- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект интегрированного урока православной культуры и изобразительного искусства
Конспект интегрированного урока православной культуры и изобразительного искусства
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тихонова С.Н. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Тема: Широкая Масленица. Создания эскиза для украшения масленичных саночек.
Цели:
-
Способствовать вхождению учащихся в традиционную культуру своего народа.
-
Создавать условия для эстетического восприятия ими красоты народного праздника Масленицы как одного из явлений праздничной народной культуры.
-
Развивать у учащихся наблюдательность. На примерах произведений искусства расширять представления детей об особенностях проводов зимы.
-
Совершенствовать условия для овладения детьми приёмами работы кистью, гуашью..
Оборудование:
-
Репродукция картины "Масленица" Б.М.Кустодиева,
-
Грамзапись А.Вивальди из цикла времена года (Весна).
-
Образец изделия
-
Высказывание св. Феофана Затворника
-
Карточки по рефлексии
-
Выставка изделий декоративно - прикладного искусства
-
Мультимедийная презентация
Для детей:
1.Тетради на печатной основе
2.Гуашь
3.Тонкие кисти
Ход урока
-
Организационный момент.(Светлана Николаевна)
- Дети, сегодня у нас интегрированный урок изобразительного искусства и православной культуры. Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне. Тихонько садитесь. -
Введение в тему урока.
Светлеют с каждым днём и молодеют сосны.
Чернеет лес, синеет мягче даль, -
Сдаётся, наконец, сырым ветрам февраль,
И пожелтел в лощинах снег наносный.
(И.Бунин)
- О каком месяце говорит Иван Алексеевич Бунин в своём стихотворении?
- К какому времени года он относится?
- А знаете ли вы как по - другому называют этот месяц?
- Давайте послушаем.
Последний месяц зимы - "сечень". Такое название он получил в глубокой древности, так как отсекал год - был последним в семье зимних месяцев. Из - за частых, продувающих насквозь метелей и вьюг, величали в Древней Руси его "ветродуем" и "лютнем". Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца - "бокогрей", потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце. Ещё называли февраль "межень" - межа между зимой и весной.
- В феврале зима с весной встретятся впервой.
- Ребята, как вы понимаете эту пословицу?
- Как называется праздник, который возвещает об окончании зимы и начале весны?
(Масленица)
3.Работа над новым материалом
Валентина Семеновна
Новые слова:
Масленица - древний славянский праздник, который пришёл из языческой культуры.
Комоедица - многодневный праздник торжественной «встречи Весны», которым отмечался переход к весенним земледельческим работам после дня весеннего равноденствия 20 или 21марта.
Седьмица - неделя масленичных гуляний
Масленица - народный праздник проводов зимы и встречи весны. Это единственный языческий праздник, хотя и существенно "сдвинутый" во времени, официально признанный Русской православной Церковью. Новый церковный православный праздник стал называться «сырной» или «мясопустной» седмицей (неделей)Первоначальное её название «Мясопуст» связано с запретом на этой недели употребления в пищу мяса. Масленица - это один из самых древних праздников, возникший задолго до принятия на Руси христианства и встречали масленицу в дни весеннего равноденствия, т.е. когда день и ночь уравнивались по протяжённости. Но когда Русь стала православной ушла внутренняя языческая составляющая праздника, осталась только яркая внешняя его сторона. Традиционные черты Масленицы сохранились и до наших дней, для многих детей и взрослых это самое весёлое и любимое время в году. Канун Масленицы - Вселенская, или Большая, родительская суббота, время поминовения всех усопших христиан. Воскресенье - неделя о Страшном суде - воспоминание о грядущем, согласно христианской космологии, конце света. Не случайно особое угощение, давшее название всей неделе, - масленые блины - считается одним из традиционных блюд русских поминок. Первый блин русские хозяйки отдавали нищим на помин усопших.
- Как вы думаете почему?
- (Блин такой же круглый, как солнышко, такой же теплый и румяный Люди устали от зимы, им ждут тепла и солнечного света, им хочется, чтобы земля родила богатый урожай)
- Почему и дети, и взрослые любят праздники?
- Догадайтесь, сколько дней длится Масленица?
(Выходят дети в народных костюмах)
Понедельник - "Встреча" ( прикрепляем заголовки)
Едет Масленица дорогая
Наша гостюшка годовая
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных
- Не житьё, а масленица.
В этот день устраивали горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети делали соломенную куклу Масленицу и наряжали её.
Вторник - "Заигрыши"
Масленица - кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, блином
И румяным пирогом!
С утра молодцы и девицы катались с гор, ели блины, проводили игры, ходили по улицам ряженые.
Среда - "Лакомка"
Тещи приглашали своих зятьёв и угощали блинами, а для забавы любимого зятя созывали всех своих родных.
Моя родная сестрица,
Печь блины - то мастерица.
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
На поднос блины кладет
И сама к столу идет.
Гости будьте же здоровы,
Вот блины уже готовы.
Четверг - "Задул - разгул, Разгуляй"
Собирайся, народ!
Масленица идет, с играми да шутками, разными прибаутками!
Я о масленке катался,
Трое саней изломал,
Ворона коня замучил,
А милашку покатал.
Не целуй меня на улице -
Целуй меня в сенях!
Не целуй меня в сенях
Целуй на маслену в санях!
Светлана Николаевна
СЛОВАРЬ: СНЕЖНЫЕ ГОРОДКИ
МЕДВЕЖЬЯ ПОТЕХА
БАЛАГАНЫ
На Масленицу были всевозможные развлечения: катания с ледяных гор и на лошадях, строительство снежных городков), взятие снежных крепостей, «кулачные бои», различные спортивные состязания Катания в народной традиции расценивались как особая форма соприкосновения с землей, в результате которого она скорее отогреется, пробудится от зимнего сна и даст обильный урожай. Катание на лошадях с песнями, смехом, в ярких нарядных одеждах по народным представлениям было призвано очертить «защитный круг» вокруг селения, оградить его от злых, враждебных человеку сил . . Санное катанье на украшенных лошадях компанией нарядной молодежи, сопровождавшееся песнями, шутками, состязаниями в скорости и удальстве, было одной из ярчайших форм русской традиционной праздничной культуры . Оно было воспринято от крестьянства всеми слоями населения, нашло отражение в народной (миниатюрная роспись шкатулок (м-ф 20. Художественная роспись) и др.) и профессиональной живописи (м-ф 21. Суриков « Взятие снежного городка», м-ф 22. Б.М. Кустодиев « Масленица» и др.) вошло в фольклор и литературу.
Ребятишки, катаясь с горки на санках, перекрикивали друг друга: «Масленица приехала! Масленица приехала!»
На Масленицу пели особые песни о том, как люди ее дожидались, как встречали, как провожали.
А мы Масленицу дождались,
А мы Масленицу дождались,
Ай люли!
Мы на горку выходили,
Мы на горку выходили.
Сыр и масло выносили,
Сыр и масло выносили.
Сыром горку посыпали,
Сыром горку посыпали.
Маслом горку уливали,
Маслом горку уливали.
Налетели канарейки,
Налетели канарейки.
Нашу горку раскопали,
Нашу горку раскопали.
Сыр и масло поклевали,
Сыр и масло поклевали.
Ай люли!
В это время как бы встречаются зима и весна. Зиму провожали, а весну встречали. Весна неизбежно приближалась вместе с восходящим к зениту солнцем.
_ Рассмотрите картину Бориса Кустодиева «Масленица» Картина захватывает своей широтой, размахом радостным цветением красок.
-Какие краски выбрал художник для своей картины?
( розовые, нежно-голубые, золотые)
_Как вы думаете почему? ( Чтобы картина вызывала мажорное настроение, ощущение праздника)
На переднее плане что мы видим?
( катят праздничные масленичные сани. С бубенцами. Люди в нарядных одеждах,. Предметы переднего плана написаны сочными красками. На заднем плане мы видим строения, раскинувшийся балаган,. Купола церкви)
-Как вы думаете что мы будем сегодня рисовать?(масленичные сани)
-А как вы думаете какой символ лежит в основе элементов узора на наших саночках?
-Попробуйте сложить эти узоры у себя на столе и дайте им описание?
Поэтому не случайно в росписи и резьбе, украшающих санки для катания на Масленицу, присутствуют знаки-символы солнца.
Пятница - "Тёщины вечёрки"
Ах, на Масленицу, на пятый на денек,
Загляни к теще на огонек.
Обещала блинами угостить,
Даже доброе словечко подарить.
Масленица: Сладки, там чаи гоняли,
Да частушки распевали.
Суббота - "Золовкины посиделки"
В субботу шла родня
К молодым на оладья.
Суетилися золовки,
Чтоб прослыть особо ловкой
: И крутилися, как белки,
Чтоб удались посиделки.
Молодая невестка приглашала своих родных к себе. Она дарила сестрам мужа подарки - пряники и мыло.
Валентина Семеновна
Воскресенье - "Прощёный день"
Веселились в этот день, пока не зазвонят колокола к вечерне. С первым ударом колокола веселье прекращалось. Все шли в церковь. Завершив трапезу, все члены семьи усердно молились и после этого совершали обряд «прощения». Начинали его самые младшие, обращаясь с положенными словами к своим старшим братьям и сестрам, родителям, дедушкам и бабушкам. Последней «прощалась» мать с отцом.
- Как вы думаете, почему в последний праздничный день люди испрашивали прощения друг у друга.
Совсем не случайно масленица заканчивается прощёным воскресеньем: на следующий день, в понедельник, который называется чистым. Чистый понедельник), начинается Великий пост. Великий пост - это семь недель строгого воздержания человека не только в пище, но самое главное - в своем поведении и даже в своих мыслях. На протяжении всего Великого поста православные христиане духовно готовятся к самому главному христианскому празднику - Воскресению Христову, к Святой Пасхе.
- Подумайте, что значит «духовно готовиться»?
Как мы видим, древние традиции остались в памяти народной. Но с принятием христианства эти традиции наполнились новым смыслом: утратили поклонение силам природы и обрели связь с Творцом.
В последний день масленичной недели обычно чучело Масленицы, разорвав в клочья, зарывали в снег или сжигали, приговаривая:
(Физминутка)
- Гори, гори ясно, чтобы не погасло
Чтобы все метели разом улетели
Чтобы птички пели, травки зеленели
Небеса синели и колосья зрели
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Вот так заканчивалась шумная масленичная неделя. Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись!
4.Самостоятельная работа учащихся
Светлана Николаевна.
- А как вы думаете, какое изделие мы будем изготавливать на уроке?
Когда мастер приступает к работе, превращая материалы в изделия, он выполняет технологические операции в определённом порядке. Давайте повторим эти операции. Мы сегодня их тоже будем использовать:
-
Определить замысел (будем создавать эскиз для росписи Масленичных саночек)
-
Выбрать материалы, инструменты:
Нам понадобятся: краски, вода, тонкие кисти, толстая кисть, -
Приготовим рабочее место.
-
Продумать эскиз праздничного узора.
-
Изготовление изделия
-
Физминутка для кистей рук!!!!!
-На какие группы мы делим цвета?
Самые распространенные группы цветов - это деление на холодные и теплые цвета. Холодные группы цветов представлены в основном синей и зеленой гаммой, которые ассоциируются с водой, снегом, льдом и зеленой природой. Теплые цвета - это красные и желтые оттенки, которые символизируют огонь и солнце.
-Какие цвета вы будите использовать в своей работе?
Значение цвета ( сообщение подготовленными учащимися)
Красный -Его основное значение в современном русском языке - 'имеющий окраску одного из основных цветов спектра, идущего перед оранжевым', 'цвета крови'. В этом значении красный синонимично таким словам, как алый, багровый, багряный, кумачовый; антонима у него нет. Значение красного цвета в древности было такого: красота, прекрасное, возлюбленное и т.д. Люди ещё с тех времен придавали этому слову подобное значение, причем на многих языках оно даже звучит одинаково. У жителей Полинезии слово «красный» - это синоним слова «возлюбленный». В Китае об искреннем человеке скажут «красное сердце», а коварный человек имеет черное сердце. Красный цвет для многих людей - это, прежде всего, огонь и кровь. Значение красного цвета многообразно, а иногда и противоречиво. Красный цвет символизирует радость, любовь, красоту и полноту жизни, но с другой стороны - это может быть вражда, месть, война.
Желтый цвет - цвет солнца и жизни. Зеленый цвет - оттенок листвы и травы, которая окружает нас. Синий цвет - цвет спокойной ночи, времени умиротворения и покоя.
3. Самостоятельная работа учащихся.
4. Итог урока
1)Представление выполненных работ.
- Давайте, ребята, посмотрим на вашу работу. Каждая группа представит своё изделие. Начнём с первой группы.
2) А сейчас, дети, оцените свою работу (у каждой группы карточка (слева), на доске прикреплена правая карточка с показом оценки работы в цвете)
-
Аккуратность О замечательно (красн.)
-
Законченность О хорошо (зелен.)
-
Самостоятельность О получилось, но не всё
-
Творчество (синий)
- Вы оценили свои работы. Хотелось бы и мне высказать своё мнение. Ваши работы прекрасны, так как это проявление вашей фантазии, творчества.
3)Рефлексия
Подводя итог нашему занятию, я бы хотела услышать ваше мнение об уроке. Но вы выскажите его в рисунке. Перед вами солнышко, которое заглянуло в наши окна, но у него нет лучиков, нарисуйте свой лучик. (на доске показана расшифровка каждого цвета лучиков)
-
побольше таких дел (красный цвет)
-
понравилось, но не всё (зеленый цвет)
-
напрасно потратил время (синий цвет)