- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку на темуРазделительный ь. Правописание слов с разделительным ь
Урок по русскому языку на темуРазделительный ь. Правописание слов с разделительным ь
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ярославцева С.В. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Задачи: 1. Овладеть умением обозначать звук [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию. 2. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обосновывать и доказывать собственное мнение, работать в парах, оценивать сою деятельность. 3. Воспитывать у учащихся целеустремленность, доброжелательное отношение друг к другу, оказание взаимопомощи, положительное отношение к учебе. Формируемые универсальные учебные действия:
- Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, анализировать, сравнивать, классифицировать, решать проблему.
- Коммуникативные: умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное), умение выражать свои мысли полно и точно.
- Регулятивные: организовывать свое рабочее места, оценивать свою работу на уроке, контролировать свою деятельность на уроке.
- Личностные: проявлять доброжелательность, настойчивость, упорство, внимание, удивление, желание больше узнать.
Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, карточки, конверт с письмом. Тип урока: открытие нового знания Формы обучения: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа Методы обучения: метод проблемного изложения, деятельностный.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Самоопределение к учебной деятельности
Прозвенел звонок и смолк,
Начинаем мы урок.
Погладьте себя по голове.
Обнимите себя.
Пожмите соседу руку.
Улыбнитесь друг другу.
Я очень рада видеть ваши весёлые лица. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы сегодня вы получили удовольствие от работы друг с другом. А поможет вам сегодня формула удачи.
Расшифруйте формулу удачи на уроке: Слайд 1
"Осанка - улыбка-настроение - вера в себя - результат"
Вы готовы к работе? Удачи вам и новых открытий!
Регулятивные УУД: организация рабочего места,
настрой учащихся на урок.
Личностные УУД: проявление внимательности, доброжелательности
Объясняют, что означает каждое слово в формуле удачи.
Актуализация знаний
Создание проблемной ситуации
Открытие нового знания.
Решение проблемы
Запись даты в тетради и классной работы.
- Чтобы узнать что-то новое, как вы думаете с чего надо начать урок? Слайд 2
- Что мы сейчас делали?
- Давайте вспомним пройденное.
Индивидуальная работа у доски:
- Звукобуквенный анализ слов: полю, полью, льёт
- Оцените свою работу с помощью шкал (линеечек.) Словарная работа Когда утором я шла в школу Сергей Александрович мне передал вот этот конверт. Этот конверт адресован вам, ученикам 2-б класса. - Читаю письмо: Мальчики и девочки, помогите мне. Я приехал учиться к вам в Россию из Украины. У меня трудности в обучении. Но я знаю, что вы выучили уже много правил и умеете грамотно писать. Помогите мне? Правильно ли я написал слова? - На доске записаны слова с ошибками: Каньки, пальто, мидведь, учительница, титрадь, варобьи. - Прочитайте слова. - Всё ли вас устраивает в написании этих слов? - Какую же помощь мы должны оказать? - Докажите, почему пишите ту или иную букву. - Как называются эти слова? - Какая орфограмма в словарных словах? -Что объединяет эти слова?
- Какие слова подходят к схеме _ _ _ ь _ _ - Сколько в слове букв? Сколько звуков? Докажите? -- На какие 2 группы можно разделить эти слова? Для чего нужен в этих словах ь? Значит, он как называется? - Во всех словах ь знак служит для обозначения мягкости? - Для чего же он служит в слове воробьи? Как он будет называться? Сформулируйте проблемный вопрос. - Почему он так называется? Перед нами возникает проблема. И нам её необходимо решить. -Значит какая тема нашего урока? - Чему будем учится сегодня на уроке? Наблюдение за словами с ь и без ь упр. 200 Пары слов записаны на доске. - Прочитайте пары слов: полю Коля полёт полью колья польёт - Запишите
- Чем они похожи и в чём отличие? - Попробуйте убрать ь знак. Что произошло? Лексическое значение слов вам понятно? Слайд 3 - Работа с толковым словарём Ожегова С. - Перед какими буквами пишется разд. ь
Составление транскрипции слов и послушаем какой звук слышится после звука [л,]
- Сделайте вывод: для чего нужен ь в словах, на что он указывает?
-А за какими буквами «прячется» этот звук? Между какими буквами пишется ь? Подчёркивают буквы перед ь и после него, затем делают вывод: пишется после букв согласных перед буквами гласных ю, я, ё. - Предположите, почему ь в этом случае называется разделительным? - Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких случаях он пишется? Слайд 4 3. Работа с правилом. с.130 4. Составление алгоритма Физкультминутка Осень, осенью, деньки, Мальчик, окунь, окуньки, Колья, стулья и скамья, Крылья, братья и семья Расскажи, зачем и как служит в речи мягкий знак? Чтение правила в рамке после упр. 200. Сравните свои выводы и правило. - Что нового из него вы узнали? - Приведите пример с этой буквой (ульи). - Давайте проверим: о каком звуке предупреждает разделительный ь? - Произнесите без этого звука. Что получится? Приведите свои примеры. - Какая здесь орфограмма? Как её подчёркиваем? - В каких буквах «спрятан» звук [й']? Как их подчёркиваем? - Рассмотрите рисунок после правила. Что подумали мальчики?
Планируют свою деятельность на урок:
1. Вспомнить пройденное
2. Решить проблему
3. «Открыть» новые знания
4. Закрепить полученные знания.
5. Подвести итог.
6. Самооценка своей работы на уроке.
Два ученика работают индивидуально у доски.
Письмо вызывает интерес у учащихся.
Слушают и определяют от кого пришло письмо. Связь с жизнью людей на Украине.
Принимают решение помочь мальчику.
Дети по очереди выходят и исправляют ошибки и доказывают, почему пишут ту или иную букву.
В словарных словах пишем непроверяемую гласную букву, которую нужно запомнить.
В этих словах пишется ь знак.
Все слова обозначают предметы..
Называют и записывают слова: коньки, пальто.
Слова с ь знаком в середине и с ь знаком на конце слова.
Смягчающий ь знак.
Ученики высказывают свои предложения. В слове воробьи ь не смягчает согласный звук.
Почему мягкий знак называется разделительным?
Формулируют тему урока.
Учится писать слова с разделительным мягким знаком. В каких случаях пишется мягкий знак. (Похожи написанием и произношением, отличаются одной буквой и значением.)
Во всех словах есть мягкий согласный звук [л,]. Отличаются смыслом. В верхней строке нет мягкого знака, во второй есть мягкий знак. Полю -полоть грядки от сорных растений или очищать.
Солю огурцы, солью воду из банки.
Кол- толстая прямая палка с заостренным концом, кол вколачивается в землю;
Школьная отметка, единица.
Возвращаются к транскрипции, составленная в начале урока ученицей. Он нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук [й'].) За буквами гласных я, ю, е, ё.)
Разделяет буквы гласных и буквы согласных и указывает, что перед
Произношу ...
Послушаю ....
Пишу ... Разделительный ь пишется перед буквой и.)
О звуке [й'].)
Теряется смысл: ули.
ΙV. Развитие умений - применение знания. Совместная выработка алгоритма по применению правила в беседе. - Какие условия для написания разделительного ь мы открыли? - Что нужно сделать вначале, прежде чем писать? Прочитайте алгоритм, который дан в рамке учебника перед упр. 201. Упр. 201 -Какова цель данного упр? Физкультминутка электронная
Работа в парах - Замените предложение одним словом. Запишите его. Подчеркните орфограмму. Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела. (Обезьяна.) Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье.)
Кондитерское изделие из печёного теста. (Печенье) Что мы сейчас делали?
- Какие умения формировали? Устно составьте предложение с любым словом Наличие звука [й'] после согласного и положение между буквами согласных и гласных е, ё, ю, я, и.)
Произнести, Послушать.
развивать умение определять на слух звук [й'] в словах и определять его место.
Ученики по алгоритму в учебнике проговаривают слова, выделяя звуки и объясняя буквы, которые записывают.
Отрабатывают написание слов с разделительным ь
Умение работать с информацией.
V. Итог урока
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
- Какая цель стояла перед нами?
- Чему учились на уроке? Что теперь знаете о разделительном мягком знаке? Как показать на письме, что согласный не сливается с гласным?
Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чём испытали затруднения ?
- Оцените свою работу на уроке по шкале.
(1 - все задания были понятны, 2 - выполнил быстро и правильно, 3 - выполнил быстро, но с ошибками, 4 - выполнил самостоятельно, 5 - выполнил с помощью ...).
Почему называется разделительный?
В каких случаях пишется разделительный ь.
Самооценка своей работы на уроке.