Технологическая карта открытого урока по русскому языку Имена собственные и нарицательные (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта открытого урока по русскому языку Имена собственные и нарицательные (3 класс)Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3»







Технологическая карта урока русского языка

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»

(УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)



Выполнила: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 3»

Колотова Лариса Александровна



2012-13 учебный год

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Начальная школа ХХI века»

по теме: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Методы обучения: системно-деятельностный подход.

Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.

Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Склонение имен существительных», «Падеж и безударные окончания имен существительных», «Число имен существительных», «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Формы организации учебной деятельности:

• групповая; в парах; индивидуальная;

• фронтальная

Цель урока: учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить с собственными и нарицательными именами существительными, их грамматическими признаками (неизменяемость по числам), оформлением на письме (прописная буква).

Воспитательная: воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Развивающая: создать условия для развития речи, самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.

Информационный материал:

• русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Вентана-Граф, 2008. - (Начальная школа XXI века) - с.54-56.

• раздаточный материал - карточки.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке, работа в парах, группах.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Орг.момент.

Самоопределение к деятельности.

- За что я люблю и ценю своих учеников?

- А я на уроке все понимаю,

Задания все хорошо выполняю.

Ответы ищу на вопросы любые.

Чтоб знать и уметь все без помощи Вашей,

Чтоб становиться лучше и краше.

Личностные УУД (мотивация к обучению и познавательной деятельности)

Актуализация знаний.

Фиксация затруднений в деятельности.

- Сначала давайте проведем игру «Подбери пару». Подумайте, какая связь между словами в первой паре. Составьте подобную пару:

Париж - Франция, Москва - …

марсиане - Марс, земляне - …

«Прыжок» - Толстой, «Ванька» - …

страна - город, дом - …

- Поставьте вопросы к этим слова и определите часть речи.

- Почему к одним словам мы ставим вопрос кто?, а к другим что?

- Что мы знаем об имени существительном?

- Назовите лишнее слово.

- Какие слова пишутся с заглавной буквы?

- Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы? Со строчной буквы?

Учащиеся записывают слова в тетрадь:

Россия

Земля

Чехов

квартира

- Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Учащиеся дают определение имени существительного.

- Лишнее слово «квартира», оно пишется со строчной буквы.

- Имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, рек и т.д.

Дети затрудняются ответить на эти вопросы.

Познавательные УУД (умение устанавливать связь между словами)

Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?

- Что мы должны узнать на уроке?

- Заглавная и строчная буквы в словах.

- Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы и со строчной буквы.

Регулятивные УУД (постановка учебной задачи)

Построение выхода из затруднений («открытие»)

- Имена существительные Россия, Земля, Лермонтов называются именами собственными. Имена собственные называют такие предметы, которые единичны.

- Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными?

- Какие у вас собственные имена?

- Да, у человека - это имя. У города, реки, улицы - название. Назовите название города, улицы, реки.

- Как же пишутся собственные имена существительные?

- Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.


- Но есть еще нарицательные имена существительные.

- Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными.

- Как вы думаете, как пишутся такие слова?

- Приведите примеры имен собственных (нарицательных).

- Сверим свои полученные знания с учебником на стр15 в рубрике «Сведения о языке2

Ответы детей.

Дети называют свои имена.

- Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

Один ученик читает стихотворение.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города!

Буква большая - совсем не пустяк:

В букве большой - уважения знак!

- Нарицательные имена существительные пишутся со строчной буквы.

Учащиеся приводят примеры.

Регулятивные УУД (соотнесение того, что уже известно учащимся, и того, что предстоит узнать)

Познавательные УУД

Первичное закрепление во внешней речи

Работа в парах (стр. 16,упр. 23)

- Какой вывод мы можем сделать?

Взаимопроверка, оценка работ (пары меняются работами) .

- Одинаковые слова пишутся по-разному.

Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других, работать в паре)

Регулятивные УУД (оценка)

Продолжение построения выхода из затруднений («открытие»)

- Для расширения кругозора (урок 99 отмечен зелёным цветом) в географических понятиях, выполним упр.2. (коллективная работа)

Находят географические названия на карте (учитель помогает).

Познавательные УУД (умения ориентироваться по карте)

Первичное закрепление во внешней речи

- Что нового вы узнали об именах собственных?

!- Давайте познакомимся с ними в рубрике

- Среди собственных имён существительных встречаются несклоняемые слова.

Регулятивные УУД (умение делать выводы)

Физкультминутка


Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать!

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней,

(показать «силу»)

Здоровей и веселей!

Коммуникативные УУД

Продолжение построения выхода из затруднений («открытие»)

Работа в группах.

На карточках написаны слова для каждой группы:

стол - столы

дом - дома

подарок - …

кошка - …

Россия

Волгоград

река Волга

стол - столы

дом - дома

корабль - …

девочка - …

Украина

Курск

Река Сейм

стол - столы

дом - дома

солдат - …

собака - ..

Грузия

Хабаровск

Река Амур

стол - столы

дом - дома

карандаш - …

белка - …

Белоруссия

Москва

Река Клязьма

- Прочитайте две пары слов левого столбика.

- Как изменяются в нём слова?

- К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?

- Измените по числам остальные слова.

- Прочитайте слова правого столбика.

- Измените их по числам.

- Получается?

- А к какой группе существительных относятся эти слова?

- Что ещё вы узнали об именах собственных? Какой вывод можно сделать?

Дети выполняют задание в карточках и сталкиваются с проблемой, разрешают её и делают вывод.




- Слова изменяются по числам.

- Имена нарицательные.

Учащиеся пробуют изменить слова правого столбика по числам.

- Имена собственные.

- Собственные имена существительные не изменяются по числам.

Коммуникативные УУД

(согласованность действий с партнерами, предвосхищение результатом уровня усвоения)

Познавательные УУД (логические)

Регулятивные УУД

Первичное закрепление во внешней речи.

Работа в парах.

- Расскажите друг другу о том, что вы узнали об именах существительных собственных и нарицательных. Оцените работу соседа по парте.

Взаимопроверка, оценивание работы соседа по парте.

Регулятивные УУД (оценка)

Коммуникативные УУД

Включение в систему знаний и повторение

- Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Запишите слова в два столбика: в первый - имена собственные, во второй - имена нарицательные.

Собирала Маргарита

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита

Маргаритки во дворе.

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла серёжку Поля.

Ту серёжку нашёл Серёжка,

Прибежал, постучал в окошко:

- Отыскалась твоя серёжка!

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Познавательные УУД (умение классифицировать слова)

Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать учителя)

Домашнее задание.

Заполнить таблицу примерами.

Имена существительные

собственные

нарицательные



Познавательные УУД (умение приводить примеры)

Рефлексия.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы этой цели?

- Что показалось сложным на уроке?

- Оцените свою работу на уроке:

- Если у вас всё получилось, вы рисуете красный кружок.

- Если не всё получалось - синий кружок.

- Если остались вопросы и нужна помощь учителя - зелёный.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Личностные УУД (умение выражать свои эмоции)



© 2010-2022