Урок русского языка по темеРазделительный твердый знак

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Урок русского языка по темеРазделительный твердый знакУрок русского языка по темеРазделительный твердый знакУрок русского языка в 3 классе

по теме: «Разделительный твердый знак Ъ».

Тип урока - объяснение нового материала


Цель урока: научиться правильно писать слова с твердым знаком (ъ)

Задачи урока:
Образовательные:
• создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой
• отработать навык правописания слов с разделительным ъ знаком.
Развивающие:
• создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы
• способствовать развитию орфографической зоркости
• развивать умение работать в парах, в группах.
Воспитательные:
• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
• воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Целевое назначение урока: первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий.
Методы проведения урока: беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя.
Планируемый результат: воспроизведение своими словами правила, составление алгоритма; выполнение действий по алгоритму.
Представление о планируемых результатах:
Личностные результаты учащихся:
• осознавать смысл изучения правописания разделительного твердого знака и успешного использования его в словах
• понимать значимость правильного написания твердого знака
• развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников
Познавательные:
• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей
• осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания
• самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании твердого знака
• уметь формулировать правило по написанию твердого знака
Коммуникативные:
• внимательно слушать друг друга
• уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Предметные результаты:
• знать, когда следует писать разделительный твердый знак
• уметь правильно писать слова с разделительным твердым знаком
Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация, учебник, карточки с заданиями, карточки со словами.





Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Минута гармонии. Приветствие гостей.

2) Психологический настрой.

- Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

II. Эмоциональный настрой учащихся.

-Начать урок русского языка мне хочется со слов А.С.Пушкина. Слайд. «О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух». А.С.Пушкин
- Как вы понимаете эти слова поэта? - Значит, на каждом уроке вы совершаете маленькое открытие - чудо. С каждым годом этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь со мной своими новыми, интересными и полезными открытиями.
-Сядьте ровно, выпрямите спинки. Откройте тетрадь, положите ее с наклоном, левый локоток придерживает уголок тетради. Возьмите ручку, запишите дату урока, классная работа.

III. Формулирование темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем работать над выпуском газеты "Буковка". Газета посвящена букве, которая не обозначает звука и присутствует в одном из слов: Слайд.

Сели, съели

- Какая эта буква? В каком слове она присутствует?

Было «сели», стало «съели».

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

- Твёрдый знак. Слайд.

Твердый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможем.

- О какой букве будет говориться в газете?

- Назовите тему урока.

- Итак, тема урока и тема газеты «Разделительный твердый знак»

- Кому мы посвятим нашу газету и кто будет ее читателем?

- Как вы думаете, что должны узнать о букве ъ мы и наши читатели? (Ответы детей).

Цель урока: Узнать когда пишется ъ.

Выпустить газету.

IV. Работа по теме.

- К нам пришло письмо. А что же там написано? Настя, прочитай его!

( Уважаемая редакция газеты «Буковка»! Расскажите нам историю происхождения разделительного твердого знака. С уважением к Вам ученики 3-их классов школы № 11.)

- Саватнеева Вика подготовила ответ на это письмо. Слайд.

- Твёрдый знак - 28-я буква русского алфавита.

До 1917 года она была 27-ой по счёту и называлась «еръ». Слайд.

Раньше эта буква хранила молчание и писалась в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ. Слайд.

Из-за этой буквы тратилось больше бумаги и типографской краски. А это стоило денег. Поэтому букву "ер" называли "бездельником", "лодырем", "разбойником", "дармоедом", "кровососом" и другими подобными словами. Буква "ер" на конце слов пожирала более 8% времени и бумаги. Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.

Теперь на конце слов эта буква не пишется.

- Ответ на вопрос поместим в нашей газете под рубрикой «Из истории ъ».

IV. Знакомство с новым материалом.

- Откройте учебник на странице 148, выполним упражнение 349 и выясним, где теперь пишется ъ.

- Что можно сказать об этих словах? (Они однокоренные).

- В словах какой строчки есть Ъ? (В словах второй строчки).

- После какой части слова пишется разделительный Ъ? (После приставки, перед корнем).

- Почему в первой строке после приставки не пишется Ъ, а во второй пишется? (?)

- На какой звук оканчиваются приставки первой строки? (На гласную).

- На какой звук оканчиваются приставки второй строки? (На согласную).

- С какой буквы начинается корень?(С гласной).

Работа в группах.

Правила работы в группах.

Откройте конверт № 1. Составьте опору написания ъ в словах.

Слайд

- Прокомментируйте опору.

- Чтобы узнать, перед какими гласными буквами пишется разделительный Ъ, выполните задание на карточках. Работать будете в парах.

Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. Выделите приставку, подчеркните твердый знак и гласную после него.

С . едобный, под . юбник, об . явить, от . езд, с . ежился, об . яснение.

- Сделаем вывод. Перед какими гласными буквами пишется разделительный Ъ? (е, ё, ю, я).

Работа в группах.

- Откройте конверт № 2 и дополните опору.

- Проверьте.

Слайд

- Попробуйте сформулировать правило. (Разделительный Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный звук перед гласными буквами е, ё, ю, я).

- Давайте прочтём это правило в учебнике на стр.149.

- А почему Ъ называется разделительным? (Потому, что он делит в слове согласный звук от гласного).

- Опору и правило поместим в газете под рубриками «Опора знаний» и «Правило написания ъ»

- Выполним упражнение 351.

- Какова основная мысль текста?

- А кому из вас нравятся прогулки на лыжах в зимнем лесу?

- Что еще кроме удовольствия получает человек от ходьбы на лыжах? ( Дышит свежим воздухом, оздоравливает свой организм, развивает мышцы).

Любите, не ленитесь кататься на лыжах! Это поможет вам стать выносливыми, застраховаться от сердечно-сосудистых заболеваний и простуд.

V. Контроль и самоконтроль знаний.

- В газете для читателей поместим тест по изученной теме в рубрике « Проверь себя»,

но сначала проверим свои знания.

Тест

1. После какой части слова пишется Ъ?

а) после приставок,

б) после корня.

2. После каких приставок пишется Ъ?

а) после приставок, которые оканчиваются на согласный звук,

б) после приставок, которые оканчиваются на гласный звук.

3. Перед какими буквами пишется Ъ?

а) а, я, ё, е,

б) ю, я, е, ё,

в) о, ё, ю, у.

4. Найдите слово с разделительным твердым знаком.

а) в…ехал

б) сем…я

в) в…юга

5. Сколько звуков в слове «съезд»?

а) 3

б) 5

в) 4


VI. Итог урока. А теперь подведем итоги. - Как называется тема урока по которой мы работали? Разделительный твердый знак. - Какую цель мы поставили в начале урока? Узнать когда пишется ъ и выпустить газету.

- Что мы узнали? (Разделительный Ъ пишется после приставок, которые

оканчиваются на согласный звук перед гласными е, ё, ю, я).

- Посмотрите на газету. Как вы думаете, о чем узнают наши читатели, прочитав ее?


- Ребята, а что вам понравилось сегодня в вас самих? За что вы можете себя похвалить? - А кто на ваш взгляд был сегодня самым активным на уроке?

VI I. Домашнее задание

VIII. Рефлексия.

- А еще мне хочется узнать о впечатлении от урока каждого из вас. Возьмите на парте букву такого цвета, который подходит вашему настроению. Слайд.

Для меня тема была важной и интересной - красная буква Ъ

Узнал много нового - желтая буква Ъ

Мне было неинтересно - зеленая буква ъ

- Выбранную вами букву поднимите и покажите мне. А теперь поверните гостям, пусть посмотрят они.

- Я очень рада видеть в ваших руках буквы твердого знака красного и желтого цвета, а это значит, что урок для вас был важным, интересным и познавательным.

- Оформим нашу газету буквами. Нанесите клей на букву и «по - цепочке» наклейте на край газеты так, чтобы получилась рамочка.

- Теперь наша газета стала не только познавательной, но и красиво оформленной.

- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонек пытливости, любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонек не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днем, помогли бы вам преодолеть все трудности на вашем жизненном пути.



© 2010-2022