Гласный звук и буква Ээ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект интегрированного урока по обучению грамоте на тему:

«Звук [э]. Буквы Э, э. Письмо строчной буквы э».

Выполнила: Колосова Л.М.

Цели урока:

Образовательные:

  • повторить знания о звуках и буквах, сформировать представление о различии гласных, обозначающих твёрдость и мягкость согласного;
  • познакомить учащихся с новым звуком и новой буквой э;
  • развивать умение учащихся выделять новый звук в словах, читать с ним слоги, слова и предложения;
Коррекционно-развивающие:
  • развивать фонематический слух, внимание, мышление, речь учащихся; обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать мелкую и общую моторику;
Воспитательные:
  • воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.
Оборудование: букварь, демонстрационный материал.

Ход занятия

  1. Организация начала урока.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

- Рапорт дежурного.

На доске написана пословица: Повторенье - мать ученья.

- Как вы понимаете эту пословицу? (Читает учитель или хорошо читающие дети)

Речевая разминка.

Учитель называет слог, дети повторяют его 3раза, далее учитель продолжает фразу, которую заканчивают дети.

Он, (он, он, он) - по рельсам катится …(вагон)

Ох, (ох, ох, ох) - посадили мы …(горох)

Ос,(ос, ос, ос) - от мороза прячем…(нос)

Ой, (ой, ой, ой) - у врача кричит… (больной)

2. Актуализация знаний учащихся.

- Начнём мы наш урок с повторения.

Гласный звук и буква Ээ

- Посмотрите и назовите буквы, которые спрятались (ученики называют, учитель прикрепляет на доску буквы Ч Д Т Ц Г И Л).

- Какая буква лишняя? (И)

- Почему? (Обозначает гласный звук, остальные - согласные звуки).

- Какие бывают гласные? (Ударные-безударные, гласные, которые обозначают мягкость согласного и твердость согласного).

Игра. - Посмотрите, на доске два домика - синий и зеленый. Как вы думаете, какие буквы живут в синем домике? (Твердые согласные). А в зеленом домике? (мягкие согласные). Стоял ясный зимний день. Но к вечеру погода испортилась. Подул ветер, пошел снег, началась метель. Гласные буквы увидели домики и устремились к ним, но в домик пускали только своих. Поставьте каждую гласную букву около своего домика. Чтобы было легче справиться, вспомните, когда согласные бывают твердыми, когда мягкими.

(Дети по одному выходят к доске).

Гласный звук и буква Ээ

- Молодцы.

- Посмотрите, здесь осталось место еще для одной гласной буквы, с ней мы сегодня и познакомимся.

«Докажите словечко"

- К дальним сёлам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество,

Это … (электричество).

- На лучинке в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само -

Что же это?.. (эскимо)

- Аукало и плакало

И рассыпалось смехом,

И нас всех развлекало

Чудно это … (эхо)

- Кто может повторить все отгадки?

- Что вы заметили? С какого звука они начинаются?

- Что это за звук?

- Что показало пробное действие?

- Почему у вас получились разные ответы? (новый звук, с которым мы еще не работали)

3. Введение в новую тему.

- Внимание. А теперь послушайте загадку и попробуйте ее отгадать:

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал.

Без тела, а живет,

Без языка, кричит. (Эхо)

- Правильно, это эхо.

- Сколько в слове слогов? Назовите первый слог. Сколько в нем звуков?

- Назовите второй слог. Сколько в нем звуков? Что они образуют? Слог-слияние). - Произнесем еще раз хором первый звук. Слышали раньше этот звук?

- Значит, какую цель мы сегодня ставим на уроке? (узнать, новый звук [э] - гласный или согласный?)

- А какой буквой мы будем обозначать этот звук, вы знаете?

- Итак, начнем со звука. Вспомните, какие бывают звуки (гласные и согласные)

- Вспомните, чем гласные отличаются от согласных. - Значит, что надо сделать, чтобы узнать: звук [э] - гласный или согласный? (посмотреть, есть ли препятствия при произнесении)

- Это всё или что-то ещё надо сделать в конце? (надо обозначить цветом)

Вывод: итак, [э] - гласная буква, в начале слова и после гласных обозначается буквой Ээ (показ).

Учитель:

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нет вот языка.

Над лучами в синеве

Пролетает буква Э.

Это ласточка весной

Возвращается домой.

"Э" - как месяца рожок,

"Э" - как редкий гребешок.

Буква "Э" нужна для слуха,

Ведь она подобна уху!

4. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули, ручки к верху потянули!

Раз и два, присесть и встать, чтобы отдохнуть опять.

Вот и стали мы сильней, здоровей (показать силу)

И веселей (улыбнуться друг другу)!

5. Работа в тетради.

- А теперь будем учиться красиво, писать строчную букву э.

- Гимнастика для пальчиков;

- Сравнение печатной и письменной букв э;

- Графический анализ буквы: количество элементов, какие:

- Показ написания буквы учителем;

- Письмо буквы учениками на доске;

- Письмо элементов и буквы всю строку:

- Показ написания соединения эх; письмо в тетради;

- Чтение слова эхо; письмо в тетради;

- Сколько букв в этом слове? (3)

- Сколько звуков? (3)

6. Работа над звуком [э].

- Мы красиво написали, а теперь все дружно встали.

- Я называю слово, если вы услышите звук [э], приседаете.

Этот, елка, этажи, юбка, ива, экскурсия, ели, эхо.

7. Работа над словами с буквой Э.

- А сейчас попробуйте составить слова с буквой Э, для этого нужно соединить начало слова и конец.

аэро, эста, экска, эки, фета, дром, ватор, паж.

Аэродром (территория, на которой производят взлет, посадку и стоянку самолеты)

Эстафета (соревнование двух или более команд в беге, плавании)

Экскаватор (землеройная машина)

Экипаж (команда, которая управляет кораблем, самолетом и т.д.)

8. Работа по букварю стр. 132.

- А теперь прочитаем слова и предложения по учебнику.

Чтение текста "Эхо" по цепочке.

Проверка восприятия. - Где можно услышать эхо? Кто из вас слышал эхо?

Самостоятельное чтение текста.

9. Работа в тетради.

Запись предложений: Это книга. Это дети.

- Что ставим в конце предложения? Запишите его, проговаривая слова по слогам.

Запись слов это, эти, этот, этажи.

- Поделите слова на слоги.

- Чем похожи слова? (С буквой э). Какое слово лишнее? (Этажи). Почему? (3 слога).

10. Итоги урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Давайте проверим:

Фразу я начну,

А вы кончайте.

Вместе дружно отвечайте!

- Мы сегодня на уроке познакомились буквой … (Э)

- Буква Э обозначает звук … ([э])

- Этот звук … (гласный)

- Молодцы! Я благодарю вас за активную работу.

«Русских слов на букву Э

мало в нашем словаре:

эй, и эх, и эта. А экватор,

эстафета, электричество,

экран к нам пришли из дальних стран.

Но язык наш к ним привык,

стал богаче наш язык»


© 2010-2022