Программа внеурочная деятельностьКультура добрососедства

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

учителя Муратовой А.Л.

«Культура добрососедства»




























Пояснительная записка Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю. Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает: -воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны; -формирование чувства принадлежности к многонациональному российскому народу; -формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе российской школы; -приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе. Учебный курс «Культура добрососедства» - интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей русского народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении. Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал. Программа составлена она с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма, как составляющей многообразия народов, населяющих Российскую Федерацию. Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей. Учебно-воспитательные цели курса: -воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю - Крыму; -формирование социальной компетентности и гражданской ответственности; -воспитание толерантности как основного принципа демократии; -развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом. Практические цели курса: -формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней; -знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов; -формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом; -приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов; -формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры. Реализация учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым человеком своего, самобытного, а также формированию этики межнационального общения, основанного на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через национальное своеобразие культуры, быта, традиций каждого народа. Основными задачами предмета «Культура добрососедства» являются: 1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий. 2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса. 3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона. 4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев, этикета, традиций гостеприимства. 5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы» (словарным минимумом для общения на разных языках). 6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству. 7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры. 8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления, свобода мысли, убеждений, совести.

Нормативная база


  1. Федеральный закон № 273 - ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009).
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ №2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования №373 от 06.10.2009».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  5. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  6. Приказ Управления образования №765от 19.08.2014 «Об утверждении примерного положения о структуре¸ порядке, разработке и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин образовательными учреждениями, расположенными на территории Республики Крым, реализующих программы общего образования».
Особенностями данного курса являются: -его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса; -особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина; -адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму; -рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов; -изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму; -привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса; -приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем; -возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы. Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»: -единство изучения России и Крыма как субъекта России; -приоритетность воспитательных задач; -единство урочной, внеурочной и внеклассной работы; -опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье; -максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы; -использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»; -использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др. Наполняемость группы - 15-20 человек. Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 6 - 11 лет
Общая характеристика курса «Культура добрососедства» Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-исследовательская работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы. Изучение раздела «Географическая среда» поможет сформировать представление у младших школьников о природной зоне, в которой они проживают, об окружающей природе, об особенностях климата и его влиянии на специфику трудовой деятельности населения, а также осознать, как легко расстроить тонкую сбалансированность природы, и последствия могут быть плачевными для людей. Каждый способен и должен внести весомый вклад для предотвращения экологической катастрофы. Раздел «История» предполагает знакомство с историей возникновения города (поселка, села), улицы, на которой они проживают, с соседями - носителями различных культур и религий. Осознание общности культур народов, проживающих в регионе, и выявление своеобразия каждой из них в позитивном аспекте поможет приобрести опыт культуры поведения в социальной и естественной среде, научит взаимодействовать с людьми, проживающими рядом. При изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с бытом, языками, конфессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов расширяется представление у младших школьников о материальной и духовной культуре людей, приобретается опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг друга. С одной стороны - раскрывается многообразие культур людей, проживающих в Крыму, с другой - показывается общность этих культур. Предусмотрены выставочные мероприятия, способствующие формированию интереса к традиционной культуре и ее популяризации среди учащихся, а также встречи с мастерами народных ремесел, знатоками фольклора и национальной кухни. Раздел «Язык соседа» через знакомство с фольклором, национальной литературой расширит представление младших школьников о людях разных национальностей, о языковой среде, поможет в совершенствовании разговорной практики на родном языке, обеспечит возможность понимания «языка соседа», использование его как средства коммуникации. В разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение младших школьников к более ясному пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению действенных, ненасильственных способов разрешения групповых и индивидуальных конфликтов: обращение конфликтов в средство познания. Приобретая определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов через игровую деятельностью и через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт поведения в подобных ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также нести ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное восприятие любой информации, включая негативную, осознать, что нельзя поспешно порицать и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на данном этапе общения, что зачастую упускается шанс познать для себя что-то новое, обрести возможность найти истину и мудрость, так как конфликт не всегда является отрицательной силой и может способствовать личностному росту и познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при про ведении практических занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения, видеть хорошее во всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и совершать поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы делаем по отношению к другим - мы делаем это по отношению к себе, и поэтому наша обязанность - помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем себя, так как гнев, несогласие и насилие вызывают только дисгармонию. Результатом проводимой работы должно стать осознание того, что ненасилие - это высшая ступень общечеловеческих ценностей и результатом является совершенство характера, а это способность управлять своими эмоциями, быть не эгоистичным, находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип ненасилия. Знакомя в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя тренинги, у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной ситуации и ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического состояния ребенка, что является одной из составляющих их физического здоровья. В разделе «Аксиология» учащиеся знакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина», «малая родина». В процессе раскрытия данных понятий находятся точки соприкосновения, раскрываются индивидуальность и уникальность каждого человека, формируется личное отношение к сторонам действительности через взаимодействие различных форм общения. Возникает необходимость осознания права ребенка на социальные связи, которые не только раскрывают особенности каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и забота о потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы внутреннего развития ребенка как субъекта учения. Описание места предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс «Культура добрососедства» изучается с 1 по 4 класс по 1 академическому часу - 35-40 мин (33-34 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 135 часов. Объем учебной нагрузки установлен СанПиНом. Количество часов, отведенных на изучение тематических линий, в программе варьирует в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Рекомендованное количество часов на изучение каждой тематической линии или раздела, а также порядок изложения тем при календарном планировании могут быть изменены учителем в пределах отведенных 33-34 учебных часов. Резервное время может быть использовано по усмотрению учителя на увеличение числа уроков в том или ином разделе или тематическом блоке или на введение новых тем, важных и характерных для конкретного региона или школы. Формы организации внеурочной деятельности В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), потребностно-мотивационный. В первом классе имеет место лишь вербальное оценивание. Формы его могут быть разнообразные. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте. Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации. Курс имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, среди которых: - включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, прежде всего - родителей, родных и близких, - переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к продуктивному, - преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).
Личностные, метапредметные и предметные результаты В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. При изучении учебного курса «Культура добрососедства» учащиеся должны знать: -названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село); -как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным; -5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности; -5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе; -5-6 названий национальных блюд; -несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях; -«словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями; должны иметь представление: -об экологии, о роли природы в жизни человека; -об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают; -о ремеслах, мастерах Крыма; -о национальной одежде и кухне народов Крыма; -о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым; -о семейных святынях; -о ценностях, которые объединяют все народы; должны уметь: -рассказать, как готовится его любимое блюдо; -одеть куклу в элементы национального костюма; -вести диалог с товарищами; -сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение; -с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям; -использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».

























9


© 2010-2022