- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка во 2 классе. «Русский язык ». 2 класс. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина ОС «Школа 2100»
Конспект урока русского языка во 2 классе. «Русский язык ». 2 класс. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина ОС «Школа 2100»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Калимова С.Л. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель: Калимова Светлана Леонидовна
Урок русского языка во 2 классе. «Русский язык ». 2 класс. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина
ОС «Школа 2100»
I. Сценирование урока
Тема урока: Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.
Цель: формировать умение видеть корень в слове, в группе однокоренных слов и отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (сходных по звучанию слов).
Задачи:
Образовательные: учить детей находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова.
Развивающие: развивать наблюдательность, умения вести учебный диалог, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять схемы; обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать уважение к истории своего народа, развивать умение работать совместно в парах, группах.
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип учебного занятия: урок формирования знаний
Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.
Дидактический материал и оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, авторский цифровой образовательный ресурс -презентация в программе Microsoft Offise Power Pоint;учебник, карточки для работы в парах; рисунки, маски -схемы слов; карточки - условные обозначения для рефлексии; Интернет.
II.Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Дидактический материал и оборудование
Ι. Актуализация знаний.
Эмоциональный настрой Здравствуйте ребята! - Настроение хорошее? - Дети, вам тепло? - В классе светло? -Я очень рада, что сегодня вам тепло и уютно! Чего не скажешь о погоде за окном.
- С помощью условных знаков расскажите о погоде. -И хотя за окном сегодня пасмурно, я хочу, чтобы вы посмотрели вот на это улыбающееся солнышко. - Пусть каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас, но и придаст сил и уверенности в знаниях.
-Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!"
- Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа». 3 3 1. Мини-опрос. - Есть такое определение в стихах:
Корень слова - значимая часть. Над словами родственными Держит власть. Выясни умело линию родства - Однокоренные подбери слова.
- Назовите основные понятия прошлого урока. - Что такое корень слова?
2. Словарная работа. - Подберите однокоренные слова к данным: I вариант - лес II вариант - мороз - Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните опасные места.
Вопросы к отвечающему ученику: - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с помощью товарища? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
(Да!) (Да!) (Да!)
Учащиеся дают краткую характеристику погоды с помощью условных обозначений.
(Корень, однокоренные слова.) (Корень - это главная часть слова и общая часть однокоренных слов. В корне заключён общий смысл всех однокоренных слов.)
Лес, лесной, лесник. Мороз, морозный, заморозить.
Прогноз погоды на 18 декабря:
Карточки:
Слайд 1
табличка
Однокоренные слова
КОРЕНЬ
общая часть
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.
1 3 3 1. Проблемная ситуация (по учебнику в упр. 119). Звучит звон колокольчика. .-Ребята вы слышите звон одинокого колокольчика. -Это он приглашает нас на прогулку.
Тройка мчится, тройка скачет,
Снег летит из-под копыт;
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет и визжит. - Вот на этой тройке мы и отправимся в зимний лес. -Но для начала давайте выясним, есть ли у нашего одинокого колокольчика родственники - однокоренные слова. Работа с учебником Упр 119, с. 86 - Прочитайте слова. -Ребята, я то думала, что колокольчик - одинокий, а тут посмотрите, сколько у него родственников. - Можно ли сказать, что все эти слова однокоренные? 1. - Что общего у слов? - Можно ли назвать эти слова однокоренными, потому что у них есть общая часть?
- Есть ли у каких-то слов общий смысл? (Колокол и колокольчик.) - Как это доказать? Ваши предложения. Выслушиваются мнения учеников.
- Ответьте на вопрос: как отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем (со сходным по звучанию)?
- Прочитайте текст в рамке и сравните со своими выводами.
2. - Обозначьте в словах колокол и колокольчик корень. - У всех ли получилось одинаково? - Как же правильно выделить корень? - Прочитайте рекомендацию, которую дают авторы учебника, и найдите ответ на наш вопрос. (Колокол, колокольчик, колокольный - объясняю через слово колокол, значит, корень колокол.) -Выпишите родственные слова к слову колокольчик. Колокольчик - колокол -Покажите графически (с помощью условных знаков), что слова однокоренные?
А пока мы записываем, _____ поработает самостоятельно. Индивидуальное задание: найти в сети Интернет высоту и вес памятника Царь-колокол. - А вы знаете, что в Москве на Красной площади находится самый большой и по размеру и по весу - колокол. Царь - колокол - так величественно его называют. А _______ поработал со статьёй в Интернете и узнал высоту и вес колокола. Проверка индивидуального задания. -Колокол является одним из символов России. Ведь колокольный звон - это голос Родины, это музыка нашего народа, с ним человек рождался и умирал, это наша история, это символ России, души человека, добра, веры. - Пока мы искали родственников колокольчика, тройка примчала нас на лесную опушку. Кого мы тут встретим вы узнаете, выполнив следующее задание.
-Нет.
(Есть общая часть кол.)
(Нет, должен быть и общий смысл.) (Колокол и колокольчик.)
- Нужно определить значение через какое-то из этих или родственных слов: колокольчик - маленький колокол, похожий на колокол, через другие слова объяснить нельзя. - Нужно определить значение, объяснить слова, найти в них общий смысл.
(Кол- - колокол.)
Дети записывают однокоренные слова на доске ив тетради
Работа с компьютером.
-Высота колокола 6 м 14 см, а вес около 202 т.
Дети читают
близкие по смыслу
ΙΙI. Развитие умений - применение знания.
3 5 3 1 4
а) Работа в парах
Игра «Поделись с соседом».
-У вас на столах конверты со словами. Разделите их между собой , учитывая тему урока. Найдите однокоренные слова. Если встретятся лишние слова- отложите их в сторону.
Лисица,
лисий,
лисёнок,
лисичка
Лось
Лосенок
Лосиный
Лосиха
- Проверим, правильно ли вы разделили слова.
- Все ли слова вы использовали? Почему?
Вывод: какие слова мы называем однокоренными?
б) Рабата в группах ( по рядам)
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все долины и поля.
-Снег засыпал всю лесную опушку, но деревья на ней стоят голые. Давайте тоже укроем их снежком
Игра: «Укрой деревья»
1 ряд укутывает 1 дерево - находит однокоренные слова к слову сова( совушка , совёнок, совиная) лишнее совок
2 ряд укутывает 1 дерево-находит однокоренные слова к слову ворона(ворон, воронья, воронёнок) лишнее воронка
3 ряд укутывает 1 дерево-находит однокоренные слова к слову волчица(волк, волчонок, волчья) лишнее волокно
Выполнение работы под музыку.
Какие слова лишние? Почему?
Волокно- сырьё для изготовления нитей.(лён, шерсть, хлопок)
Воронка- приспособление для наливания жидкостей.
Совок - хозяйственный инструмент в виде небольшой лопатки с загнутыми вверх боковыми краями и небольшой ручкой.
Выполнение задания в парах.
(листок, лосось)
Ответы учащихся.
Дети ищут таблички с однокоренными словами и вешают их на дерево.
Ответы учащихся
.
Деревья нарисованы на доске
Таблички со словами (расклеены по всему кабинету)
ΙV. Итог урока.
- Что надо уметь, чтобы правильно выделить корень в словах? 4 4
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
- Кто сегодня получил отметку в дневник?
- За что?
VII.Рефлексия
-В начале урока мы составили прогноз погоды на сегодняшний день. Не знаю как вы , а я сегодня у на уроке зимнего холода не почувствовала. Интересно почему?
-Давайте составим «Прогноз погоды в нашем классе». Выберите тот знак, который соответствует вашему настроению:
- доволен собой
- не совсем доволен - не доволен Дети выбирают знак и приклеивают на плакат «Прогноз погоды в нашем классе».
Плакат «Прогноз погоды в классе»
Карточки с условными обозначениями.
V. Домашнее задание.
Упр. 101 («Дидактический материал»).