- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по технологии 3 класс Перспективная начальная школа
Рабочая программа по технологии 3 класс Перспективная начальная школа
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зайцева Н.В. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
РФ Муниципальное общеобразовательное учреждение Каменская средняя общеобразовательная школа №1 Дмитровского муниципального района Московской области
| УТВЕРЖДЕНА |
| Приказом от 31.08. 2015 № 104/6 Директор ____________ О.В. Чуб
|
|
|
Рабочая программа учебного предмета
« ТЕХНОЛОГИЯ »
для 3 класса
на 20_15_/20_16_учебный год
Разработчик программы
Зайцева Надежда Васильевна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 года №273;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» и документами, вносящими изменения в данный приказ (список изменяющих документов: в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643)
- постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
- перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Федеральный перечень учебников».
- Письмом Управления образования Дмитровского муниципального района от 22.05.2015 г № «О разработке учебных планов учреждений, реализующих программы начального, основного, среднего общего образования в 2015 - 2016 учебном году»
- Учебный план МОУ Каменская СОШ № 1 на 2015-2016 учебный год.
- Авторская программа начального общего образования по технологии Т.М. Рагозиной, А.А. Гриневой
Учебно - методическое обеспечение для учителя и учащихся Учебно-методическое обеспечение для учителя
- Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология: 3 кл.: Учебник. - М.; Академкнига/ Учебник, 2015 г.
- Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология 3 кл.: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник, 2012г.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся
- Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология: 3 кл.: Учебник. - М.; Академкнига/ Учебник, 2015 г.
Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «Технология» является составной частью развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа». В соответствии с концептуальными положениями системы учебный предмет учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности. Предмет «Технология» является опорным в проектировании УУД. В нем все элементы учебной деятельности - целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т. д. - предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся. Основные виды учебной деятельности обучающихся: простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, приемов их обработки; анализ конструкций, условий и способов их создания; моделирование, конструирование из различных материалов; решение доступных конструктивно-технологических и творческо-художественных задач, простейшее проектирование, практика работы на компьютере. В первом разделе «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды на основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел (включая ремесла родного края), даются первоначальные представления о мире профессий, об эстетической культуре ручного, механизированного и автоматизированного труда; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников, включая самообслуживание, дается общее представление о проектной деятельности. Во втором разделе «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» дается информация о материалах, которые будут обрабатывать школьники, перечислены инструменты и приспособления для их обработки, технологические операции, подлежащие освоению, указаны виды практических работ. Информация о видах и применении материалов сопровождается заданиями, цель которых - наблюдение и опытное исследование свойств этих материалов. Программой предусмотрено не только знакомство со свойствами одного материала, но и сравнение одних и тех же свойств разных материалов, например, бумаги и картона, бумаги и ткани, пластилина и глины, что содействует обоснованному выбору обработочных операций. раздел содержит сведения и о подготовке материалов к работе. Третий раздел «Конструирование и моделирование» содержит информацию о современном транспорте, в нем делается акцент на чтении схем и простейших чертежей, обеспечивающих конструирование и моделирование несложных технических объектов, естественным результатом изготовления которых является проверка их в действии на уроках технологии и других предметах. Четвертый раздел «Практика работы на компьютере» предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников, с которыми обучающиеся целенаправленно работают (включая Интернет). Особое внимание при изучении вышеуказанных разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям. Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, цель которой - формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой задачи будут организованы экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов).
Цели и задачи предмета Рабочая программа реализует следующие задачи обучения:
- развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно значимых объектов и общественно значимых предметов труда;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;
- формирование основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с планированием и организацией трудовой деятельности;
Место учебного предмета в учебном плане.
В 3 классе на изучение предмета ≪Технология ≫ в учебном плане МОУ Каменской СОШ №1 на 2015-2016 учебный год выделяется 34 часа в год , 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания образования включают в себя:
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; способности уважать результаты труда других людей;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 3-го года обучения
Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения технологии в начальной школе являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности. Метапредметные результаты изучения технологии в начальной школе проявляются в освоении учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметными результатами изучения технологии в начальной школе являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда; элементарные умения предметнопреобразовательской деятельности; знания о различных профессиях; элементарный опыт творческой и проектной деятельности.Предметные результаты освоения учебного предмета Обучающиеся научатся:
- рассказывать о практическом применении картона и тек-стильных материалов в жизни;
- рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой текстильных материалов;
- рассказывать о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;
- анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
- осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, декоративное оформление культурно-бытовой среды);
- отбирать картон с учетом его свойств;
- применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник), колющими (шило);
- экономно размечать материалы по линейке и по угольнику; работать с простейшей технической документацией: распознавать эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, металлы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
- изготавливать плоскостные изделия по эскизам;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
- выполнять действия по моделированию и преобразованию модели;
- создавать несложные конструкции изделий по технико-технологическим условиям.
По разделу «Практика работы на компьютере» обучающиеся научатся:
- рассказывать об основных источниках информации;
- рассказывать о правилах организации труда при работе за компьютером;
- называть основные функциональные устройства компьютера
- называть дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);
- рассказывать о назначении основных функциональных устройств компьютера, периферийных компьютерных устройств; устройств внешней памяти;
- соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;
- включать и выключать компьютер;
- использовать приемы работы с дисководом и электронным диском;
- использовать приемы работы с мышью;
- работать с прикладной программой, используя мышь, осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки);
- работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
- соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.
- ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);
- осуществлять проектную деятельность;
- создавать образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале;
Содержание предмета «Технология»
3 класс (34 ч)
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
3. Конструирование и моделирование. Виды и способы соединения деталей. Общее представление о конструкции прибора для определения движения теплого воздуха, часов, грузового транспорта и сельскохозяйственной техники (трактора). Конструирование и моделирование из металлических стандартных деталей технических моделей по технико-технологическим условиям. Практические работы: создание устройства из полос бумаги, устройства, демонстрирующего циркуляцию воздуха, змейки для определения движения теплого воздуха, палетки, моделей часов для уроков математики, тележки-платформы.
Практика работы на компьютере (10 ч)
Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру (2 ч) Компьютер как техническое устройство для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера. Дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру, их назначение. Носители информации. Электронный диск. Дисковод как техническое устройство для работы с электронными дисками. Приемы работы с электронным диском, обеспечивающие его сохранность.
Основы работы за компьютером (5 ч) Организация работы на компьютере. Подготовка компьютера к работе (включение компьютера). Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Мышь. Устройство мыши. Приемы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажере как программном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программы. Управление работой компьютерной программы с помощью мыши. Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. работа на клавиатуре с соблюдением санитарногигиенических норм.
Технология работы с инструментальными программами (3 ч) Графические редакторы, их назначение и возможности использования. работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки Программой предусмотрено выполнение практических работ:
- практические работы по образцу;
- практические работы творческого характера.
- выставки творческих работ.
Материально- техническое обеспечение учебного предмета
«Технология »
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К - полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П - комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения
количество
примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы)
Методические пособия и книги для учителя
Примерная программа по технологии
Предметные журналы
К
Д
Д
Д
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.
Альбомы демонстративного и раздаточного материала
Д
Д/П
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету
Ф
При наличии необходимых технических условий
Технические средства обучения
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
Д
по возможности
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты (труд людей, технологические процессы, народные промыслы)
Слайды соответствующего содержания
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
Д
Д
Д
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения
Набор демонстративных материалов, коллекций в соответствии с программой обучения.
Конструкторы.
Объёмные модели геометрических фигур
К
Ф/П
К
Ф/П
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски
Демонстрационная подставка (для образцов изготавливаемых изделий)
Подставки для книг, держатели схем и таблиц
К
Д
Д
Д
Д
Д
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами