- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по окружающему миру на тему Как помочь птицам зимой (1 класс)
Разработка урока по окружающему миру на тему Как помочь птицам зимой (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Воропаева В.В. |
Дата | 13.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №3»
Как помочь птицам зимой?
(урок окружающего мира)
Выполнила:
Воропаева В.В.,
учитель начальных классов
г. Старый Оскол
2015
Окружающий мир
1 класс
Тема урока: Как помочь птицам зимой?
Задачи деятельности педагога: познакомить с многообразием мира зимующих птиц, обобщить жизненный опыт учащихся по наблюдению за зимующими птицами, рассмотреть виды корма для зимующих птиц; развивать внимание, память, мышление; воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи людей зимующим птицам.
УМК «Перспективная начальная школа»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся узнавать признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа - птицы; называть представителей зимующих птиц; получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (строить кормушки); обобщать жизненные наблюдения.
Метапредметные:
Регулятивные: под руководством учителя организовывать своё рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей работы.
Познавательные: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для бережного отношения к природе, выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов, формулировать проблему и самостоятельно создавать способы её решения.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, работать в паре, группе.
Личностные: осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам.
Оборудование: учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь рисунки с изображением птиц; корм для зимующих птиц; различные виды кормушек; костюмы-шапочки птиц для сценки; карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент (1 мин).
Ребята, напомните, пожалуйста, какой сейчас у нас урок?
1)Эмоциональный настрой.
-Какое нам с вами нужно настроение, чтобы урок получился удачным? (хорошее)
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на протяжении всего урока. Пожелаем друг другу удачи. (Дети друг друга хлопают по ладоням.)
-Посмотрите за окно, какой чудесный день! Полюбуйтесь красотой природы.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок,
Начинаем наш урок.
- Так же как тихо падает снег, сядем и мы.
( С этими словами учитель опускает на стол бумажную снежинку).
II. Актуализация изученных знаний (2 мин).
1.Фронтальный опрос. -О каком времени года говорится в стихотворении?
-Назовите зимние месяцы. Сколько их?
- Что изменилось в природе с приходом зимы? (Зима - самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзает почва и водоёмы. Земля покрывается снежным ковром. Зима - трудный период в жизни животных.) 2.Загадка: Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку: Длинный клюв и два крыла Прилетит - плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это… (птица)
-Давайте вспомним, кто такие птицы?
3. Игра «Да - нет».
- Я вам сейчас перечислю признаки животных, и если признак характеризует птицу, вы хлопайте в ладоши.
- Тело покрыто шерстью.
- Тело покрыто перьями. (+)
- Есть клюв. (+)
- Есть зубы.
- Отыскивают пищу с помощью лап и клюва. (+)
- Эти животные летают. (+)
- Эти животные плавают. (+)
- У них две пары ног.
-Эти животные зимуют с нами. (+)
-Эти животные улетают зимой в тёплые края. (+)
-Молодцы!
-Объясните, почему вы хлопали тогда, когда говорилось, что эти животные «улетают на юг», и тогда, когда говорилось, что «зимуют с нами»?
III. Сообщение темы и целей урока (2 мин).
-А вот о каких именно птицах пойдёт сегодня разговор на уроке, вы узнаете, посмотрев на доску (картинки зимующих птиц).
- О снегире, воробье и сороке, которые у нас живут зимой.
-Кто догадался? Какую тему урока сегодня будем изучать?
-О зимующих птицах. Как помочь птицам зимой.
-Верно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. И непросто говорить о них.
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте наши задачи, продолжив мои предложения:
Мы должны ознакомиться _______________________
Мы должны выяснить_____________________
Мы должны научиться______________________
Цели: Мы должны научиться зимующих птиц называть, различать и выяснить, чем мы им можем помочь в трудное зимнее время.
- А как вы думаете, для чего нам это нужно?
IV. Закрепление.
1.Коллективная работа с текстом (2 мин).
- Послушайте отрывок из произведения уральского писателя Николая Никонова «Зимняя сказка» и ответьте на вопрос: От чего зимой больше всего страдают птицы?
Пасмурно, пусто, бело в полях. Тишина в лесу. И везде снег. Спит медведь в глубокой берлоге. Спят ежи, укрытые листьями. Дремлют деревья в сонном зимнем царстве.
Только самые бодрые птицы и звери не спят зимой. Трудно им, голодно и страшно. Да они и не умеют плакать, не жалуются никому.
Мелкие синички с рассветом поднимаются. Едва просветлеет восток, они уже копошатся в вершинах сосен, ищут тлей, пауков, букашек. Так целый день - от дерева к дереву, от кустика к кустику. Нашёл корм - сыт и весел. Не нашёл - ослаб и замёрз. А к вечеру, сбившись стайкой, они садятся тесно рядом, чтобы было потеплее.
Словарная работа:
Копошатся - шевелятся, суетливо передвигаются.
Тля - вредное насекомое.
Просветлеет восток - рассветает, покажется солнце.
- От чего зимой больше всего страдают птицы?
Проблема: Что же страшнее для птиц, голод или холод? (слова на доске)
2.Работа в парах (2 мин).
-Задайте друг другу вопросы и постарайтесь вместе на них найти ответы.
-Кто не сможет сформулировать вопрос можно пользоваться карточкой - подсказкой.
1.О каких птицах рассказывает автор?
2.Почему птицы сбиваются в стайки?
-Давайте вместе ответим на вопросы ребят….
-Кто пользовался подсказкой? Прочитайте вопросы.
-Бывает очень трудно найти птицам природное лакомство.
- Что это за лакомство такое?
-Что же им делать? Можем ли мы им помочь?
V. Физкультминутка (1 мин)
VI. Закрепление.
1. Инсценирование «Птичьи жалобы» (2 мин)
Звучат голоса птиц.
Сорока: Тра-та-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе жалобы пишут, привередничают и капризничают.
Щегол: Семечки и пшено в столовой недавленые. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера пшено раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.
Синица: Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.
Снегирь: Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
- Успокойтесь птицы, всё будет в порядке. Мы всё учтём и исправим ошибки!
-Знаете ли вы, ребята, названия птиц, которые прилетели на кормушку?
-Как видите, мало сделать кормушку, надо продумать, а удобна ли она для птиц?
2.Работа в группах (5 мин)
1 группа: Ребята изготовили кормушки. Рассмотрите их. Какая из кормушек наиболее удачная, удобная для птиц. Где надо развешивать кормушки?
2 группа: Определи, какая птица в группе лишняя? Почему? Что ты о ней знаешь? Расскажи.
Дятел, скворец, журавль, ласточка.
3 группа: скворец, ласточка, свиристель, грач.
4 группа: клёст, жаворонок, воробей, поползень.
5 группа: Составить «Меню для птичьей столовой».
-Что такое меню? (листок с перечнем блюд в столовой)
-Из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья.
-
Рябина.
-
Семечки.
-
Ржаной хлеб.
-
Белый хлеб
-
Конфеты
-
Пшено
-
Зерно
-
Сало соленое
-
Кусочки сырого мяса
3. Проверка работ в группах (10 мин)
1 группа: Какая из кормушек наиболее удачная? Почему?
-Где надо развешивать кормушки?
-У кого дома висят кормушки?
Мы кормушку смастерили
И столовую открыли.
2 группа: Определи, какая птица в группе лишняя? Почему? Что ты о ней знаешь? Расскажи.
Сообщение: Вы знаете, что один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков. А как дятел спит в своём гнезде - дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте.
-К вам у меня такой вопрос: что такое: «кузница дятла»? (ствол или пень, где дятел долбит шишку).
3 группа:
Сообщение: А из вас кто-нибудь наблюдал за свиристелями? Понаблюдайте. Эти птицы питаются рябиной и во время еды падают в обморок. Почему? Как вы думаете? Может это ягоды так действуют на них?
4 группа:
- Каждую осень перелётные птицы улетают в теплые места, туда, где много пищи. Жаворонок улетает в Африку.
-Кто найдёт и покажет на карте, где она находится?
Вывод: Какие птицы прилетели на кормушку? 5 группа: Карточки с какими продуктами вы выбрали? -Значит, какой корм будем подсыпать в кормушки?
- А что нельзя класть в кормушку?
Вывод:
- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае.
4.Физкультминутка (1 мин)
-Проверим, хорошо ли вы знаете птиц. Слушайте внимательно! Если я ошибусь, вы должны встать.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи,
Белки и ежи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки.
И спасибо шутке!
5.Работа по учебнику (5 мин)
-Рассмотрите рисунок на с. 31 в хрестоматии. Что делает Миша?
Трудно приходится птицам зимой. Много их гибнет. Птицы перемещаются ближе к жилью человека. А зачем именно, мы узнаем, прочитав рассказ на с.30 (хрестоматия)
- Где живут зимой галки и вороны?
Чем они питаются?
По каким признакам различают ворону от галки?
У какой птицы прозвище «белобока»?
Почему? Прочитайте 2 предложение в тексте: «Сыта птаха - и тепло ей под пухом и перьями». - Как понимаете выражение?
-Что же страшнее для птиц, голод или холод?
-Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий день птицы едва успевают его утолить. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
6. Самостоятельная работа (работа в печатной тетради) (5 мин)
Задание: Отметить V корм, который можно положить в кормушку.
Молодцы! Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц. Теперь вы знаете, как мы можем им помочь в трудные зимние дни. А весной они порадуют вас своими песнями.
VII. Итог урока. Рефлексия. (2 мин)
-Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги.
-Скажите мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой сегодня на уроке?
-Удалось ли нам её достичь?
-Что нового узнали?
-Чему научились?
-Удалось ли вам сохранить хорошее настроение?
Кому удалось сохранить хорошее настроение, покажите солнышко, а кому не удалось, то положите его на парту.
Закончим урок замечательным стихотворением.
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин.