Рабочая программа по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 (с изменениями от 31 января 2012 г. приказ № 69).
2. Приказа Министерства образования РБ от 19 августа 2013 года № 1384 «О рекомендуемом учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений Республики Башкортостан на 2013-2014 учебный год».
  1. Учебного плана МБОУ СОШ № 3 на 2013-2014 учебный год.
  2. Примерной и авторской программы начального общего образования по русскому языку Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, входящей в Образовательную систему «Школа 2100».


Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели курса:

  • формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
  • формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель)
  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
  • формирование элементарной лингвистической компетенции.
В соответствии с целями решаются задачи:
  • развитие у детей патриотического чувства по отношению к русскому языку: любви и интереса к нему
  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через языки созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  • формирование у детей чувства языка;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
По учебному плану на изучение курса русского языка отводится 102 часа, 3 раза в неделю.



Содержание курса. Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др. Повторение изученного в 3 классе - 7 часов. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки). Фонетика и графика. Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике и графике, полученных детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематичкого слуха, орфографической зоркости. Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными. Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Небуквенные графические средства: пробел (раздельность написания: в поле, в шесть, ко мне и т.д.), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка и т.д.). Состав слова Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности. Проверяемые и непроверяемые гласные, и согласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных согласных в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных. Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря. Морфология - 62 часа Имя существительное. Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род имени существительного: мужской, женский, средний. Существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь). Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц). Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме. Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь). Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения), не с глаголами. Предлог. Значение предлогов в речи. Отличие предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами. Лексика Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова: анализ образцов использования в тексте, употребление в собственной речи. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи. Словари русского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни. Синтаксис и пунктуация - 29 часов Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) - предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Логическое ударение (практическое усвоение). Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии). Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Учебно-тематический план


  1. Повторение изученного в 3 классе- 7 часов

  2. Синтаксис - 29ч.

  3. Морфология - 62ч.

  4. Повторение- 4 часа

Требования к уровню подготовки учащихся знать/понимать - значимые части слова; - признаки изученных частей речи; - типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. уметь - анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение; - различать произношение и написание слов; - находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю); - без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов; - создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания; - соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант - текст 75-80 слов); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.); - работы со словарем (алфавит); - соблюдения орфоэпических норм; - создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике; - овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Календарно - тематический план

Тема урока

Колич

часов

Наглядность

Дата проведения

1 четверть

25ч

таблицы с правилами

карточки для индивидуальной работы

схемы предложений

образец разбора по составу

иллюстрации

предметные картинки

загадки, пословицы, поговорки

сборник диктантов

раздаточные карточки

тематические таблицы

таблицы с правилами

карточки для индивидуальной ра

план

факт

Раздел 1. «Повторение»-

7ч.

1

Введение. Фонетика и графика.

1

04.09

2

Фонетика и графика.

1

05.09

3

Фонетический разбор слова.

1

06.09

4

Орфография. Классификация орфограмм.

1

11.09

5

Состав слова.

1

12.09

6

Входная контрольная работа.

1

18.09

7

Части слова

1

13.09

Раздел 2. Синтаксис

29ч

8

Простое предложение.

1

19.09

9

Отличие простого предложения от сложного.

1

20.09

10

Синтаксис и пунктуация.

1

25.09

11

Предложения с однородными членами.

1

26.09

12

Однородные члены без союзов, с союзами.

1

27.09

13

Союзы а, и, но с однородными членами.

1

02.10

14

Однородные члены предложения в речи.

1

03.10

15

Р.р. Обучающее изложение. Что я люблю.

1

04.10

16

Синтаксический разбор предложений

1

09.10

17

Диктант. Ягодные адреса.

1

10.10

18

Повторение. Простое предложение.

1

16.10

19

Р.р. Сочинение. «Субботний день дома»

1

17.10

20

Бессоюзное сложное предложение.

1

18.10

21

Союзы и, а, но в простом и сложном предложении.

1

23.10

22

Запятая в сложном предложении

1

24.10

23

Сложные предложения с союзами1

1

25.10

24

Диктант Отлет птиц

30.10

25

2 четверть

Сложные предложения.

24ч.

1

31.10

26

Употребление сложных предложений в речи

1

06.11

27

Понятие о прямой речи.

1

07.11

28

Знаки препинания.

1

таблицы с правилами

карточки для индивидуальной работы

схемы предложений

образец разбора по составу

иллюстрации

предметные картинки

загадки, пословицы, поговорки

сборник диктантов

раздаточные карточки

тематические таблицы

08.11

29

Стилистические функции предложения с прямой речью.

1

13.11

30

Использование предложений с прямой речью

1

14.11

31

Запись цитаты.

1

15.11

32

Знаки препинания в предложениях.

1

20.11

33

Знаки препинания в простом предложении

1

21.11

34

Обобщение. . Предложения с прямой речью.

1

22.11

35

Диктант. Краски осени.

1

28.11

36

Этикетные формулы - помощники общения.

1

29.11

Морфология

62 ч.

37

Имя существительное как часть речи.

1

30.11

38

Роль имени существительного в речи, в предложении.

1

04.12

39

Многозначные слова, синонимы, антонимы.

1

05.12

40

Изменение имени существительного.

1

06.12

41

Изменение имени существительного по падежам.

1

11.12

42

Изменение по падежам в единственном и множественном числе.

1

12.12

43

Именительный и винительный падежи.

1

13.12

44

Родительные и дательный падежи.

1

18.12

45

Творительный и предложный падежи.

1

таблицы с правилами

карточки для индивидуальной работы

схемы предложений

19.12

46

Изменение существительных по падежам.

1

20.12

47

Контрольный диктант по теме « Имя существительное»

1

25.12

48

Существительные 1, 2, 3 склонения.

1

26.12

49

3 четверть

Несклоняемые имена существительные.

29ч.

1

27.12

50

Проверочная работа. Имя существительное.

1

таблицы с правилами

карточки для индивидуальной работы

15.01

51

Алгоритм орфографического правила.

1

16.01

52

Мягкий знак после шипящих на конце существительных.

1

17.01

53

Правописание ь знака на конце имен существ.

1

22.01

54

Диктант. На рыбалке.

1

таблицы с правилами

карточки для индивидуальной работы

схемы предложений

таблицы с правилами

23.01

55

Правописание безударных падежных окончаний.

1

24.01

56

Упражнения в правописании падежных окончаний.

1

29.01

57

Орфограммы - безударные гласные в окончании.

1

30.01

58

Падежные окончания

1

31.01

59

Безударные гласные в окончании.

1

05.02

60

Диктант. Музыкант.

1

06.02

61

Прилагательное в текстах описаниях.

1

07.02

62

Прилагательное в текстах разных стилей.

1

таблицы с правилами

карточки для индивидуальной работы

схемы предложений

таблицы с правилами

карточки для индивидуальной работы

таблицы с правилами

карточки для индивидуальной работы

схемы предложений

таблицы с правилами

карточки для индивидуальной работы

схемы предложений

таблицы с правилами

таблицы с правилами

карточки для индивидуальной работы

схемы предлож

таблицы с правилами

12.02

63

Морфологический разбор прилагательного.

1

13.02

64

Склонение имен прилагательных.

1

14.02

65

Изменение прилагательных по родам, числам, падежам.

1

19.02

66

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных

1

20.02

67

Графическое обозначение орфограмм.

1

21.02

68

Использование в письменной речи слов.

1

26.02

69

Р.р. Сочинение описание « Моя любимая игрушка»

1

27.02

70

Имя прилагательное. Повторение

1

28.02

71

Диктант. Идет весна.

1

05.03

72

Глагол как части речи.

1

06.03

73

Морфологический разбор глагола.

1

07.03

74

Спряжение глаголов.

1

12.03

75

Определение спряжения глаголов.

1

13.03

76

Алгоритм определения спряжения глаголов.

1

14.03

77

Глаголы - исключения.

1

19.03

78

4 четверть

Глаголы с безударными личными окончаниями.

25

1

20.03

79

Спряжение глаголов

1

21.03

80

Диктант. Весной.

1

02.04

81

Возвратная форма глаголов.

1

03.04

82

Правописание - тся, ться в глаголах.

1

04.04

83

Буква Ь в глаголах 2 лица единственного числа.

1

09.04

84

Безударные гласные в окончаниях глаголов.

1

10.04

85

Использование в письменной речи глаголов

1

11.04

86

Глаголы и их использование в речи

1

16.04

87

Алгоритм разбора глагола по составу.

1

17.04

88

Личные окончания глагола.

1

18.04

89

Р.р. Обучающее изложение.

1

23.04

90

Разбор глаголов по составу.

1

24.04

91

Предложения с прямой речью и глаголами

1

25.04

92

Глаголы. Разбор глагола по составу.

1

30.04

93

Повторение по теме « Глагол».

1

02.05

94

Проверочная работа. Глагол.

1

07.05

95

Части речи. Повторение

1

08.05

96

Диктант. Беловежская пуща.

1

14.05

97

Правописание глаголов.

1

15.05

98

Праздник частей речи.

1

16.05

4 раздел. Повторение.

4ч.

99

Слово. Предложение. Текст.

1

22.05

100

Итоговый диктант. Лесные санитары.

1

23.05

101

Повторение. Слово, предложение, текст.

1

28.05

102

Существительное, прилагательное, глагол.

1

29.05


Перечень учебно-методического обеспечения


1. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Пронина, О. В. Русский язык. 4 класс. Ч. 1, 2 / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004. 2. Комисарова, Л. Ю. Дидактический материал по русскому языку. 4 класс. - М.: Баласс, 2011. 3. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс: варианты 1, 2. - М.: Баласс, 2012. 4. Яковлева М. А. тетрадь по чистописанию 4 класс. -М. Баласс 2011

Нормы оценок Диктант

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.
Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

Списывание текста (с учебника, доски и т.д.)

Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).
Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).
Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок) .
При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.
Изложения и сочинения
Оценка "5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).
Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно

нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.


Список литературы


1. Тренажер по русскому языку в начальных классах. О.Е.Жиренко. М: Ювента,2012 г.

2. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте. Н.А.Касаткина. : Учитель,2009 г.

3. Словарная работа на уроках в начальной школе. О.В.Росланова. Волгоград: Учитель, 2006 г.








© 2010-2022