, постановку голоса и дыхания выполнением следующих упражнений.

10. Упражнение "Читай шепотом и медленно" (чистоговорки).

Ра-ра-ра - начинается игра,
Ры-ры-ры - мы подвесили шары.

11.Упражнение "Читай тихо и умеренно"

.урма - урта
умву - омво
зелка - земка
юдра - едры
12.Упражнение "Читай громко и уверенно".

зарь - варь - марь- ларь - фарь - карь - тарь - барь
Зверь - дверь - червь (1 класс)
Развитию выразительности чтения помогает чтение текста по ролям, по лицам. Помощниками в формировании навыков выразительного чтения могут быть упрощенные знаки. Делая вывод выше предложенному, можно сказать, что совершенствование техники чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения должны вводится с 1 класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста учащихся. Чтобы проследить рост каждого ребенка строю индивидуальные графики техники чтения. Несмотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации, восприятии окружающего мира занимает с каждым днем все большее место, чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. И только оно способно сформировать и дать возможность ребенку более точно и правильно воспринимать и понимать окружающий мир, свое место в нем, сделать жизнь более богатой духовно.











Приложение №2

Нетрадиционные упражнения

1. Чтение "зашумленных слов" (Злая колдунья нарочно хочет запутать нас. Прочитать слова - лишить колдунью ее злой силы).

Доклад на тему: Чтение без принуждения

2. Чтение наложенных друг на друга слов.

3. Отделение слов от псевдослов. (Прочитать слова, найти псевдослово. Читать первое слово, сразу смотреть на второе, стараться его понять. Читать сначала медленно, затем быстро).

КОТ
ДОМА
КОНЧИК
ГЛАЗИКИ
ПЕРЕМЕНА
ОДУВАНЧИК
БАНКОЛОЖИС
КОЛОКОЛЬЧИК

CCC

МЫ
ОСЫ
РЫСЬ
ОСЛИК
ЖИРАФЫ
ЕЖЕВИКА
НЕБРЕЖНО
ЕНЫКВАЛОПА

4. Поиск смысловых несуразностей (Прочитай предложения, найди смысловую несуразность. Найди и прочитай дополнительное слово).

Доклад на тему: Чтение без принуждения

1. Распустились первые весенние цветы.
2. В гнезде у кукушки бывает обычно от двух до пяти птенцов.
3. Весело перекликаются звонкие ручейки.
4. На ветках березы свили гнезда грачи.
5. Ласково пригрело солнышко.

5. Складывание слов из половинок.(Составить слова, прочитать сначала медленно, затем нормально, потом в темпе скороговорки. Стараться читать без ошибок).

ДРУЖ
ВЕР
КОЛ
ПРА
МОРОЗ
КРИК
ВОЛ
СКАЗОЧ
КОЛ

ссс

НЫЙ
МУШКА
НИЕ
ЛЕЯ
ВАНИЕ
ЛЯТЬСЯ
ЛИКИ
РОЖНО
ДУМАЛ

ссс

НЫЙ
ХУШКА
ЛЕКТИВ
ВИЛЬНО
НАЯ
ЛИВЫХ
ШЕБНИК
НЫЙ
ДУНЬЯ

ссс

ДЛИН
КОР
ЗИМ
АЛ
ОЧАРО
УДИВ
КРО
ОСТО
ПО

6. Выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном. (Дается слово, нужно из 10-15 карточек найти подобные, прочитать слова).

Слово - эталон "Освещение"

Доклад на тему: Чтение без принуждения

7. Восполнение пропусков букв в словах.

Доклад на тему: Чтение без принуждения

8. Прохождение словесных лабиринтов. (Найди слова на тему "Школа").

Д

И

Р

А

Н

О

Ч

И

Т

У

Р

Е

К

Е

Ц

Т

Е

Е

Ч

Е

Б

Т

О

Р

Р

Т

Л

Ш

М

Н

П

Е

Н

А

Д

Ь

Т

А

И

К

Л

А

У

Ь

К

Е

М

А

Т

И

К

Р

И

С

О

З

А

У

Р

А

О

К

Т

В

А

К

Ч

Л

Я

И

Р

О

У

Ч

А

К

Н

Е

Ц

У

А

9. Работа со скороговорками.

Упражнения для пальцев рук:

а) медленное и плавное сжатие пальцев в кулак с одновременным проговариванием слов в скороговорке (темп постепенно увеличивается, потом вновь снижается);

б) постукивание подушечками пальцев медленно, затем быстрее и вновь медленно, сопровождаемое проговариванием скороговорки (удар подушечками пальцев обеих рук - слово скороговорки);

в) поочередное загибание пальцев руки с помощью указательного пальца другой руки, сопровождаемое проговаривание скороговорки (загнутый палец - слово скороговорки);

г) "Маятник". Согнутая в локте рука стоит на парте. На одно слово скороговорки рука опускается на парту, на другое - возвращается в исходное положение.

10. Работа с таблицами Шульте. (Найти по порядку первые 25 букв русского алфавита - цифры от 1 до 25, остановив взгляд на середине таблицы).

Ж

Г

К

Д

И

Л

Е

З

Б

М

Т

А

О

Ч

Р

В

И

Е

С

Ц

У

Х

Н

П

Р



6

19

8

18

5

12

2

16

23

11

17

13

21

24

3

20

4

7

10

15

9

22

14

25

1

11. Чтение столбиков и строчек слов.

Доклад на тему: Чтение без принуждения

12. Упражнение на внимание. Какие слова одинаковые?

БЕЛКА

РЫСЬ

ОБЕЗЬЯНА

МЕДВЕДЬ

БЕЛКА

ЖИРАФ

ЗАЯЦ

ЕНОТ

БЕЛКА

БЕЛКА

БОБР

БАРСУК

Приложение №3

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям? Для решения этой задачи я вела работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения.

  1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

  2. Чтение блоков.

  3. Отработка дикции.

  4. Развитие оперативной памяти.

  5. Интонационная разминка.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

Выдох со счетом.

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки

(глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка...

(и т. д. до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже после нескольких занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Чтение блоков. Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений - это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объем материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размеру самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 букв). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Запись блока производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

Слитное прочтение двух рядом стоящих букв (первая группа блоков).

Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею
еу ад аж ай ам ап ар ах!ей ел ем
ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!
ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эй!
Эх! юг юз юм юн яд як ял ям Ян яр

ба бы бэ-э-э во! вы га да до же за
ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на
не ни но ну по ра ре си су та те
то ту ты тю! фа фу! ха! хе! че чу ша!
щи бр-р-р кшш… тшш… тсс…

ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! во-во!
га-га-га! да-да-да! эй-эй!
Ну-ну то-то хе-хе-хе ха-ха-ха!
ба-ба дя-дя па-па ма-ма Чтение трехбуквенных сочетаний и слов. При отработке чтения слов этой группы полезно использовать прием наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например га-ага, ба-бай, са-сам.

ага

бай

сам

шар

пах

аут

баз

бык

бэр

вон

выя

дар

дом

бей

ели

ему

Зея

сею

уже

зал

ива

тик

хил

зим

лиф

тих

бия

кар

лих

люк

ляп

миф

мул

мыс

мэр

нас

нет

нищ

нот

гну

бой

лом

сон

ост

лот

мох

бош

пол

Юра

рек

оси

суп

эта

тел

тот

эту

тыл

тюз

ума

муж

кум

рус

дух

Уфа

Уфу

уха

ухе

чек

чуб

шаг

щит

эхо

юга

тюз

юму

дюн

яды

яку

мял

яма

Аа-ага-яга-яма-ява-Яна
Ад-сад-суд-сед-дед-бед
Ай-бай-рай-лай-лей-лес
Бэ-бэр-бор-бур-бут-бус
Во-вон-вот-воз-вол-эол
Га-газ-гаи-уаз-азы-азу
До-дом-дон-док-око-мод
Ем-ему-тем-там-том-сом
Же-уже-ежу-еду-ежи-жив
За-зал-зав-зам-зад-зуд
Им-зим-ими-иди-или-ила
КА-кар-жар-жир-жор-гор

Ли-лих-тих-тех-мех-мох
Му-мул-нул-луг-луч-куч
На-нас-сан-сап-нес-сел
Ос-ост-сто-дос-дом-ома
По-пол-пал-мал-дал-жал
Ре-рек-век-вак-ваз-воз
Су-суп-сук-сок-ток-так
То-тут-тот-аут-кут-кум
Уж-муж-луж-лыж-пыж-паж
Фа-Уфа-фат-фар-фал-Фил
Ха-уха-хам-рам-Рим-ран
Че-чек-кэч-кож-жек-жук

Фразы для чтения:

Морж мерз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На борт жал болт.

Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

влип

враз

врач

вред

все

втуз

где

глуп

граф

грач

грех

гриф

джаз

дни

дней

дров

друг

ждал

жрец

звон

злой

знак

зной

клев

Фразы для чтения:

Класс встал у парт.

Мой друг щедр.

Чтение наиболее трудных однослоговых слов.

вверх

взмах

взнос

взмыл

вклад

гвалт

тракт

Днепр

Днестр

дрозд

монстр

перст

пестр

пункт

склад

смысл

спорт

столб

страж

треск

Чтение двуслоговых слов.

аббат

бедных

браво

абсурд

без фар

брикет

аган

белый

бронза

ажур

бизон

бронхит



Фразы для чтения:

Жнец ждал.

Я вверх вез хлеб.

Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.

Сели-съели, семка-съемка, приезд-съезд, прием-объем, взял-изъял, веду-въеду.

Фразы для чтения:

Он вел коня, потом въехал во дворец.

Наша съемка объекта была изъята.

Быт-быть, ест-есть, вонь-вон, гость-гост, мел-мель, даль, дал, пусть-пуст, кровь-кров, плот-плоть, Коля-колья, дарю-Дарью, семя-семья, браня-вранья.

Чтение слов и словосочетаний до трех слогов.

акция

деньжата

артистка

амплуа

дибазол

ассорти

знание

водная

вольница

горячка

заморозь

епископ

материя

медная

муравьед

общество

озлоблен

ошибка

Фразы для чтения:

Хвощ лесной, хвощ ценный.

Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.

аперльская

Ломонсов

полширины

базальтовый

обыкновенная

эссенция

зеркальный

падчерица

фамилия

Читай скороговорку сначала медленно, затем быстрее, и совсем быстро, без ошибок.

Сыворотка из-под простокваши.

Добрый разум не наживешь сразу.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.

Слова с общим корнем: вода, водный; белый, белье; Родина, родной.

Сочетания слов: чистого берега; у дальнего леса.

Корень слова: чистота-частота, девушка-дедушка, булка-белка.

Связный текст для безошибочного восприятия: абзац, строфа, или "спрашивают-спрашивали, расспрашивать-расспрашивали".

Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

ученье

вьюга, метель, поземка, буря

ученый

Чтение - вот лучшее умение.

ученик

бури

ветры

ураганы

разыграйся

заморозить

выхолаживая

Дети запоминают и повторяют. Также здесь используются зрительные диктанты по И. Т. Федоренко и В. Н. Зайцеву.

Проверка зрительной памяти.

Рассмотреть таблицу рисунков в течение 30 секунд. Закрыть ее и посмотреть на рисунки справа. Отметьте те из них, которые вы запомнили из левой таблицы.

Проверка результата:

7 элементов - средний уровень,

12 - хорошая зрительная память,

17 - прекрасно.

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.

"Губы". Для четкого разграничения чтения молча и вслух. К плотно сжатым губам по команде читать "про себя" дети прикладывают палец левой руки - этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение.

"Угадай".

Аленка вылез-- из луж-- и сказа--:

- А вода до чего тепл--!

И побеж--- по ули--, по всем лужи--- и калужинк--. Таня бросил--- за ней.

Они догон--- друг друга, шлеп--- босы-- ног--- по воде, подним-- весел-- брыз--, и смеял---.

Упражнения на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных.

Примеры: буквы Ц-Л могут дать слова цель, целый и др.; буквы С-Л - сало, соль, соло, сила осел.

Таблица комбинаций согласных букв.

А

Б

В

с

д

б

г

р

г

л

г

м

л

б

х

р

к

д

I

т

р

с

р

в

л

п

р

з

н

р

д

м

р

к

к

з

н

д

н

з

л

т

м

т

г

л

б

к

м

п

ж

р

в

р

г

д

р

ж

р

ж

с

ф

л

м

ж

л

в

л

г

л

к

с

д

м

т

з

д

к

ж

II

к

б

т

н

с

п

с

к

р

д

б

р

б

л

ш

к

с

л

ж

л

д

н

ш

г

з

т

н

ж

р

т

м

р

з

м

т

м

б

к

п

в

р

с

п

т

п

н

в

н

т

л

м

к

л

г

р

м

т

р

с

III

з

в

д

л

п

щ

к

в

щ

л

з

р

ж

б

р

ц

р

т

м

с

г

т

н

к

р

л

д

к

р

т

п

с

п

л

б

з

р

г

з

м

н

б

л

с

р

б

р

з

м

ж

в

т

р

т

м

н

с

п

р

к

Найти буквы по координатам:

III - В - 2 - 1

II - А - 2 - 2

I - В - 5 - 3

Тренировка происходит в парах. Обучаемый, найдя заданную партнером согласную, комбинирует ее с рядом стоящей, произвольно добавляя гласные.

Упражнения на понимание прочитанного.

1. Назови одним словом:

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж - …

2. Раздели слова на группы:

А) заяц, горох, волк, огурец, ежик, медведь.

Б) радость, апельсин, яблоко, грусть, любовь, абрикос.

3. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова:

Травы: (клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница).

4. Пятый - лишний.

Шляпа, волосы, глаза, нос, уши.

Скоро, быстро, поспешно, постепенно, молниеносно.

5. К слову, стоящему за скобками, из слов, стоящих в скобках, подобрать два слова, ближе всего по смыслу подходящих к первому слову:

Пение (звон, мелодия, искусство, аплодисменты, голос).

Виды чтения.

Жужжащее чтение. Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.

Ежеурочные пятиминутки чтения (монгольский метод). Любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, каждый свою любимую книгу.

Чтение перед сном. Именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

Режим щадящего чтения. Ребенок читает одну-две строки и отдыхает, затем повторяется такое же чтение (диафильмы).

Орфографическое чтение. Дети проговаривают все как написано.

Чтение - канон. Дети читают за хорошо читающим учеником.

Чтение по ролям.

Чтение цепочкой. Прерывать нельзя.

Чтение на время. Самозамер скорости чтения. В конце каждого урока оставляем три-четыре минуты, чтобы произвести самозамер. Результат записывается в дневник. Уже через неделю можно получить результат, который свидетельствует об увеличении скорости чтения.

Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Этот прием обеспечивает развитие навыка чтения. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении.

Чтение "спотыкаясь о камушки". Задача - при чтении обращать внимание на знаки препинания (камушки).

Ввод в игру.

Представьте себе - течет ручеек. На его пути встречается камушек. Что делает ручеек? Приостанавливается, огибает камушек и течет дальше. А теперь представьте, что наш голос - это ручеек. Что же будет тогда камушками? Камушки - это все знаки препинания, которые встречаются в тексте.

Виды работы над текстом.

Работа с текстом не должна быть однообразной. Предлагаю виды заданий, которые помогут создать процесс чтения занимательным.

1. Чтение самого красивого места в рассказе.

2. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.

3. Чтение "выше нормы" (это домашнее чтение, поэтому ученик набирает 10-15 слов выше нормы)

4. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

5. Чтение и установление что правда, что вымысел (для сказки).

6. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу или поговорку.

7. Чтение, рассказ о том, что понравилось, что запомнилось.

8. Установление путем чтения причинно-следственных связей.

9. Чтение названия рассказа. (как еще можно назвать).

10. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

11. "Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

12. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

13. Чтение, пометка непонятных слов.

14. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

а) сущ. + прил.

б) сущ. + гл.

в) мест.+ гл.

15. Чтение с выписыванием слов для цитат и словаря.

16. Комбинированное чтение (учитель - ученики).

17. Нахождение отрывка, который нужно прочесть презрительно, строго, с мольбой, досадой, радостью, печально…

18. Нахождение и чтение предложений с восклицательным знаком, вопросительным знаком, и др.

19. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

20. Нахождение в рассказе самого длинного слова.









26


© 2010-2022