Презентация программы внеурочной деятельности Экология души для 1-4 класов (текст)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материал к презентации программы внеурочной деятельности «Экология души» для 1-4 классов

Слайд 1 Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Бердышева Елена Геннадьевна, зам. директора по учебно-воспитательной работе. Вашему вниманию предлагается программа внеурочной деятельности «Экология души» для 1-4 классов. Слайд 2 Быть или не быть? Этот вопрос, который в XVI веке поставил перед человечеством Шекспир устами принца Гамлета, встает сейчас со всей остротой перед людьми планеты Земля. Быть или не быть человеку? И если быть, то, каким? И, в частности - как выжить в условиях непрерывно и резко ухудшающейся экологической, а для россиян - экономической и социальной обстановки. Как сохранить свой генетический фонд, иммунитет и здоровье под прессом урбанизации, алкоголизации, наркотизации. Как сохранить свои этнические и культурные традиции? Слайд 3 Сегодня в нашем обществе можно наблюдать в широком проявлении: -неумение вести себя; -отсутствие навыков гигиены; -неспособность адаптироваться к незнакомой среде; -отсутствие ценностных ориентаций; -воровство и лживость; -жестокость, агрессивность и лень; -отсутствие норм морали и нравственности; -бездуховность; -употребление ненормативной лексики. Поэтому сегодня как никогда экологические проблемы злободневны, и не только окружающей среды, но и человеческой души. Каждый из нас рождён человеком, но Человеком надо стать. Настоящий человек - это дух человеческий, который выражается в убеждениях, в отношении к людям и к самому себе, в способности любить и ненавидеть, видеть в мечте идеал и бороться за него. Слайд4 Хочется крикнуть «Спасите наши души! Мы бредим от удушья». Я думаю, что слова Владимира Высоцкого, написанные о гибнущей подводной лодке, отражают положение дел на нашей планете, нашей общей подводной лодке. И это мы с вами «гибнем от удушья, и ужас режет души пополам». Душа гибнет от переполняющего ее страха, от которого не хватает воздуха и который не дает отличить вымысел от реальности. На фоне непрекращающихся войн, политических и экономических катаклизмов становится очевидной спасательная роль диалогов между народами, диалога культур разных стран, систем обучения, что может действительно сближать, связывать людей и, самое главное, - молодое поколение. Слайд5 В таких условиях перед школой стоит важная задача - воспитать не только образованного высококультурного человека, но и творческую личность, осознающую свою ответственность за состояние окружающей среды, за состояние нашего с вами дома. Чтобы решить эту задачу мы должны направлять свои усилия на возрождение духовных, нравственных традиций русского народа, на приобщение учащихся к народной культуре, на формирование экоцентрического стиля мышления, без которого невозможно сохранение жизни на Земле. Как-то замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: "Каждый хотел лучшего для себя"». Эти слова были написаны в первой половине XX века, но мы очень хорошо знаем, к чему привела такая психология. Слайд6 Думается, что сейчас будет более правильным сравнить уже самого человека с родителем, а природу с ребенком, который нуждается в защите и заботе. От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле. Человек - творец, хранитель, но он же и разрушитель. Слайд7 Хотя сейчас можно услышать, что в обязанности учителя не должно входить «теребить душу ребёнка», ведь все «от мала до велика» устали от воспитателей. Прежде всего, нужно хорошо учить читать, считать, а душа...? Ну что душа? Сама «вырастит», а не «вырастит» - ещё лучше. Легче будет жить в наше трудное время. И именно сейчас нельзя забывать о том, что учитель - человек, который передаёт подрастающему поколению знания, жизненный опыт, мудрость, накопленную веками. Передать всё это без воздействия на душу ребёнка невозможно. А мне хочется вложить ребячьи ладошки в свою руку и повести их в далёкий мир познания. На наш взгляд, нужно чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с любовью. «Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил».

/Н. Заболоцкий./ Сегодня мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы пробудить в юных душах интерес к миру красоте, доброте. Помогать, детям, находить пути к снятию конфликтных противоречий современной жизни, развивать чувство ответственности за судьбу другого человека, за будущее Отечества. Для этого необходимо использовать все имеющиеся возможности. Слайд8 Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. Мы «научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди». Жизненная практика подсказывает, что экология природы не имеет будущего без экологии души. Душа человека - это одно из самых загадочных и непонятных явлений. Итак, экология души, что же это такое?

Слайд9 В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1906) приведено определение: "Экология - часть зоологии, обнимающая собой сведения касательно жилищ животных, т.е. нор, гнезд, логовищ и т.п."
Дом, домашнее, семейное, родовое - это одно из самых сакральных понятий, сопровождающее человека с первых шагов его осознания окружающего мира.
Особенности домашнего поведения растущего человека, основанные на душевном устройстве и опыте родителей, находят свое выражение в общественном поведении, а при взрослении воплощаются в организацию собственного социального окружения и выборе личного пути в мире или обустройства собственного дома.
Кроме того, культура человека, в том числе и экологическая ее составляющая, тесно связана с общественным устройством места проживания человека. Здесь речь идет о традициях и устоях жизни, способности и способе различения добра и зла, в основе которых лежит нравственно-духовный опыт сообщества, проживающего в конкретном месте - родине.
Слайд 10 Третий компонент, о котором косвенно говорит приведенное определение экологии, это физический организм человека, так сказать, "дом внутри нас". Эта составляющая Дома - здоровье человека, его способность управлять своим "я" и взаимодействовать с окружающим миром. Не отсюда ли: "Познай себя, и ты познаешь весь мир"? По-видимому, в центре рассмотрения должна оказаться охрана души. Ведь, по справедливому высказыванию немецкого писателя и мыслителя И. Гете, «растёт то, что мы выращиваем в душе, - таков вечный закон природы». Экология души - это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. В человеческой душе формируются благородные чувства, такие как сострадание, мужество, доброта, отзывчивость. Эти чувства должны быть правильно развиты. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа - будет грязной экология нашей планеты. Слайд11 Следовательно предметом экологии души может являться охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души. Такое определение термина экологии души (достаточно условное) возникло за последние годы стихийно, как проявление общественного сознания. Слайд12 Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. В Концепции духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Слайд13 Отсюда следует, что работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо начинать в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка. Поэтому и возникла необходимость в создании программы «Экология души» духовно-нравственного направления.
Слайд14 Актуальность программы определена тем, что младший школьный возраст является наиболее сенситивным периодом освоения нравственно - этических и духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Новизна программы в том, что она направлена не только на развитие и становление высоконравственной, творческой и компетентной личности, но и развитие морального сознания гражданина России с применением активных и интерактивных форм и методов. Программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Экология души» разработана в соответствии с ФГОС НОО. Курс изучения программы - 4 года (270 занятий по 40 минут) и рассчитан на учащихся 1-4-х классов, занятия проводятся 2 раза в неделю в форме внеурочных мероприятий, позволяющих школьникам приобрести опыт нравственного поведения. Слайд15 Цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:


  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, о правах и обязанностях гражданина России;
  • понимание активной роли человека в обществе;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • первоначальные навыки коллективной работы;
  • представления о душевной и физической красоте человека;
  • интерес к чтению;
  • интерес к занятиям художественным творчеством/

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, приобретение опыта нравственного поведения при проведении занятий в форме бесед, игр, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности и создание проектов. Слайд17 Программа составлена на основе принципов духовно - нравственного развития и воспитания: 1) ориентации на идеал; 2) следования нравственному примеру; 3) идентификации. 4)диалогического общения; 5) системно - деятельностной организации воспитания.

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности «Экология души»


Слайд18 В ходе реализации программы «Экология души» будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням. Для достижения первого уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Для достижения второго уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Для достижения третьего уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. Слайд19 С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты- формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

Слайд 20 В результате реализации программы у учащихся могут быть развиты такие человеческие качества, которые отражают своеобразный нравственный портрет воспитанного младшего школьника

Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Хочется закончить свое выступление словами

И каждый день! И завтра, и вчера…

Каким он будет день? Будет ли он днём открытий или просто обыкновенным днём зависит от нас. Но для меня он открывается словами педагога и учёного Симона Соловейчика: «…Каждое утро повторяю, как молитву, взываю к тому лучшему, что есть во мне: мне доверен ребёнок, это мой гость дорогой, я благодарна ему зато, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет - мы живые люди, он - человек и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди, я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю и прощаю. Я люблю его и я благодарен ему зато, что он есть, и зато, что я могу его любить и тем самым я возвышаюсь в духе своём.

…Если бы не было этих чудесных «гостей» на нашей Земле, детей, то мир погиб бы, то мир погиб бы не от старости, ещё прежде - от бездуховности своей.»

В сущности, как мало нужно для хорошего воспитания. Надо лишь понять, что нет двух отношений к ребёнку - человеческого и педагогического. Есть одно, одно и только одно - ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ. Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее и реализовать собственную ответственность, и зависит будущее.



© 2010-2022