- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа модуля Я-исследователь для 1-2 класса
Рабочая программа модуля Я-исследователь для 1-2 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Паринова Н.В. |
Дата | 01.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 1-Абрамовская средняя общеобразовательная школа
Таловского района Воронежской области
-
Согласовано:
Заместитель директора по ВР
_____________ Панина Е.И.
_____________ 2015 г.
Утверждаю: Директор МКОУ 1- Абрамовской СОШ _______________ Воропаев А.Л. Приказ № ____ от ____________2015 г.
Дополнительная образовательная программа
«Я - исследователь»
(для учащихся 2 класса)
Срок реализации 1 четверть
Руководитель Паринова Н.В.
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка. Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» в соответствии:
- с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования
- с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. - 2-е изд. - М. Просвещение, 2011.
- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
Цель. Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Задачи программы.
- Развитие познавательных потребностей младших школьников.
- Развитие познавательных способностей младших школьников.
- Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
- Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
- Формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА. Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: _ положительное отношение к исследовательской деятельности; _ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно_познавательны и внешние мотивы; _ интерес к новому содержанию и новым способам познания; _ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; _ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: _ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; _ выраженной познавательной мотивации; _ устойчивого интереса к новым способам познания; _ адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности; _ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _ принимать и сохранять учебную задачу; _ учитывать выделенные учителем ориентиры действия; _ планировать свои действия; _ осуществлять итоговый и пошаговый контроль; _ адекватно воспринимать оценку учителя; _ различать способ и результат действия; _ оценивать свои действия на уровне ретро_оценки; _ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; _ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: _ проявлять познавательную инициативу; _ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; _ преобразовывать практическую задачу в познавательную; _ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; _ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; _ высказываться в устной и письменной формах; _ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; _ владеть основами смыслового чтения текста; _ анализировать объекты, выделять главное; _ осуществлять синтез (целое из частей); _ проводить сравнение, классификацию по разным критериям; _ устанавливать причинно-следственные связи; _ строить рассуждения об объекте; _ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); _ подводить под понятие; _ устанавливать аналогии; _ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; _ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: _ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; _ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; _ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; _ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; _ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _ допускать существование различных точек зрения; _ учитывать разные мнения, стремиться к координации; _ формулировать собственное мнение и позицию; _ договариваться, приходить к общему решению; _ соблюдать корректность в высказываниях; _ задавать вопросы по существу; _ использовать речь для регуляции своего действия; _ контролировать действия партнера; _ владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: _ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; _ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; _ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; _ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; _ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; _ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Формы проведения
• рассказ, беседа, демонстрация,
• экскурсия;
• практическое занятие,
• игра-практикум, творческая игра
• выставка
Содержание программы внеурочной деятельности. 2 класс (9 часов). Тема «Что такое исследование» Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.). Тема «Наблюдение и наблюдательность» Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. Тема «Что такое эксперимент» Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.). Тема «Учимся вырабатывать гипотезы» Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.
Тема «Знакомство с логикой» Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания. Тема «Как задавать вопросы» Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Тема «Учимся выделять главное и второстепенное» Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом». Тема «Как делать схемы» Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание - пиктограммы. Тема «Как работать с книгой» Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.
Тематическое планирование
- №\п Тема. Основные виды деятельности. Дата План Факт 1
Что такое исследование?
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию.
16.09 2Наблюдение и наблюдательность.
Учимся задавать вопросы Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию.
23.09 3Что такое эксперимент. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию.
30.09 4Учимся вырабатывать гипотезы.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
7.10 5Знакомство с логикой.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
14.10 6Как задавать вопросы.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
21.10 7Учимся выделять главное и второстепенное. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
28.10 8Как делать схемы. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формулировать собственное мнение и позицию.
9Как работать с книгой.
Экскурсия в библиотеку Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Учебно-методическое обеспечение.
Учебные и методические пособия: Савенков А.И. Я _ исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. _ Самара : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6_7 лет. _ Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7_8 лет. _ Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6_7 лет. _ Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. _ 32 с. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7_8 лет. _ Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. _ 32 с. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6_8 лет. _ Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. _ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. _ 224 с. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. _ М.: Академия, 2005. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
11