- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ахметова Г.И. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 (с изменениями от 31 января 2012 г. приказ № 69).
- Учебного плана МБОУ СОШ № 3 на 2013-2014 учебный год.
- Примерной и авторской программы начального общего образования по русскому языку Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, входящей в Образовательную систему «Школа 2100».
Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели курса:
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель)
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
- формирование элементарной лингвистической компетенции.
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к русскому языку: любви и интереса к нему
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через языки созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
Содержание курса. Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др. Повторение изученного в 3 классе - 7 часов. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки). Фонетика и графика. Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике и графике, полученных детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематичкого слуха, орфографической зоркости. Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными. Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Небуквенные графические средства: пробел (раздельность написания: в поле, в шесть, ко мне и т.д.), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка и т.д.). Состав слова Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности. Проверяемые и непроверяемые гласные, и согласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных согласных в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных. Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря. Морфология - 62 часа Имя существительное. Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род имени существительного: мужской, женский, средний. Существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь). Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц). Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме. Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь). Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения), не с глаголами. Предлог. Значение предлогов в речи. Отличие предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами. Лексика Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова: анализ образцов использования в тексте, употребление в собственной речи. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи. Словари русского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни. Синтаксис и пунктуация - 29 часов Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) - предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Логическое ударение (практическое усвоение). Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии). Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Учебно-тематический план
-
Повторение изученного в 3 классе- 7 часов
-
Синтаксис - 29ч.
-
Морфология - 62ч.
-
Повторение- 4 часа
Требования к уровню подготовки учащихся знать/понимать - значимые части слова; - признаки изученных частей речи; - типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. уметь - анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение; - различать произношение и написание слов; - находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю); - без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов; - создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания; - соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант - текст 75-80 слов); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.); - работы со словарем (алфавит); - соблюдения орфоэпических норм; - создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике; - овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Календарно - тематический план
№
Тема урока
Колич
часов
Наглядность
Дата проведения
1 четверть
25ч
таблицы с правилами
карточки для индивидуальной работы
схемы предложений
образец разбора по составу
иллюстрации
предметные картинки
загадки, пословицы, поговорки
сборник диктантов
раздаточные карточки
тематические таблицы
таблицы с правилами
карточки для индивидуальной ра
план
факт
Раздел 1. «Повторение»-
7ч.
1
Введение. Фонетика и графика.
1
04.09
2
Фонетика и графика.
1
05.09
3
Фонетический разбор слова.
1
06.09
4
Орфография. Классификация орфограмм.
1
11.09
5
Состав слова.
1
12.09
6
Входная контрольная работа.
1
18.09
7
Части слова
1
13.09
Раздел 2. Синтаксис
29ч
8
Простое предложение.
1
19.09
9
Отличие простого предложения от сложного.
1
20.09
10
Синтаксис и пунктуация.
1
25.09
11
Предложения с однородными членами.
1
26.09
12
Однородные члены без союзов, с союзами.
1
27.09
13
Союзы а, и, но с однородными членами.
1
02.10
14
Однородные члены предложения в речи.
1
03.10
15
Р.р. Обучающее изложение. Что я люблю.
1
04.10
16
Синтаксический разбор предложений
1
09.10
17
Диктант. Ягодные адреса.
1
10.10
18
Повторение. Простое предложение.
1
16.10
19
Р.р. Сочинение. «Субботний день дома»
1
17.10
20
Бессоюзное сложное предложение.
1
18.10
21
Союзы и, а, но в простом и сложном предложении.
1
23.10
22
Запятая в сложном предложении
1
24.10
23
Сложные предложения с союзами1
1
25.10
24
Диктант Отлет птиц
30.10
25
2 четверть
Сложные предложения.
24ч.
1
31.10
26
Употребление сложных предложений в речи
1
06.11
27
Понятие о прямой речи.
1
07.11
28
Знаки препинания.
1
таблицы с правилами
карточки для индивидуальной работы
схемы предложений
образец разбора по составу
иллюстрации
предметные картинки
загадки, пословицы, поговорки
сборник диктантов
раздаточные карточки
тематические таблицы
08.11
29
Стилистические функции предложения с прямой речью.
1
13.11
30
Использование предложений с прямой речью
1
14.11
31
Запись цитаты.
1
15.11
32
Знаки препинания в предложениях.
1
20.11
33
Знаки препинания в простом предложении
1
21.11
34
Обобщение. . Предложения с прямой речью.
1
22.11
35
Диктант. Краски осени.
1
28.11
36
Этикетные формулы - помощники общения.
1
29.11
Морфология
62 ч.
37
Имя существительное как часть речи.
1
30.11
38
Роль имени существительного в речи, в предложении.
1
04.12
39
Многозначные слова, синонимы, антонимы.
1
05.12
40
Изменение имени существительного.
1
06.12
41
Изменение имени существительного по падежам.
1
11.12
42
Изменение по падежам в единственном и множественном числе.
1
12.12
43
Именительный и винительный падежи.
1
13.12
44
Родительные и дательный падежи.
1
18.12
45
Творительный и предложный падежи.
1
таблицы с правилами
карточки для индивидуальной работы
схемы предложений
19.12
46
Изменение существительных по падежам.
1
20.12
47
Контрольный диктант по теме « Имя существительное»
1
25.12
48
Существительные 1, 2, 3 склонения.
1
26.12
49
3 четверть
Несклоняемые имена существительные.
29ч.
1
27.12
50
Проверочная работа. Имя существительное.
1
таблицы с правилами
карточки для индивидуальной работы
15.01
51
Алгоритм орфографического правила.
1
16.01
52
Мягкий знак после шипящих на конце существительных.
1
17.01
53
Правописание ь знака на конце имен существ.
1
22.01
54
Диктант. На рыбалке.
1
таблицы с правилами
карточки для индивидуальной работы
схемы предложений
таблицы с правилами
23.01
55
Правописание безударных падежных окончаний.
1
24.01
56
Упражнения в правописании падежных окончаний.
1
29.01
57
Орфограммы - безударные гласные в окончании.
1
30.01
58
Падежные окончания
1
31.01
59
Безударные гласные в окончании.
1
05.02
60
Диктант. Музыкант.
1
06.02
61
Прилагательное в текстах описаниях.
1
07.02
62
Прилагательное в текстах разных стилей.
1
таблицы с правилами
карточки для индивидуальной работы
схемы предложений
таблицы с правилами
карточки для индивидуальной работы
таблицы с правилами
карточки для индивидуальной работы
схемы предложений
таблицы с правилами
карточки для индивидуальной работы
схемы предложений
таблицы с правилами
таблицы с правилами
карточки для индивидуальной работы
схемы предлож
таблицы с правилами
12.02
63
Морфологический разбор прилагательного.
1
13.02
64
Склонение имен прилагательных.
1
14.02
65
Изменение прилагательных по родам, числам, падежам.
1
19.02
66
Правописание безударных падежных окончаний прилагательных
1
20.02
67
Графическое обозначение орфограмм.
1
21.02
68
Использование в письменной речи слов.
1
26.02
69
Р.р. Сочинение описание « Моя любимая игрушка»
1
27.02
70
Имя прилагательное. Повторение
1
28.02
71
Диктант. Идет весна.
1
05.03
72
Глагол как части речи.
1
06.03
73
Морфологический разбор глагола.
1
07.03
74
Спряжение глаголов.
1
12.03
75
Определение спряжения глаголов.
1
13.03
76
Алгоритм определения спряжения глаголов.
1
14.03
77
Глаголы - исключения.
1
19.03
78
4 четверть
Глаголы с безударными личными окончаниями.
25
1
20.03
79
Спряжение глаголов
1
21.03
80
Диктант. Весной.
1
02.04
81
Возвратная форма глаголов.
1
03.04
82
Правописание - тся, ться в глаголах.
1
04.04
83
Буква Ь в глаголах 2 лица единственного числа.
1
09.04
84
Безударные гласные в окончаниях глаголов.
1
10.04
85
Использование в письменной речи глаголов
1
11.04
86
Глаголы и их использование в речи
1
16.04
87
Алгоритм разбора глагола по составу.
1
17.04
88
Личные окончания глагола.
1
18.04
89
Р.р. Обучающее изложение.
1
23.04
90
Разбор глаголов по составу.
1
24.04
91
Предложения с прямой речью и глаголами
1
25.04
92
Глаголы. Разбор глагола по составу.
1
30.04
93
Повторение по теме « Глагол».
1
02.05
94
Проверочная работа. Глагол.
1
07.05
95
Части речи. Повторение
1
08.05
96
Диктант. Беловежская пуща.
1
14.05
97
Правописание глаголов.
1
15.05
98
Праздник частей речи.
1
16.05
4 раздел. Повторение.
4ч.
99
Слово. Предложение. Текст.
1
22.05
100
Итоговый диктант. Лесные санитары.
1
23.05
101
Повторение. Слово, предложение, текст.
1
28.05
102
Существительное, прилагательное, глагол.
1
29.05
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Пронина, О. В. Русский язык. 4 класс. Ч. 1, 2 / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004. 2. Комисарова, Л. Ю. Дидактический материал по русскому языку. 4 класс. - М.: Баласс, 2011. 3. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс: варианты 1, 2. - М.: Баласс, 2012. 4. Яковлева М. А. тетрадь по чистописанию 4 класс. -М. Баласс 2011
Нормы оценок Диктант
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.
Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.
Списывание текста (с учебника, доски и т.д.)
Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).
Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).
Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок) .
При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.
Изложения и сочинения
Оценка "5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).
Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно
нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Список литературы
1. Тренажер по русскому языку в начальных классах. О.Е.Жиренко. М: Ювента,2012 г.
2. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте. Н.А.Касаткина. : Учитель,2009 г.
3. Словарная работа на уроках в начальной школе. О.В.Росланова. Волгоград: Учитель, 2006 г.