Удивительный мир слов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»


«Принято»

на заседании методического совета

Руководитель МС МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1» Протокол № от « » 201 г.


«Согласовано» Заместитель директора по УР /ВР МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»
« » 201 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»



Приказ № ___ от « » 201 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Удивительный мир слов»

для учащихся 4 класса,

начальный уровень обучения,

Синельниковой Натальи Валерьевны

на 2014 -2015 учебный год















с. Шелаболиха

2014г.

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Удивительный мир слов» для 4 классов разработана на основе:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);
  • Концепция модернизации Российского образования;
  • Концепция содержания непрерывного образования;
  • Положение о рабочей программе;
  • Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.
  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168 с.

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходи­мых языковых средств для решения коммуникативных задач;

- овладение учебными действиями с единицами языка, умение прак­тического использования знаний.

В курсе особое внимание уделено работе над языко­выми нормами и формированию у школьников правильной выразитель­ной речи.

Структура программы.

Программа включает три раздела:

- пояснительная записка;

- основное содержание факультатива;

- тематическое планирование с указанием количества часов, отво­димых на изучение каждого раздела. Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей: осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека; знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач; овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний. В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи. «Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Общая характеристика курса.

«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообра­зие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школь­ников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования цен­ностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Технологии обучения:

- сотрудничества;

- ИКТ;

- Здоровьесберегающие;

- Компетентностно - ориентированные.

Методы обучения:

- теоретический;

- теоретическо- практический;

- практический.

Виды и формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Средства обучения:

- дополнительные пособия (словари, справочники, карточки);

- наглядный материал (таблицы, видеофильмы, плакаты, презентации)

Программа по литературному чтению разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:

В принципах обучения: индивидуальности, доступности, преемственности.

В формах и методах обучения: дифференцированное обучение, конкурсы, викторины, игры, выставки.

В методах мониторинга, контроля и управления: тестирование, наблюдение, анкетирование, анализе результатов деятельности ребенка.

Место курса в учебном плане.

Изучение целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 40 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе), продолжительность занятия - 40 минут.

Программа курса дополняет и расширяет содержание от­дельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знании лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания курса.

Важ­ными ориентирами содержания данного факультатива являются:

- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

- формирование представлений о языке как универсальной ценности;

- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

- развитие представлений о различных методах познания языка (ис­следовательская деятельность, проект как метод познания, научные ме­тоды наблюдения, анализа и т. п.);

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.

В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рас­сматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхожде­нием слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании язы­ковых законов, потребности обучения различным способам познания язы­ковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответ­ственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изу­чения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов по­знания языка дают возможность учащимся находить пути решения иссле­довательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых оши­бок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнооб­разная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, на­блюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе фа­культатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную дея­тельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных об­ращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с чле­нами предложения и т. и.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и груп­повая) формирует умение использовать различные способы поиска ин­формации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно вы­слушивать собеседника и делать выводы.

Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грам­матических нормах. Умение работать с. языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культур­ного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Особенности содержания обучения.

Объектом изучения фа­культатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматри­ваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные язы­ковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В со­держание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимоло­гии, грамматики.

Содержание курса строится на основе деятелъпостного под­хода. Каждый раздел программы предусматривает использование игро­вой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, по­знавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разно­образную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ лич­ной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит ре­шать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

- обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

- уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться разли­чать универсальные (всеобщие) ценности;

- использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связан­ные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе боль­шой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изуче­нии русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

В программу 4 класса включены следующие разделы.


№ п/п

Раздел

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Поиграем со звуками, словами и предложениями.

7

7

2

Пора действовать!

14

14

3

Числа и слова.

4

4

4

Прочные связи.

8

7

5

Любимые игры со словами.

1

1

Всего

33

33



Содержание программы

Поиграем со звуками, словами и предложениями

Фонетические и графические правила и закономерности.

Слово, его значение и лексические нормы.

Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со слово-

образовательными моделями.

Практическая и игровая деятельность:

- фонетические и графические задачи;

- игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;

- решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;

- игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;

- шутливые лингвистические вопросы;

-отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.

Пора действовать!

Глагол в языке и речи.

Особенности текста-повествования и текста-описания.

Видовые пары глаголов, их значение.

Глаголы в личной форме.

Повествование от первого и третьего лица.

Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.

Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.

О чём может рассказать личная форма глагола.

Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.

Форма условного наклонения глагола.

Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.

Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.

Использование глаголов в прямом и переносном значении.

Художественное олицетворение.

Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Глаголы в пословицах и загадках.

Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.

Практическая и игровая деятельность:

-лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;

-игра «Меняемся ролями»;

-творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;

-ролевая игра «Просить или приказывать?»;

-составление загадок с помощью глаголов;

-игра-соревнование «Орфографический поединок».

Числа и слова

Как используются числительные в речи.

Обозначение дат и времени с помощью числительных.

Числительные во фразеологизмах и пословицах.

Нормы употребления имён числительных.

Исправление речевых ошибок.

Практическая и игровая деятельность:

-проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;

-викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».

Прочные связи

Как связаны слова в словосочетании.

Словосочетания свободные и связанные.

Словосочетания с типом связи согласование.

Слова каких частей речи могут согласовываться.

Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.

Сочетаемость слов.

Словосочетания с типом связи управление.

Слова каких частей речи имеют «способность управлять».

Трудности в выборе формы слова при управлении.

Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.

Словосочетания с типом связи примыкание.

Практическая и игровая деятельность:

-игра «Словосочетания в пазлах»;

-ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;

-конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);

-творческая работа «Путешествие туда и обратно»;

-итоговый конкурс «Любимые игры со словами».


Тематическое планирование (Удивительный мир слов)


п/п

Тема урока

Виды деятельности обучающихся с указанием темы

(практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.)

Планируемые результаты к разделу, теме (личностные, предметные, метапредметные)

Примечание


Поиграем со звуками, словами и предложениями. (7 ч.)




1-2

Смотрю, говорю, слушаю.

Беседа

- сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;

- наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

-проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

- соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

-составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;

-осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

-осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

-наблюдать использование числительных в речи;

-воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

-находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;

-выступать перед одноклассниками;

-соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.

-наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

-проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;

-наблюдать особенности различных словосочетаний;

-сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);

-создавать устное высказывание на предложенную тему;

-осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

3-4

Лексические загадки.

Игра

5

Словесный конструктор

Сказка

ИКТ

6-7

Занимательная грамматика

Беседа

Пора действовать! (14 ч.)



8-9

Для чего нужны глаголы?

Беседа

10

Делать и сделать- не одно и тоже.

Игра

11

Меняемся ролями.

Беседа

ИКТ

12

Вчера, сегодня, завтра.

Сказка

13

Одно вместо другого.

Игра

14

Она меня поняла и приняла.

Беседа

15

Кто говорит, кто действует?

Игра

16

Сумею победить!

Игра

17

Мечтаем и фантазируем.

Беседа

ИКТ

18-19

Дай - подай - и поезжай!

Игра

20

Живые образы.

Сказка

21

Орфографический поединок.

Игра

Числа и слова. (4 ч.)



22

Для чего нужны числительные?

Сказка

ИКТ

23

Важные даты истории страны (города, края)

Игра

24

Рекорды в цифрах.

Игра

25

За семью печатями.

Беседа

Прочные связи. (8 ч.)



26

Треугольный шарик.

Игра

27

Как водить машину за нос?

Беседа

ИКТ

28

Послушный «подчиненный».

Игра

29

О «земляной» или «земной» красоте.

Сказка

30

Строгий «управляющий»

Игра

31

В Сибири и на Урале.

Беседа

ИКТ

32-33

Связаны смыслом.

Сказка

Любимые игры со словами. (1 ч.)

Игра

ИКТ

Всего занятий: 34


Перечень учебно-методического обеспечения

Материалы для учителя:

Александрович Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. - Минск: Народная асвета, 1971

Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. - Екатеринбург: Литур, 2006

Волина В. В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994

Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. - М.: 5 за знания, 2005

Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. - Воронеж: ВОИПКиПРО

Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. - Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990

Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. - М.: Эксмо, 2007

Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. - М.: Ювента, 2007

Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. - М.: Норинт, 2000

Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007

Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005

Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1964

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. - М.: Экзамен, 2012

Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. - М.: Художественная литература, 1988

Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2004

Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007

Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007

Хаткина М. А. Русский язык. 2 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир грамматики. - Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005

Специфическое сопровождение (оборудование):

Демонстрационные таблицы к основным разделам грамматического материала.




Лист внесения изменений

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

(дата, № приказа)

Подпись лица, внесшего запись








































































Тематическое планирование (Удивительный мир слов)


п/п

Тема урока

Поиграем со звуками, словами и предложениями. (7 ч.)

1-2

Смотрю, говорю, слушаю.

3-4

Лексические загадки.

5

Словесный конструктор

6-7

Занимательная грамматика

Пора действовать! (14 ч.)

8-9

Для чего нужны глаголы?

10

Делать и сделать- не одно и тоже.

11

Меняемся ролями.

12

Вчера, сегодня, завтра.

13

Одно вместо другого.

14

Она меня поняла и приняла.

15

Кто говорит, кто действует?

16

Сумею победить!

17

Мечтаем и фантазируем.

18-19

Дай - подай - и поезжай!

20

Живые образы.

21

Орфографический поединок.

Числа и слова. (4 ч.)

22

Для чего нужны числительные?

23

Важные даты истории страны (города, края)

24

Рекорды в цифрах.

25

За семью печатями.

Прочные связи. (8 ч.)

26

Треугольный шарик.

27

Как водить машину за нос?

28

Послушный «подчиненный».

29

О «земляной» или «земной» красоте.

30

Строгий «управляющий»

31

В Сибири и на Урале.

32-33

Связаны смыслом.

Любимые игры со словами. (1 ч.)

Всего занятий: 34


© 2010-2022