1 класс Планирование по обучению грамоте УМК Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





















































Рабочая программа

по предмету «Обучение грамоте», 1 класс

Авторы: Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева.


  1. Пояснительная записка


Программа разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п.19.5) к структуре программ отдельных учебных предметов, курсов, на основе примерной программы по обучению грамоте, авторской программы по обучению грамоте в 1 классе Климановой Л.Ф., Макеевой. Предметы «Русский язык» и «Литературное чтение» входят в образовательную область «Филология». Обучение грамоте является органической частью учебных предметов «русский язык» и «литературное чтение» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям. Цель курса «Обучение грамоте» - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

  • сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;
  • обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;
  • обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
  • развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
В новой системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с её предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, даётся возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам, о чём писал ещё Л. С. Выготский. Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах. Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту. Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода. Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах:
  • коммуникативном,
  • познавательном,
  • семиотическом (знаковом).
1. Коммуникативная направленность курса позволяет:
  • сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;
  • дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;
  • осознать язык как средство общения;
  • сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.
2. Познавательная ориентация курса позволяет:
  • изучать язык как культурно-исторический процесс - от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;
  • освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;
  • формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;
  • обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);
  • развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.
3. Семиотический принцип даёт возможность:
  • раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);
  • осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;
  • выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак - значение, значение - звучание (содержание - форма);
  • познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Формы контроля: диагностическая работа.


  1. Общая характеристика курса


В период обучения грамоте дети получают первоначальные представления о различных формах общения: реального (людей друг с другом) и условного (с миром природы и вещей), сравниваются словесные и несловесные формы общения. Обращается внимание на значение жестов, мимики, выразительных движений, интонации общения, рисунков, осмысливается роль знаков в общении. Главное внимание отводится обучению чтению и письму как письменным нормам речевого общения. Параллельно идет совершенствование устных форм общения, умений слушать и говорить, активно развивается диоматический слух учащихся. Период обучения грамоте включает три этапа. Все три подхода реализуются на всех этапах обучения: 1. Подготовительный этап («Давайте знакомиться!») начинается с курса общения. Его цель - ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своего мнения и суждения. На уроках параллельно с устной речью начинает формироваться письменная речь: от ее предметно-практического уровня (жесты, мимика, пиктограммы и др.) к знаково-символическому и алфавитному, звукобуквенному письму. Рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай» предназначена для работы в подготовительный период обучения грамоте. Устная форма общения. Речь. Развитие диалогической и монологической речи в различных ситуациях общения. Умение вступать в диалог со сверстником и учителем: слушать и понимать вопросы собеседника, соотносить с ними свои ответы, корректировать содержание своих ответов в соответствии с репликами и вопросами партнера по общению. Умение пересказать небольшой текст, озаглавить его. Культура речи. Формирование умений воспринимать на слух и воспроизводить все звуки речи; отчетливо произносить слова, четко их артикулируя; воспроизводить скороговорки, потешки, песенки с различными речевыми задачами в заданном темпе, с различной силой голоса, в сочетании с ритмическими движениями. Упражнения в произношении отдельных слов и предложений в определенном темпе, с различной интонацией в зависимости от речевой задачи. Развитие фонематического слуха. Обогащение и активизация словаря учащихся в учебно-познавательной и игровой деятельности. Упражнения в различении конкретных лексических значений слов и обобщенных наименований, в дифференцировании слов, обозначающих в какой-то мере сходные предметы или качества, в различении простейших случаев многозначности слов на основе наглядно-образных моделей. Упражнения в наименовании предметов, относящихся к миру людей, природы и вещей. Развитие умения правильно строить простые предложения, составлять определенное количество предложений, составлять простейшие тексты по предложенному рисунку, а также на основе впечатлений от увиденного, услышанного, прочитанного. Письменная форма общения Развитие первоначальных навыков письма. Работая в тетради, дети имеют возможность рисовать, раскрашивать, штриховать и т. п., что помогает укрепить мелкую мускулатуру пальцев, развить координацию движений руки при письме и тем самым хорошо подготовиться к написанию букв русского алфавита, слов и предложений, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления Соблюдение гигиенических требований к письму. Язык как средство общения. Первоначальное представление о таких элементах языка, как звуки и буквы, слово и предложение, а также правилах графики и орфографии. 2. Основной этап обучения. В этот период идет овладение звуко-буквенным письмом как наиболее эффективным способом записи мыслей, освоение чтения и письма как видов речевой деятельности, развивается культура речевого общения, совершенствуются коммуникативно-речевые навыки. Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Школьники обучаются первоначальному чтению и письму, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре. При обучении первоначальному чтению применяется все разнообразие аналитико-синтетических упражнений, представленных в игровой наглядно-образной форме. При обучении письму вводится печатный шрифт, освоение которого способствует созданию у детей зрительно-двигательного образа буквы, благоприятно сказывается на ее усвоении. Однако основное внимание уделяется освоению письменного шрифта.Дети осваивают правила русской графики, у них активно формируются первоначальные орфографические умения. В основной (букварный) период они отрабатывают навыки письма и орфографические умения в Прописях «Мой алфавит». Устная форма общения. Речь. Культура речи. Формирование умений воспринимать на слух и воспроизводить все звуки речи: различать на слух и верно употреблять сходные звуки [с-ш, с-з, ш-ж, п-б и др.]; отчетливо произносить слова, четко их артикулируя. Упражнения в произношении отдельных слов и предложений в определенном темпе; умение воспроизводить предложения с различной интонацией в зависимости от речевой задачи. Развитие фонематического слуха у детей на всем диапазоне звуков русской речи в звуковых играх и в речевых ситуациях. Наблюдение за свойством слова обозначать все, что окружает человека. Практическое различение частной и общей предметной отнесенности путем сопоставления имени одного человека (собственного имени) и имени (нарицательного) целой группы однородных предметов. Разведение понятий «предмет» и «слово как название предмета». Упражнения в наименовании предметов, относящихся к миру людей, природы и вещей. Наблюдение за использованием в речи слов, называющих предметы живого (одушевленные) и неживого (неодушевленные) мира. Чтение открытого слога с ориентировкой на гласный звук, с опорой на сопоставление гласных [ы - и], [о - ё], [а - я], [о - е], [у - ю], их роль в слоге. Освоение приемов целостного чтения слов с опорой на знак ударения, упражнения на восприятие и чтение слов различной слоговой и звуко-буквенной структуры, упражнения на увеличение «поля» чтения, развитие темпа чтения. Обучение умению составлять простейшие тексты по предложенному рисунку, а также на основе впечатлений от увиденного, услышанного, прочитанного. Письменная форма общения - овладение элементарной грамотностью. Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной. Различение в слове значения и его звучания на основе двусторонней модели слова. (Значение слова как образ предмета, действия, свойства, которое можно представить, вообразить, вспомнить (изобразить). Звучание слова (последовательность звуков) можно услышать и записать с помощью схем.) Овладение действием звукового анализа слова различной слоговой структуры: фиксирование последовательности звуков в слове с помощью слого - звуковых и образно-символических схем. Выявление смыслоразличительной функции звуков в слове, фиксирование в схеме гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков. Деление слов на слоги; открытый и закрытый слоги. Звонкие и глухие согласные звуки. Освоение действия ударения; различение ударных и безударных гласных звуков. Выделение из ситуативного контекста слов, содержащих определенный звук; фиксирование звуков буквами. Соблюдение гигиенических требований к письму (правило посадки ученика и расположения тетради на парте, положение ручки при письме и т. д.). Развитие мелкой мускулатуры и мелких движений пальцев руки с помощью целенаправленных упражнений. Последовательное освоение двух типов ориентировки: - ориентировка на строке: рабочая строка и межстрочное пространство, верхняя и нижняя линии строки; письмо прямых и наклонных линий на строке; - ориентировка в написании буквы: выделение в букве опорных элементов (точек или ритмически повторяющихся элементов), письмо букв на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.). Запись печатных букв с использованием опор и самостоятельно; перевод их в письменные буквы. Ритмическое и связное письмо букв, их соединений в словах; развитие навыков послогового проговаривания слов при их записи. Написание предложений и небольшого текста по памяти, чтение и проверка написанного. Составление и запись небольшого рассказа на определенную тему по рисунку и личным наблюдениям. Изложение небольшого прочитанного рассказа (с помощью учителя). Формирование умения контролировать себя во время письма, сравнивая свою запись с исходным словом, предложением, текстом. Язык как средство общения. Первоначальное представление о таких элементах языка, как звуки и буквы, слово и предложение, а также правилах графики и орфографии. Звуки и буквы. Различение гласных и согласных звуков, обозначение буквами е, ё, ю, я йотированных (слитных) гласных звуков в начале слова, после гласных звуков и мягкого и твердого знаков; обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака (ь) и букв я, и, ю, е, ё; перенос слова по слогам. Слог. Ударение. Построение акцентно-графической схемы слов; выделение ударного слога. Деление слов на слоги. Слого-звуковой анализ слов. Алфавит, его значение. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; письмо слова с непроверяемым написанием (учение, учитель, фамилия, пенал и др.); разделительные твердый и мягкий знаки. Слово. Слова как названия (имена) предметов окружающего мира, их свойств и действий Умение различать звуковую, буквенную формы слова и его содержание (значение). Деление слов названий на собственные и нарицательные. Большая буква в собственных именах людей, кличках животных, названиях городов и улиц. Деление слов названий, обозначающих живые (одушевленные) и неживые (неодушевленные) предметы, по вопросам кто? что? Первые наблюдения за использованием в речи антонимов (холодный - горячий и др.) и синонимов (ребенок, дитя и др.). Группировка слов (с помощью учителя) по темам, ориентирующая на значение слова: «Человек» (семья, внешний вид, качества человека), «Наш дом» (квартира, бытовые приборы), «Наш город» (улица, почта, транспорт, магазин, театр, библиотека, школа, спорт), «Природа» (времена года, растения, животные). Классификация слов по вопросам кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделает? Что сделал? Выявление (с помощью учителя) классифицирующих (обобщенных) признаков предметности, качества и действия. Предложение. Объединение слов в предложения и выделение предложения в коммуникативной ситуации. Интонационное оформление предложений. Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения. Простейший структурно-смысловой анализ предложений: выделение и называние предмета речи (кто это? что это?) и того, что о нем сообщается (что делает? что сделает?). Установление связи между словами в предложении. Наблюдение за взаимосвязью порядка слов в предложении и его смыслом. 3.Обобщающий (послебукварный) этап строится на материале Прописи «Пишу красиво». Главное назначение пособия - закрепить каллиграфические и орфографические навыки. Основная задача этого периода - закрепить навыки осознанного чтения, обеспечить переход от послогового чтения к чтению словами. Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников. Чтение и письмо. Первоначальное обобщение, систематизация полученных знаний о языке и речи: различение звука и буквы, слова и предложения, устной и письменной речи. Практическое различение в слове звуковой, буквенной формы и содержания (значения) на основе двусторонней наглядно-образной модели слова. Звуко-буквенный анализ слов. Закрепление элементарных правил русской графики и первоначальных орфографических умений и навыков. Упражнения в написании обобщенных элементов букв (чистописание). Поэтапное формирование регулятивной функции речи: развитие умений корректировать свои действия в соответствии с речевой задачей, планировать свою деятельность, анализировать образец, соотносить его с полученным результатом. Практическое различение художественных и научно-познавательных текстов. Наблюдение за особенностями использования языка в этих текстах: где творит художник слова, который воздействует на воображение, чувства, а где - ученый, обобщающий факты, случаи из жизни. Отработка навыка чтения целыми словами, формирование умения читать текст выразительно.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

В первом классе отводится 207 часов на период обучения грамоте: эти часы складываются из 115 часов (5 часов в неделю) предмета «Русский язык» и 92 часа (4 часа в неделю) предмета «Литературное чтение».

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как об основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные: 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. 4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. 5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты: 1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. 3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения. 4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности. 6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач 7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве - Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. 8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме. 9. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. 10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. 11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение. 12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества. 13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами. Предметные результаты: 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции. 4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка. 5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. 6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

VI. Содержание учебного курса обучение грамоте (письмо, чтение)


Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Давайте знакомиться (подготовительный этап) (45 ч)

Мир общения (9 ч: чтение - 4 ч, письмо - 5 ч) Введение понятия «общение». Цель и результат речевого общения. Приветствие. Знакомство. Введение в мир общения, умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники. Первый школьный звонок. Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета(слова вежливости) и их роль в общении. Номинальная функция слова. Слова-названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением Моделировать ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует). Составлять диалоги при работе в паре. Разыгрывать сценки общения героев сказок. Сравнивать и контролировать выполнение упражнения. Самостоятельно делить предложения на слова. Общение с помощью жестов. Называть предметы по рисункам. Употреблять слова речевого этикета. Подбирать слова с обобщающим значением. Составлять рассказ по названию и картинкам. Выполнять задания по образцу, контролировать выполнение упражнения.

Помощники слова в общении. (9 ч: чтение - 4 ч, письмо - 5 ч) Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. «Общение» с животными, с неодушевлёнными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов. Логические упражнения: слова-названия конкретных предметов, слова обобщающего характера (животные, растения и др.) Наблюдение над образованием слов с переносным значением. Интонация, ее роль в общении. Разыгрывать сценки по сюжетам народных сказок; наблюдать за жестами, мимикой и интонацией героев сказок. Рассказывать эпизоды из сказок, использовать жесты и различные виды интонации. Наблюдать за ролью интонации в речи. Использовать разные виды интонации для выражения своего отношения к предмету рассказывания. Составлять рассказы с помощью предметов, Сравнивать степень точности выражения мысли в рассказе, составленном с помощью предметов, и в рассказе, составленном с помощью слов.

Рисунки и предметы в общении (11 ч: чтение - 5 ч, письмо - 6 ч) Предыстория письменной речи. Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как подготовка к осмыслению письменной речи. Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сообщений. Сообщения, записанные знаками- символами. Знаки-символы в учебно- познавательной деятельности для обозначения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др. сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях. Первоначальное обобщение: жесты, рисунки, знаки, слова - наши посредники в общении с людьми, средства общения. Слово как главное средство общения. Моделировать ситуацию общения с использованием меток, рисунков, знаков. Составлять рассказ-объяснение «Как найти дорогу» с использованием меток, знаков, символов. Составлять простейшие сообщения. Овладевать знаково- символической деятельностью: составлять устные высказывания, «записывать» их с помощью рисунков, пиктограмм или условных знаков (с помощью учителя).Создавать свои знаки-символы для обозначения парной и познавательной работы; сравнивать их с условными знаками ь учебнике. Коллективно составлять знаки-символы, обозначающие результаты работы, их оценку (хорошо, отлично, удовлетворительно). Расшифровывать знаки: понимать их значение, придумывать и рисовать(запись) простейшие знаки-символы. Делить сообщения на слова, определять их количество, последовательность. Составлять простейшие сообщения, оформлять их на письме с помощью схем. Обозначать слово любыми средствами.

Мир полон звуков. (7 ч: чтение - 3 ч, письмо - 4 ч) Звуковая структура слова. Звуки в природе. Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения. Мягкие и твёрдые согласные звуки, их обозначение. Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями). Выделение слова-предложения «Мама!» для звукового анализа; артикулирование гласных и согласных звуков, обозначение их в звуковых схемах. Модели слов, различение звучания слова и его значения. Наглядно - образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как двусторонняя единица языка (без терминологии). Слово как сложный языковой знак, замещающий что-либо(вещь, действие, предмет). Значение слов ( как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры, схемы слов. Выполнять один из элементов звукового анализа: интонационно выделять в словах звуки речи. Фиксировать их последовательность с помощью бусинок, фишек, условных обозначений, Определять последовательность звуков в слове. Выделять гласные и согласные звуки, различать их и характеризовать. Сравнивать и характеризовать твёрдые и мягкие согласные звуки, использовать условные знаки для их обозначения. Моделировать структуру слова: указывать его значение, заполнять звуковые схемы (самостоятельно и в паре).Сравнивать слова по звучанию; составлять группы слов с одинаковым звуком в начале. Подбирать слова с искомым звуком. Фиксировать звуки в слове на звуковых схемах. Составлять простейшие модели слов, различать значение слова и его звучание (с помощью учителя).Практически различать звучание и значение слова на двусторонних моделях слов. Проводить звуковой анализ слов, фиксировать последовательность звуков в слове на схемах; характеризовать звуки.

Слова и слоги. Ударение в слове. Слова в предложении. (9 ч: чтение - 4 ч, письмо - 5 ч) Слог - минимальная единица произношения и чтения. Слова и слоги: слово - номинальная (назывная)единица, слог - единица произношения. Слогообразующая функция гласных. Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образно-символическое обозначение ударения. Смыслоразличительная роль ударения(замок- замок), кружки- кружки). Первоначальное представление о предложении. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Делить слова на слоги, Называть в слоге гласный звук. Моделировать слова, характеризовать их слоговую структуру, Проводить слого-звуковой анализ слов. Использовать условные обозначения слога (дуга, вертикальные линии), Расставлять знак ударения в звуковых схемах слов. Находить ударный слог в словах, обозначать его знаком ударения. Воспроизводить звучание слова с ориентировкой на знак ударения. Различать слово и предложение по их функциям (без терминологии), назначению, Оформлять начало и конец предложения с ориентировкой на модель предложения, Записывать сообщение с помощью графической схемы. Переводить устные сообщения в предложения, записывать их с помощью схем.

Страна АБВГДЕйка (букварный (основной) этап)

(144 ч: чтение- 64ч, письмо - 80ч)

Гласные звуки и буквы (15 ч: чтение - 7ч, письмо - 8ч)

Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами.

Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ).

Звучание и значение слова.

Гигиенические требования к письму.

Анализ графических элементов букв гласных звуков. Формы строчных и заглавных букв. Алгоритм написания букв.

Два типа ориентировки: ориентировка на строке; ориентировка в написании буквы Проводить звуковой анализ слов. Различать и соотносить звуки и буквы. Объяснять роль букв (обозначение звуков). Характеризовать гласные звуки, обозначать шесть гласных звуков буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте. Находить изученные буквы в тексте. Писать элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения букв. Объяснять алгоритм написания буквы. Писать обобщённые графические элементы букв

Согласные звуки и буквы (89ч: чтение - 40 ч, письмо - 49 ч)

Согласные звуки, обозначение их буквами. Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами. Смыслоразличительная функция звуков. Мягкие и твёрдые согласные. Обозначение на письме мягкости согласных. Звонкие и глухие согласные. Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов. Правила переноса слов по слогам. Открытый и закрытый слоги. Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: [ы - и], [о - ё], [а - я], [э - е], [у - ю]. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Слова с непроверяемым написанием (ученик, учитель, фамилия, пенал и др.). Анализ графических элементов букв согласных звуков. Формы строчных и заглавных букв. Алгоритм написания букв. Ориентировка на строке, ориентировка в написании буквы
Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами. Различать согласные и гласные звуки, обозначать согласные звуки на схеме условными знаками и буквами. Характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Сравнивать слова-омонимы (без терминологии) по значению и по звучанию. Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения и тексты. Анализировать примеры звукописи в стихотворной речи, в скороговорках. Наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков в словах. Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Читать открытые слоги с гласными буквами: [ы - и], [о - ё], [а - я], [э - е], [у - ю]. Переносить слова со строки на строку по слогам. Писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, с непроверяемыми написаниями. Различать формы строчных и прописных букв. Анализировать графические элементы букв согласных звуков. Читать предложения и тексты. Ориентироваться на строке при написании букв, писать буквы на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.). Писать элементы букв, строчные и прописные буквы, соединения букв, слова. Различать строчные и заглавные буквы. Объяснять алгоритм написания букв

Буквы е, ё, ю, я (24ч: чтение - 11 ч, письмо - 13 ч)

Двойное значение букв е, ё, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука; обозначение двух звуков: звука й и гласного а, о, у, э (в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и твёрдого знаков). Ритмическое и связное письмо букв, соединение букв в словах. Формы строчных и прописных букв. Анализ графических элементов изучаемых букв Находить буквы е, ё, ю, я в словах, различать их функцию: обозначать два звука или указывать на мягкость предшествующего согласного. Обозначать мягкость согласных с помощью букв е, ё, ю, я (лук - люк, мак - мяч). Читать слова с соблюдением элементарных правил орфоэпии, т. е. так, как они произносятся, с элементами самоконтроля за пониманием прочитанного. Делить слова на слоги. Произносить сложные по звуко-слоговой структуре слова в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения. Различать строчные и заглавные буквы, анализировать их графическую форму. Списывать с рукописного и печатного текста с соблюдением гигиенических правил письма, графических и орфографических требований. Правильно называть элементы букв. Сравнивать элементы букв. Сравнивать печатную и письменную букву. Находить элементы в написании строчных и прописных букв. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы, их соединение с исходным, первоначальным написанием и образцом. Проговаривать слова по слогам при их записи. Списывать слова и предложения, обводить слова по пунктирным линиям. Правильно выполнять соединения букв. Писать слова, элементарные предложения

Буквы ь и ъ (8ч: чтение - 2 ч, письмо - 6 ч)

Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака. Употребление ь и ъ как разделительных знаков. Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ё. Сравнение слов с разделительными мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных. Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками (первоначальные наблюдения). Обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака (угол - уголь). Объяснять функцию мягкого знака как показателя мягкости. Читать небольшой текст с использованием правил выразительности: делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания. Самостоятельно выразительно читать небольшие тексты. Анализировать графическую форму изучаемых букв. Писать слова с разделительными мягким и твёрдым знаками. Писать соединения букв, слова, предложения

Повторение - мать учения! (8ч: чтение - 4 ч, письмо - 4 ч)

Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания).

Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль. Письмо предложений и текстов с соблюдением норм каллиграфии Объяснять различия звуков и букв. Изображать слово с помощью модели. Объяснять происхождение слов «азбука» и «букварь». Формулировать (с помощью учителя) основную мысль текстов. Списывать и записывать под диктовку небольшие предложения с соблюдением норм каллиграфии. Применять самоконтроль при оценивании написанного

Про всё на свете

(послебукварный период) (18 ч: чтение - 8 ч, письмо - 10 ч)

Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к собеседнику. Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание). Звуко-слоговой состав слов. Слово и предложение. Знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак. Простейший анализ предложений. Порядок слов и смысл в предложении, их взаимосвязь. Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова Использовать в общении формулы речевого этикета, ориентируясь на положительный стиль общения: относиться к собеседнику внимательно, терпеливо, выслушивать его; задавать вопросы, уточнять сказанное. Выделять гласные и согласные звуки; обозначать их буквами. Пользоваться словарём при написании слов с непроверяемыми безударными звуками, писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами. Обозначать мягкие согласные условными знаками на схемах несложных слов и буквами и, я, е, ё, ь - на письме. Владеть сознательным, плавным слоговым чтением с переходом на чтение целыми словами (25-30 слов в минуту). Создавать (вместе с учителем) партитуры чтения: расставлять и обозначать в словах ударения, обозначать слоги в многосложных словах с помощью дуг. Оформлять предложения на письме. Составлять предложение по картинке. Определять количество слов в предложении. Отличать предложение от набора слов. Осмыслять роль предложения (высказывания) в речевом общении. Выделять предложения из речи, оформлять их. Записывать предложение, графически правильно оформлять его начало и конец. Устанавливать связь слов в предложении при изменении порядка слов. Дифференцировать слова на одушевлённые и неодушевлённые по вопросам кто? что? Составлять простые предложения по рисунку (серии рисунков), определять количество слов в предложении. Объединять слова в предложения, устанавливать их связь в предложении. Определять в тексте количество предложений и записывать их. Определять последовательность предложений в деформированном тексте



























VII. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности (письмо)

Дата

Тема урока


Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные и личностные УУД

Добукварный период 25ч («Рисуй, думай, рассказывай»)

Мир общения (5ч)


Ориентироваться на листе и писать в рабочей полосе, обводить по контуру и штриховать фигуры.




Сравнивать предметы по величине,

сравнивать линии по размеру, форме, количеству; писать в рабочей полосе.




Соблюдать правила письма.

Использовать для передачи мысли, различных сообщений рисунки и символы.

Читать знаки;

провести подготовку к звуковому анализу слов.


Делать простейший звуковой анализ слов, составлять рассказы.

Выделять звуки в словах. Формирование у учащихся представления о звуках речи.


Слышать последовательность звуков в слове,

записывать их с помощью условных схем.

Отрабатывать навыки каллиграфического письма.


Знакомиться с гигиеническими требованиями, следить за положением руки, ручки, прописи. Позы. Обведение по образцу.



Ориентироваться на листе и писать в рабочей полосе; уметь штриховать, обводить по контуру; словесно определять размер изображённых предметов.



Классифицировать предметы; сравнивать предметы по размеру, форме, количеству; составлять устные рассказы.

Обводить линии по стрелке; знать правила посадки при письме.


Знакомиться с понятием «бордюр»; умение проводить параллельные линии; штриховать;


Проводить безотрывные линии; раскрашивать; выделять звуки; писать элементы букв.

Формировать умение ориентироваться в звуковой структуре слова

Делать простейший звуковой анализ; определять закономерность.

Раскрашивать и обводить предметы; ориентироваться в звуковой структуре слова. Классифицировать слова, подбирать слова с определённым звуком.

Писать элементы печатных букв, элементы письменных букв, элементы строчных и заглавных букв, письменные элементы письменных букв и безотрывных линий.

Заполнять схемы, уметь читать слова по следам анализа


Познавательные

систематизация знаний о форме предметов.

Осмысление элементов написания букв

Личностные формирование интереса, желания писать красиво и правильно, осознание и оценивание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план

Регулятивные освоение способов ориентировки в пространстве учебника и тетради и прописи, формирование алгоритма своих действий в процессе письма, освоение ориентировки в прописи: «слева, справа»; формирование алгоритма действий в процессе письма.

Коммуникативные формировать умение объяснять свой выбор, задавать вопросы, обращаться за помощью,

формировать умение объяснять свои действия.


1


«Твои новые друзья». Гигиенические требования.

1

2


Что в центре круга? Большие и маленькие. Ориентирование на листе.

1

3


Сравни. Форма и количество фигур.

1

4


Чем похожи? Прямые и наклонные линии.

1

5


Определение направления. Найди короткий путь.

1

Помощники слова в общении. (5ч)

6


«Лото». «Найди пару». Рабочая строка.

1

7


У речки. Сколько? Столько. Обведение образца

1

8


Часть и целое. Целое из частей. Параллельные линии.

1

9


Головоломка. Развитие фонематического звука.

1

10


Веселые превращения. В квартире. Письмо элементов печатных букв.

1

Рисунки и предметы в общении (6ч)

11


Сравни дома. В магазине одежды. Тематическая классификация.

1

12


В походе. На отдыхе. Письмо элементов букв.

1

13


На коньках. Контуры и силуэты. Прямые и наклонные линии.

1

14


На волнах. Морское путешествие. Длинные и короткие линии.

1

15


На лугу. Мы рисуем. Письмо элементов печатных букв.

1

16


Под грибом. «Сравни и подумай». Письмо элементов букв.

1

Мир полон звуков. (4ч)

17


«Мы - спортсмены». Обведение образцов.

1

18


Кто построил домики? Подготовка к звуковому анализу.

1

19


В гости к бабушке. Слова-названия предметов.

1

20


Прогулка в парк. Знаки в городе. Обведение образцов.

1

Слова и слоги. Ударение в слове. Слова в предложении. (5ч)

21


Подбери пару. Подумай и сравни. Звуковой анализ слов.

1

22


В спортивном зале. Письмо элементов письменных букв.

1

23


На велосипедах. Письмо элементов письменных букв.

1

24


Подумай и сравни. Письмо наклонных линий с петлей сверху и снизу..

1

25


Проверь себя. Письмо элементов письменных букв.

1

Основной - букварный период 80ч («Мой алфавит» №1, №2)

Гласные буквы и звуки (8 ч)


Делать звуковой анализ слов; развивать навыки каллиграфического письма; анализировать графическую форму буквы.

Писать изученные буквы, использовать изученные буквы в написании слов.



Пользоваться правилами оформления предложения на письме.

Развивать навыки каллиграфического письма

Самостоятельный звуковой анализ слов по выбору.

Составление и запись предложений.

Сопоставлять печатный и письменный текст.

Списывание печатного текста письменными буквами

Отгадывание ребусов Прививать навыки выразительного чтения; умение анализировать графическую форму буквы.

Формировать навыки правильного писать сочетания букв в словах.





Сформировать умение писать письменные буквы и правильно выполнять соединения букв.



Списывать предложения по памяти.

Составлять из слов предложения.

Научить правильно писать сочетания жи и ши в словах. Списывать и писать под диктовку













Различать написания «а» и «я» в словах с закрытым слогом при употреблении этих букв.


Сформировать умение писать письменные буквы и правильно выполнять соединения букв.


Списывать предложения по памяти.


Составлять из слов предложения.

Списывать и писать под диктовку.



Научить правильно писать сочетания жи и ши в словах

Проводить звуковой анализ слов;

писать буквы;

научить читать и записывать слова и предложения;

умение объяснять значения слов;

умение выделять ударный слог.



Сформировать умение слышать особенности произношения и написания слов с разделительными твердым и мягким знаками; озаглавливать текст; умение читать тексты; озаглавливать тексты; уметь списывать и писать под диктовку.

Обводить по пунктирным линиям, раскрашивать; уметь подбирать цвета и рисунки; делать звуковой анализ слов; писать элементы письменных букв.

Проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв.

Анализировать выполненную работу; уметь оформлять предложения на письме.

Объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать

Писать буквы и элементы письменных букв.

Обозначать звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв;

Читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради.

Писать буквы; уметь читать и записывать слова; копировать.

Списывать печатный текст письменными буквами

Проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты. Проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; уметь списывать; уметь работать в парах; уметь оформлять предложения на письме.

Списывать и писать под диктовку

Делать звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты; озаглавливать тексты; уметь списывать и писать под диктовку.










Проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; уметь списывать; уметь работать в парах; уметь оформлять предложения на письме.

Списывать и писать под диктовку

Делать звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты; озаглавливать тексты; уметь списывать и писать под диктовку.

Работать в парах; уметь оформлять предложения на письме.

Применять изученные знания на практике.

Познавательные

систематизация знаний о форме предметов.

Осмысление элементов написания букв, слов в письменном виде Осмысление слов и предложений в письменном виде. Умение записывать и списывать предложения письменными буквами.

Регулятивные Освоение способов написания письменных букв русского алфавита

Личностные Осознание и оценивание алгоритма своего действия с

окружающим миром; перевод внешней речи на внутренний план.

Коммуникативные Умение объяснять свои действия (способ написания, выбор соединения букв, соотнесение письменных и печатных букв)


1


Алфавит. Строчные буквы а, о.

1

2


Заглавные буквы А, О.

1

3


Строчная буква у.

1

4


Заглавная буква У.

1

5


Повторение изученных букв А,О,У

1

6


Строчные буквы и, ы. Заглавная буква И.

1

7


Строчная и заглавная буква Э, э

1

8


Повторение изученных букв. Найди пары.

1

Согласные звуки и буквы (22 ч)

9


Строчная буква м

1

10


Заглавная буква М.

1

11


Строчная и заглавная буква С, с

1

12


Строчная и заглавная буква Н, н

1

13


Строчная и заглавная буква Л, л

1

14


Закрепление изученных букв М, С, Н, Л.

1

15


Обобщение. Письмо изученных букв.

1

16


Строчная буква т. Звуковой анализ слов.

1

17


Заглавная буква Т.

1

18


Строчная буква к

1

19


Заглавная буква К.

1

20


Закрепление изученных букв: м, н, с, т, л.

1

21


Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

22


Буквенная мозаика.

1

23


Строчная и заглавная буква Р, р. Звуковой анализ.

1

24


Строчная и заглавная буква В, в. Звуковой анализ.

1

25


Письмо слов и предложений.

1

26


Строчная и заглавная буква П, п.

1

27


Строчная и заглавная буква Г, г.

1

28


Сравнение звуков [г] и [к].

1

29


Запись слов парами: гора - кора.

1

30


Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Буквы е, ё, ю, я (5ч)

31


Строчная и заглавная буква Е, е.

1

32


Строчная и заглавная буква Ё, ё

1

33


Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

34


Карнавал. Списывание с печатного текста.

1

35


Буквенная мозаика.

1

Согласные звуки и буквы (12 ч)

36


Строчная и заглавная буква Б, б.

1

37


Строчная и заглавная буква З, з.

1

38


Сравнение звуков [з] и [с]. Письмо слов парами: коса - коза и т. д.

1

39


Упражнения в написании слов с изученными буквами.

1

40


Списывание с печатного текста. Запись предложений.

1 41


Строчная и заглавная буква Д, д

1 42


Сравнение звуков [д] и [т]. Письмо слов парами: дом- том

1 43


Строчная буква ж.

1 44


Заглавная буква Ж.

1 45


Слог жи. Повторение изученных букв.

1

46


Списывание с печатного текста. Запись предложений.

1









Познавательные систематизация знаний о форме предметов.

Осмысление элементов написания букв, слов в письменном виде Осмысление слов и предложений в письменном виде. Умение записывать и списывать предложения письменными буквами.

Регулятивные Освоение способов написания письменных букв русского алфавита

Личностные Осознание и оценивание алгоритма своего действия с

окружающим миром; перевод внешней речи на внутренний план.

Коммуникативные Умение объяснять свои действия (способ написания, выбор соединения букв, соотнесение письменных и печатных букв)


47


Буквенная мозаика.

1

Буквы е, ё, ю, я (4ч) 48


Строчная и заглавная буква Я, я

1 49


Буквы а-я, о-ё, ы-и, э-е.

1 50


Списывание с печатного текста.

1 51


Составление предложений.

1

Согласные звуки и буквы (1 ч) 52


Строчная и заглавная буква Х, х.

1

Разделительные мягкий и твёрдый знаки (3 ч) 53


Буква мягкий знак - ь.

1 54


Буква ь - показатель мягкости согласных.

1 55


Слова- действия предмета.

1

Согласные звуки и буквы (2 ч) 56


Строчная и заглавная буква Й, й.

1 57


Слова-признаки предметов.

1

Буквы е, ё, ю, я (4ч) 58


Строчная буква ю.

1 59


Заглавная буква Ю.

1 60


Чудеса со словами.

1 61


Буквенная мозаика.

1

Согласные звуки и буквы (12 ч) 62


Строчная буква ш.

1 63


Заглавная буква Ш..

1 64


Парные звуки [ж] и [ш].

1 65


Буквосочетания «жи» и «ши»

1 66


Строчная и заглавная буква Ч, ч.

1 67


Строчная буква щ.

1 68


Заглавная буква Щ.

1 69


Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу.

1 70


Списывание с печатного текста. Запись предложений.

1

71


Строчная и заглавная буква Ц, ц.

1

72


Строчная и заглавная буква Ф, ф.

1

73


Сравнение звуков [в] и [ф]. Письмо слов с изученными буквами.

1

Разделительные мягкий и твёрдый знаки (3 ч)

74


Разделительный твёрдый знак.

1

75


Разделительный мягкий знак.

1

76


Разделительные мягкий и твёрдый знаки

1

Повторение - мать учения! (4 ч)

77


Списывание с печатного текста

1

78


Списывание слов с предварительным проговариванием.

1

79


Повторение изученных букв.

1

80


Буквенная мозаика. Обобщение. Алфавит.

















1

Послебукварный период 10 ч. («Пиши красиво»)

1


Секреты письма. Элементы букв ш, щ, ц

1

Научить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать печатный текст письменными буквами, писать под диктовку с предварительным проговариванием.

Проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты; озаглавливать тексты; уметь списывать и писать под диктовку.

Работать в парах; уметь оформлять предложения на письме.

Регулятивные Освоение способов написания письменных букв русского алфавита Личностные Осознание и оценивание алгоритма своего действия

Познавательные Осмысление слов и предложений в письменном виде Перевод внешней речи во внутренний план.

Коммуникативные Умение объяснять свои действия (способ написания)


2


Отработка элементов букв л, м, я, ч.

1

3


Отработка элементов букв г, п, р, т

1

4


Списывание слов, предложений

1

5


Отработка элементов букв у, д, з.

1

6


Упражнения по чистописанию.

1

7


Отработка элементов букв ю, ы, э, ж, ф.

1

8


Упражнения по чистописанию.

1

9


Списывание с печатного текста.

1

10


Восстановление деформированного текста

1




Тематическое планирование с определением основных видов деятельности (чтение)

Дата

Тема урока


Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные и личностные УУД

Добукварный период «Давайте знакомиться» 20 ч.

Мир общения (4ч)

Называть предметы по рисункам. Интонация, ее роль в общении. Наблюдение над образованием слов с переносным значением.


Подбирать слова с обобщающим значением. Выполнять один из элементов звукового анализа: интонационно выделять в словах звуки речи.


Сравнивать слова по звучанию; составлять группы слов с одинаковым звуком в начале.


Подбирать слова

с искомым звуком. Фиксировать звуки в слове на звуковых схемах.

Записывать слова с помощью графической схемы. Переводить устные сообщения в

предложения

Моделировать ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует). Составлять диалоги при работе в паре. Разыгрывать сценки общения героев сказок. Использовать разные виды интонации для выражения своего отношения к предмету рассказывания.

Составлять рассказы с помощью предметов, Сравниват степень точности выражения мысли в рассказе, составленном с помощью предметов, и в рассказе, составленном с помощью слов. Расставлять знак ударения в звуковых схемах слов. Находить ударный слог в словах, обозначать его знаком ударения. Воспроизводить звучание слова с ориентировкой на знак ударения. Давать характеристику звуков в звуковой схеме




Познавательные

Осмысление процесса, форм и способов общения. Осмысление общения как способа получения и передачи информации.

Коммуникативные

Формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми посредством общения.

Регулятивные

Освоение способов общения

Личностные

сознание восприятия окружающего мира и себя в нем 1
Мир общения 1 2
Мы теперь ученики. Культура общения 1 3
Книжки - мои друзья 1 4
Слово в общении. Важно не только что сказать, но и как сказать 1

Помощники слова в общении. (4ч) 5
Помощники слова в общении. Страшный зверь 1 6
Мы пришли в театр 1 7
Общение без слов. Как понять животных? 1 8
Разговаривают ли предметы? 1

Рисунки и предметы в общении (5ч) 9
Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении 1 10
В Цветочном городе. Знаки охраны природы 1 11
Как найти дорогу? Дорожные знаки. 1 12
Удивительная встреча. Звёздное небо 1 13

Загадочное письмо 1

Мир полон звуков. (3ч) 14

Мир полон звуков. Звуки в природе. Как звучат слова? Звуковой анализ слов 1 15

Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов 1 16

Твёрдые и мягкие согласные. Модели слов 1 Слова и слоги. Ударение в слове. Слова в предложении. (4ч) 17
Звучание и значение слова 1 18
Слова и слоги. Ударение в слове 1 19
Слово и предложение 1 20
«Повторение - мать учения» 1

Букварный период «Страна АБВГДейка» 64 ч.

Гласные буквы и звуки (7 ч)

Проводить звуковой анализ слов. Различать и

соотносить звуки и буквы. Объяснять роль букв (обозначение звуков), Характеризовать гласные звуки, обозначать шесть гласных звуков буквами.


Различать звучание и значение слова, Находить

изученные буквы в тексте. Разыгрывание

коммуникативно-речевых ситуаций, их анализ: кто

кому говорит, что, как и зачем говорит? Ребусы. Составление предложений по схемам. Чтение предложений с пиктограммами.

Составление

предложений по данным схемам.





Объяснять

происхождение слов Читать слова с буквами е, ё, обозначать мягкость согласного при помощи этих букв

Сформировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоить способ определения мягкости и твёрдости согласного звука, сформировать умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать. Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами. Различать согласные и гласные звуки,

Обозначать согласные звуки на схеме условными

знаками и буквами. Характеризовать и различать

твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие.

Сравнивать слова-омонимы (без терминологии) по

значению и по звучанию.

Анализировать примеры

звукописи в стихотворной речи, в скороговорках.

Самостоятельно читать небольшие тексты. Объяснять различия звуков и букв.

Читать небольшой текст с использованием правил

выразительности: делать паузы между словами и в

конце предложения, соблюдать интонацию

предложений, разных по цели высказывания.

Объяснять происхождение слов «азбука» и «букварь». Формулировать (с помощью учителя) основную мысль текстов. Наблюдать за

смыслоразличительной ролью звуков в словах. Использовать в общении формулы речевого этикета, ориентируясь на положительный стиль общения: относиться к собеседнику внимательно, терпеливо, выслушивать его; задавать вопросы, уточнять сказанное. Выделять гласные и согласные звуки; обозначать их буквами. Делить слова на слоги, Произносить сложные по звуко-слоговой структуре слова в соответствии с

нормами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения.



Делить слова на слоги, определять количество

слогов в слове. Читать предложения и тексты.

Познавательные

Осмысление алгоритма фонетического анализа звука

Коммуникативные

Формирование умения слышать и слушать звуки, формулировать ответ.

Регулятивные

Освоение способов выделения согласного звука и фонетический анализ звука.

Личностные

Формирование индивидуального стиля деятельности

Осознание связей между гласными звуками и буквами.



1
Звуки [а] и [о]; буква Аа 1 2
Звуки [а] и [о]; букваОо 1 3
Звук [у], буква Уу 1 4
Звук [у], буква Уу. Кто как кричит. 1 5

Звуки [и] и [ы]. Буквы Ии, ы. 1 6
Звук [э], буква Ээ 1 7
«Узелки на память» 1

Согласные звуки и буквы (17 ч) 8

Звуки [м] и [м`], буква Мм 1 9

Звуки [с] и [с`], буква Сс 1 10

Звуки [н] и [н`], буква Нн 1 11

Звуки [л] и [л`], буква Лл 1 12
Закрепление изученных букв М, С, Н, Л 1 13
Звуки [т] и [т`], буква Тт 1 14
БукваТт. Закрепление 1 15
Звуки [к] и [к`], буква Кк 1 16
Буква Кк. Закрепление 1 17
Чтение слов и текстов с изученными буквами 1 18
«Узелки на память» 1 19
Звуки [р] и [р`], буква Рр 1 20
Звуки [в] и [в`], буква Вв 1 21
Звуки [п] и [п`], буква Пп 1 22
Звуки [г] и [г`], буква Гг 1 23
Сравнение звуков [г], [г`] и [к] и [к`] 1 24
Закрепление изученных букв Рр, Пп, Гг, Кк 1

Буквы е, ё, ю, я (4 ч) 25
Буквы Ее и Ёё в начале слова и после гласных 1 26
Буквы е и ё как показатель мягкости предшествующего согласного звука
1 27
Упражнение в чтении букв Ее и Ёё 1 28

«Узелки на память». Литературная страничка «Великое русское слово» 1

Согласные звуки и буквы (10 ч) 29
Звуки [б] и [б`], буква Бб. Сравнение звуков [б] и [п] 1 30
Звуки [з] и [з`], буква Зз 1


Читать слова с соблюдением элементарных правил

орфоэпии, т. е. так, как они произносятся, с элементами самоконтроля за пониманием прочитанного.




Давать характеристику звуков в звуковой схеме.

Воссоздавать сюжет сказки с опорой на схемы предложений.


Разыгрывать

коммуникативно-речевые ситуации.

Составление

предложений по данным схемам.

Объяснять

происхождение слов




Формулировать

(с помощью учителя) основную мысль текстов.



Отработка

слогового чтения и чтения целыми

словами.





Употребление ь и ъ как разделительных знаков


Отработка слогового чтения и чтения целыми

Словами, пересказ текста














Познавательные

Установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его.

Коммуникативные

Формирование умения слышать и слушать звуки, формулировать ответ.

Регулятивные

Освоение способов определения гласного звука, закрепление способов деления слов

Личностные Осознание важности использования знаков, символов при взаимодействии с окружающим миром.


31
Парные звуки по глухости - звонкости [з] и [с],[с`] и [з`], 1 32
«Повторение - мать учения» 1 33
Звуки [д] и [д`], буква Дд 1 34
Сравнение звуков [д] и [т],[д`] и [т`] 1 35
Звук [ж], буква Жж 1 36
Закрепление изученного материала 1 37
Упражнение в чтении и рассказывании 1 38
«Узелки на память» 1

Буквы е, ё, ю, я (3 ч) 39
Буква Я я в начале слова и после гласных 1 40
Буква я после согласных как указатель их мягкости 1 41
Игра в слова. Повторение 1

Согласные звуки и буквы (2 ч) 42
Звуки [х] и [х`], буква Хх 1 43
Звуки [х] и [х`], буква Хх 1

Разделительные мягкий и твёрдый знаки (1 ч)
44
Знакомство с буквой ь 1

Согласные звуки и буквы (1 ч)
45
Звук [й`], буква Йй 1

Буквы е, ё, ю, я (4 ч) 46
Буква Ю ю в начале слова и после гласных 1 47
Буква ю после согласных 1 48
Закрепление изученного 1 49
«Узелки на память» 1

Согласные звуки и буквы (10 ч) 50
Читаем, сочиняем 1 51
Звук [ш], буква Шш 1 52
Звуки [ж] и [ш] как парные звуки по звонкости - глухости. Буквосочетания «жи» и «ши» 1 53
Звук [ч`], буква Чч 1 54
Звук [щ`], буква Щщ 1 55
Звук [щ`], буква Щщ: закрепление. Буквосочетания «ча-ща», «чу-щу» 1 56
Закрепление изученного 1 57
Звук [ц], буква Цц 1 58
Звуки [ф] и [ф`], буква Фф 1 59
Сравнение звуков [в] и [ф], [в`] и [ф`]. Упражнение в чтении 1

Разделительные мягкий и твёрдый знаки (1 ч) 60
Разделительные мягкий и твёрдый знаки 1

Повторение - мать учения! (4 ч) 61
Что за птицы на странице? 1 62
«Узелки на память» 1 63
Значение слова 1

64


Старинные азбуки и буквари

1

Послебукварный период «Про все на свете» 8 часов 1

Про всё на свете. С чего начинается общение? 1

Звуковой анализ. Чтение слов,

предложений, текстов. Закрепление

изученных букв. Чтение предложений.

Чтение слов и предложений по азбуке и «Читалочке». Чтение слов без пропусков и искажений. Отработка

слогового чтения и чтения целыми

словами.

Владеть сознательным, плавным слоговым чтением с переходом на чтение целыми словами (25-30 слов в минуту). Осмыслять роль предложения

(высказывания) в речевом общении. Выделять

предложения из речи, оформлять их.

Объединять слова в

предложения, устанавливать их связь в предложении. Определять последовательность

предложений в деформированном тексте.

Познавательные

Осмысление общения как способа получения и передачи информации.

Коммуникативные

Формирование конструктивных способов взаимодействия с людьми посредством общения.

Регулятивные

Освоение способов общения

Личностные

осознание восприятия окружающего мира и себя в нем 2

Умеет ли разговаривать природа? 1 3

Что, где, когда и почему? 1 4

Удивительное рядом. 1 5

Чтобы представить слово 1 6

Об одном и том же по-разному 1 7

Книга природы. Большие и маленькие секреты 1

8

Считалочки в стране Считалия.

1





  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


1. Литература для учащихся 1. Климанова, Л. Ф. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов, Л. Н. Борейко. - М. : Просвещение, 2011. 2. Климанова, Л. Ф. Мой алфавит. Прописи. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. - М. : Просвещение, 2011. 3. Климанова, Л. Ф. Пиши красиво. Рабочая тетрадь. 1 класс / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. - М. : Просвещение, 2011. 4. Климанова, Л. Ф. Читалочка. Дидактический материал. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова. - М. : Просвещение, 2011. 2. Литература для учителя. 1. Климанова, Л. Ф. Обучение грамоте : метод. пособие / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. - М. : Просвещение, 2009. 2. Волина, В. В. Учимся играя: занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. - М. : Новая школа, 1994. 3. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2006. 4. Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением: формирование орфографической грамотности. 1-4 классы : пособие для учителя. - М. : 5 за знания, 2007. 5. Кривин, Ф. Д. Завтрашние сказки / Ф. Д. Кривин. - Ужгород : Карпаты, 1992. 6. Лакаева, С. И. Грамматический разбор : тетрадь по рус. яз. : для нач. кл. / С. И. Лакаева. - Саратов : ИЦ «Добродея» : ГП «Саратовтелефильм», 2002. - 48 с. : ил. - (Хочу быть грамотным). 7. Малый толковый словарь русского языка / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. - М. : Русский язык, 1993. 8. Мережко, Е. Г. Учим словарные слова : учеб. пособие / Е. Г. Мережко. - Саратов : ИЦ «Добродея» : ГП «Саратовтелефильм», 2003. 9. Русский орфографический словарь / РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова ; О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. 10. Школьный словарь иностранных языков / Н. Г. Комлев - М. : Эксмо-пресс, 2008. 11. Собственные имена в русском языке : Словарь ударений / Ф. Л. Агеенко. - М. : Рольф, 2001. 12. Тикунова, Л. И. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку : пособие для учителя / Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. - М. : Дрофа, 1999. 13. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка : пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. - М. : Цитадель-Трейд, 2010. 14. Шалаева, Г. П. Занимательная грамматика / Г. П. Шалаева. - М. : АСТ : СЛОВО, 2009. 15. Школьный фразеологический словарь / сост. М. И. Степанова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008.

3. Информационно-коммуникационные средства. Веселая Азбука Кирилла и Мефодия (CD). Детский энциклопедический словарь» (CD). Азбука (CD)
4. Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru 2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». - Режим доступа : gramota.ru 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : nsc.1september.ru/urok 4. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193

5. Детские электронные презентации. - Режим доступа :viki.rdf.ru 6. Азбука для малышей с картинками. - Режим доступа : bomoonlight.ru/azbuka/index.html
5. Технические средства обучения.

1. телевизор.

2. магнитофон.

3. мультимедийный компьютер.

4. мультимедийный проектор.

5. экран проекционный.





























14


© 2010-2022